Корригирующая гимнастика корригирующая гимнастика разновидность лечебной гимнастики. Корригирующая гимнастика для самостоятельной работы над осанкой Показанием для применения корригирующих упражнений является

Специальными являются упражнения, направленные на коррекцию патологической деформации позвоночника – корригирующие упражнения. Они могут быть симметричными, ассиметричными и деторсионными. В настоящее время разработано много методик ЛГ, но не доказано преимущество какой-либо методики. При составлении комплекса при сколиозе следует учитывать характер сколиотической деформации, создающей грубую ассиметрию всех частей и отделов человеческого тела. Поэтому корригирующие упражнения при сколиозе направлены на исправление этой асимметрии.

Неравномерная тренировка мышц спины при выполнении симметричных упражнений способствует укреплению ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости, что приводит к нормализации мышечной тяги позвоночного столба. Фонарева Т.А. и Фонарев М.И. (1988) указывают, что симметричные упражнения не нарушают возникших компенсаторных приспособлений и не приводят к развитию противоискривлений. Важным преимуществом этих упражнений является простота их подбора и методика проведения, не требующая учета сложных биомеханических условий работы деформированного позвоночно-двигательного сегмента и отдельных частей опорно-двигательного аппарата.

Ассиметричные корригирующие упражнения используются с целью уменьшения сколиотического искривления. Они подбираются индивидуально, воздействуют на патологическую деформацию локально и с большей вероятностью обеспечивают более равномерную нагрузку. Они тренируют ослабленные и растянутые мышцы, способствуют выравниванию их тонуса (рис.6, 7).

Сколиоз – это сложная деформация, включающая два основных компонента: боковое искривление и торсию. Торсия также состоит из двух частей. Скручивание позвонка происходит в процессе неправильного роста. Эта деформация не может быть исправлена консервативными методами лечения. Второй частью торсии является вращение одного сегмента позвоночника относительно другого. Этот компонент в значительной степени является функциональным и на него можно воздействовать деторсионными упражнениями.

Деторсионные упражнения выполняют следующие задачи: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии, коррекцию сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника.

Разработку деторсионных упражнений проводят с учётом того, что при правостороннем сколиозе торсия совершается по часовой стрелке, а при левостороннем – против часовой стрелки.

Рис. 6. Специальные упражнения, применяемые при сколиозе:

а – упражнение, укрепляющее мышцы живота слева; б – упражнение для укрепления длинных мышц спины; в - упражнение, вытягивающее позвоночник; г – вытягивание руки с вогнутой стороны искривления грудного отдела позвоночника; д – отведение ноги с выпуклой стороны искривления поясничного отдела позвоночника.


Рис. 7. Специальные упражнения (корригирующие) при сколиозе:

е – сочетание вытягивания руки и отведения ноги при S – образном искривлении; ж – упражнение в повороте таза с заведением ноги; з – упражнение в повороте корпуса с заведением руки; и – наклон корпуса влево с противоупором руки; к – упражнение, асимметрично расширяющее грудную клетку; упражнение при правом грудном сколиозе; л – упражнение в балансировании.

При сколиозе используются корригирующие упражнения в балансировании (с грузом на голове). Они помогают больному быстрее и эффективнее овладеть управлением натяжения и расслабления отдельных групп мышц (рис.7).

Лучший корригирующий эффект достигается упражнениями на жестком валике, положенном под выпуклую сторону сколиотической дуги, наклоном корпуса с противоупором руки (рис.7).

После любого хирургического вмешательства ЛГ должна преследовать цель стабилизации позвоночника в новых статических условиях и тем самым способствовать удержанию коррекции, достигнутой хирургическим методом (рис.8). В этих условиях напряжение мышц осуществляется больше в положении лёжа, в поздние сроки после операции упражнения дополняются нагрузкой с гантелями, грузами и другими видами сопротивления. В поздние сроки после операции, если не ожидается прогрессирования сколиоза, то на ЛФК возлагается задача восстановления подвижности позвоночника. В комплекс ЛГ этого периода включаются наклоны, лёгкие вращения и плавание.

Рис. 8. Динамика после хирургического лечения.

На всех этапах лечения в любом возрасте больного и при любой тяжести сколиоза остаётся задача воспитания сознательного отношения к закреплению правильного положения тела.

Помимо ЛФК в комплекс лечения сколиоза входит лечебное плавание, при котором осуществляются оба лечебных момента: естественная нагрузка позвоночника с самовытяжением и укрепление мышц. Основной стиль плавания – брасс с удлиненной паузой скольжения. Первая задача – поставить правильное дыхание, чтобы при вдохе грудная клетка пациента не поднималась над водой (тогда не увеличивается поясничный лордоз и не возрастает мобильность позвоночника), а выдох был в воду.

Полноценному физическому развитию способствует и общая физкультура, из которой исключены висы, упражнения на гибкость, ограничены бег и прыжки. Показана ходьба на лыжах. Значительное место отводится физиотерапевтическим процедурам, и, прежде всего электростимуляции мышц. Ее проводят по методике Я.М. Коца с помощью аппарата «Стимул». Электроды фиксируют на выпуклой стороне дуги искривления. Локализацию электродов определяет врач соответственно началу и окончанию дуги искривления на R-грамме. Электронно-микроскопическое исследование мышц показывает полное восстановление их структуры после курса стимуляции у детей с 1 и 2 степенями сколиоза. При 3 степени сколиоза положительных сдвигов в структуре мышц спины после курса электростимуляции не происходит, поэтому применение ее не целесообразно. После курса электростимуляции целесообразно провести курс массажа мышц спины. Массаж мышц спины и брюшной стенки у больных сколиозом значительно улучшает кровоснабжение и питание мышц, способствует выведению продуктов их деятельности, улучшает их функциональное состояние. В зависимости от состояния мышц с выпуклой и вогнутой стороны используется или расслабляющий, или укрепляющий массаж.

Коррекция

Корригирующие упражнения — это специальные гимнастические упражнения, применяемые для коррекции , основанные на воспитании ощущения позы, положения сегмента тела и ощущения мускульного сокращения. Корригирующие упражнения для можно разделить на упражнения:

  • с механизмом рефлекторного выравнивания — главным образом балансировочные упражнения;
  • на упражнения с мануальной коррекцией;
  • и на аналитические корригирующие упражнения.

Типичным примером балансировочного упражнения является ходьба с грузом на голове или упражнение «выравнивание в положении стоя с разведение рук». Рассмотрим это упражнение. Упражнение заключается в разведении рук в стороны на уровне ладонями вниз, с последующим наклоном тела вперед. Для этого осуществляют перенос веса тела на передний отдел — колебание вперед. Затем, удерживая голову, плечи и грудь в выпрямленном положении, руки опустить. При этом — выравнивание сохраняется.

Преимущество этого упражнения заключается в том, что при разведении рук в стороны и колебательном движении вперед, все сегменты тела выстраиваются в единую линию, подчиняясь рефлекторным механизмам.

Если дети не в состоянии самостоятельно исправить нарушенное выравнивание тела, в этом случае требуется помощь преподавателя для выравнивания смещенного сегмента — так называемая мануальная коррекция.

Рассмотрим примеры упражнений с мануальной коррекцией

Коррекция спины.

При расслабленной осанке у детей заваливается кзади, т.е. кифозируется. Для коррекции этого дефекта следует стоя сбоку от ребенка, так чтобы видеть его профиль, расположить одну руку немного выше пояса впереди (для стабилизации грудной клетки), а другой рукой расположенной в области лопаток сместить туловище вперед. В результате такой мануальной коррекции , грудная клетка, таз и в целом тело (может быть за исключением головы и ) выравнивается. По сути — это коррекция избыточного и наклона верхнегрудного отдела .

Коррекция выпячивания ребер.

Выпячивание ребер требует совсем иной методики коррекции. Этот дефект возникает из-за очень напряженных мышц спины в результате избыточного поясницы и может быть исправлен релаксацией. Техника мануальной коррекции заключается в следующем, руки располагают на выступающей реберной дуге и просят ребенка «расслабиться». При достигнутой релаксации происходит исправление дефекта и устранение поясничного . При этом таз смещается вперед, избыточный передний наклон таза уменьшается, сглаживается. По сути — это коррекция избыточного заднего наклона за счет расслабления мышц поясницы.

Коррекция головы.

Если ребенок не может самостоятельно выровнять голову, необходима мануальная коррекция, которая заключается в смещении подбородка кнутри со смещением головы назад, а макушки вверх.

Попытка самостоятельно исправить положение смещенных вперед плеч и лопаток может привести к утрированному положению и грудной клетки (гиперкоррекции). В этих случаях прибегают к мануальной коррекции. Преподаватель, стоя позади ребенка, располагает руки так, чтобы пальцами обхватить , а большие пальцы расположены в области нижних углов лопаток. Так как это показано на рисунке. Одновременно, отводя плечи кзади, он легко смещает лопатки в правильное положение (к ). Такая коррекция может сопровождаться переразгибанием в отделе , и тогда следует еще раз вернуться к упражнению коррекция спины . Требуется терпение и чувство такта в достижении этих двух движений выравнивания лопаток и выравнивания .

Научившись удерживать правильное положение без посторонней помощи, ребенок проводит небольшую тренировку, расслабляя и вновь выравнивая лопатки. Эти упражнения следует делать без поспешности, для того чтобы почувствовать различие прежней и новой позы.

Корригирующие упражнения для желательно проводить не только во время занятий физической культурой, но и в классе и дома.

Нельзя не остановиться на богатом опыте воспитания военнослужащих. В военном деле рассматривается как важный фактор функционирования военнослужащего, позволяя ему эффективно двигаться, действовать с большей силой, преодолевать большие трудности.

Как нигде, в военном деле на первый план выступает утилитарное значение . Так, среди прочих аргументов в пользу хорошей , приводят пример ограниченнного поворота головы при ее плохом выравнивании. Ограниченного движения в плечевом суставе (движения руки вверх) при сутулости. В связи с этим большое значение имеет контроль сидя.

Рассмотрим выполнение этого упражнения реальным человеком. Такая же , такие же дефекты выравнивания. Переносим вес туловища на передний отдел стоп, напрягаем мышцы бедра и живота. Выравниваем таз.

В общем, получилось. Теперь, выравниваем грудной сегмент.

Теперь уводим голову назад…

Разница видна. Это исходное положение для любого двигательного действия в положении стоя.

Рассмотрим важный вопрос группирование тела сидя.

Регулярное выполнение этого упражнения и доведение его выполнения до автоматизма позволяет сформировать правильный двигательный стереотип рабочей позы. Эта поза является исходным положением для выполнения всех упражнений офисной гимнастики. На рисунке изображена типичная ленивая С-образная поза сидя на стуле. Приступим к выполнению упражнения. Смещаемся на край стула, не опираясь на спинку. Ноги в коленных и тазобедренных суставах согнуты под прямым углом.

Теперь следует выпрямить поясницу, т.е. вернуть привычный .

Тянемся макушкой вверх, выпрямляя . Вдох.

Плечи расслабить. Лопатки прижать к грудной клетке. Голову плавно увести назад. Контролировать направление взгляда.

Спина прямая, поясницу не заваливаем. Руки лежат свободно на бедрах. Линия взгляда направлена прямо перед собой. Тянуться вверх макушкой, растягивая . Выдох. Удержать это положение 3 - 7 секунд.

Посмотрим выполнение этого упражнения реальным человеком. Такая же .

Смещаемся на край стула

Выпрямляем поясницу

Выпрямили, теперь тянемся вверх.

Теперь выравниваем голову.

Вот и все.

Это исходное положение для всех упражнений в положении сидя. Главным образом для офисной гимнастики.

И, наконец, рассмотрим последний вопрос 3 части лекции. Выравнивание нижних конечностей. Это самый сложный вопрос. В ряде случаев он требует участия специалиста — врача ортопеда. Чтобы не запутаться рассмотрим эту проблему кратко. Главное для специалиста в области физической культуры увидеть проблемы выравнивания и нижней конечности в целом. Оценить является ли это вариантом нормы или это патология. Выравнивание нижних конечностей во многом определяется высотой каблука повседневной обуви. Очень важный вопрос компенсация укорочения нижней конечности . Отметим, что укорочение до 2 см. является нормой у взрослого человека. Необходимость и степень компенсации должен определить врач-ортопед. Следует помнить, что ненужная компенсация может ухудшить . Компенсировать укорочение следует только лишь при наличии признаков асимметрии тела, так как у лиц с хорошо развитыми сбалансированными мышцами даже существенное укорочение не оказывает влияния на и выравнивание ног. Этот вопрос мы рассмотрели выше.

Коррекция неправильного положения , прежде всего, заключается в изготовлении и постоянном использовании индивидуальных ортопедических стелек. Это основным и наиболее эффективный способ лечения плоскостопия. Кроме того, рекомендуется ходьба босиком и специальная гимнастика для

Исправить осанку поможет специальная корригирующая гимнастика. Правильно подобранный комплекс физических упражнений может предупредить некоторые заболевания, значительно улучшить состояние на ранних стадиях или замедлить развитие болезни. В данной статье рассмотрим, когда необходимы подобные упражнения, а также специфику их выполнения.

Что такое корригирующие упражнения

Термин происходит от латинского слова corrigo, что значит исправление. Следовательно, корригирующие упражнения призваны исправить проблемы, возникшие в различных частях организма человека. Регулярные занятия, подобранные врачом и физиотерапевтом, способны справиться со многими задачами.

Цель

Корригирующая гимнастика ставит своей целью:

  • восстановление и расслабление мышечной системы;
  • укрепление мышечного корсета;
  • активизацию обменных процессов в организме.

Комплекс разрабатывается так, чтобы оказывать влияние на нужный орган или систему органов человека.

Воздействие на организм

Лечебная гимнастика увеличивает кровоснабжение всего тела. Происходит регенерация тканей и улучшенное питание клеток. Учащённое дыхание расправляет альвеолы и улучшает газообмен в лёгких. Нормализуется давление.

Знаете ли вы? Во время интенсивной нагрузки мышцы поглощают в двадцать раз больше кислорода, чем в состоянии покоя.

Гимнастика способствует укреплению сердечных мышц, костей скелета, сухожилий и связок. Физическая активность ускоряет обменные процессы в организме, что положительно сказывается на всех внутренних органах.

Показания к корригирующей гимнастике

Корригирующая гимнастика - часть лечения заболеваний пациентов любого возраста. После медицинского осмотра комплекс может быть назначен при следующих проблемах:

  • проблемы с осанкой, сколиоз различной степени;
  • заболевания глаз;
  • проблемы с кровообращением, сердцем и сосудами;
  • болезни органов дыхания;
  • нарушение работы ЖКТ;
  • гинекологические заболевания;
  • плоскостопие.

При выборе упражнений врач основывается на конкретном диагнозе, а также общем состоянии пациента.

Для положительной динамики при любом заболевании необходимо придерживаться общих рекомендаций:

  • регулярность занятий (ежедневно утром и вечером);
  • несколько подходов для каждого упражнения;
  • общее время одного занятия - 30 минут;
  • занятия начинают с разминки, потом переходят к более сложным упражнениям и заканчивают расслабляющими движениями.
Для гимнастики нужно хорошо проветриваемое место с температурой +17...+20 °С. Одежда и обувь не должны стеснять движения. Необходимо обеспечить доступ к питьевой воде на протяжении всего времени занятий.

В зависимости от решаемой проблемы комплекс корригирующей гимнастики будет составлен из различных упражнений. Консультация с врачом обязательна!

Важно! Промежуток между едой и гимнастикой должен составлять 1,5–2 часа.

Для глаз

Призвана снять напряжение зрительного нерва и активизировать работу зрительных мышц. При косоглазии и амблиопии выполняют упражнения для развития функций движения и слежения глаз, а также сосредоточения на выбранных объектах.
Существует несколько видов упражнений:

  • сильное зажмуривание способствует циркуляции внутриглазной жидкости, улучшает функции кровоснабжения (5–10 раз);
  • частое моргание обеспечивает увлажнение глазного яблока, выполняется 10–15 секунд;
  • массаж надбровных дуг («прищепочки») усиливает кровоснабжение;
  • смена фокусировки с ближнего предмета на дальний тренирует аккомодационные мышцы;
  • вращение глазами снижает напряжение и тренирует функцию движения глаз (по 6 раз в обе стороны);
  • слежение за предметом или «рисование» взглядом выполняется около 30 секунд для тренировки двигательных мышц.

Во время занятий используют специальные тренажёры и ориентиры. Продолжительность одного занятия - от 5 до 15 минут.

Знаете ли вы? Гимнастика была известна ещё во времена Древнего Египта, о чём говорят дошедшие до наших дней рисунки.

Исправление осанки

Упражнения, формирующие правильную осанку, включают в большинство корригирующих комплексов. Наиболее популярны следующие варианты:

  • стоя спиной к стене, нужно прижаться пятками, икрами, ягодицами и затылком к ровной поверхности и зафиксировать положение. Отойдя от стены, положение тела сохраняют на несколько секунд и повторяют периодически во время всей тренировки;
  • в том же положении возле стены выполняют приседания, поднятия на носки и махи руками, сохраняя ровную спину;
  • принять правильную осанку возле стены, после чего положить на макушку головы мешочек с песком или другой небольшой утяжелитель. С мешочком на голове выполняют медленные приседания, ходьбу простую и с перешагиванием препятствий, упражнения с мячом.

Видео: как исправить осанку Основное упражнение у стены выполняют в течение всего дня, контролируя осанку, например, перед зеркалом.

При плоскостопии

Комплекс занятий подбирается ортопедом в зависимости от вида плоскостопия (врождённое, травматическое, после полиомиелита или рахита, от внешнего воздействия).

Для разминки используют общие упражнения для мышц спины и осанки. Специальные движения могут включать:

  • сильное сжатие и расслабление пальцев ног в положении лёжа на спине (3 минуты);
  • в том же положении вращение голеностопом в обе стороны по 2 минуты;
  • сидя на твёрдой поверхности, выполняют сжатие коленями кулака, расположенного между ними. Внутренняя часть стоп поднимается вверх, а внешняя прижимается к полу;
  • катание резинового мячика попеременно каждой стопой;
  • поднятие и опускание на носках, с фиксацией в приподнятом положении на 2–3 секунды (10–15 раз).

Видео: лечебная гимнастика при плоскостопии После основного блока выполняют закрепляющие движения, например, ходьбу на пятках и носках по наклонному полу.

Укрепление и растягивание мышц поясницы

Для растяжки поясничной области подойдут такие движения:

  • сидя на стуле, выполняют наклон грудью до колен, а также наклоны с широко расставленными ногами;
  • сидя на полу с вытянутыми ногами, выполняют наклоны вперёд, стараясь коснуться лбом коленей.

Растяжку выполняют медленно, с постепенной амплитудой. Для укрепления мышц поясничного отдела есть такие варианты:

  • лёжа на спине с согнутыми ногами, поднимают вверх таз (ноги поднимаются на носках) и задерживаются в этом положении на 3–5 секунд. Дополнительно двигают таз в стороны;
  • выполнив такое же поднятие таза, добавляют приставные шаги в обе стороны;
  • лёжа на животе, поднимают прямые ноги по очереди, потом отводят ноги в стороны;
  • стоя на четвереньках, выполняют прогибы и выгибы спины («кошка»).

Эту группу движений также включают в комплексы занятий при сколиозе и других проблемах с позвоночником.

Видео: как избавиться от боли в пояснице и укрепить ее

При сколиозе

Различают несколько степеней в разных отделах позвоночника, для каждой из которых существуют специальные комплексы упражнений. Наиболее эффективна корригирующая гимнастика для сколиоза 1-й степени (особенно у детей). Упражнения могут быть симметричными и асимметричными, последние обязательно должны подбираться врачом.

Важно! В конце занятий обязательно необходимо выровнять дыхание и расслабить мышцы, выполняя медленную ходьбу.

Занятия начинают с разминки, куда входят упражнения на правильную осанку. В основном блоке могут быть такие движения:

  • махи и вращения руками (по очереди и вместе, до 20 раз);
  • соединение лопаток и ходьба в таком положении около 30 секунд;
  • «кошка» из положения на четвереньках;
  • «ножницы» - скрещивание ног лёжа на спине;
  • скручивания в правую или левую сторону (по назначению врача) в различных отделах позвоночника.

Особенности выполнения упражнений детьми

Выполнение гимнастики детьми обязательно должно контролироваться физиотерапевтом или родителями. Поскольку организм ребёнка постоянно развивается, лечебный комплекс для дошкольников должен периодически обновляться, включая новые и убирая уже ненужные движения.
Для решения проблем у детей грудного возраста используют массажи. Выполняя индивидуальный комплекс корригирующих упражнений, человек нормализует работу своего организма. Регулярные занятия укрепят здоровье и улучшат общее самочувствие.

Теперь, когда вы знаете свои слабые места, можно приступить к комплексу упражнений для укрепления пораженных мышц, который обеспечивает так называемый режим для всех видов боли спины. Но даже и он не всегда гарантирует хорошие результаты. Чтобы извлечь наибольшую пользу из комплекса следует иметь в виду, что упражнения, которые выполняются раз в неделю, только травмируют мышцы, их нужно выполнять ежедневно в заданной последовательности. В комплекс должны быть включены упражнения на разогревание и расслабление мышц, которые позволяют разрабатывать мышцы, не перенапрягая их. Никогда не перенапрягайте мышцы. Если вы чувствуете тянущую боль в спине, животе или какой-либо. другой части тела во время выполнения упражнений, это вовсе не означает, что мышцы становятся сильнее. Боль - сигнал того, что ваша нагрузка слишком велика.

Первые 6 упражнений, описанные ниже, обеспечивают общее расслабление и повышение эластичности мышц. Вы должны выполнять их независимо от характера вашего нарушения. Упражнения не являются тестами на выносливость. Они обеспечивают растяжение мышц в одном медленном непрекращающемся движении, а не двумя быстрыми рывками.

Перед началом занятий лягте на коврик или подстилку. Подложите для поддержки подушки под колени, руки и спину. Затем начинайте упражнения, повторяя каждое из них 2 или 3 раза в той последовательности, в которой они представлены, и 1 раз - в обратной. В конце комплекса повторяется первое упражнение.

1. Расслабьтесь, поворачивая голову в стороны, покачивая также плечами, руками, бедрами, ногами и стопами. Медленно поднимите руки, затем уроните их. Повторите эти движения кистями рук, ногами и стопами. Поверните голову налево, затем - направо. Глубоко вдохните. Не напрягаясь, медленно выдохните.

А сейчас старайтесь почувствовать себя так, словно все ваши части тела налиты свинцом - пусть голова, плечи, руки и ноги отдыхают на полу. Не пытайтесь приподняться, даже слегка напрягая мышцы.

Снова глубоко дышите. Закройте глаза, расслабьте мышцы челюсти, попытайтесь выдохнуть как можно медленнее, с шипением или жужжащим звуком.

Напрягите мышцы рук, затем расслабьтесь. Напрягите мышцы бедер и шеи и вновь расслабьтесь. Самое важное в этом упражнении - расслабление, а не напряжение мышц. Последнее нужно только для того, чтобы почувствовать разницу между напряженными и расслабленными мышцами.

Снова глубоко дышите. Медленно поднимите плечи к ушам, затем опустите и передерните ими.

2. Встаньте и снова пожмите плечами.

3. Лягте. Медленно поверните голову налево, затем верните ее в исходное положение и расслабьтесь. Медленно поверните голову как можно дальше направо, верните ее в исходное положение и расслабьтесь.

4. Лягте на спину, уберите подушки. Согните колени и медленно поднимите правое как можно ближе к груди. Медленно выпрямите ногу, пусть она упадет на пол ненапряженная и расслабленная. Верните ее в первоначальное согнутое положение. То же самое проделайте второй ногой. Затем повторите упражнение каждой ногой.

5. Лягте на левый бок. Голова при этом удобно покоится на подушке, мышцы шеи расслаблены. Обе ноги согнуты в коленных суставах. Скользящим движением поднимите правое колено как можно ближе к голове, затем медленно распрямите ногу. Уроните расслабленную ногу на пол. Выполните упражнение 2 или 3 раза, затем повернитесь на правый бок и повторите его левой ногой.

6. Повернитесь на живот. Голова должна удобно покоиться на сложенных кистях рук. Затем напрягите ягодичные мышцы. Удерживайте это положение в течение двух секунд, затем расслабьтесь.

7. Лягте на спину, ноги согнуты в коленных суставах. Распрямите ногу, постепенно поднимая ее, вытяните носок наружу, как показано на рисунке. Упражнение будет более эффективным, если добавить к ноге груз (с разрешения врача). Можно использовать мешочки с песком или утяжеленные ботинки. Начните с двух фунтов и добавляйте только по полфунта каждый второй или третий день. Если вам приходится поднимать ногу рывком или напрягаться, а груз слишком велик, то его следует уменьшить, чтобы выполнять упражнение только с легким усилием. Это и следующее упражнение направлены на укрепление сгибателей бедер.

8. Лягте на спину, ноги согнуты в коленях. Подтяните колени к груди. Постепенно опускайте ноги, в то же время распрямляя их, пока не коснутся пола. Расслабьтесь.

9. Вы лежите на спине, ноги согнуты в коленных суставах. Напрягите мышцы живота. Постарайтесь напрячь одновременно мышцы ягодиц. Если вы сделаете это правильно, ваша поясница будет прижата к полу. Напряженные мышцы сдвинут ваш таз и прижмут спину к полу. Возможно, сразу у вас это упражнение не получится, и вам придется начинать с напряжения мышц живота и ягодиц поочередно, прежде чем удастся одновременно напрячь их. При удачном выполнении упражнения держите мышцы в напряжении на протяжении двух секунд, затем расслабьтесь.

10. Лягте на пол, ноги согнуты в коленях, руки свободно вытянуты вдоль бедер. Приподнимите голову и плечи от пола, медленно опустите их на пол и расслабьтесь. Это и следующие два упражнения направлены на укрепление мышц живота.

11. Лягте на спину, ноги согнуты в коленных суставах. Поднимите голову и правое колено и постарайтесь дотронуться губами до него. Не слишком напрягайтесь! Ваши первые попытки, возможно, будут неудачными, но в конце концов упражнение получится. Возвратитесь в исходное положение и повторите то же самое с левым коленом.

12. Лягте на спину, руки переплетены за головой, колени согнуты. Зацепитесь носками ног за тяжелый предмет (шкаф, кровать или тяжелое кресло), который не опрокинется. Сядьте, затем медленно вернитесь в лежачее положение. Садиться нужно постепенно, отрывая последовательно голову, плечи, грудь и только затем поясницу. При выполнении упражнения тело не напрягать, не садиться рывками. Если не можете выполнять упражнение с руками, переплетенными за шеей, постарайтесь выполнить его с руками, опущенными вдоль бедер. Затем переплетите руки на животе, а еще позже, несколько окрепнув, положите перекрещенные руки на грудь и, наконец, за шею. Если упражнение совсем не получается, выполняйте предыдущие до тех пор, пока не наберетесь достаточно сил для данного.

13. Лягте животом на пол, подложите под живот подушку. Поднимите правую руку и плечо опустите их, расслабьтесь. Проделайте то же другой рукой. Это и следующее упражнения направлены на укрепление мышц верхней части спины.

14. Лягте на живот, положив под него большую подушку. Зацепитесь ногами за тяжелый предмет, который не опрокинется. Держа руки вытянутыми вдоль бедер, поднимайте спину до горизонтального положения, но не прогибайтесь назад (упражнение на прогибание назад, или на сверхразгибание, может вызвать боль у некоторых больных. Поэтому оно не является нормальным движением для позвоночника, если вы не акробат. Не делайте этого!).

15. Лягте на живот, под талией большая подушка. Поднимите одну ногу, опустите ее, отдохните. Поднимите вторую ногу опустите отдохните. Это и следующие упражнения наивны направлены на укрепление мышц поясницы и ягодиц.

16. Лягте на живот с подушкой под бедрами. Ухватитесь руками за тяжелый предмет мебели, который не опрокинется. Поднимите одновременно обе ноги, затем опустите, отдохните.

17. Растяжение в положении лежа. Лежа на животе, вытяните левую руку и правую ногу как можно дальше, расслабьтесь. Повторите упражнение правой рукой и левой ногой. Затем потянитесь указанными членами одновременно и расслабьтесь. Это и остальные упражнения направлены на растяжение всех мышц - от надплечий до сухожилий сгибателей голеней.

18. Сядьте на стул. Ноги расставьте. Уроните голову, затем плечи и руки и наклонитесь как можно ниже. Возвратитесь в исходное положение, выпрямьтесь и расслабьтесь.

19. Встаньте на колени, опираясь на руки и колени. Вытяните спину по-кошачьи и одновременно уроните голову. Затем прогнитесь в обратную сторону, подняв голову и образовав спиной латинскую букву «V».

20. Вращательные наклоны в положении сидя. Сядьте на стул, наклонитесь, уронив голову и плечи. Затем - наклон в левую сторону и медленное выпрямление. Отдохните. Повторите упражнение с наклоном вправо.

21. Лягте на спину, ноги согнуты в коленных суставах, руки вытянуты вдоль бедер. Постарайтесь коленом дотронуться до лица, затем выпрямите ногу в воздухе и медленно опустите на пол.

При выполнении упражнения вы должны почувствовать натяжение сухожилий, разгибателя голени. Вернитесь в исходное положение. Расслабьтесь на секунду, прежде чем повторить упражнение второй ногой.

22. Встаньте, переплетите руки за спиной, спину и шею при этом держите прямо. Постепенно сгибайте туловище в тазобедренных суставах, пока не почувствуете растяжения мышц, сгибающих голени.

23. Сядьте на стул, руки за шеей, пальцы переплетены. Отведите локти назад как можно дальше, вернитесь в исходное положение, уроните руки и расслабьтесь. Повторите упражнение.

24. Стоя на коленях, обопритесь ладонями и локтями о пол. Постепенно выпрямите спину, скользя вперед на руках и держа ее и голову прямо. Это растянет ваши грудные мышцы. Возвратитесь в исходное положение, отдохните, затем повторите упражнение.

25. Сядьте на стул, руки - на плечах. Старайтесь перекрестить локти, заводя правую руку как можно дальше влево, а левую - как можно дальше вправо, пока не почувствуете Растяжение мышц верхней части спины. Вернитесь в исходное положение, уроните руки и расслабьтесь.

26. Лягте на живот, подложив под бедра подушку. Сведите лопатки вместе, затем расслабьтесь. Это упражнение будет особенно эффективным в сочетании с пожиманием плечами.

27. Это кульминационное упражнение, входящее во все комплексы. Чтобы выполнить его, сначала расслабьтесь, глубоко вдыхая и выдыхая. Медленно уроните голову, пусть туловище «свешивается» свободно от бедер. Медленно опустите плечи. Повторите упражнение 2 или 3 раза. При полном расслаблении, наклонясь от линии бедер, достаньте до пола как можно дальше, не напрягаясь. Расслабьтесь снова, выпрямьтесь и повторите упражнение.

28. Лягте на спину, ноги вытянуты. Поднимите левую стопу к правому колену и поставьте стопу левой ноги на правое колено. Затем медленно наклоняйте согнутое колено вправо, пока не почувствуете натяжения. Повторите упражнение, меняя стороны поворота колена. Упражнение будет более эффективным, если выпрямить ногу в колене.

29. Лягте на бок, голову положите на подушку ноги полусогнуты в коленных суставах. Вытяните верхнюю ногу и отведите ее назад как можно дальше. Возвратите в исходное положение, отдохните и перевернитесь на другой бок, чтобы повторить упражнение. Его лучше всего выполнять на жестком топчане так, чтобы нога могла вытяниться вниз по отношению к поверхности, на которой вы лежите.

На следующих одиннадцати рисунках приводится комплекс упражнений, рекомендуемых после выполнения тестов Крауса-Вебера. Каждое упражнение повторяется 2 или 3 раза, а затем - в обратном.

Когда вы почувствуете, что достаточно подготовлены для какого-либо вида спорта, не забывайте начинать и заканчивать занятия упражнениями, разогревающими мышцы и расслабляющими их. Напряженные мышцы не могут перенести повышенных нагрузок. Разогревающие упражнения растягивают ткани и делают их более гибкими и податливыми.

Если вы страдаете болями спины, будьте осмотрительны при выборе вида спорта. Очевидно, футбол исключается. Можете сначала попробовать плавание, а затем посоветуйтесь с лечащим врачом, можно ли вам заниматься теннисом или бегом. Какой бы вид вы ни выбрали, занимайтесь им регулярно, по крайней мере 3 или 4 раза в неделю, чтобы постоянно поддерживать тонус мышц.

вера полкунова
Мастер-класс для родителей «Корригирующая гимнастика для малышей»

Мастер - класс для родителей : «»

(оздоровление детей дошкольного возраста через корригирующие упражнения )

Цель : Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка корригирующий гимнастики . Освоение и последующее применение родителями здоровьесберегающей технологий в домашних условиях.

Задачи : Познакомить родителей с упражнениями корригирующий гимнастики адаптированные для дошкольников, которые помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей.

Оборудование : спортивные атрибуты.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, уважаемые родители !

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Корригирующая гимнастика для малышей »

Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер - класса .

Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы детского сада, является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий адаптированных к возрастным особенностям детей.

Острота проблемы состоит в том, что :

"Гимнастика , физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь" Гиппократ

Физическое воспитание ребенка – не простое дело. Для того, чтобы добиться успеха, родителям надо много знать и уметь. Ваш ребенок растет, становится все более самостоятельным. Его организм крепнет, движения делаются более четкими, уверенными, быстрыми, игры усложняются. В процессе игры ребенок приобретает жизненный опыт, развивает творческое воображение. Он тянется ко всему новому и очень подвижен. Не торопитесь останавливать его, лучше постарайтесь направить эту подвижность в нужное русло, использовать ее для формирования жизненно важных навыков. Одним из важных средств воспитания являются гимнастические упражнения , различные формы ручного труда, подвижные игры.

Ежедневные упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребенка. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите Вы или нет, но Вам не остановить стремительный темп жизни.

Физические упражнения – противовес, который поможет вашим детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни.

Корригирующие упражнения - это специальные упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющейся деформации, т. е. восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки и плоскостопия.

Цель корригирующей гимнастики :

Главная задача корригирующих упражнений :

Во-первых, корригирующие упражнения необходимы детям с ослабленными мышцами спины, потому что они предупреждают патологические искривления позвоночника.

Во-вторых, корригирующие упражнения восстанавливают гибкость и вытяжение позвоночника, укрепляют мышцы спины.

Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу.

Детям, у которых растянуты мышцы, надо их укреплять, способствовать их укорочению, а укороченные мышцы – растягивать.

Фундамент физического и психического здоровья закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от Вас, родители , от того, как вы будете воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. С самого момента своего рождения ребнок стремится к движениям. Конечно, вначале эти движения беспорядочны, хаотичны. Но с течением времени движения ребенка начинают приобретать осмысленный скоординированный характер. Движения приводят мышцы человека в тонус, оказывая важное влияние на общее самочувствие. В дальнейшем движениями ребенка нужно грамотно управлять.

Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Цель корригирующей гимнастики :

Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости.

Мы будем с ребенком «выгибать по-кошачьи спину» , «колоть дрова» , «качать воду» , «звонить в колокола» - проводить все эти подражательные упражнения, которые следует сопровождать стишками или сказкой, специально для этой цели нами выбранными.

Следует разрешить детям кататься по полу, пролезать через низкие и узкие отверстия (под стулом, креслом, под натянутой веревкой) . Ребенок может изображать «канатоходца» (ходить по щели или нарисованной на полу ровной линии) - переносить на голове какую-нибудь вещь, например, мешочек с песком. Полезно упражнение «птичка» - ребенок ляжет на животик, а мы его легонько придержим за щиколотки; ребенок раскинет в стороны, как крылья, руки и приподнимет от земли на короткий срок голову и туловище. Это надо повторять от 3 до 6 раз. Или, положив ребенка на спину, прикажем ему так прижаться к земле, чтобы мы и руку не могли просунуть под его бедрами (чтобы и мышь не могла проскользнуть) . Целью этого упражнения является ликвидация чрезмерного поясничного изгиба позвоночника, результатом чего бывает выпяченный животик.

Одновременно с другими упражнениями и играми, о которых мы будем говорить дальше, этому упражнению ежедневно следует уделять не менее 10-15 минут. Понятно, что надо подчеркивать развлекательный характер этого упражнения, чтобы у ребенка создавалось впечатление игры, в которой он с удовольствием принимает участие. Наибольших успехов мы достигнем в том случае, если отец или мать будут упражняться вместе с ребенком. Понятно, что эти упражнения должны происходить всегда на чистой подстилке (одеяле, линолеуме, ковре, вымытом полу) .

Летом надо брать ребенка на купанье, а когда ребенок привыкнет к воде, его можно будет держать на поверхности в горизонтальном положении так, чтобы, лежа на животе, он мог двигать руками и ногами. При этом мы ходим с ребенком вперед и назад, что создает у ребенка впечатление собственного движения вперед. Обыкновенно это упражнение доставляет детям радость. Придерживая голову над водой, дети напрягают мышцы спины и с раннего возраста привыкают к холодной воде. Ребенок, с которым родители регулярно упражняются, относится к ним с доверием и в воде и не противится этим упражнениям, которые подготовляют почву для обучения плаванию. Лучше с ребенком входить в воду часто, но держать его в воде не долго. В положении на спине ребенок должен упражняться минуту.

Наш ребенок нуждается в полезных для него движениях. Передвигаясь вперевалку, бегая и играя по-своему, ребенок совершенно инстинктивно и естественно упражняется. Некоторые обстоятельства, однако, его в этом ограничивают (жизнь в городе, лютая зима, поэтому надо стараться ему помочь и создать все условия для его здорового развития.

Правильная осанка у детей формируется, в первую очередь, под влиянием родителей . Именно от их усилий зависит, будет ли у их чада правильная осанка или нет. Нужно понимать, что правильная осанка у детей не возникает сама по себе, это результат постоянного контроля и заботы с вашей стороны. Какой родитель хочет , чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Не хочет никакой. Так что же делать? Выполнять пять простых правил.

ПЯТЬ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ

1. Наращивать ребенку “мышечный корсет”. Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. “Мышечный корсет” спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости…

2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.

3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом.

Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!

4. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.

5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель

Что влияет на формирование правильной осанки?

На формирование осанки оказывает большое влияние окружающая среда. Родители и сотрудники дошкольных и школьных учреждений обязаны контролировать правильное положение детей при сидении, стоянии и ходьбе.

Рассмотрим самые важные принципы, влияющие на формирование правильной осанки :

Правильное питание;

Свежий воздух;

Хорошая освещенность в комнате;

Правильно подобранная мебель по росту ребенка;

Перенос тяжестей;

Правильная поза при сидении;

Двигательная активность.

Все ли в порядке? Чтобы понять, нормальная ли у ребенка осанка, разденьте его, попросите встать ровно и внимательно осмотрите его тело. Осмотр сзади

Лопатки прилегают к спине (у дошкольников – слегка выступают назад, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника и на одном уровне. Отростки позвонков расположены по средней линии спины. Позвоночник не имеет отклонений ни вправо, ни влево. Ягодичные складки – симметричны, ямки под коленками находятся на одной горизонтальной линии. Осмотр сбоку Голова слегка приподнята. Грудная клетка не впалая и не выпуклая. Живот лишь слегка выступает вперед. Ноги прямые, а не согнуты в коленях. Осмотр спереди.

Ребра симметричны. Плечи не выступают вперед, находятся на одной линии.

7 «тайных» симптомов

Родители должны знать о том , что есть не только явные, хорошо видимые признаки нарушений осанки, но и скрытые симптомы.

1. Ребенок быстро устает, вялый, неуклюжий.

2. Не любит подвижные игры.

3. Жалуется, что у него болит голова или шея.

4. После длительной прогулки хнычет, что у него болят ножки.

5. Сидит, упираясь руками в сиденье стула.

6. Не может длительно находиться в одном положении.

7. «Хруст» в различных суставах при движениях у детей старше 2-х лет.

Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу .

Корригирующие упражнения (2-ая младшая группа)

«Ножницы»

Цель : укреплять связочно-мышечный аппарат ног, мышцы нижних конечностей, участвующих в формировании сводов стопы.

Давайте представим, что наши ножки- ножницы.

Первый вариант : и. п.: лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо «резали» , ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. (Второй вариант : и. п.: лежа на спине.)

«Стойкий оловянный солдатик»

Цели : развивать умение сохранять равновесие; формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей.

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику.

Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?

И. п.: стоя на коленях, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Сесть на пятки, отдохнуть. Повторить 3 раза.

«Колобок»

Цели : улучшать функцию вестибулярного аппарата; укреплять мышцы позвоночника, верхних и нижних конечностей.

Что за странный колобок на окошке появился?

Полежал чуток, взял и развалился.

И. п.: лежа на спине, затем сесть, обнимая руками колени. Убрать голову в колени. Прижать колени к плечам и посмотреть на свои стопы.

Вот вы все и колобки!

Раз, два, три, четыре, пять -

Развалились все опять.

Вытянуть ноги и лечь на спину.

«Лягушки» («Лягушата» )

Цели : формировать правильную осанку; укреплять мышцы нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании сводов стопы.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква!

Скачут, вытянувши ножки!

Первый вариант : и. п.: стоя на четвереньках, присесть, пальцами рук касаясь пола. Колени развести в стороны, руки между ногами. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и. п.

«Мышка и мишка»

Цели : укреплять мышцы верхних и нижних конечностей; формировать правильную осанку; улучшить координацию движений.

У мишки дом огромный.

И. п.: о. с. Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки вдох.

У мышки - очень маленький.

Присесть, обхватить руками колени, опустить голову - выдох с произнесением «ш-ш-ш» .

Мышка ходит в гости к мишке,

Он же к ней не попадет.

«Ель - елка - елочка»

Цели : воспитывать и формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей; тренировать внимание.

В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь. (Голова, туловище, ноги - прямо, раздвинуть руки-«ветки» слегка в стороны ладонями вперед.) Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички? Вот и сестрички ели - едки. Они пониже, но такие же стройные. (Принять правильную осанку, но в полу приседе.) Пойдемте, поищем еще сестричек елей. Вот они - совсем маленькие, но и удаленькие : красивые и тоже стройные. (Сесть на корточки, голова и спина выпрямлены, руки, ладонями вверх слегка разведены в стороны.)

«Велосипед»

Цели : улучшать кровообращение в ногах; укреплять мышцы брюшного пресса и нижних конечностей; развивать координацию движений.

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.

лежа на полу, руки вдоль туловища, круговые движения ногами, руки упираются о пол.

«Часики»

Цели : тренировать умение координировать движения; развивать мышцы голеностопного сустава и мышц, формирующих стопу.

И. п.: о. с., поднять левую (потом правую) ногу. Поворот стопы наружу, затем поворот стопы внутрь. Повторить 4-6 раз.

«Птица»

Цели : развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах; укреплять мышечный корсет позвоночника.

И. п.: лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица крыльями.

Лечь на живот, опустить руки, пауза, отдых. Затем продолжить «полет» . Повторить 2-3 раза.

«Черепахи»

Цели : формировать правильную осанку; укреплять мышечный корсет; развивать координацию движений в крупных мышечных группах рук и ног.

И. п.: стоя на четвереньках с опорой на колени и кисти рук, передвигаться вперед, одновременно переставляя правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Спина ровная, голову приподнять.

«Походи боком»

Цели : воспитывать и формировать навыки правильной осанки; развивать координацию движений; укреплять мышечный корсет позвоночника и мышечный аппарат стоп.

И. п.: о. с., Принять правильную осанку, мешочек с песком на голове. Ходьба боком приставным шагом (вправо, влево) .

«Самолет»

Цели : укреплять мышечный корсет позвоночника, мышцы тазового пояса.

И. п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны («полетели самолеты» ). Удерживать позу 5- 10 с, затем отдохнут. Повторить 3 раза.

«Ходим в Шляпах»

Цели : воспитывать и формировать навыки правильной осанки; укреплять мышечный корсет позвоночника; развивать координацию движений.

И. п.: положить на голову легкий груз - «шляпу» . Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходьба по залу, сохраняя правильную осанку.

Вот настал момент прощанья, сегодня было очень приятно общаться с вами. Ведь только совместными усилиями мы можем воспитать сильных, бодрых, веселых, а значит, и здоровых детей. Надеюсь, что сегодняшняя встреча не прошла даром. И вы многое почерпнули из неё.

Ведь недаром говорят «Здоров будешь – всё добудешь! Так будьте здоровы!»