Задания. Как сделать набор для режиссерских игр на тему «Хоккейная команда Многофункциональная игрушка для режиссерских игр своими руками

Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссерской, персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны. Они развивают пространственное и творческое мышление - в начале, придумывая сюжет, ребенок соотносит собственные желания и имеющиеся материалы, а затем осваивает пространство, придумывая нужные для игры постройки, ландшафты и пр. Кроме того, наблюдая всю ситуацию в целом, ребенок может увидеть любое событие или героя с разных точек зрения, а значит, оценить с разных сторон и собственный опыт.

Для режиссерской игры лучше всего подходят небольшие куколки, звери (до 30 см) и соответствующее им по размеру "хозяйство".

Малышам около трех лет подойдут небольшие наборы окрашенного или чистого (под роспись) дерева. Персонажи должны быть достаточно обобщенные, без отвлекающих подвижных деталей, устойчивые. Хороши в этом качестве

- матрешки по русским народным сказкам;

- объемные "сказочные" пазлы или небольшие деревянные наборы в коробке;

- наборы из дерева в ларце, домике и пр. (как правило, это наборы игрушек для пальчикового театра, но их можно использовать и просто для режиссерской игры);

- шнуровки с персонажами и элементами ландшафта ;

- текстильные наборы - мягкие домики с жителями или транспортные средства с пассажирами .

Детям 4-х - 5-ти лет и старше можно предложить классические деревянные наборы отечественного производства , которые так и называются "для режиссерской игры". Среди них есть варианты для игры в зоопарк, город или сказку. Они легко сочетаются между собой и с другими игрушками, открывая ребенку широкие возможности для реализации собственного замысла.

Малышу в этом возрасте можно предложить кукольные дома с целой семьей и всем необходимым . Сегодня в продаже можно встретить самые разные варианты. Встречаются деревянные дома с небольшими фигурками, с ручками и ножками на проволоке, пластиковые и даже текстильные домики со всей утварью и жителями. В некоторых магазинах можно увидеть подобные обширные наборы для игры в ферму, зоопарк.

Сейчас также популярны пластмассовые наборы для режиссерской игры с элементами конструирования . Самые известные - тематический конструктор с персонажами lego, игровые наборы "Скорая помощь", Ветеринарная клиника, "Пожарная часть" и т.п. playmobil. Благодаря качеству исполнения и особым техническим свойствам, некоторые из таких игрушек могут использоваться для игры в песке и воде.

Сделать режиссерскую игру по-настоящему увлекательной помогут также предметы неопределенного назначения : всевозможные кусочки ткани, камешки, ракушки, веточки и т.п.

Как выбирать?

При покупке любых наборов для режиссерской игры, стоит обратить внимание на качество исполнения игрушек, их надежность.

Для малышей около трех лет лучше выбирать игрушки покрупнее - для них очень важна возможность манипулировать куклой и ее атрибутами. Для детей от пяти лет подойдут наборы с более мелкими деталями – в этом возрасте ребенку достаточно производить условные перемещения игрушек, остальное он может додумать, сфантазировать.

Основные требования к персонажам - условность облика и устойчивость. Также расширяются возможности игры, если у героев двигаются руки и ноги, предусмотрена специальная форма «ладошек», позволяющая удерживать другие предметы.

Готовые домики и другие постройки должны иметь достаточно большой размер и открытую конструкцию, чтобы ребенок мог осуществлять игровые действия внутри них. Так, например, удобны домики с откидной крышей или с широкими отверстиями в ней.

Пластиковые наборы для режиссерской игры часто содержат множество дополнительных миниатюрных аксессуаров. Как правило, они только отвлекают от игры, и их лучше заменять предметами неопределенного назначения, чтобы ребенок могвключить собственное воображение.

Кукольный театр

Игра-драматизация представляет собой разновидность сюжетной игры. Ее специфика состоит в том, что она рассчитана на зрителя (ими могут оказаться взрослые, друзья малыша или любимый мишка с куклой). Такая игра требует «работы на публику» и развивает в ребенке артистизм, творческие способности, обогащает речь. Кроме того, для того чтобы создать собственный спектакль требуются умение планировать свои действия, уверенность в себе и различные технические навыки. Игра-драматизация может развиваться по заданному сюжету (например, сценарию по сказке или мультфильму) или представлять собой разыгрывание сценок, придуманных самим ребенком, но, в любом случае, для нее пригодятся игрушки-артисты.

В возрасте около 2,5 лет , полезно разыгрывать классические сюжеты с помощью обычных домашних игрушек для малыша. Например, сказки «Колобок», «Курочка Ряба» и т.д. Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. Они должны быть средних размеров и с выразительной знаковой внешностью. Лучше, если они будут в одежде, которую можно менять. Возможно, для игры потребуются аксессуары, которые могут понадобиться в игре: мячик (его можно катать друг другу), тряпочки (с их помощью можно прятать игрушку, одевать ее или укрывать) и т.д. В продаже также встречаются мягкие и картонные книжки с персонажами на веревочке или пальчиковыми куколками. Их можно использовать для чтения и одновременной наглядной демонстрации сюжета, а затем для самостоятельного рассматривания и игры ребенка.

С 3-х лет можно предложить малышу для самостоятельного использования куклы на палочке . Найти их в готовом виде в продаже сложно, зато легко мастерить самим из картона (воспользуйтесь нашей подсказкой) или сделать из пальчиковых деревянных игрушек , посадив их на карандаши.

Материалом для игры и мини-спектаклей может стать аналог фланелеграфа , который часто используется на занятиях в д/с. Изготовленные из фетра или более толстого войлока фигурки помещаются на экран из того же материала и переставляются на нем, в соответствии с сюжетом. За счет ворсистой поверхности сваленной шерсти они легко сцепливаются между собой, благодаря чему элементы не скользят, а надежно крепятся к вертикальной поверхности.

Кукол на пальчик для своих представлений малыши с удовольствием используют с 4-х лет . В этом возрасте моторика ребенка уже позволяет ему справляться с непростой задачей.

В продаже втречаются самые разные наборы пальчиковых игрушек. Куколки бывают деревянные, мягконабивные с карманом сзади, из ткани или вязаные. Как правило, игрушки в наборе объединены сюжетом сказки или истории и прячутся в соответствующую «емкость». Это может быть как Теремок или домики для поросят, так и мягкий автобус или замок.

Ширма для пальчикового театра продается в магазине, но ее легко сделать самим. Для этого можно использовать лоскут ткани, накинутый на веревочку, раскрытую книгу или большую коробку из-под обуви с вырезанным дном.

Пальчиковый театр можно полностью смастерить самим, подробнее об этом читайте в соответствующем разделе нашей Волшебной Мастерской.

Куклы шагающего театра также одеваются на пальцы, подвижными при этом оказываются ножки персонажей. Чтобы фигурки шагающего театра пошли, достаточно просунуть пальцы в петли у них на ногах и начать ими двигать.

Настольно-плоскостной театр также подходит детям начиная с четырех лет . И представляет собой картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально, если в семье двое и более детей. Как правило набор «посвящен» какой-либо сказке. Но можно встретить наборы животных, семью насекомых и т.п.

Конусный и другие виды объемного бумажного театра продаются в виде альбома, в котором все необходимые детали вырезаются и склеиваются. Такие наборы можно отнести и к материалам для творчества, ведь малышу нужно самостоятельно «собрать» игрушки, пусть и по образцу. Проявить собственную фантазию можно при раскраске или украшении готового корпуса фигурок аппликацией. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок.

Удачной альтернативой такому настольному театру могут также могут стать куклы-статуэтки или животные - деревянные, сшитые или связанные и наполненные овечьей шерстью. Они теплые, как живые, устойчивые и долговечные. Образцы для изготовления можно найти в журналах для рукоделия.

Для детей от 5-6 лет предназначены куклы «бибабо» . Это перчаточные куклы, которые, как правило, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма, иногда игрушки полностью текстильные. Такие куклы не просты в использовании, но и возможности их практически не ограничены. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы: удивляться, «ныть», хохотать и смотреть «букой». Все, что может испытывать ваш ребенок, может выразить такая кукла.

Для того, чтобы создать простой аналог такой игрушки самим, понадобятся обычные перчатки и шарики для пинг-понга. Нарисуйте на шарике смешную рожицу, и вырежьте в нем небольшое отверстие диаметром чуть толще пальца. Шарик-головку одеваем на перчатку - и кукла готова!

Куклы-марионетки требуют искусного управления, они подходят детям от 6-ти лет и старше . Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Как выбирать?

Еще один важнейший фактор при выборе игрушки - ее качество. Детали тканевых или комбинированных кукол должны быть выполнены из качественных материалов и хорошо крепиться между собой.

При выборе деревянных пальчиковых игрушек обратите внимание на качество обработки материала и размеры. Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивая из него и наоборот, не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано.

При покупке перчаточных кукол обратите внимание на размер головы: она должна быть не большой, не маленькой, не тяжелой. Она должна плотно сидеть на указательном пальце и ребенок должен легко ее удерживать. Это очень важно помнить т.к. куклы «бибабо» изготавливаются как для взрослых, так и для детей. Очень важно, чтобы кукла ребенку понравилась. Поэтому лучше, если вы будете выбирать ее вместе с малышом.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Задания.
Рубрика (тематическая категория) Образование

-Понаблюдайте и запишите режиссерскую игру ребенка-дошкольника.

Проанализируйте записанную игру: определите ее содержание, способы осуществления с точки зрения их соответствия возрастным особенностям ребенка.

-Смастерите с детьми многофункциональные игрушки для ре­жиссерских игр.

-Прочитайте следующую литературу:

Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996.

Гаспарова Е. М. Режиссерские игры // Игры дошкольника. - М., 1989.

Глава 16. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Задания. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Задания." 2017, 2018.

  • - СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА N 1

    «КЛАССИЧЕСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ» Цель: изучить особенности ордера, его тектоническую сущность; проследить изменение пропорций и форм ордера, на основе сравнения канонических ордеров; освоить техникувычерчивания сложных архитектурных форм в карандашной графике. ... .


  • - ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

    1. Представить с помощью кругов Эйлера множественное выражение. Используя законы и свойства алгебры множеств, упростить заданное выражение. &... .


  • -

    по разделу «Грамотное оформление» Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные принципы оформления презентации. 2. Какие виды слайдов вы знаете? Какую функцию выполняет каждый из них? 3. На что следует обратить внимание при подборе визуальных образов для... .


  • - ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ

    по разделу «Успешное выступление» Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные составляющие успешного выступления. 2. Какова роль языка тела, внешнего вида и речи при выступлении с презентацией? 3. На что надо обратить внимание при проведении презентации? ... .


  • - ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ

    по разделу «Правильное планирование» Вопросы для самоконтроля 1. Перечислите основные этапы подготовки презентации. В чем состоит задача этапа планирования? 2. Назовите ключевые факторы успешной презентации? Почему при планировании презентации важно применить... .


  • - ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ

    по разделу «Грамотное оформление» Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные принципы оформления презентации. 2. Какие виды слайдов вы знаете? Какую функцию выполняет каждый из них? 3. На что следует обратить внимание при подборе визуальных образов для...

  • Анна Кулясова

    Наряду с традиционными методиками для всестороннего развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии . Одним из перспективных способов развития личности ребенка является макетирование . Его применение открывает ряд дополнительных возможностей для развития игровой деятельности детей.

    Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни . Это и радость, и познание, и творчество. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, новые отношения, умение и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

    Макет «Сказочная полянка»

    Большое место в жизни дошкольников занимает режиссерская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создает воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме. Она требует высокого уровня развития воображения (по собственному замыслу ребенка).

    Макет «Наш детский сад»

    Что же нужно детям для развития воображения в режиссерской игре?

    Первое - наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. В современных детских садах, да и в семьях это далеко не везде предусмотрено. Существующий в некоторых домах игровой уголок тоже не всегда удовлетворяет ребенка. Сейчас одна из любимых игр детей - строить себе домики под столом или под стулом, или внутри пространства, огороженного подушками от дивана. Детям там хорошо, это необходимость для их психического развития.

    Второе необходимое условие – наличие у ребенка мелкого игрового материала. В продаже имеются наборы мелких игрушек, объединенных одной темой («Зоопарк», «Домашние животные», «Армия» и др.).

    Необходимое условие для режиссерских игр - подбор игрового материла . Игрушка должна слушаться малыша, подчиняться его логике, подыгрывать ему. Тогда ребенок сможет перенести на нее функции любого предмета, использовать ее, как захочет, сможет воображать.

    Ещё одним эффективным условием для развития режиссерских игр можно назвать создание макетов.


    Макет «Дорога»

    Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.

    Самодельная предметная среда является развивающей. Ребенок активно использует и творчески преобразует имеющиеся у него навыки, ищет и на практике пробует новые способы действий. Еще одна важная развивающая особенность самодельной макетной среды состоит в том, что каждый ребенок может выбрать наиболее привлекательную именно для него деятельность.


    Макет «На озере»

    Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников , эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Поэтому мы активно подключили родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

    Если макет создается детьми совместно с взрослыми, если они принимают участие в процессе его создания, именно им принадлежат задумки по содержательному наполнению этого игрового пространства, тогда мы можем говорить о развивающем эффекте данной игровой среды.


    Макет «Подводный мир»

    Развивая воображение своего малыша в режиссерских играх, помните, что в каждом ребенке живет волшебник, этот волшебник уникален. Ваш ребенок умеет видеть то, что не видно остальным, слышать непонятные, волшебные звуки, красить весь мир в свой любимый цвет и многое другое. Но все же ему нужно помочь. Надо дать ему возможность действовать самостоятельно, проявить индивидуальность, надо много общаться с ним. В этом вам поможет игра. Она сумеет сделать малыша послушным,научит его долго и сосредоточенно заниматься одним делом, превратит ваше обыденное общение с ним в увлекательное занятие. Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, помогают воспитать настоящую творческую личность.

    Публикации по теме:

    «Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» «Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» Учитель-логопед высшей категории МБДОУ детский сад №7 Гончарова.

    Использование мягких игровых модулей Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении. Слайд 2 Мягкие модули изготовлены из поролона, обтянуты искусственной.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию различных видов детской деятельности.

    Использование игровых приемов и игровых пособий при обучении математике детей младшего дошкольного возраста Круглый стол для родителей: "Использование игровых приемов и игровых пособий при обучении детей младшего дошкольного возраста элементарным.

    Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

    «Использование конструктора LEGO в музыкально-дидактических играх» Проблема: Практика внедрения в детском саду конструктора ЛЕГО показывает,.

    Ольга Митина
    Проект «Страна Мастеров. Игрушки-самоделки и творческие режиссерские игры детей дошкольного возраста»

    Информационная карта проекта

    1. Полное название проекта: «Страна Мастеров. Творческое художественное конструирование из бросового (бытового) и других оригинальных материалов и ненужных вещей с целью развертывания режиссерской игры».

    2. Участники проекта: воспитатели группы №6 «Веселая семейка», дети, их родители.

    3. Вид проекта: групповой, долгосрочный, творческо-игровой, практико-ориентированный.

    5. Место проведения: г. Москва, ГБОУ детский сад комбинированного вида № 372.

    7. Возраст детей: 4-5 лет.

    8. Формы реализации проекта: творческо-игровые задания, совместная творческая художественная и игровая деятельность, творческие мастерские, кружок «Страна Мастеров»

    Проблематика и актуальность проекта:

    В последнее время психологи отмечают уровня ролевых игр у дошкольников; дети играют меньше, их игры более примитивны и однообразны. Несмотря на обилие игрушек, у них отсутствует «материал» для игры – дети отдалены от взрослых, не видят и не понимают их деятельности. В отличие от своих бабушек и дедушек, которые в детстве с интересом играли с простейшими материалами (камешками, дощечками, лоскутками, баночками и т. п., современные дети очень часто не в состоянии организовать сюжетную игру. Многие дети уже в дошкольном возрасте длительное время просиживают перед монитором компьютера или телевизора, но не способны самостоятельно придумать сюжет, распределить роли в игре со сверстниками.

    Еще одна причина того, что дети не играют – недооценка этой деятельности взрослыми. Главный аргумент некоторых родителей: игра – деятельность, которая не пригодится в будущем (в отличие от письма, счета, иностранного языка). Игра в жизни дошкольника уходит на второй план, основной заботой родителей становится обучение дошкольников, раннее интеллектуальное развитие, подготовка к поступлению в престижные школы. Но как ни парадоксально, именно недостаток игры отрицательно сказывается на готовности к школе, наносит непоправимый ущерб развитию детей в целом. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами (прежде всего настольно-печатные, а сюжетная игра остается без внимания. Но наибольшее значение в дошкольном возрасте имеет именно сюжетная ролевая игра. Поэтому одна из задач проекта – создание условий, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой, вовлечение детей в драматизации с использованием изготовленных ими персонажей и декораций, применение продуктов детской продуктивной деятельности в самостоятельных играх детей, создание сюжетно-тематических композиций, макетов (города со всеми зданиями и улицами, магазина, интерьера комнаты и пр.).

    Кроме того, современные дети, обладающие всевозможными готовыми игрушками на любую тему, начиная от простых зверушек и заканчивая аутентичными кукольными домами со всей обстановкой и мебелью, имеют ограниченные возможности для развития творческого воображения, фантазии, формирования конструкторских и изобретательских умений и навыков. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать.

    Пояснительная записка

    Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других нетрадиционных материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе, примерно во втором квартале учебного года. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Коробки из-под духов, пудры, зубной пасты, пенопласт, поролон, крышечки, колпачки от фломастеров фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или пластилина коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия. Из бумажной упаковки, картонных ящиков и трубочек от туалетной бумаги и туалетных полотенец мальчики сооружают города, крепости и заполняют их машинами, фигурками рыцарей и т. п., сконструированными из разных материалов, девочки обустраивают квартиры - делают мебель, кукол, убранство для них и т. п. При этом детям можно предложить и готовые игрушки, сомасштабные постройкам и отвечающие детскому восприятию (человечки, животные, машинки, которые помимо прочего используются и при постановке конструкторских задач («к нам пришла кукла Алена, однако мебели, подходящей ей по размеру, в группе нет – что делать?»).

    Первая часть проекта объединяет в себе творческое свободное конструирование, архитектурное строительство, дизайн интерьеров, моделирование людей и животных. В итоге появляется целая страна с отдельными ее частями (город, деревня, лес, космодром) и их обитателями (люди разных профессий, домашние птицы, дикие животные). Конструкции, поделки и игрушки создаются разными способами: комбинирование, многофункциональное использование одних и тех же предметов, и как основы, и как детали (пластиковое яйцо от киндер-сюрприза и как туловище белочки или петушка, и как основа для елочной игрушки; из катушки делаем зайца и медведя, разных человечков, а можем смастерить домик или автомобиль); наделение одних и тех же предметов разными смыслами, в зависимости от замысла. На основе созданных в процессе творческого конструирования и художественного ручного труда поделок организуется детская сюжетно-ролевая режиссерская игра. «Страна Мастеров» становится местом, где разворачиваются интереснейшие сюжеты и происходят самые разнообразные события.

    Цель проекта:

    Формирование творческих способностей, воображения, художественного вкуса и интеллектуальной активности в конструктивной и игровой деятельности.

    1. Направленные на обогащение знаний об окружающей среде: а) расширить знания детей о различных материалах, их свойствах и возможностях использования в ручном творчестве; б) учить детей наблюдательности, умению всматриваться в окружающий мир.

    2. Направленные на формирование творческих умений и трудовых навыков, а также общее развитие ребенка: а) развитие восприятия, пространственной ориентировки и пространственного воображения, ассоциативного мышления и творческой стороны интеллекта; б) совершенствование трудовых умений ребенка, формирование культуры труда в связи с использованием созданных конструкций в режиссерских сюжетно-ролевых и театрализованных играх.

    Перспективный план осуществления проекта выстраивается в соответствии с календарно-тематическим планированием и составляет реализацию игровых мини-проектов: «Строим город Мастеров, или Мы – архитекторы», «Дом для Алены», «Юный дизайнер интерьера», «Зеленый лес – дом для зверушек», «Космодром», «Новогодние чудеса», «Хорошо в деревне!», «Жители нашего Города», «Наша армия».

    Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольников. Ее значение - интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. В игре ребенок переносится из области реально существующего в область воображаемого, в игре он впервые осуществляет интеллектуальную систематическую работу с помощью образов, громкой речи и игровых действий, а так же строит поведенческие коллизии. Совместная игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников.

    Творческая ролевая игра

    В традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр последние условно делятся на две группы:

    Игры, придуманные самими детьми (их называют творческими играми);

    Игры, придуманные взрослыми (их принято называть играми с правилами).

    К творческим играм относятся: сюжетно-ролевые, строительные игры, игры-драматизации или театрализованные игры (ряд ученых определяют игру-драматизацию как разновидность сюжетно-ролевых игр).

    Режиссерская игра : в режиссерской игре с мелкими игрушками, как одной из форм сюжетной игры, ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей.

    Особый интерес для данного проекта представляют два вида творческих игр:

    Режиссерские сюжетные игры,

    Театрализованные игры с персонажами-игрушками.

    Важным условием является то, что персонажей и антураж для игр изготовляют дети (при помощи взрослых).

    Персонажи :

    Для режиссерских сюжетных игр: сюжетные игрушки – куклы и фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, мебель и др. ; для театрализованных режиссерских игр: театрализованные игрушки –куклы, театральные персонажи, наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, различных инсценировок – выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.

    В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой. Выступающие в «человеческих» ролях игрушки наделяются определенными чертами характера и обладают индивидуальными особенностями (непослушные непоседы-бельчата, добрый и серьезный ежик и т. д.).

    Пример: Набор игрушек-самоделок для режиссерских игр на тему «Жизнь нашего города»

    Включает в себя:

    1. «Маркеры пространства» : дома, оклеенные цветной бумагой с открывающимися окнами и дверью, «переносные» автомобильные дороги из картона (проезжая часть) с разметкой и пешеходными переходами, ограждения, деревья и пр. ;

    2. Предметы-фигурки : люди – представители разных профессий в характерной для них одежде, выполненные из катушек с использованием пуговиц, ткани, крышечек и контейнеров киндер-сюрпризов (для головных уборов,

    3. Предметы, определяющие события (сюжеты) – обычные и специальные транспортные средства (скорая помощь, пожарная машина, грузовые автомобили разных моделей для транспортировки грузов, с открытым и закрытым кузовом, все детали функциональны – открываются, движутся и т. п., присутствуют главные атрибуты спецтранспорта («мигалки» спецсигналов и пр.).

    Тема: «Спасатели» , возможные сюжеты – «Срочный вызов на пожар», «Врачи скорой помощи»

    Примерный сценарий игры (развертывание сюжета): В одном из жилых домов из-за неосторожного обращения людей с огнем произошел пожар. На место происшествия приезжают спасатели-пожарные, они эвакуируют из здания людей, чтобы никто не получил ожогов и не задохнулся в дыму. Потом они приступают к тушению пожара. Его удается быстро ликвидировать, потому что все действовали сообща, каждый пожарный знал свое место в команде и свои обязанности: один разматывал пожарные шланги, другой устанавливал насос, третий монтировал лестницу – горящая квартира находилась на третьем этаже.

    Возможное продолжение (расширение сюжета) – возникновение новой проблемной ситуации: 1. Командир пожарной команды пострадал во время тушения пожара, его на машине «Скорой помощи «увозят в больницу. 2. Пострадавших людей, чьи квартиры сгорели или были залиты водой во время тушения пожара, нужно где-то временно разместить, предоставить им жилье, помочь отремонтировать квартиры и т. д.

    Роли, действующие лица сюжета, персонажи:

    Пожарные, выполняющие разную работу

    Жильцы дома, в котором возник пожар

    Слесарь, который может открыть любую дверь, чтобы спасти людей

    Милиционеры (сотрудники ГИБДД)

    Врачи скорой помощи, медсестры в больнице

    Водители специального транспорта

    Диспетчеры спасательной службы, которые принимают звонки о происшествиях в городе

    Скалолазы, которые могут карабкаться по стенам домов

    Прохожие, оказывающие помощь пострадавшим

    Игровые действия:

    Строить спецтранспорт (пожарную машину, «Скорую помощь», автобус для эвакуации людей)

    Управлять спецтранспортом

    Собирать необходимые инструменты

    Чинить спецтранспорт, ремонтировать технику, оснащать необходимым оборудованием

    Тушить пожар: разматывать шланги, устанавливать насосы, собирать лестницу и карабкаться по ней, спасать людей из горящего дома и т. д.

    Оказывать медицинскую помощь пострадавшим: накладывать повязки, осторожно нести к машине «Скорой помощи», везти в больницу, ухаживать за больным и т. д.

    Другие темы и сюжеты:

    «В деревне»:

    У бабушки и дедушки в гостях

    Ухаживаем за домашними животными

    Варианты театрализованных игр:

    Сказочная деревня

    Каникулы в Простоквашино

    Игры по мотивам народных сказок

    «В лесу»:

    Медведица заботится о своих медвежатах

    Сказка «Три медведя»

    Лесные звери готовятся к зиме

    Семейный поход в лес

    Повадки диких животных

    «Дом-семья-квартира»:

    Нам привезли мебель

    Новая бытовая техника

    «Наша Армия»

    «Космодром»

    Комбинирование сюжетов:

    С первоначальным тематическим набором, созданным для обыгрывания определенной темы (проигрывания одного сюжета, дети играют только первое время. Затем замыслы и цели игры меняются, игрушки нескольких тематик соединяются в одной игре, комбинируются, замещаются другими согласно игровой задаче, дополняются какими-либо предметами.

    Дети могут придумывать сюжеты, в которых сочетаются реальные и сказочные, фантастические события, игрушки таких тематик, как «Дом – семья» и «Дикие животные леса», «Транспорт» и «Строители».

    Игровой набор «Улицы города» может на время превратиться в «Цветочный город Незнайки и его друзей», макет леса для игр с дикими животными – основой для творческой игр по мотивам мультфильмов про Винни-Пуха.

    Варианты комбинированных сюжетов (темы «Транспорт», «Строительство» и «Путешествия»):

    Строим новую школу

    Поездка на поезде к бабушке

    Мы перевозим грузы

    Театрализованные игры (включая проблемные игровые ситуации, игры-драматизации, игротренинги по нравственному воспитанию, коммуникативные игры, а также кукольный театр по сказкам «Смоляной бычок», «Заюшкина избушка», «Кот лиса и петух», «Лисичка-сестричка и серый волк»):

    Настольный театр «катушечных» и других картонных кукол

    Театр ложек

    Итак: Значение режиссерской сюжетной игры с использованием игрушек-самоделок -

    Ребенок в ней и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же и декоратор – подбирает, мастерит и творчески использует игрушки и декорации, он и техник-изобретатель – создает новые конструкции машин, техники, зданий, придумывает костюмы, изготовляет мебель.

    Творческая игра с предваряющим ее самостоятельным изготовлением действующих лиц и атрибутов способствует формированию у детей привычки трудиться, дает радость творчества, радость созидания.

    Удачно сделанная игрушка способствует развитию содержания игры, обогащает ее, делает более длительной и развернутой. Игра становится источником возникновения новых действий, умений, желаний, чувствований детей.

    Изготовление игрушек-самоделок становится увлекательной деятельностью, предваряющей развертывание интересной творческой игры. Проявляя удивительную изобретательность, они придумывают, как сделать грузовики для транспортировки мебели и для перевозки строительного материала, размышляют и том, что особенного есть у машин скорой помощи и пожарной, и какие предметы, материалы могут изобразить данные детали и т. д.

    Методическая литература

    Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1981.

    Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : Линка-Пресс, 2006.

    Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2004.

    Краснощекова Н. В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н. В. Краснощекова. – Ростов на Дону: Феникс, 2011.

    Скоролупова О. А., Логинова Л. В. Играем?. Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

    Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – Спб. : Питер, 2009.

    Сорокина Н. Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет (в семье и детском саду): метод. издание / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. – М. : Обруч, 2012.

    Харчевникова А. Н., Деркунская В. А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Аркти, 2012.

    Щербакова Е. И. Формирование взаимодействия детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец. 2110. – М. : Просвещение, 1984.

    Александра Владимировна Хамидулина

    Режиссёрская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от неё тем, что она осуществляется не с другими людьми (взрослыми или сверстниками, а с игрушками, изображающими различные персонажи.

    Ребёнок сам даёт роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует ими и за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребёнка, а он сам выступает как режиссёр, управляющий и руководящий действиями своих "актёров". Поэтому такая игра и получила название режиссёрской. Для такой игры очень важна правильная организация предметной среды.

    Игровая среда должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате можно организовать зоны, специально предназначенные для разнообразных сюжетных игр. Для кормления и ухода за куклами и мишками на столике расставляется игрушечная посуда; обустраивается уголок для приготовления еды, парикмахерской, для купания игрушек и укладывания их спать. В определенных местах размещаются машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек для игры в больницу и т. д. Игровое пространство должно быть удобным и понятным для ребёнка, давать возможность играть самому.

    Вместе с тем не следует жестко ограничивать игровое пространство детей. Игра - это свободная деятельность, и ребенок имеет право играть там, где ему удобно. Например, с маленькими игрушками (пупсиками, мелкими зверюшками, птичками и пр.) он может устроиться на свободном столике или на коврике. Лечить куклу также можно в разных местах, достаточно перенести ее кроватку и коробку с медицинскими инструментами в тихое место, а можно просто посадить ее на колени. Меняя по своему желанию место игры, дети чувствуют себя свободнее. Освоение более широкого игрового пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.

    Игрушки для сюжетных игр

    Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.

    Другой вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

    Третий вид игрушек - предметы-заместители, т. е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.

    Детям можно давать игрушки всех видов. Следует только помнить, что страсть ребенка к исследованию может отвлечь его от сюжетной игры на манипулирование предметом, который имеет много деталей. Например, вместо того, чтобы готовить еду на плите с множеством ручек, ребенок может начать крутить их или попытаться отломать. Поэтому, прежде, чем организовывать сюжетную игру с такими игрушками, следует сначала дать ему возможность изучить их. Только после того, как ориентировочные действия иссякнут, игрушку можно использовать для сюжетной игры.

    Непременным атрибутом режиссёрских игр являются куклы. Немаловажное значение имеет их размер. Очень крупные куклы неудобны для манипуляций, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются в незначительном числе игровых ситуаций. Например, таких кукол легче кормить и причесывать, но неудобно пеленать или купать. Для более гибкого использования хороши куклы-голыши с нарисованными лицами и лепными волосами. Таких кукол должно быть достаточно много. Они должны быть разных размеров, с разной мимикой (смеющиеся, спокойные, грустные, иметь подвижные руки и ноги. Таких кукол легко носить, укачивать, пеленать, сажать и пр.

    Для разыгрывания различных сюжетов хорошо иметь кукол, представляющих разные профессии: врач, милиционер, пожарник, повар, клоун, космонавт, гонщик и пр. Для мальчиков будут интересны куклы-солдатики.

    Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи, птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.

    Разворачиванию сюжетов с куклами и животными помогут:

    Кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф и пр.)

    Набор «кухня» для приготовления еды (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.)

    Игрушки для: кормления (чашки, тарелки, ложки, пластмассовые ножики с тупыми концами, кастрюли, сковородки и пр.) и мытья посуды (губка, мыло или жидкость для мытья, мисочка или раковина).

    Игрушки для укладывания кукол спать (кроватка, колыбелька, подушечка, одеяльце)

    Куклы в одежде, которую можно снимать и надевать (куклы в платьицах, кофточках, штанишках, туфельках, в платочках, в шляпках, одежда должна сниматься легко).

    Игрушки для прогулки с куклами (коляска с подушечкой и одеяльцем, машинки)

    Игрушки для купания (ванночки разных размеров, флаконы из-под шампуней, губка для мытья, салфетки для вытирания).

    Игрушки для лечения (игрушечный набор, в который входит градусник, шприц, трубочка для прослушивания и пр.). Кроме того, в открытом доступе должна иметься коробка с подручными материалами (нарезанные листочки бумаги – горчичники, кусочки ваты, бинтик, крышки от маленьких флаконов – банки и пр.).

    Набор предметов для «уборки» комнаты (совок, веничек, выбивалка, салфетки).

    Игрушки для игры в магазин (весы, игрушечный калькулятор, деньги – нарезанные листочки бумаги, визитки и пр., наборы овощей, фруктов, муляжи продуктов).

    Набор предметов для парикмахерской (зеркало, расческа, щетка для волос, ленточки, флаконы из-под лака).

    Строительные наборы, включающие кубики, цилиндры, арки для строительства домов, дорожек, заборчиков, мебели.

    Машины разных размеров, цветов назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики,

    Легковые автомобили, гоночные машинки, подъемный кран, самолеты, вертолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.)

    Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали от пирамидок, плоские детали от конструкторов разных форм, фигурные катушки, тряпочки, нарисованные на картоне овощи и фрукты и пр.).

    Вместе с тем, необходимо помнить, что ребёнок сможет играть с игрушками самостоятельно, только тогда, когда он уже умеет хорошо играть и строить свой воображаемый мир. Научить его играть может только тот, кто уже владеет этой замечательной способностью.

    Описание игровых макетов.

    Макет «Зоопарк» - тематический комплекс с реалистическими игрушками, выполнен из картона.

    Предметы – фигурки персонажей;

    Маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, скала, деревья киоски, касса);

    Предметы, обозначающие события, - машины, мотоциклы (дополняются детьми по желанию).

    Макет «Улица города» - выполнен на листе фанеры (100х50 см, дома из деревянных кубиков, сделана разметка дорог, пешеходных переходов.


    В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

    Предметы-фигурки (люди);

    Маркеры пространства (гаражи, дома, ограждения, деревья, дорожные знаки, светофоры, бензозаправка, ГАИ).

    Макет «Микрорайон» - Другой макет сделан на ткани с аппликацией, обозначающие дома, деревья, проезжую часть, пешеходных переходов, детский сад.


    В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

    Предметы-фигурки (люди);

    Предметы, обозначающие события (автомобили, автобусы и т. д.);

    Маркеры пространства (дома, ограждения, деревья, дорожные знаки, светофоры, здание детского сада).

    Все предметы легко переставляются, меняется расположение маркеров.

    Макет «Дом – семья» - Основание из картона, стены оклеены обоями (сейчас у нас домик заводского изготовления)


    В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

    Предметы-фигурки (кукла-мама, кукла-папа, кукла-дочь, кукла-сын);

    Маркеры пространства (столы, кресла, диван, ковер, стулья и другая мебель);

    Предметы, обозначающие события (басен, фотографии рамках, телевизор, лоскутки ткани);

    Бытовые предметы (полотенце, посуда, постельные принадлежности и т. п.).

    Макет «Деревня» - деревянный, основание линолеум.


    В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

    Предметы-фигурки (бабушка, дедушка, внучка, разные домашние животные);

    Маркеры пространства (дом, сарай, заборчик, деревья);

    Предметы, обозначающие действия (корыто, лейки, ведра, чашки).

    Макет «Сказочный лес» - поле на ткани с аппликацией деревьев.


    В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

    Предметы-фигурки (различные животные, фигурки принцесс, фигурки принцев и т. п.);

    Маркеры пространства (дом, замок, деревья, тропинка);

    Предметы, обозначающие действия (бросовый природный материал для создания сюжета).

    Ширма «Морские жители» - листы картона оклеены, синей или голубой бумагой.


    В игру входят:

    Предметы-фигурки (рыбки, улитки, осьминоги, морские звезды, черепашки и т. д.);

    Маркеры пространства (водоросли пластмассовые);

    Предметы, обозначающие действия (удочки, лодочки).

    Я не стала перечислять все темы игр, их подскажут сами дети.