Всенощное бдение. Великая вечерня

Что такое Устав и как он развивался? Откуда появились всенощные бдения? В чем смысл вечерни? Зачем мы поем на вечерне «Ныне отпущаеши»? Это вопросы, ответам на которые было посвящено занятие.

Аудиозапись занятия

Что такое Устав?

Устав (или Типикон ) - это своего рода «методические материалы» к составлению службы. В нем содержатся указания, как должны быть совершаемы службы в разные периоды в течение года. Поскольку современный Устав ориентирован на монастырское богослужение и жизнь, то в нем содержится множество предписаний о жизни в монастыре. Когда мы говорим «поститься по монастырскому уставу», это значит, что мы имеем в виду предписания Типикона в отношении поста, т.е. мы постимся соответственно этим предписаниям.

Современный Устав формировался в течение довольно долгого исторического периода. На развитие нашего Устава повлияли целых три разных греческих Устава - Устав Великой Церкви (Св. Софии в Константинополе), Алексиево-Студийский Устав (Устав Студийского монастыря в Константинополе в редакции патриарха Константинопольского Алексия (1025-1043)) и Иерусалимский Устав (Устав лавры преподобного Саввы Освященного вблизи Иерусалима).

Устав Великой Церкви, который также называют Уставом песенных последований , отличался особой торжественностью совершению служб, был ориентирован на большое количество духовенства и народа. Характерным для богослужений по Уставу Великой Церкви было совершение крестных ходов и торжественных входов на вечерне и на утрене, наличие хоров из профессиональных певчих и преобладание пения над чтением (отсюда название «Устав песенных последований»). Именно богослужение по этому Уставу могли увидеть послы князя Владимира, приехавшие в Константинополь по легенде о выборе веры. Оно поразило их своей красотой и было заимствовано для соборно-приходского богослужения на Руси.

Около 1065 года преподобный Феодосий Печерский привозит Алексиево-Студийский Устав для своего монастыря, и он становится Уставом также других русских обителей. В XIV - XV веке у нас появляется еще один Устав - Иерусалимский. Он медленно входит в употребление и в монастырях, и в приходских храмах, происходит соединение всех трех Уставов. В современном богослужении сохранились элементы каждого из них. Об этом поговорим позже.

Как появились всенощные?

Главное отличие Студийского Устава от Иерусалимского в том, что в первом нет всенощных бдений (т.е. последовательности служб, соединенных друг с другом, которые служились ночью). Все службы по Студийскому Уставу служились отдельно друг от друга в положенное время. Это было связано с тем, что монахи в Студийском монастыре жили на одной территории и имели возможность быть на каждой службе. Иерусалимская лавра преп. Саввы Освященного представляла собой несколько другой тип монастыря: в нем был центральный храм, а монахи жили в отдельных кельях и пещерах, разбросанных на большом расстоянии друг от друга и от храма. Обычно они совершали все суточные службы у себя в келье, а на Божественную литургию в воскресенье или в праздник шли в храм. Чтобы добраться до храма, нужно было потратить немало часов и пропустить некоторые службы. Поэтому, когда монахи собирались в храме, они служили все пропущенные службы, соединяя их друг с другом, так что за одной сразу же следовала другая. Обычно в храм они приходили ближе к ночи, поэтому и все пропущенные службы были ночью, затем под утро служилась утреня и затем литургия, ради которой они собирались.

Всенощные бдения приходят на Русь вместе с Иерусалимским Уставом. Современные всенощные бдения состоят из вечерни, утрени и первого часа , соединенных друг с другом. Служатся они накануне воскресных дней, двунадесятых и других великих праздников, когда по Уставу положено всенощное бдение. На этом занятии мы остановимся на разборе чинопоследования вечерни - первой части всенощного бдения.

Какие вечерни бывают?

В Уставе Русской Православной Церкви существует три вида вечерни: малая, вседневная и великая . Вседневная вечерня бывает в будние дни, она короче великой вечерни , которая служится отдельно в праздник великим святым или в составе всенощного бдения под воскресный день или двунадесятый праздник. На вседневной вечерне большая часть песнопений читается, чем поется, от этого она менее праздничная. Малая вечерня по Уставу должна служиться до захода солнца перед всенощным бдением под воскресный день или великий праздник. Этого вида вечерне нет в греческой церкви, она - русское изобретение, вытекшее из исторической необходимости. Когда на Руси появились всенощные бдения, в приходских храмах их стали сокращать, притом не так, как это делают сейчас, т.е. утреню переносят на вечер накануне, соединяя с вечерней, а наоборот, вечерню переносили на более позднее, почти ночное время, чтобы утреня закончилась, как ей и полагается, с рассветом. От этого вечернее, закатное, время оставалось неосвященным молитвой: от трех часов дня (девятый час) до ночи в приходских храмах не оставалось никакой службы. Тогда была создана малая вечерня - более краткая по сравнению со вседневной.

Схема великой вечерни:

1. Предначинательный псалом (103-ий). Светильничные молитвы священника.

2. Великая ектения («Миром Господу помолимся…»)

3. Кафизма «Блажен муж».

4. Стихиры на «Господи, воззвах». Вход с кадилом.

5. «Свете Тихий».

6. Прокимен.

7. Сугубая ектения («Рцем вси от всея души…»).

8. «Сподоби, Господи».

9. Просительная ектения («Исполним вечернюю молитву нашу…»)

10. Стихиры на стиховне

11. Песнь прав. Симеона Богоприимца («Ныне отпущаеши»)

12. Молитвы с Трисвятого по Отче наш. Тропарь праздника.

13. Псалом 33.

Самая древняя часть вечерни

Вечернее православное богослужение берет свое начало в богослужении иудейского Иерусалимского храма. Большинство первых христиан были из иудеев, и они естественным образом сохранили некоторые храмовые традиции даже после разрушения Храма в 70 году после Рождества Христова. Одной из таких традиций было возжжение светильника в вечернее время . Сам Господь предписывал иудеям совершать этот обряд (Исх. 30,8; Лев. 24, 1-4). Христиане, сохраняя его, придают ему новый смысл: зажженный светильник, вносимый в собрание, был напоминанием о Христе, Свете миру (Ин. 8, 12), «Свете истинном, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1, 9). Зажженный светильник - символ Христа, он напоминал собравшимся, что среди них пребывает Христос, как Он говорил о двоих или троих, собранных во имя Его (Мф. 18, 20). Именно светильнику были адресованы вечерние хвалебные гимны. Среди них было одно из самых древних песнопений (даже святитель Василий Великий в IV веке называл его древним)- «Свете тихий» , которое поется на современной вечерне после входа с кадилом .

Вечерня в древности называлась «светильничным благодарением». Обряд возжжения светильника совершался как в собрании, так и дома, притом насколько эта традиция была крепка, насколько христиане серьезно относились к ней, может свидетельствовать рассказ святителя Григория Нисского о последних минутах жизни своей сестры св. Макрины. «Когда наступил вечер и в комнату внесли огонь, то она широко раскрыла глаза и, смотря на свет, как видно было, старалась прочесть светильничное благодарение την επιλυχνιαν ευχαριστίαν, но так как голос у нее уже пропал, то она выполнила молитву лишь в уме, да движением руки и губ. Когда она кончила благодарение и занесла руку на лицо, чтобы перекреститься, вдруг сильно и глубоко вздохнула. Вместе с молитвой кончилась и ее жизнь… Умирающая женщина — христианка при виде внесенного в ее комнату светильника напрягает последние силы, чтобы прочесть молитву светильничного благодарения. Эта молитва оттягивает ее последний вздох, который наступает вместе с окончанием светильничного благодарения» (Цит. по: Успенский Н.Д. Православная вечерня ).

Тема возжжения светильника отразилась также и на названии священнических молитв, который сейчас читаются тайно в начале вечерни, до входа с кадилом, - «светильничные молитвы» . Их семь, они - наследие Устава песенных последований.

Вход с кадилом в древности был входом со светильником, да и сейчас во время входа впереди всех алтарник несет светильник. Вход этот в древности был входом всего собравшегося духовенства в алтарь (до него в алтарь не входили, и все богослужение совершалось в середине храма). Традиция выносить светильник из алтаря произошла из Иерусалима, из практики вечернего богослужения в храме Воскресения (Гроба Господня). В IV веке во время вечерней службы светильник приносили из Гроба Господня, его зажигали от постоянно горящей там лампады. Алтарь (или точнее престол) - символ Гроба Господня, и из него стали выносить зажженный светильник.

Так, обряд возжжения светильника и до сих пор, пусть и не так явно, остается в центре вечерни. Это еще и начало воспоминания Воплощения Христа, Света истинного, пришедшего в мир.Продолжение его, более определенное, мы находим в конце вечерни в еще одном древнем песнопении, взятом из Евангелия, - «Ныне отпущаеши» , или песни праведного Симеона Богоприимца , которую он воспел в Иерусалимском храме, когда принял из рук Богородицы рожденного Спасителя, воплотившегося Сына Божьего, которого он столько ждал.

Ектении

Великая ектения (от греч. ектения - «протяжное моление»), первая, которую произносят на вечерне и которую еще называют «мирной» по первой строчке «Миром Господу помолимся», как и другие ектении - малая, сугубая и просительная - появилась довольно рано. Уже в IV веке были пространные диаконские моления о разных категориях людей в церкви и вне ее, которые иной раз выслушивались верующими коленопреклоненно.

Малая ектения самая короткая и содержит только одно прошение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Начинается она со слов «Паки и паки (т.е. снова и снова) миром Господу помолимся».

Сугубая ектения начинается с призыва диакона «Рцем вси от всея души и от всего помышления рцем…» («Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего возгласим»). Сугубо в переводе с церковно-славянского значит «дважды», но прошение народа «Господи, помилуй» на ней повторяется не два раза, а три, и в точном переводе с греческого название этой ектении было бы «прилежное моление». Термин «сугубая ектения» здесь можно понимать в смысле прошения, произносимого с особым усердием, особой теплотой сердца. В сугубой ектение прошения уже более частные, чем в великой. Например, о спасении, оставлении грехов и других благах для самих молящихся, а также о приносящих пожертвования и творящих добро в храме, в котором произносится эта молитва.

Просительная ектения содержит в себе некоторые другие прошения диакона, чем великая и сугубая: «Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим… Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим… Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим…. Добрых и полезных душам нашим, и мира мiрови у Господа просим… и др.». Изменяется и прошение народа с «Господи, помилуй» на «Подай, Господи».

Наследие древнего иноческого богослужения в современной вечерне

Предначинательный псалом , который поется на великой вечерне (вернее, избранные стихи из него) и читается на вседневной, содержит в себе поэтический пересказ истории творения мира. Он пришел в нашу вечерню с древних монашеских правил псалмопения , которые заменяли монахам торжественное и пышное богослужение приходских храмов. Монахи-отшельники не могли совершать богослужение, ориентированное на соборы с профессиональными хорами, большим количеством духовенства и народа, поэтому они у себя в келье читали нараспев (речитативно) псалмы и наиболее древние произведения церковной поэзии, такие как «Свете Тихий» и другое песнопение вечерни (а также утрени и повечерья) - «Сподоби Господи », молитву с прославлением Бога и прошением о том, чтобы Он сохранил нас в этот вечер (день, ночь) от греха.

Кафизма - это одна из 20 частей Псалтири, библейской книги, на основе которой строилось почти все древнее богослужение. Кафизма «Блажен муж», а вернее избранные стихи из 1-ой кафизмы, называется так по первой строчке первого псалма «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых». Они поются с припевом «Аллилуйя». Это остаток одновременно и иноческих Уставов, и Устава Великой Церкви. Чтение кафизм пришло в наше богослужение из иноческой вечерни, но по характеру исполнения кафизма «Блажен муж» напоминает антифонное пение из богослужения по Уставу песенных последований, когда избранные стихи из псалмов пели с припевом два хора попеременно.

Изменяемые песнопения вечерни: стихиры и тропари

Стихиры на «Господи, воззвах» - тоже наследие песенной вечерни (Устава песенных последований). Здесь стихи псалмов 140, 141, 129 и 116 чередуются со стихирами, произведениями христианского песнотворчества, которые повествуют о событии или прославляют память святого, праздник которого совершается в этот день. Стихиры находятся в Октоихе, Минее и Триоди. Первые два стиха перед стихирами: «Господи, воззвах к Тебе, услышим мя… Да исправится молитва моя…» - это строчки 140 псалма. Псалмы 140, 141 и 129 - второе трехпсалмие вечерни песенных последований. Та вечерня содержала в себе три трехпсалмия (три раза по три псалма, читаемые вместе в начале вечерни, в середине и в конце).

Стихиры на стиховне - еще одни стихиры на вечерне. Они также чередуются со стихами их псалмов и повествуют о празднуемом событии или святом. Начинаются они не со стиха псалма, а с возглашения начала первой стихиры, которую потом хор пропевает полностью.

Тропарь (с греч.: 1) образец, 2) победный знак, трофей) - древнейшее христианское песнопение, первый жанр собственно христианского песнотворчества, в то время как большая часть богослужения состояла из библейских текстов - псалмов, чтений из Ветхого Завета и т.д. Тропарями в древности называли и стихиры. Сейчас тропарь - главное песнопение праздника, повествующее о его смысле и прославляющее его. Тропари поются также на всех службах суточного круга. Если в один день совпадает два или три праздника, поются два или три тропаря соответственно.

Прокимен и паремии

Прокимен (от греч. «предлежащий»), следующий за «Свете Тихий», - это несколько строк из псалма, которые поются перед чтением Священного Писания (на вечерне чаще всего из Ветхого Завета). Такие отрывки из Писания называются паремиями и содержат в себе прообразы празднуемого события. Например, в отрывках на Богородичные праздники повествуется о неопалимой купине (прообраз Богородицы, принявшая в Себя Бога, Который есть огонь); о лестнице от земли до неба (Богородица, родившая Христа, соединила земное и небесное); о затворенных вратах на востоке, через которые только Господь Бог пройдет, и они останутся затворенными (о чудесном зачатии Христа и о приснодевстве Богородицы); о доме с семью столпами, который построила себе Премудрость (Богородица Мария, вместив в Себя Бога Слово, стала домом Его).

В отличие от антифонного пения, прокимены пелись и поются ипофонно , т.е. диакон возглашает стих псалма, а народ или хор повторяет его (подпевает; слово «ипофонный» произошел от греческого слова «подпевать»), затем диакон возглашает новый стих, а народ поет первый стих как припев. «Отцы установили, - говорит св. Иоанн Златоуст, - чтобы народ, когда не знал всего псалма, подпевал (ὑπηχεῖν) из псалма стих сильный, заключающий в себе какое-либо высокое учение, и отсюда извлекал потребное наставление» (Цит. по: М. Н. Скабалланович. Толковый Типикон http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/skaballanovich_tolkovy_tipikon_07-all.shtml#23 ). В древности в качестве прокименов таким образом пелись целые псалмы.

Откуда произошла лития?

В конце великой вечерни на всенощном бдении по Уставу должна служится лития (с греч. «усердное моление»). Лития берет свое начало в богослужении иерусалимского храма Гроба Господня, когда после вечерни клир и народ выходил к святым местам - в святой сад и к Голгофе - помолится там, вспомнив, что претерпел за нас Господь. И до сих пор по Уставу лития должна служиться вне храма, в притворе. Благословение хлеба, пшеницы, вина и елея на литии произошло из необходимости подкреплять силы молящихся в течение бдения, длящегося всю ночь. Первоначально благословлялись и раздавались только хлеб и вино, как не требующие дополнительного приготовления, елей и пшеница стали благословляться позднее.

Дополнительно об истории вечерни:

1. Протоиерей Александр Мень. Православное богослужение. Таинство, слово и образ («Гл. 2. Вечер в храме»).

2. Кашкин А. Устав православного богослужения («Гл. 4 Виды церковных молитвословий», «Гл. 5 Богослужение книги. П.3. Типикон. Краткая история Типикона»).

3. Успенский Н.Д. Православная вечерня http://www.odinblago.ru/uspensky_vecherna

Чинопоследование вечерни на церковно-славянском с переводом на русский:

9.1. Что такое богослужение? Богослужение Православной Церкви – это служение Богу чтениями молитвословий, песнопениями, проповедями и священнодействиями, совершаемыми по Уставу Церкви. 9.2. Для чего совершаются богослужения? Богослужение как внешняя сторона религии служит средством выражения христианами религиозной внутренней веры и благоговейных чувств к Богу, средством таинственного общения с Богом. 9.3. Какова цель богослужения? Цель установленного Православной Церковью богослужения заключается в том, чтобы дать христианам наилучший способ выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий; научить и воспитать верующих в истинах Православной веры и правилах христианского благочестия; вводить верующих в таинственное общение с Господом и сообщать им благодатные дары Святого Духа.

9.4. Что означают православные богослужения по названиям?

(общее дело, общественная служба) – это главное богослужение, во время которого происходит Причащение (Причастие) верующих. Остальные восемь служб являются подготовительными молениями к Литургии.

Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером.

Повечерие – служба после вечери (ужина).

Полунощница служба, предназначенная для совершения в полночь.

Утреня служба, совершаемая утром, перед восходом солнца.

Службы часов воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (страданий и смерти Спасителя), Его Воскресения и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, которая называется всенощным бдением, потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» означает «бодрствование». Всенощное бдение состоит из вечерни, утрени и первого часа. В современных храмах всенощное бдение чаще всего совершается вечером накануне воскресных и праздничных дней

9.5. Какие богослужения совершаются в Церкви ежедневно?

– Во имя Пресвятой Троицы Православная Церковь ежедневно совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. В свою очередь, каждое из этих трех богослужений слагается из трех частей:

Вечернее богослужение – из девятого часа, вечерни, повечерия.

Утреннее – из полунощницы, утрени, первого часа.

Дневное – из третьего часа, шестого часа, Божественной Литургии .

Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного церковных богослужений образуются девять служб.

По немощи современных христиан такие уставные богослужения совершаются только в некоторых монастырях (например, в Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре). В большинстве приходских храмов богослужения совершаются только утром и вечером с некоторыми сокращениями.

9.6. Что изображается в Литургии?

– В Литургии под внешними обрядами изображается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа: Его рождение, учение, дела, страдания, смерть, погребение, Воскресение и Вознесение на небо.

9.7. Что называется обедней?

– В народе Литургия называется обедней. Название «обедня» произошло от обычая древних христиан после окончания Литургии употреблять остатки принесенных хлебов и вина за общей трапезой (или общественным обедом), который проходил в одной из частей храма.

9.8. Что называется обедницей?

– Последование изобразительных (обедница) – так называется краткая служба, которая совершается вместо Литургии, когда Литургию служить не положено (например, в Великий пост) или когда ее невозможно служить (нет священника, антиминса, просфор). Обедница служит некоторым изображением или подобием Литургии, по составу подобна Литургии оглашенных и ее основные части соответствуют частям Литургии, за исключением совершения Таинств. Причащения во время обедницы не бывает.

9.9. Откуда можно узнать о расписании богослужений в храме?

– Расписание богослужений обычно вывешивается на дверях храма.

9.10. Почему не на каждой службе бывает каждение храма?

– Каждение храма и молящихся бывает на каждом богослужении. Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона.

9.11. Для чего бывает каждение в храме?

– Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с молитвами верующих. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями.

9.12. Почему священники служат в облачениях разного цвета?

– Группам усвоен определенный цвет облачений священнослужителей. Каждый из семи цветов богослужебных облачений соответствуют духовному значению того события, в честь которого совершается богослужение. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть неписанная традиция, усваивающая различным цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику.

9.13. Что обозначают различные цвета священнических облачений?

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти Его особых помазанников (пророков, апостолов и святителей) цвет облачения царский – золотой .

В золотых одеждах служат по воскресным дням – дням Господа, Царя Славы.

В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и непорочность.

Фиолетовый цвет принят в праздники Креста Господня. В нем соединены красный (символизирующий цвет крови Христовой и Воскресения) и синий, напоминающий, что Крест открыл дорогу в небо.

Темно-красный цвет – цвет крови. В красных облачениях проходят службы в честь святых мучеников, проливших кровь за веру Христову.

В зеленых облачениях празднуется день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение), так как зеленый цвет – символ жизни. В зеленых облачениях совершаются также богослужения в честь преподобных: монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом, обновляет всю его природу и ведет к вечной жизни.

В черных облачениях обычно служат в будние дни . Черный цвет – символ отречения от мирской суеты, плача и покаяния.

Белый цвет как символ Божественного нетварного света принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Вознесения и Преображения Господня. В белых облачениях начинается и Пасхальная утреня – в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются также для совершения Крещений и погребений.

От Пасхи до праздника Вознесения все богослужения совершаются в красных облачениях, символизирующих неизреченную пламенную любовь Божию к роду человеческому, победу Воскресшего Господа Иисуса Христа.

9.14. Что означают подсвечники с двумя или тремя свечами?

– Это дикирий и трикирий. Дикирий – подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе: Божественное и человеческое. Трикирий – подсвечник с тремя свечами, знаменующими веру в Пресвятую Троицу.

9.15. Почему в центре храма на аналое вместо иконы иногда лежит украшенный цветами Крест?

– Так бывает на Крестопоклонной неделе Великого поста. Крест выносится и полагается на аналое в центре храма, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господа воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

В праздники Воздвижения Креста Господня и Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня в центр храма также выносится Крест.

9.16. Почему диакон стоит спиной к молящимся в храме?

– Он стоит лицом к алтарю, в котором находится Престол Божий и невидимо присутствует Сам Господь. Диакон как бы возглавляет молящихся и от их имени произносит молитвенные прошения к Богу.

9.17. Кто такие оглашенные, которых призывают выйти из храма во время богослужения?

– Это люди некрещеные, но которые готовятся принять Таинство Святого Крещения. Они не могут участвовать в церковных Таинствах, поэтому перед началом самого главного церковного Таинства – Причащения – их призывают выйти из храма.

9.18. С какого числа начинается масленица?

– Масленица – это последняя неделя перед началом Великого Поста. Заканчивается она Прощеным Воскресеньем.

9.19. До какого времени читают молитву Ефрема Сирина?

– Молитву Ефрема Сирина читают до среды Страстной Седмицы.

9.20. Когда уносят Плащаницу?

– Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу вечером.

9.21. Когда можно приложиться к Плащанице?

– К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы.

9.22. Бывает ли Причащение в Страстную Пятницу?

– Нет. Так как Литургия в Страстную Пятницу не служится, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

9.23. Бывает ли Причащение в Великую Субботу, на Пасху?

– В Великую Субботу и на Пасху служится Литургия, следовательно, бывает и Причащение верующих.

9.24. До какого часа длится Пасхальная служба?

– В разных храмах время окончания Пасхальной службы разное, но чаще всего это происходит от 3 до 6 часов утра.

9.25. Почему не на Пасхальной седмице во время Литургии всю службу бывают открыты Царские врата?

– Некоторые священники награждаются правом служить Литургию с открытыми Царскими вратами.

9.26. В какие дни бывает Литургия Василия Великого?

– Литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или в дни этих праздников, если они приходятся на воскресенье или понедельник), 1/14 января – в день памяти святителя Василия Великого, в пять воскресных дней Великого поста (Вербное воскресенье исключается), в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. Литургия Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста отличается некоторыми молитвами, большей их продолжительностью и более протяжным пением хора, поэтому и служится она немного дольше.

9.27. Почему не переводят богослужение на русский язык, чтобы сделать его более понятным?

– Славянский язык – это благодатный одухотворенный язык, который святые церковные люди Кирилл и Мефодий создали специально для богослужения. Люди отвыкли от церковнославянского языка, а некоторые просто не хотят его понимать. Но если в Церковь регулярно ходить, а не заходить изредка, то благодать Божия коснется сердца, и станут понятными все слова этого чистого духоносного языка. Церковнославянский язык за счет своей образности, точности в выражении мысли, художественной яркости и красоты гораздо более пригоден для общения с Богом, чем современный искалеченный разговорный русский язык.

Но главная причина непонятности заключается все же не в церковнославянском языке, он очень близок к русскому – чтобы полноценно его воспринимать, нужно выучить лишь несколько десятков слов. Дело в том, что даже если бы перевели все богослужение на русский язык, люди все равно ничего в нем не поняли. То, что люди не воспринимают богослужение, является языковой проблемой в самой меньшей степени; на первом месте – незнание Библии. Большинство песнопений – это высокопоэтическое переложение библейских сюжетов; без знания источника понять их невозможно, на каком бы языке они ни пелись. Поэтому кто хочет понимать Православное богослужение, тому надлежит, прежде всего, начать с чтения и изучения Священного Писания, а оно вполне доступно на русском языке.

9.28. Почему во время богослужения в храме иногда гасят свет и свечи?

– На утрени во время чтения шестопсалмия в храмах погашаются свечи, исключая немногих. Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Отсутствие освещения, с одной стороны, помогает размышлению о читаемом, с другой – напоминает о мрачности греховного состояния, изображаемого псалмами, и о том, что грешнику не к лицу внешняя светлость. Обставляя так это чтение, Церковь хочет расположить верующих к самоуглублению, чтоб, вошедши в себя, вступили в собеседование с милостивым Господом, не хотящим смерти грешника (Иез.33:11), о самонужнейшем деле – спасении души через введение ее в должные к Нему, Спасителю, отношения, нарушенные грехом. Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

9.29. Какие псалмы входят в шестопсалмие и почему именно эти?

– Первая часть утрени открывается системой псалмов, известной под именем шестопсалмия. В состав шестопсалмия входят: псалом 3 «Господи, что ся умножиша», псалом 37 «Господи да не яростию», псалом 62 «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю», псалом 87 «Господи Боже спасения моего», псалом 102 «Благослови душе моя Господа», псалом 142 «Господи, услыши молитву мою». Псалмы выбраны, должно быть, не без намерения из разных мест Псалтири равномерно; этим они представляют ее всю. Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно, все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую от увеличения преследований и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (псалом 102). Все эти псалмы надписаны именем Давида, исключая 87, который – «сынов Кореевых», и воспеты им, конечно, во время преследования со стороны Саула (может быть псалом 62) или Авессалома (псалмы 3; 142), отображая в себе духовный рост певца в этих бедствиях. Из множества псалмов подобного содержания выбраны сюда именно эти и потому, что они некоторыми местами своими имеют в виду ночь и утро (пс.3:6: «Аз уснух и спах, востах»; пс.37:7: «весь день сетуя хождах», ст.14: «льстивным весь день поучахуся»; пс.62:1: «к Тебе утренюю», ст.7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; пс.87:2: «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст.10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст.13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя…и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; пс.102:15: «дние его яко цвет сельный»; пс.142:8: «слышану сотвори мне заутра милость Твою»). Покаянные псалмы чередуются с благодарственными.

Шестопсалмие слушать в mp3 формате

9.30. Что такое «полиелей»?

– Полиелеем называется самая торжественная часть утрени – богослужения, которое совершается утром или вечером; полиелей служится только на праздничных утренях. Это определяется богослужебным уставом. Накануне воскресного дня или праздника утреня входит в состав всенощного бдения и служится вечером.

Полиелей начинается после чтения кафизм (Псалтири) с пения хвалебных стихов из псалмов: 134 – «Хвалите имя Господне» и 135 – «Исповедайтеся Господеви» и оканчивается чтением Евангелия. В древности, когда вслед за кафизмами звучали первые слова этого гимна «Хвалите имя Господне», в храме зажигались многочисленные светильники (елейные лампады). Поэтому эта часть всенощного бдения называется «многоелейной» или, по-гречески, – полиелеем («поли» –много, «елей» – масло). Отверзаются Царские врата, и священник в предшествии диакона, держащего возжженную свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм. Распахнутые Царские врата символизируют отверстый Гроб Господень, откуда воссияло царство вечной жизни. После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на лбу каждого подходящего к иконе. Этот обычай называют помазанием. Помазание елеем служит внешним знамением участия в благодати и духовной радости праздника, сопричастности Церкви. Помазание освященным маслом на полиелее Таинством не является, это обряд, который лишь символизирует собой призывание милости и благословения Божия.

9.31. Что такое «лития»?

– Лития в переводе с греческого означает – усердное моление. Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке: а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред Литургией; б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением; в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени; г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени. По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общим у них является исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных – неполное. Но там и здесь совершается оно, чтобы выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: мы молимся, стоя пред вратами святого храма, как бы пред вратами небесными, подобно Адаму, мытарю, блудному сыну. Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв. Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.

9.32. Что такое Крестный ход и когда он бывает?

– Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Крестные ходы совершаются в ежегодные, установленные для них особые дни: на Светлое Христово Воскресение – Пасхальный Крестный ход; в праздник Богоявления для великого освящения воды в память Крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана, а также в честь святынь и великих церковных или государственных событий. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

9.33. От чего произошли Крестные ходы?

– Так же, как святые иконы, Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта в землю обетованную; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого произошло чудесное разделение реки Иордана (Нав.3:14-17); торжественное семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, при котором совершилось чудесное падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений всего народа (Нав.6:5-19); а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном (2 Цар.6:1-18; 3 Цар.8:1-21).

9.34. Что означает Пасхальный Крестный ход?

– С особенной торжественностью празднуется Светлое Воскресение Христово. Начинается Пасхальное богослужение еще в Великую Субботу, поздно вечером. На утрени, после полунощницы совершается Пасхальный Крестный ход – молящиеся во главе с духовенством выходят из храма, чтобы совершить торжественное шествие вокруг храма. Подобно женам мироносицам, встретившим воскресшего Христа Спасителя вне Иерусалима, христиане встречают весть о наступлении Светлого Христова Воскресения вне стен храма – они как бы шествуют навстречу воскресшему Спасителю.

Пасхальный Крестный ход идет со свечами, хоругвями, кадильницами и иконой Воскресения Христова под непрерывный трезвон в колокола. Прежде чем войти в храм, торжественное Пасхальное шествие останавливается при дверях и входит в храм лишь только после трижды прозвучавшей ликующей вести: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Крестный ход входит в храм, подобно тому, как жены мироносицы пришли в Иерусалим с радостной вестью ученикам Христовым о воскресшем Господе.

9.35. Сколько раз бывает Пасхальный Крестный ход?

– Первый Пасхальный Крестный ход бывает в Пасхальную ночь. Затем в течение недели (Светлой седмицы) ежедневно после окончания Литургии совершается Пасхальный Крестный ход, а до праздника Вознесения Господня такие же Крестные ходы совершаются каждое воскресенье.

9.36. Что означает Крестный ход с Плащаницей на Страстной седмице?

– Этот скорбный и плачевный Крестный ход совершается в воспоминание погребения Иисуса Христа, когда тайные ученики Его Иосиф с Никодимом, в сопровождении Матери Божией и жен мироносиц, несли на руках умершего на кресте Иисуса Христа. Они шли от горы Голгофы до виноградника Иосифа, где была погребальная пещера, в которую, по обычаю иудейскому, положили тело Христово. В воспоминание этого священного события – погребения Иисуса Христа – и совершается Крестный ход с Плащаницей, которая представляет тело умершего Иисуса Христа, как оно было снято с креста и положено во гроб.

Апостол говорит верующим: «Помните мои узы» (Кол.4:18). Если апостол заповедует христианам помнить его страдания в узах, то насколько сильнее должно вспоминать страдания Христовы. Во время страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа современные христиане не жили и не разделяли тогда скорби с апостолами, потому в дни Страстной седмицы вспоминают их скорби и сетование об Искупителе.

Всякий, именуемый христианином, отмечающий скорбные минуты страданий и смерти Спасителя, не может не быть участником и небесной радости Воскресения Его, ибо по словам апостола: «Сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17).

9.37. По каким чрезвычайным случаям совершаются Крестные ходы?

– Чрезвычайные Крестные ходы совершаются с разрешения епархиальных церковных властей по случаям особенно жизненно важным для прихода, епархии или всего народа православного – при нашествии иноплеменников, при нападении губительной болезни, при голоде, засухе или иных бедствиях.

9.38. Что обозначают хоругви, с которыми совершаются Крестные ходы?

– Первый прообраз хоругвей был после всемирного потопа. Бог, явившись к Ною во время его жертвоприношения, явил радугу в облаках и назвал ее «знамением вечного завета» между Богом и людьми (Быт.9:13-16). Как радуга в небе напоминает людям о завете Божием, так и на хоругвях изображение Спасителя служит всегдашним напоминанием об избавлении рода человеческого на Страшном суде от духовного огненного потопа.

Второй прообраз хоругвей был при выходе Израиля из Египта во время перехода через Чермное море. Явился тогда Господь в столпе облачном и все воинство фараона покрыл тьмой от этого облака, и погубил в море, Израиль же спас. Так и на хоругвях образ Спасителя виден как облак, явившийся с небес для поражения врага – духовного фараона – диавола со всем воинством его. Господь всегда побеждает и прогоняет силу вражию.

Третий прообраз хоругвей было то же облако, покрывавшее скинию и осенявшее Израиль во время путешествия в обетованную землю. Весь Израиль взирал на священный облачный покров и духовными очами разумел в нем присутствие Самого Бога.

Еще один прообраз хоругвей – это медный змий, который был воздвигнут Моисеем по повелению Божию в пустыне. При воззрении на него иудеи получали исцеление от Бога, так как медный змий прообразовал Крест Христов (Ин.3:14,15). Так и неся во время Крестного хода хоругви, верующие возводят телесные очи к образам Спасителя, Богородицы и святых; духовными же очами восходят к Первообразам их, сущим на небесах и получают духовное и телесное исцеление от греховного угрызения духовных змиев – бесов, искушающих всех людей.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.

Всенощное бдение состоит из трех частей: вечерни, и первого часа. Вечерня - первая служба дневного церковного круга. Круг начинается с вечерни потому, что и день в древности считался с вечера: «и бысть вечер и бысть утро » (Быт. 1;5). Вечерню можно сравнить с ранним утром истории человечества - радостно и светло было это начало истории человека, но ненадолго: скоро человек согрешил и сделал свою жизнь темной, печальной ночью. Эти события и изображает вечерня.

Священник и диакон обходят храм с . Каждение фимиама - ладана изображаетвеяние Духа Божия, Который, по слову Библии, «носился » над первозданным миром, рождая жизнь Своею Божественною силою: «и Дух Божий ношашеся верху воды » (Быт. 1:2). Двери алтаря в это время отворены. изображает, с одной стороны, небо, жилище Божие, с другой - рай, жилище Адама и Еввы в прошлом и жилище праведных в настоящем и будущем. Таким образом, открытые в это время двери изображают райское блаженство прародителей Адама и Еввы в раю.

Затем Царские двери затворяются, этим действием вспоминается печальное событие, когда «затворились врата рая грехом Адамовым ». Прародители были изгнаны из места блаженства «на труд и скорбь ». Изображая скорбящего, плачущего перед вратами потерянного рая Адама, священник, стоя пред алтарем, в вечерних молитвах молит Господа, чтобы Он, щедрый и милостивый, услышал нашу молитву, «не яростию обличил нас, ниже гневом наказал нас, но сотворил бы с нами по милости Своей ». Христиане через диакона и клир в великой ектении просят помилования души и, вспоминая грех Адама и потерю рая, словами первого псалма скорбят о печальной участи тех, кто идет дорогой греха, и радуются радостной участи праведных, которые исполняют закон Господень.

Пение псалмов и стихер

«Блажен муж, иже нейде на совет нечестивых » (псалом 1;1). Счастлив человек, который не идет на собрание злых и не ходит путями неправедных и не сидит в собрании развратителей; его воля - в «законе Господни», о законе Господнем размышляет он день и ночь. Вслед за первым псалмом читаютсявторой итретий. Они раскрывают ту же мысль, что и в первом: Господь не оставляет праведных. Напрасно враги замышляют злое против праведного: Господь защита его (псалом 2-й), Он защищает праведного днем и в ночном сне, и праведнику не страшны нападения врагов (псалом 3-й). «Плач Адама» у затворенных дверей рая еще сильнее и ярче выражается далее, в стихах 140, 141 и 129 псалмов. В них мольбы к Господу принять нашу вечернюю молитву, как жертву вечернюю, как фимиам благоуханный.

Ветхозаветные стихи соединяются с новозаветными, в которых выражается радость человека о совершенном Господом деле спасения, прославляется праздник или святой. Эти песнопения называются стихерами «на Господи воззвах». В виде перехода к «утру спасения » поются догматические вдохновенные песни, называемые догматиками - Богородичными. Догматики - полное изложение учения о Господе Исусе Христе, о соединенных в Нем Божественной и человеческой природе. Это учение раскрыто в третьем члене Символа веры и в трудах 3, 4, 5 и 6 Вселенских соборов. Пресвятая Богородица, воспетая в догматиках, «небесная дверь » для согрешивших и лестница на небо, по которой сошел на землю Сын Божий, и люди восходят на небо.

Вечерний вход и паремии

Двери алтаря открыты. Священник в предшествии диакона выходит боковыми, а не Царскими дверями, изображая Господа, Который пришел на землю не в славе царской, а в зраке раба, как тихий свет вечера, скрывший солнечную Божественную Свою славу. И входит в алтарь через Царские врата, знаменуя, что через Господа Христа и смерть Его «царския врата неба » подняли «свои князи » и открылись для всех, идущих за Господом. Диакон возглашает: «Премудрость прости ». «Свете тихии » - так, дожив до заката солнца и видя вечерний свет, воспеваем Бога Отца, Сына и святого Духа.

История повествует нам о происхождении церковной песни «Свете тихии». Однажды на одной из Иерусалимских гор сидел мудрый старец, патриарх Софроний. Его задумчивый взгляд долго простирался по необъятно раскинувшемуся перед ним горизонту и наконец остановился на потухающих лучах палестинского солнца. Кругом царила глубокая тишина. Живительный вечерний воздух был напоен приятной прохладой и сильным запахом горных цветов. Картина за картиной проходили перед умственным взором патриарха. Он представлял себе, как здесь, на той же горе, перед своими страданиями взирал на Иерусалим Спаситель. Тогда так же, как и теперь, тихий свет заходящего солнца падал на стены и улицы славного города. И склонявшееся к западу вещественное солнце склонило ум патриарха к представлению себе Солнца невещественного - Сына Божия, Который сошел к темному человечеству, чтобы просветить его. Радостью наполнилось сердце мудрого старца, и из его восторженных уст полилась вдохновенная песнь. С тех пор в течение многих веков оглашает наши храмы эта священная песнь, и она никогда не потеряет своей красоты и умилительности.

В праздники вслед за прокимном читаются паремии. Так называются избранные места из Священного Писания Ветхого Завета, содержащие в пророчествах или прообразах указание на событие вспоминаемого праздника. В Богородичные праздники, например, читаетсяо видении Иаковом лестницы , бывшей прообразом Богородицы, нашей лестницы к небу. На Воздвижение - о древе, брошенном Моисеем для услаждения горьких вод Мерры. Дерево это преобразовало Крест Господень.

После паремий произноситсясугубая ектения : «Рцем вси». За сугубой ектенией, после молитвы о том, чтобы Господь помог безгрешно закончить день «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам», произносится ектения просительная. В ней, как и в предшествующей молитве, мы просим у Господа, чтобы Он помог весь вечер провести в совершенстве, свято, в мире и без греха.

Лития и стихеры на стиховне

Далее совершается лития . Произошла лития из обычая во время общественных бедствий совершать покаянное моление среди города или даже за его стенами. Указание на это находим у блаженного Симеона Солунского . «Лития , - пишет он, - бывает в притворе в субботу и праздники, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или иного бедствия совершается среди города, или вне, около стен, при стечении народа ». На такое происхождение литии указывает и содержание ее молитвословий. Смысл литии таков: стоя «вдали», как мытарь, мы, как мытарь, и молимся: Господи, мы недостойны храма Твоего, недостойны посмотреть на высоту небесную, но Ты прими нас, введи в Эдем Небесный, чертоги неба, которые открыты нам кровью Сына Божия и которые мы снова закрываем для себя жизнью в нечистоте и грехе.

Соответственно общему смыслу литии и молитва «Господи помилуй» - молитва кающихся - здесь повторяется 40, 30 и 50 раз . На литии мы молимся о том, чтобыГосподь спас людей своих, благословил их, как детей своих. Молимся о стране, о епископе ио всем священном чине; о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной и помощи Божией требующей; об усопших отцах и братиях. Все эти моления возносит Церковь, призывая в предстательство Пресвятую Богородицу и всех святых. Затем в главопреклонной молитве священник молится, чтобы Господь, по молитвам святых, даровал нам прощение грехов, избавил нас от всякого врага и всех нас помиловал и спас, как благии и человеколюбец .

Совершив литию, иерей входит в храм; пред священником несут лампады, которые, как и во всяком другом входе, изображают божественный свет святых. За отцом, как бы входящим на небо, следуют и прочие, сопровождая настоятеля,как бы Исуса Христа, указывающего путь всем. Затем следует обычное продолжение вечерни, начиная с пения стиховных стихер, которые поются двумя ликами, соединившимися вместе посреди храма. Стихеры эти называются стиховными потому, что к ним присоединяются стихи из псалмов. В воскресный день поются воскресные стихи: «Господь воцарися»; если же бывает другой праздник, то полагаются другие избранные из псалмов стихи; если же празднуется память какого-либо святого, то поются по чину стихи из псалмов, соответствующие воспоминаемому лицу, то есть в честь святителя, мученика или преподобного.

Встречая Господа Спасающего, молимся полными радости и надежды словами праведного Симеона Богоприимца : «Ныне отпущаеши раба Своего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ».

В будничном богослужении «Ныне отпущаеши» имеет не только смысл исповедания нашей радости о Господе пришедшем: эта молитва, вместе с тем, - напутствие ко сну грядущим, напоминание о последнем сне, сне смерти, чтобы мы шли ко сну с мыслью о Господе и суде Его.

--------
Библиотека Русской веры

Благословение хлебов

По окончании пения стиховных стихер священник подходит к стоящему посреди храма столу, на котором находится блюдо с пятью хлебами и сосудами с пшеницею, вином и маслом . Во время пения троекратно тропаря совершается каждение вокруг стола, а по окончании пения диакон возглашает: «Господу помолимся», на что певцы отвечают: «Господи помилуй». Затем священник произносит особую молитву, заканчивая ее крестообразным ограждением одним из хлебов над другими хлебами. В этой молитве священник просит Господа, благословившего пять хлебов и пять тысяч народа насытившего, благословить предложенные хлебы, пшеницу, вино и масло, умножить их во всем мире и вкушающих от них верных освятить .

Обычай благословения хлебов есть отзвук древних «агап », трапезы верных, после совершения «бдения ». Всенощное бдениев первые века, когда Церковь еще скрывалась в темноте катакомб, а отчасти и во времена святителя Иоанна Златоуста, длилось с вечера и до утра, всю ночь (Касс., кн. III, гл. 8 и 9). Поэтому для подкрепления верующих, намеревающихся остаться на всю ночь в Церкви, после пения вечерни обыкновенно раздроблялись и раздавались хлебы, пшеница, вино и елей. Священник, в заключение вечерни испросив благословение Господне на присутствующих в храме, с диаконом выходили из алтаря, садились на свое место со всеми присутствовавшими в храме, и все вкушали благословенную пищу с елеем.

Порядок вечерни

Иерей: «Благословен Бог наш».

Чтец: «Аминь»; «Царю небесныи»; Трисвятое и по «Отче наш», «Господи помилуй» 12 раз; Слава и ныне; «Приидите поклонимся» (трижды); псалом 103 «Благослови, душе моя, Господа»; ектения великая; кафизма рядовая; малая ектения. После малой ектении, «Господи воззвах» и стихеры на 6 : три из Октая и три из Минеи. Слава и ныне; Богородичен (если среда или пяток - крестобогородичен, из Минеи же наряду). Если в Минее на «Слава» положена стихера святому, тогда на «И ныне» поется Богородичен по гласу этой стихеры. После Богородична читается: «Свете тихий»; прокимен дню; «Сподоби, Господи».

Затем просительная ектения : «Исполним вечерние молитвы». После этой ектении поются стихеры «на стиховне» - из Октая. После стихер чтец читает: «Ныне отпущаеши»; Трисвятое и «Отче наш». После «Отче наш», тропарь святому из Минеи; Слава и ныне; Богородичен, по гласу тропаря и по дню. Затем сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже».

После ектении бывает отпуст :

Диакон или иерей : «Премудрость»

Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»;

Певцы: «Честнейшую херувим»;

Иерей: «Слава Тебе, Боже наш»;

Певцы: Слава и ныне; «Господи помилуй», дважды; «Господи благослови»;

Иерей: «Христос истинный Бог наш» и прочее;

Певцы: «Аминь»; «Господи помилуй», трижды.

Порядок великой вечерни

Великая или полиелеосная вечерня отличается от повседневной вечерни следующим:

1) стихеры «на Господи воззвах» и стихеры «на стиховне» поются только из Минеи: Октай не употребляется, а Богородичны после стихер и тропаря поются воскресные;

2) вместо рядовой кафизмы поется: «Блажен муж» (1-й антифон первой кафизмы);

3) после стихер «на Господи воззвах», во время пения Богородична, бывает малый выход с кадилом, а после прокимна читаются три паремии;

4) после паремий такой порядок вечерни: ектения: «Рцем вси»; читается: «Сподоби, Господи»; ектения: «Исполним вечерния молитвы наша»; стихеры «на стиховне»; «Ныне отпущаеши»; Трисвятое; «Отче наш»; тропарь; Слава и ныне; Богородичен. Затем отпуст, как на вседневной вечерне.

Порядок малой вечерни

Малая вечерня от повседневной отличается следующим:

1) не бывает: великой ектении, рядовой кафизмы, малой ектении, а также и просительной;

2) вместо полной сугубой ектении произносится сокращенная из трех прошений: 1) Помилуй нас, Боже; 2) о стране и 3) за всю братию и за вся христианы;

3) стихеры «на Господи воззвах» поются только на 4.

Совершается вседневная вечерня, согласно 9 главе Типикона, след. образом.

После молитвы 9-го часа: "Владыко Господи…" отпуста не бывает.

Свящ-к по окончании молитвы 9-го часа, облачившись в фелонь и открыв завесу (Типикон, 7 и 9 главы), исходит из алтаря сев. дверью, становится пред царскими вратами и возглашает: "Благословен Бог наш…".

Чтец: "Аминь", "Приидите поклонимся…" (трижды), после чего читает 103 пс. - предначинательный: "Благослови, душе моя, Господа".

В тех случаях, когда 9-й час не совершается , вечерня начинается так:

Свящ-к возглашает: "Благословен Бог наш…".

Чтец отвечает: "Аминь" и читает обычное начало, т.е. "Царю Небесный…", Трисвятое по "Отче наш…", "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава и ныне", "Приидите поклонимся…" (трижды), а затем 103 пс.

Во время чтения 103 пс. свящ-к, стоя на солее пред царскими вратами с непокрытой головой, читает тайно 7 светильничных молитв, к-рые находятся в Служебнике в самом начале "Чина вечерни". Светильничными эти молитвы назыв-ся потому, что в это время за вечерним богослужением в храме зажигаются светильники.

Чтец, окончив чтение 103 пс., произносит "Слава. И ныне", с троекратным "Аллилуиа".

После этого свящ-к, стоя на том же месте, на солее, произносит велик. ектению : "Миром Господу помолимся".

Если со свящ-ком служит диакон, то по окончании 103 пс. он исходит сев. дверями на амвон, кланяется свящ-ку и произносит великую ектению, свящ-к же уходит в алтарь.

По окончании ектении диакон также входит в алтарь (если же ектению произносит свящ-к, то он уходит в алтарь только по возгласе "Яко подобает…").

После возгласа читается рядовая кафизма . Кафизма начинается чтением псалма, а не пением "Господи, помилуй" (трижды) со "Славой". По прочтении кафизмы произносится малая ектения. В воскресенье вечера и в праздничные дни на вечерне кафизмы читать не положено.

"Господи, воззвах" в дни предпразднства и попразднства, а также шестеричному святому и в субботу поется на глас, указанный в Минее.

Если же святой не имеет знака, служба его не совпадает с субботней службой или каким-нибудь праздником, тогда "Господи, воззвах" поется на глас текущей недели Октоиха и первые 3 стихиры будут взяты из Октоиха, а остальные - из Минеи.

Общее количество стихир по Уставу положено 6, не считая стихиры на "Слава" и "И ныне".


С пятницы на субботу на "И ныне" поется догматик гласа истекающей недели.

В дни предпразднства и попразднства Богородичен заменяется стихирой праздника из Минеи.

Иногда у святого имеется стихира на "Славу". В таком случае Богородичен берется на "И ныне" из приложения Минеи по гласу "Славы".

Во время пения стихир "Господи, воззвах" диакон, а если нет диакона, то свящ-к, совершает каждение (Типикон, 2, 9, 22 главы) сначала вокруг престола, затем горнее место и весь алтарь. Выйдя сев. дверью на солею, диакон кадит св. врата, иконы правой и левой стороны иконостаса, затем правый и левый клиросы, молящихся и весь храм.

После каждения всего храма диакон снова поднимается на солею и кадит пред царскими вратами местные иконы Спасителя и Божией Матери, а затем входит южными дверьми в алтарь. В алтаре он кадит пред престолом свящ-ка и этим заканчивает каждение (Типикон, 22 глава).

После стихир на "Господи, воззвах", хор поет "Свете Тихий" (по Уставу на вседневной вечерне вход не полагается).

Если свящ-к служит без диакона, то он произносит: "Вонмем", "Премудрость, вонмем" и положенный на вечерне прокимен дня (см. в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, где на каждый день седмицы есть особый прокимен).

Хор поет прокимен.

После прокимна чтец: "Сподоби, Господи…".

Затем свящ-к (или диакон) произносит просит. ектению : "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви".

Если службу совершают свящ-к с диаконом, то возгласы после "Свете Тихий", "Вонмем" и прокимен диакон произносит в алтаре на Горнем месте (у престола).

Произносить же просит. ектению, как и все др. ектении, диакон выходит на солею.

После ектений следует возглас свящ-ка: "Яко благ и человеколюбец Бог еси…".

Хор: "Аминь".

Свящ-к: "Мир всем".

Хор: "И духови Твоему".

Диакон: "Главы наша Господеви приклоним".

Хор: "Тебе, Господи" (протяжно).

Свящ-к тайно читает молитву главопреклонения . После этой молитвы он возглашает: "Буди держава Царствия Твоего…".

Затем поются стихиры на стиховне .

В период предпразденства и попразденства стихиры на стиховне берутся из Минеи, в др. дни, когда служба не праздничная, а вседневная, эти стихиры берутся из Октоиха, где они даны на каждый день.

В субботу из Октоиха берутся стихиры мученикам, одну стиховную и 2 стихиры на "Господи, воззвах" мученичны "Слава" святому, тогда и Богородичен берется по гласу стихиры на "Слава" из 2-го приложения Минеи, а Богородичен "стихиры на стиховне" опускается.

После стиховных стихир читается "Ныне отпущаеши…" и Трисвятое по "Отче наш…".

Затем свящ-к произносит возглас: "Яко Твое есть Царство…".

Хор поет тропарь .

В обычные дни исполняется тропарь святому, а на "Слава, и ныне" - Богородичен от меньших, т.е. из 4-го приложения по гласу тропаря.

В период предпразднства и попразднства вначале поется тропарь рядовому святому, а на "Слава, и ныне" - тропарь праздника. Если в один день совершается память 2м святым и каждый имеет свой тропарь, то вначале поется тропарь 1-му святому, затем "Слава" - тропарь 2-му святому, а на "И ныне" - Богородичен от меньших, т.е. из 4-го приложения по гласу последнего тропаря.

В субботу тропарь святому, а на "Слава, и ныне" - Богородичен воскресный по гласу истекающей недели.

После пения тропарей диакон произносит сугубую ектению , начиная с прошения: "Помилуй нас, Боже…" (ектения эта находится в Служебнике).

По возгласе: "Яко милостив…" диакон возглашает: "Премудрость".

Хор: "Благослови".

Свящ-к: "Сый благословен…".

Хор: "Утверди, Боже…".

Свящ-к: "Пресвятая Богородице, спаси нас".

Хор: "Честнейшую…".

Свящ-к: "Слава Тебе, Христе Боже…".

Хор: "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды). "Благослови".

Свящ-к северными дверьми при закрытых царских вратах выходит на амвон и, обратившись лицом к народу, произносит отпуст .

Отпусты на каждый день указаны в Служебнике, после литургии свт. Иоанна Златоуста.

Причем если служба совершается в воскресенье вечером под понедельник, то отпуст в конце вседневной вечерни свящ-к будет произносить так: "Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Предстательства честных Небесных сил бесплотных: святых славных и всехвальных апостол: (и святых храма и дне) святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец".

После отпуста поется многолетие: "Великаго Господина…".

Если же вместе с вечерней отправляется и утреня, как это принято во многих храмах, то отпуст после вечерни не произносится. Когда же хор пропоет: "Утверди, Боже…", свящ-к произносит возглас: "Слава Святей…" и далее начинается утреня.

После отпуста, если служится одна вечерня, задергивается завеса, если же служится вечерня и утреня, то тогда завеса не закрывается.

Содержание статьи

БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ. Богослужение – ритуально оформленная, соборная (общественная) молитва, обращенная к Богу. Православное богослужение (как литургическая система) было разработано в патриархате Константинополя, а затем принята православными патриархатами Александрии, Антиохии и Иерусалима, и используется по сей день всеми церквами, ведущими свое происхождение от этих патриархатов. Православная литургическая система явилась синтезом константинопольских и палестинских обрядов, который оформился в монастырях православного мира в течение 9–14 вв.

В православное богослужение входят Божественная литургия, таинства (евхаристия, или причащение; крещение; миропомазание; соборование, или елеосвящение; покаяние; таинство брака; таинство священства – рукоположение в священный сан), суточное богослужение (утреня, вечерня, полунощница, часы, всенощная) и службы литургического года с календарем фиксированных и подвижных праздников, а также ряд менее значительных последований, как освящение вод, плодов и т.д. Все богатство богослужебного обряда собрано в канонических литургических книгах.

Богослужения суточного круга.

Согласно традициям, восходящим к ветхозаветному времени, служба Богу должна совершаться непрерывно в течение суток (богослужебный день начинается в 6 часов вечера). О следовании этой традиции в православии говорят названия служб суточного круга. Всего их девять, и они соединяются в три главные богослужения: вечернее (служба девятого часа, вечерня и повечерие), утреннее (полунощница, утреня и первый час) и дневное (третий час, шестой час и литургия).

Вечернее богослужение.

Вечерня – служба, совершаемая в благодарность за протекший день и для освящения наступающей ночи. За ней следует повечерие. Этим богослужением церковь напутствует отходящих ко сну и молит Бога о сохранении их во время сна.

Утреннее богослужение.

Полунощница совершается в полночь (в настоящее время – перед утреней). Ее главное содержание составляет мысль о втором пришествии Христа; всем строем этого богослужения церковь внушает верующим мысль о необходимости всегда быть готовыми к встрече Бога. Молитвы утрени призваны возблагодарить Творца за прошедшую ночь и освятить начало наступающего дня.

Дневное богослужение.

Часами (служба первого, третьего, шестого и девятого часа) называют краткие богослужения, состоящие из нескольких избранных псалмов и назидательных молитв. См . ЧАСЫ .

Всенощная.

Накануне воскресных и праздничных дней совершается всенощная. Она включает в себя вечерню, утреню и службу первого часа. Всенощная (или всенощное бдение) была установлена в 4 в. архиепископом Константинопольским Иоанном Злотоустом. В 8 и 9 вв. оно было существенно дополнено Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом и приняло тот торжественный строй, который по сей день отличает этот вид богослужения. В отличие от ежедневных вечерни и утрени, на службе всенощного бдения совершается т.н. вечерний вход. Священник и диакон с кадилом выходят из алтаря на амвон (возвышение, расположенное напротив царских врат перед солеей храма) и после молитв, обращенных к Богоматери, и пения гимна Иисусу Христу Свете тихий возвращаются в алтарь через царские врата. Накануне великих праздников на всенощной читаются паремии – избранные места из книг Ветхого Завета – и совершается лития (общее усиленное моление), в ходе которой священник благословляет вино, хлеб и елей. Включение этого обряда связано с тем, что в древности на Востоке всенощное богослужение продолжалось всю ночь и по окончании его первой части для подкрепления сил верующих им раздавали пшеницу, вино и масло. Самая торжественная часть всенощной называется полиелей (греч. «многомаслие», или «многое освящение»). В это время в храме зажигаются все светильники. Священник и диакон с кадилом и свечою обходят храм и выносят из алтаря Евангелие. По прочтении главы из него Евангелие возлагается на аналой в центре храма для поклонения. После полиелея читается канон – молитвословие, составленное по особым правилам из девяти песен. Заканчивается всенощное бдение торжественной песней в честь Богоматери Взбранной воеводе победительная .

Литургия.

Несмотря на подчеркнутую торжественность всенощного богослужения, это, в сущности, просто общая молитва, сопровождаемая пением и чтением священных текстов. В отличие от него литургия, или обедня, – кульминация всего, что происходит в храме, средоточие всей литургической системы, поскольку ее центральным моментом является таинство евхаристии, или благодарения. Прообразом литургии явилась описанная в Евангелии Тайная вечеря, во время которой Иисус, подняв чашу с вином со словами «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови», дал ученикам-апостолам отпить из нее, а затем, преломив пасхальный опреснок и назвав его Своим Телом, дал апостолам вкусить его. Воспоминание об этом событии стало ядром литургической службы. Однако в литургии воспоминание о Тайной вечере преображено в мистическую трапезу единения всех верных Христу. Это не обычное воспоминание о минувших событиях, а ежедневное подтверждение подлинного пребывания Богочеловека в его церкви. Это богослужение, которое, через воспоминание деяний и страданий Христа и через чувственное вкушение жертвенной пищи, соединяет верующих с самим Спасителем и возводит ум их к познанию сокровенных тайн трансцендентного мира.

Проскомидия.

Первая часть литургии называется проскомидией и представляет собой обряд приготовления к собственно Литургии. Проскомидия совершается незримо для молящихся в левой части алтарного пространства на особом столе, жертвеннике, на котором священник подготавливает вещество для таинства евхаристии – жертвенный хлеб и вино. В качестве жертвенного хлеба в Православной церкви употребляются не опресноки (пресный хлеб), как в западной церкви, а квасные, испеченные из дрожжевого теста просфоры, представляющие собой небольшие круглые хлебы с изображением креста и надписью ИС ХС НИКА. Из самой большой просфоры священник «вынимает» (т.е. вырезает) часть, называемую Агнцем, и полагает ее на дискос (тарель), а в потир (чашу) вливает нужное количество вина, смешанного с водой. Из второй просфоры вынимается часть в честь Богоматери и полагается рядом с Агнцем справа от него. Из третьей просфоры вынимается девять частиц в честь Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, Иоакима и Анны, родителей Марии, в честь святого, поминаемого в этот день, и всех чинов святости. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за здравие живых, а из пятой – за упокой умерших. Их кладут слева от Агнца. В ритуалах проскомидии вспоминаются события жизни Христа до его вступления на путь общественного служения.

Литургия оглашенных

– вторая часть литургии. В древней церкви на ней разрешалось присутствовать кающимся и не крещенным, но готовящимся принять крещение (оглашенным, проходящим оглашение, т.е. катехизацию). Во время совершения Литургии оглашенных вспоминается жизнь Христа от его воплощения до страданий, а в исполняемых хором т.н. изобразительных псалмах «изображаются» плоды пришествия Сына Божия на землю. В великие праздники вместо изобразительных псалмов левый и правый хор попеременно поют торжественные песнопения – антифоны. Важной составной частью Литургии оглашенных является чтение Евангелия, которому предшествует ритуал малого входа: дьякон выносит из алтаря Евангелие, за ним следует священник. Перед Евангелием, которое знаменует собой Иисуса Христа и его учение, несут зажженную свечу. В воскресные и праздничные дни Евангелие читают на амвоне, в будние дни – на престоле. Завершается вторая часть литургии произнесением ектении (молитвенного прошения) об оглашенных, после чего в древней церкви оглашенные покидали храм.

Литургия верных

– заключительная часть литургии. Ее ритуалы символически изображают Тайную вечерю, страдания Иисуса Христа, Его воскресение, вознесение и второе пришествие на землю. Приготовленные жертвенный хлеб и вино (Дары) священник и диакон переносят с жертвенника на престол. Этот ритуал называется великим входом. Шествие двигается из левого пастофория (см . ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ), где находится жертвенник, к царским вратам. Впереди идут диаконы со свечами и кадилом, за ними – священнослужители, несущие потир и дискос с Дарами, а также воздýх, ткань, которой покрывались приготовленные хлеб и вино. Дары торжественно вносятся в алтарь. Зрительно великий вход представляет собой самый драматичный обряд литургии, сопровождаемый пением Херувимской песни . В нем видели символическое изображение смерти и погребения Христа. После Великого Входа начинается приготовление к освящению Даров. Особое внимание верующих к этой части Литургии возбуждается пением Символа веры. Священник же, вспоминая Тайную вечерю, произносит слова самого Христа: «Примите, ядите, сие есть тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и далее: «Сия есть кровь моя Нового завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Потом он берет крестообразно дискос и потир и со словами молитвы возносит их в дар Богу, произнося молитву эпиклезы – призывания Святого Духа на предложенные Дары. В это время силою и действием Святого Духа Дары пресуществляются в Тело и Кровь Христа. Об этом торжественном и таинственном действе верующие оповещаются ударами колокола. После освящения Даров они приносятся Богу с молитвой как жертва благодарственная (за святых), как жертва умилостивительная (за умерших, но пока еще не достигших блаженства) и как очистительная – за живых христиан, т.е. за всю церковь. Как сам Иисус окончил Тайную вечерю молитвой к Отцу о всех верующих в него, так и церковь по освящении Даров совершает молитву о всех своих членах, живых и умерших. Эта молитва имеет особое значение: священник молится о том, чтобы причащение Телу и Крови Спасителя стало залогом спасения верных, чтобы через причастие они соединялись с самим Богом. Затем начинается само причастие. Сначала в алтаре Святым Дарам приобщаются священники, после чего открываются царские врата и диакон призывает к причащению верующих. Священник выходит из алтаря на солею храма и выносит чашу с Кровью и Телом Спасителя. Причастники, сложив на груди крестообразно руки, поочередно подходят к чаше, принимая частицу Тела и Крови. После причастия следует последнее благословение присутствующих. Священник произносит отпуст, или отпустительную молитву, а хор поет многолетие всем христианам. На этом литургия заканчивается. См. также ЛИТУРГИЯ ; МЕССА . Православное богослужение, совершаемое в храме, отличается особой красотой и торжественностью своих ритуалов и до сих пор поражает всех, кто впервые присутствует на нем. Церковные обряды и хоровое пение в соединении с архитектурой храма и богатством его внутреннего убранства, включающего иконы, фрески, светильники, литургические сосуды, ткани и одежды священников, породили своеобразный символический образ литургического действа, о силе воздействия которого свидетельствует легенда о посещении Константинополя послами русского князя Владимира. Описывая свои впечатления от службы в Святой Софии, они выразили их в следующих словах: «Мы не знали, на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой».