Понятие и роль конкуренции в коммерческом (торговом) обороте. Управление коммерческой деятельностью торгового предприятия в условиях конкуренции «Конкуренция в предпринимательской деятельности»

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке (п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»). Под хозяйствующим субъектом понимаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Конкуренция стимулирует производство таких товаров, которые больше всего нужны потребителю. Сейчас в России все меньше и меньше в крупных городах остается дешевых продовольственных товаров, сокращается количество маленьких магазинов, ларьков. Это происходит по понятным причинам: борьба с некачественной продукцией, борьба за эстетический облик российских городов.

Совершенная конкуренция имеет место лишь при полиполии, т. е. когда на рынке много продавцов и много покупателей. Тогда рынок открыт для каждого, рекламная кампания является не обязательной, так как на продажу предлагаются однородные товары, отсутствуют какие-либо предпочтения. Цена товара на таком рынке – заданная величина, продавец же решает лишь, какое количество товара нужно продать по данной цене.

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе и такими мерами, как:

1) предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центробанком РФ.

Целью ФЗ «О защите конкуренции» является соблюдение положений Конституции РФ, таких как: обеспечение единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Защита конкуренции в РФ, связана с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, распространяется на отношения, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Центробанк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели; а также на соглашения между российскими и (или) иностранными лицами и организациями, достигнутые за пределами территории РФ, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:

1) соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов, прав в отношении российских коммерческих организаций;

2) соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в РФ.

2. Недобросовестная конкуренция

Недобросовестная конкуренция – любые действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. Эти действия осуществляются хозяйствующими субъектами и противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и разумности, справедливости, а также могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Признаки недобросовестной конкуренции:

1) может осуществляться только активными действиями, т. е. бездействие исключает недобросовестную конкуренцию;

2) целью данных действий является получение преимуществ;

3) в результате этих действий могут быть причинены убытки или нанесен ущерб деловой репутации конкурентов;

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение относительно характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средств индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции»).

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. Решение антимонопольного органа о нарушении данного положения в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку.

Конкуренция как экономическое понятие. В научной литературе высказано немало точек зрения относительно того, что представляет собой конкуренция. Так, экономисты, анализируя проблемы конкуренции, предлагают целый ряд концепций, в которых определяющими признаками конкуренции являются такие факторы, как поведение продавцов и покупателей, структура рынка и наличие барьеров входа на рынок, использование достижений научно-технического прогресса, распределение ограниченных ресурсов и отношение к потребителю 1 .

В ряду концепций конкуренции преимущественное положение традиционно занимают те из них, авторы которых при определении понятия конкуренции делают акцент на поведении субъектов рынка. Так, А. Смит трактовал конкуренцию как «совокупность взаимно независимых попыток различных продавцов установить контроль над ценой на рынке» , выделяя пять основных условий конкуренции:

  • 1) конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;
  • 2) число конкурентов (потенциальных или уже имеющихся) должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;
  • 3) хозяйствующие субъекты должны обладать знанием о рыночных возможностях (т.е. прежде всего обладать информацией);
  • 4) у конкурентов должна быть свобода действовать в соответствии с этим знанием (связанная, в числе прочего, с отсутствием барьеров входа на рынок);
  • 5) необходимо выждать время, чтобы направление и объемы потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев.

Конкуренция как правовая категория - это институт частного права, прежде всего, торгового и гражданского - институт, постановляющий несколько социальных пределов свободному поведению и усмотрению частных лиц; впрочем, отдельные вопросы (главным образом, организационные и процедурные) составляют предмет права публичного. Еще Г. Ф. Шершсневич, говоря о конкуренции, делал это в первую очередь применительно к коммерческой деятельности: «каждое торговое предприятие стремится привлечь к себе и отвлечь от другого возможно большее число потребителей. Среди торговых представителей открывается ожесточенное соперничество... Общественная идея конкуренции состоит в том, что обеспечение личного существования со стороны каждого хозяйства ведет к наилучшему обеспечению интересов общества» 1 .

Конкурентное законодательство зарубежных стран часто связывает конкуренцию именно с торговлей. Согласно знаменитому американскому «Закону Шермана» «каждое лицо, которое монополизирует либо пытается монополизировать какую-либо часть торговли или коммерции между несколькими штатами или с иностранными государствами, или объединяется, или участвует в сговоре с другим лицом или лицами с этой же целью, совершает уголовное преступление» . Во многих зарубежных странах конкурентные отношения регулируются Торговыми кодексами . С. Н. Кондратовская отмечает, что объективно конкуренция выражается в поведении, способном содействовать сбыту одного из хозяйствующих субъектов . О непосредственной связи конкуренции именно с торговлей писали и ученые-экономисты. По мнению А. Маршалла, «конкуренция заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо» . Н. Конрад трактовал конкуренцию как «свободное соперничество многих лиц в меновых отношениях...» . Согласно Л. Ю. Юданову, конкуренция - это «...борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка» .

Можно согласиться, что именно необходимость продать товар и продать его на наиболее выгодных условиях сталкивает производителей и торговцев в борьбе за потребителя - конкурентной борьбе. Производители и торговцы вынуждены думать о качестве товара, о цене, о послепродажном обслуживании и многих других вопросах, которые помогут им продать товар как можно более выгодно.

В чем основная цель конкурентной борьбы? Многие исследователи связывают конкуренцию исключительно с целью максимизации прибыли . Без сомнения, в конечном счете цель конкурирующих субъектов - это получение прибыли. Однако отдельные действия, которые могут рассматриваться как элементы конкурентной борьбы, не направлены непосредственно на максимизацию прибыли. Это могут быть действия, направленные на устранение конкурентов , путем, к примеру, установления и поддержания монопольно низких цен. В результате данных действий возможно даже временное сокращение прибыли, но данные действия помогают сохранить преимущественное положение на рынке. В ряде случаев, когда хозяйствующий субъект не намерен улучшать качество продукции, внедрять инновационные технологии, для него важна не максимизация прибыли, а недопущение проникновения на рынок конкурентов и новой продукции. В этом случае конкурентная стратегия не имеет своей непосредственной целью максимизацию прибыли.

Можно согласиться с К. Ю. Тотьевым, который видит цель конкурентной борьбы в получении наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров 1 . В одних условиях это может быть максимизация прибыли, а в других - просто отсутствие необходимости вносить корректировку в производство того или иного товара, искать новые рынки сбыта. Как пишет Д. В. Белоусов, анализируя одну из мыслей Д. Рикардо, «предприниматель решает проблему соперничества... не в росте своей прибыли и даже не в интересах потребителя... а в своих собственных интересах. Капиталист, ищущий прибыльности применения для своих средств... будет принимать в соображения все преимущества одного занятия перед другим. Поэтому он может поступиться частью своей денежной прибыли ради верности помещения, опрятности, легкости или какой-либо другой действительной или воображаемой выгоды, которыми одно занятие отличается от другого» .

Конкурентная борьба - это всегда борьба за преимущества. Как писал Р. А. Фатхутдинов, «конкуренция - это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях» .

Конкуренцию следует рассматривать как процесс , а не как состояние. Это «динамический, постоянно изменяющийся процесс, сопровождающийся наступательными и оборонительными действиями компаний и переносом акцента с одних видов конкурентной борьбы на другие» . В приведенном высказывании абсолютно правильно сделан акцент на разные виды конкурентной борьбы - как дозволенные, так и недозволенные. Определение конкуренции как «процесса» дает и известный специалист в области антимонопольного законодательства США А. Доменик: «В настоящее время среди специалистов по антимонопольному регулированию широко признано, что конкуренция - это процесс, а не равновесное состояние... Конкуренция - это не заданное состояние, а всегда динамический процесс, где продавцы непрерывно стремятся предложить участникам рынка более привлекательные альтернативы» .

Виды конкуренции. Говоря о конкуренции, исследователи выделяют две ее разновидности: совершенную и несовершенную (монополистическую). В общих чертах совершенная конкуренция «предполагает наличие столь большого числа продавцов и покупателей на рынке, что ни один из них своим поведением не может существенно повлиять на рыночные условия. Это такая состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. Такой тип рынка исторически связан с этапом зарождения рыночных отношений, когда излишки натуральных хозяйств предъявлялись на рынок в небольшом количестве многими продавцами и им противостояли многие покупатели» 1 . Таким образом, основными признаками совершенной конкуренции являются:

  • 1) однородность продукции:
  • 2) многочисленность всех субъектов рынка;
  • 3) отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него;
  • 4) информация (о ценах, технологии и вероятной прибыли) свободно доступна абсолютно для всех.

Основной чертой монополистической конкуренции является дифференциация продукции. Субъекты рынка, как и при совершенной конкуренции, многочисленны, и каждый из них занимает на рынке незначительную долю. 11о в отличие от совершенной конкуренции субъекты рынка монополистической конкуренции обладают некоторой рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментированию соответствующего товарного рынка.

В 1930-е гг. появляются работы, критикующие абстрактные модели совершенной конкуренции и чистой монополии. Основной критике подверглась модель совершенной конкуренции, прежде всего, за ее чрезмерное внимание только к одному ее виду - ценовой конкуренции, за игнорирование роли научно-технического прогресса и воздействие государства на развитие и поддержку конкуренции. Значительный вклад в концепцию несовершенной конкуренции внесли Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Й. Шумпетер. В понимании Й. Шумпетера конкуренция является непрерывным процессом «созидательного разрушения», возникающим в результате появления «нового товара, новой технологии, нового источника сырья, нового типа организации... процессом, который обеспечивает решительное сокращение затрат или повышение качества... и угрожает существующим фирмам не незначительным сокращением прибылей и производства, а полным банкротством» . Этот вид инновационной конкуренции несовместим с совершенной конкуренцией. Й. Шумпетер приходит к выводу о том, что совершенная конкуренция не только невозможна, но и нежелательна .

Закрепление понятия конкуренции в законодательстве. Итак, конкуренция - это стимул для развития, внедрения инноваций, борьбы за потребителя. «Свободная конкуренция - синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок - неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина... Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. При этом «сигналы рынка» без искажений доходят до поставщиков (производителей), позволяя им самостоятельно принимать решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы» 1 . Как отмечается в Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. (утверждена Президиумом ФАС России 03.07.2013), конкуренция - это основа поступательного развития страны, она обеспечивает постоянное и динамичное внедрение инновационных технологий, является главным движущим фактором эволюционного развития общества, порождает разнообразие и обеспечивает максимально эффективное распределение ресурсов. Свободная конкуренция стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора.

Давая определение конкуренции, необходимо принимать во внимание, что в широком смысле конкуренция не ограничивается борьбой за преимущества дозволенными методами. В широком смысле конкуренция - это процесс соперничества за достижение преимуществ различными методами, как дозволенными, так и противозаконными (злоупотребление доминирующим положением, применение приемов недобросовестной конкуренции и т.д.). Именно нормы конкурентного законодательства направлены на то, чтобы не допустить осуществление борьбы за преимущества недозволенными мерами, ограничить ее теми возможностями, которые дает закон.

Согласно Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» «конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Данное определение вызывает целый ряд вопросов. Прежде всего, понятие конкуренции, данное и в указанном Законе, и в ранее действующем Законе РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», - это понятие не о конкуренции в целом, а, скорее, об одной только совершенной конкуренции . Очевидно, что совершенная конкуренция - понятие более теоретическое, па реальных рынках встречающееся крайне редко.

Затем в цитированном законодательном определении отсутствует указание на такие важные признаки конкуренции, как те, что конкуренция - это постоянно происходящий процесс, а не однажды и навсегда достигнутое состояние, причем процесс борьбы за рыночные преимущества. Затем вряд ли в качестве «антиконкурентного» поведения можно было бы рассматривать активность хозяйствующих субъектов, предпринятую исходя из их стремления воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке. Следует предположить, что правильным было бы указать на недопустимость не воздействовать на условия обращения товаров, а «определять» общие условия обращения товаров. Помимо этого, применение таких формулировок, как «самостоятельные действия», действия «каждого», требует дополнительных пояснений.

Исходя из сказанного, понятие конкуренции, данное в Федеральном законе «О защите конкуренции», следовало бы несколько скорректировать, определив его как процесс соперничества на рынке между хозяйствующими субъектами (группами лиц) за достижение преимуществ с целью получения наиболее выгодных условий сбыта товаров, в пределах, установленных законом.

1. Одним из необходимых и значимых моментов осуществления коммерческой деятельности является создание конкурентной среды в отношениях хозяйствующих субъектов. Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за более выгодные условия и соответственно - за лучшие результаты обращения товаров на рынке.

В предпринимательстве это, в конечном счете, борьба за достижение более высокой прибыли.

На протяжении 70-летнего советского периода конкуренция рассматривалась как явление, присущее лишь капиталистической системе и чуждое социализму. Само слово "конкуренция" употреблялось в негативном значении, ему придавался отрицательный оттенок. Более того, конкуренция подавлялась силами контролирующих и даже правоохранительных органов.

Свойственные командно-административной системе уравнительность и приказные методы организации труда не обеспечивали должного экономического роста. Поэтому взамен конкуренции внедрялись искусственные приемы псевдосоперничества за достижение лучших результатов. Основной такой способ - социалистическое соревнование - представлял собой имитацию соперничества за достижение более высоких показателей в труде. Победа в соревновании стимулировалась внеэкономическими методами: вручением победителям грамот, вымпелов, знамен. В общественном сознании такие стимулы не играли сколь-нибудь значимой роли.

Как только была ликвидирована власть партийного аппарата, соревнование исчезло само собой, без каких-либо запретов. Это с бесспорностью свидетельствует о надуманности и безжизненности такого способа создания соперничества, как соревнование.

Борьба за более высокую прибыль возникает как естественный процесс в товарном, рыночном обществе. Государство со своей стороны обязано поощрять конкурентную борьбу и регулировать ее в нужных обществу направлениях. Здесь важно, чтобы стремление к более высокой прибыли осуществлялось через удовлетворение интересов людей, достижение лучших хозяйственных результатов. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.

Придание подобной направленности конкуренции связано с узловыми проблемами развития экономики. Здоровая конкуренция обеспечивает перелив капиталов от менее эффективных к более эффективным отраслям хозяйства и видам деятельности. Она служит оптимизации обмена и подчинению производства запросам потребителей.

Можно без преувеличения утверждать, что конкуренция правит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития производства и торговли действует не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством. В нашей российской ситуации из-за отсутствия конкуренции в качестве первоочередной стоит задача формирования конкурентной среды в торговле и других сферах бизнеса.

Социально-экономическая роль конкуренции, ее значимость в жизни общества много выше, чем обычно указывается в правовой и экономической литературе.

Реальное значение конкуренции вовсе не ограничивается стимулирующим воздействием на экономику.

Так, отсутствие или недостаточность конкуренции выступает критерием для определения необходимости и степени вмешательства государства в регулирование экономической деятельности, осуществления защиты рыночных отношений. При слабости конкурентных процессов обостряется потребность в воздействии на хозяйственную жизнь со стороны государственных органов.

Не менее значимо и то, что конкуренция позволяет выявить реальное потребительское значение произведенных продуктов, их соответствие желаниям и предпочтениям людей. В данном отношении конкуренция служит одним из главных инструментов определения того, какие вещи следует считать благом, затрачивать на их производство общественные силы и средства. Через конкуренцию обеспечивается свобода выбора. А это весьма важный момент обеспечения личных свобод, формирования человеческой личности как иерархии ценностей.

2. Создание нормальных конкурентных отношений непосредственно связано с оздоровлением российской экономики, обеспечением ее успешного развития. Именно поэтому поддержка конкуренции закреплена в ст. 8 Конституции РФ в качестве одной из конституционных основ нашего строя. ГК РФ определяет конкуренцию как принцип осуществления имущественных, а следовательно - и товарных, отношений. Статья 10 ГК РФ устанавливает, что не подлежат защите права, когда они используются в нарушение конкуренции.

Рассуждения о необходимости развития конкуренции можно услышать часто. К сожалению, из-за слабой разработанности проблематики конкуренции все осуществлявшиеся в этом направлении меры оказались малорезультативными. Российская экономика до сих пор лишена серьезного конкурентного начала. Самые достоверные подтверждения неразвитости конкуренции - отсутствие в стране процессов свободного перетока капитала из менее доходных областей бизнеса в более доходные, сравнительно незначительное число субъектов малого бизнеса.

В деле развития конкуренции важно выделять и учитывать соотношение трех направлений данной деятельности.

Во-первых, собственно меры по созданию и развитию конкуренции, или стимулирующие меры. Данное направление имеет главенствующее значение. Наряду со специальными мерами по созданию и задействованию конкурентных механизмов решения по формированию конкурентной среды должны предусматриваться буквально в каждом законодательном акте, так или иначе затрагивающем экономическую жизнь. В числе других стимулирующие меры включают в себя различные виды помощи со стороны государства немонополизированному сектору экономики.

Во-вторых, меры по ограничению монополизма и злоупотреблений доминирующим положением на товарном рынке, или ограничительные меры. Основанная на конкуренции рыночная модель хозяйствования не содержит в себе внутренних эффективных антимонопольных механизмов. Сама монополия вырастает из свободной конкуренции, но затем ее же и подавляет. В результате действий монополий останавливается нормальное течение экономической жизни. Меры, препятствующие развитию и негативному влиянию монополизма, составляют прерогативу и необходимую часть государственного регулирования экономики.

Вследствие допущенных просчетов российское конкурентное законодательство и деятельность соответствующих государственных структур оказались сведены в основном к антимонопольным мерам. Ограничительная практика, антимонопольное законодательство нередко ошибочно трактуются в юридической литературе как основное содержание и самоцель регулирования конкуренции. Более того, все конкурентное законодательство иногда безосновательно предлагается рассматривать как антимонопольное.

Указанные воззрения нередко обосновываются ссылками на положения американского закона Шермана. Этот акт, называемый "Законом о защите торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий", был принят Конгрессом США 2 июля 1890 г. Акт объявляет незаконными действия, сговоры и объединения лиц по монополизации любой части промышленности и торговли либо их ограничению. Допущенные нарушения наказываются штрафом до 5000 долларов или тюремным заключением на срок до одного года. Предусмотрена обязанность виновных лиц возместить потерпевшим тройную сумму причиненного ими убытка.

Закон Шермана принимался в условиях развитой конкуренции в американской промышленности и торговле. Он был направлен против монополий, нарождавшихся в результате концентрации производства и увеличения его масштабов. Подобные антимонопольные законы есть во всех развитых странах мира.

В нашей стране задачи развития конкуренции и подавления монополизма не могут быть решены столь простыми способами. И дело не в том, что за их решение Россия взялась на век позже, чем другие страны. Сложности предопределяются тем, что у нас, с одной стороны, вообще отсутствовала конкуренция, а с другой - тем, что монополизм в экономике носил тотальный характер. По оценкам специалистов, около 80% советских предприятий и объединений являлись монополистами в разных видах производства.

В отличие от рыночного отечественный монополизм насаждался сверху, был продуктом централизованной плановой системы хозяйства. Сверхмонополизированность социалистической экономики послужила одной из причин ее стагнации и краха.

Антимонопольные, ограничительные меры при всей их значимости и масштабности должны рассматриваться как вспомогательные, придаточные по отношению к задаче развития конкуренции. Сами по себе антимонопольные меры не способны создать конкурентную среду в экономике.

В-третьих, надо выделять меры по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие нарушения.

Развитие конкуренции предполагает создание в обществе соответствующего психологического настроя, соревновательного тона. Дух лидирования, первенства сознательно поддерживается на Западе государством, предпринимательскими, общественными структурами, средствами массовой информации. Так же и в России стремление людей к достижению лучших результатов должно стимулироваться поощрительными мерами, селекцией, продвижением. Это функция государства и общества в целом, если они заботятся о самосохранении.

В условиях неразвитости конкуренции необходимы правовые и организационные меры по ее созданию. Анализ зарубежного опыта позволяет указать следующие пути формирования конкурентной среды.

Во-первых, это увеличение числа организаций, осуществляющих однородную деятельность, производящих одновидовую продукцию или оказывающих одинаковые услуги. Этому служит создание новых производственных, торговых и иных организаций; перепрофилирование (диверсификация) действующих с учетом имеющихся потребностей; отказ производителей от узкой специализации и освоение одновременного выпуска других видов товаров.

Здесь подход рыночный прямо противоположен социалистическому, который, руководствуясь лозунгом сокращения затрат, фактически культивировал монополизм в ущерб всему населению. Чем больше организаций предлагают однородные товары и услуги, тем больше они стремятся привлечь потребителей и для этого улучшают качество, расширяют спектр предлагаемых услуг, снижают цены и тарифы. Достигается же это за счет модернизации производства, его технического совершенствования, сокращения излишних затрат.

Во-вторых, необходима поддержка малого и среднего предпринимательства. Оно отличается высокой степенью гибкости, оперативностью реагирования на изменения спроса. Мелкий бизнес своей практикой непосредственной ориентации на потребителей оказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их полнее учитывать запросы населения.

Государственная помощь малому предпринимательству может оказываться первоочередным предоставлением государственных заказов, субсидий, гарантированием получаемых кредитов на развитие. В законодательном порядке может быть предусмотрена обязанность включения в предпринимательские договоры условия о привлечении в качестве субисполнителей (субподрядчиков) только малых предприятий, обязанность передачи им и оказания содействия в освоении передовых технологий со стороны головных производителей и др.

В-третьих, нужно систематическое сопоставление, общественное сравнение качественных и ценовых показателей товаров и услуг, оказываемых различными предпринимателями. Государство обязано содействовать регулярному проведению смотров, конкурсов, выставок товаров, объективному сопоставлению характеристик, публиковать сравнительную информацию. Подобную работу при поддержке государственных органов призваны проводить торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, союзы защиты интересов потребителей и другие организации.

В-четвертых (и это тоже обязанность государства), нужны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Взамен переходящих знамен и грамот государство должно выработать и использовать новые приемы экономического и морального поощрения. Важно поддержание средствами массовой информации деловой репутации фирм, учет таких показателей при распределении государственных инвестиций и заказов. При этом основными критериями оценки должны стать степень удовлетворения производителем или торговцем общественных интересов, запросов потребителей.

Таковы общие направления деятельности по развитию конкуренции. Они должны находить реализацию в конкретных приемах и решениях. Их также предстоит вырабатывать и внедрять в широкую практику, причем делать это придется каждой фирме, делать постоянно и в обязательном порядке.

Здесь находит реализацию важное правило коммерческого права. Оно состоит в том, что обязательным условием работы каждой организации должно быть создание соперничества, конкурентной ситуации между своими контрагентами.

В каждой коммерческой организации требуется разработка и закрепление в локальных правовых актах собственной конкурентной стратегии. При выработке стратегии фирма должна основываться на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка и даже конкретных групп покупателей. Наибольший эффект дает совмещение мер по снижению издержек производства и трансакционных затрат с усилиями по обеспечению высокого качества и улучшению потребительских характеристик товаров. Последовательное проведение избранных направлений позволяет сохранять и завоевывать лучшие позиции на рынке. Наряду с этим нередко требуется поиск новых рынков для уже производимых изделий и разработка новых видов товаров для их реализации на уже освоенном рынке.

Помимо выработки стратегии сбыта товаров необходимо создание конкурентной ситуации в отношениях между поставщиками закупаемых ресурсов. Вот как это выглядит, например, при установлении договорных связей. На Западе, когда покупателю нужна партия сырья или готовых изделий, он зачастую дробит ее и закупает частями у нескольких разных продавцов. Это дает ряд преимуществ: появляется возможность снижения закупочных цен, сравниваются качественные характеристики товара разных продавцов, выявляются более надежные контрагенты. Подобная практика, у нас совершенно непринятая и непривычная, там всеми рассматривается как нормальная и весьма разумная.

Руководство, юридическая служба каждой фирмы должны постоянно отыскивать и апробировать такого рода решения, чтобы полнее использовать возможности конкуренции.

В России, к сожалению, крайне мало делается для развития конкуренции. Постановлением Правительства РФ от 09.03.04 N 191 утверждена Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Основной упор в ней сделан на мерах по демонополизации. Названная программа в целом носит лозунговый, рекомендательный характер. В ней не содержится конкретных заданий для федеральных и региональных органов, не указаны исполнители и сроки выполнения задач, не предусмотрено финансовое обеспечение. Поэтому положения программы реализуются медленно либо не выполняются вообще.

Не получили реализации, в частности, такие важные меры развития конкуренции, как широкое информирование покупателей о ценах на товары разных продавцов, предоставление новым предпринимателям налоговых льгот на период становления, кредитование их по сниженным процентным ставкам, уменьшение размеров арендной платы за помещения в первые годы работы и др.

3. Наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Положение о том, что поддержка конкуренции гарантируется государством, закреплено в ст. 8 Конституции РФ. Согласно ст. 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Проблема защиты конкуренции пока мало воспринимается обществом в целом, в том числе юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпринимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результатов. Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.

Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.

Статья 6 Закона РФ от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) запрещает и предусматривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявление запрещенными и признание в установленном порядке недействительными достигнутых в любой форме соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.

Закон о конкуренции запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные на:

1) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, над бавок, наценок.

Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновременно на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это - очевидный результат ценовых сговоров;

2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;

3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;

4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями и др.

Следующая, вторая, группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т.п.

Меры по защите конкуренции сейчас требуются на самом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию. Общественное мнение пока плохо сознает, что зажим конкуренции по своим последствиям не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой, и потому необходимо применение мер административной и уголовной ответственности. Статья 178 УК РФ еще в 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение или поддержание цен и иные монополистические действия, предусмотрев крупные штрафы и даже лишение свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.

Наряду с защитой конкуренции от ограничений необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Основные способы недобросовестного ведения конкуренции названы в ст. 10 Закона о конкуренции. Таковы, в частности, введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, некорректное сравнение товаров в рекламе, копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

Конкуренция на товарном рынке - необходимый элемент рыночного механизма. Конкуренция представляет собой борьбу между производителями продукции за наиболее выгодные условия ее производства и сбыта в целях достижения наилучших результатов своей деятельности. Конкуренция предполагает, что получение высокой прибыли осуществляется через удовлетворение интересов потребителей. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении: монополистической деятельности на товарных рынках» определяет конкуренцию как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке .

В юридической литературе обозначаются три группы мер, направленных на обеспечение конкуренции.

Во-первых, это стимулирующие меры , направленные на создание и развитие конкуренции посредством их отражения в законодательстве о ценообразовании, инвестиционной деятельности, по регулированию экспорта и импорта.

Во-вторых, ограничительные меры , или меры по ограничению монополизма и доминирующего положения на товарном рынке. Б.И. Пугинский отмечает, что ограничительные меры носят вспомогательный, придаточный характер к задаче развития конкуренции.

В-третьих, меры по защите конкуренции , пресечению действий нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие правонарушения.

Также можно выделять организационные меры , которые должны осуществляться хозяйствующими субъектами для обеспечения конкуренции своих товаров на товарных рынках. Для того чтобы выдержать конкуренцию со стороны крупных западных фирм, отечественным компаниям нужно, во-первых, расширяться (введение новых торговых площадей, укрупнение магазинов, совершенствование логистических схем, расширение ассортимента, совершенствование технологий продаж), во-вторых, перестраивать схемы деятельности.

В настоящее время в обеспечении конкуренции на товарных рынках ведущее место занимают ограничительные меры, реализующиеся посредством антимонопольного регулирования.

Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил проведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Важнейшее направление антимонопольного регулирования - формирование антимонопольного законодательства.


Посредством антимонопольного регулирования обеспечиваются ограничение монополистической деятельности на товарных рынках защита от недобросовестной конкуренции.

Базовым документом, регламентирующим вопросы конкуренции, является Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Монополистическая деятельность выступает антиподом конкуренции и представляет собой противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции .

Закон о конкуренции определяет две основные формы монополистической деятельности:

1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке;

2. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

В настоящее время функции государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства России возложены на Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации (ФАС РФ), действующую на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года. Служба в частности вправе: давать обязательные для исполнения предписания; налагать штрафы; обращаться в суд; устанавливать наличие доминирующего положения; принимать решения о принудительном разделении хозяйствующих субъектов.

Наряду с системой антимонопольных органов в создании конкурентной среды призваны участвовать другие государственные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления. Однако формы и методы их работы в этом направлении пока четко не определены.

Одним из необходимых и значимых условий осуществления коммерческой деятельности является создание конкурентной среды в отношениях хозяйствующих субъектов. Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за более выгодные условия и, соответственно, - за лучшие результаты обращения товаров на рынке. В предпринимательстве это, в конечном счете, борьба за достижение более высокой прибыли.

Борьба за более высокую прибыль возникает как естественный процесс в товарном, рыночном обществе. Государство со своей стороны обязано поощрять конкурентную борьбу и регулировать ее в нужных обществу направлениях. Важно, чтобы стремление к более высокой прибыли осуществлялось через удовлетворение интересов людей, достижение лучших хозяйственных результатов. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.

Придание подобной направленности конкуренции связано с узловыми проблемами развития экономики. Здоровая конкуренция обеспечивает перелив капиталов от менее эффективных к более эффективным отраслям хозяйства и видам деятельности. Она служит оптимизации обмена и подчинению производства запросам потребителей.

Можно без преувеличения утверждать, что конкуренция правит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития производства и торговли действует не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством. В наших условиях из-за отсутствия конкуренции в качестве первоочередной стоит задача формирования конкурентной среды в торговле и других сферах бизнеса.

Социально-экономическая роль конкуренции, ее значимость в жизни общества много выше, чем обычно указывается в правовой и экономической литературе.

Реальное значение конкуренции вовсе не ограничивается стимулирующим воздействием на экономику. Так, отсутствие или недостаточность конкуренции выступает критерием для определения необходимости и степени вмешательства государства в регулирование экономической деятельности, осуществления защиты рыночных отношений. При слабости конкурентных процессов обостряется потребность в воздействии на хозяйственную жизнь со стороны государственных органов.

Не менее значимо и то, что конкуренция позволяет выявить реальное потребительское значение произведенных продуктов, их соответствие желаниям и предпочтениям людей. В данном отношении конкуренция служит одним из главных показателей, какие вещи следует считать благом, затрачивать на их производство общественные силы и средства. Через конкуренцию обеспечивается свобода выбора. А это весьма важный фактор обеспечения личных свобод, формирования человеческой личности как иерархии ценностей.

Создание нормальных конкурентных отношений непосредственно связано с оздоровлением российской экономики, обеспечением ее успешного развития. Именно поэтому поддержка конкуренции закреплена в ст. 8 Конституции в качестве одной из конституционных основ нашего строя. ГК определяет конкуренцию как принцип осуществления имущественных, а следовательно - и товарных, отношений. Статья 10 ГК устанавливает, что не подлежат защите права, когда они используются в нарушение конкуренции.

В деле развития конкуренции важно выделять и учитывать соотношение трех направлений данной деятельности.

Во-первых, это собственно меры по созданию и развитию конкуренции, или стимулирующие меры. Данное направление имеет главенствующее значение. Наряду со специальными мерами по созданию и задействованию конкурентных механизмов решения по формированию конкурентной среды должны предусматриваться буквально в каждом законодательном акте, так или иначе затрагивающем экономическую жизнь. Стимулирующие меры включают в себя различные виды помощи со стороны государства немонополизированному сектору экономики.

Во-вторых, это меры по ограничению монополизма и злоупотреблений доминирующим положением на товарном рынке, или ограничительные меры. При этом следует учитывать, что опасность для экономики представляет не само по себе монопольное или доминирующее положение фирмы на рынке, а злоупотребление таким положением в ущерб интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей. Основанная на конкуренции рыночная модель хозяйствования не содержит в себе внутренних эффективных антимонопольных механизмов. Сама монополия вырастает из свободной конкуренции, но затем ее же и подавляет. В результате действий монополий останавливается нормальное течение экономической жизни. Меры, препятствующие развитию и негативному влиянию монополизма, составляют прерогативу и необходимую часть государственного регулирования экономики.

Вследствие допущенных просчетов российское конкурентное законодательство и деятельность соответствующих государственных структур сведены в основном к антимонопольным мерам. Ограничительная практика, антимонопольное законодательство нередко ошибочно трактуются в юридической литературе как основное содержание и самоцель регулирования конкуренции. Более того, все конкурентное законодательство иногда безосновательно предлагается рассматривать как антимонопольное.

Антимонопольные, ограничительные меры при всей их значимости и масштабности должны рассматриваться как вспомогательные, придаточные по отношению к задаче развития конкуренции. Сами по себе антимонопольные меры не способны создать конкурентную среду в экономике.

В-третьих, надо выделять меры по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие нарушения.

Развитие конкуренции предполагает создание в обществе соответствующего психологического настроя, соревновательного тона. На Западе дух лидирования, первенства сознательно поддерживается государством, предпринимательскими, общественными структурами, средствами массовой информации. И в России стремление людей к достижению лучших результатов так же должно стимулироваться поощрительными мерами, селекцией, продвижением. Это функция государства и общества в целом, если они заботятся о самосохранении.

В условиях неразвитости конкуренции необходимы правовые и организационные меры по ее созданию. Анализ зарубежного опыта позволяет указать следующие пути формирования конкурентной среды.

Во-первых, это увеличение числа организаций, осуществляющих однородную деятельность, производящих одновидовую продукцию или оказывающих одинаковые услуги. Этому служит создание новых производственных, торговых и иных организаций; перепрофилирование (диверсификация) действующих с учетом имеющихся потребностей; отказ производителей от узкой специализации и освоение одновременного выпуска других видов товаров. Чем больше организаций предлагают однородные товары и услуги, тем больше они стремятся привлечь потребителей и для этого улучшают качество, расширяют спектр предлагаемых услуг, снижают цены и тарифы. Достигается же это за счет модернизации производства, его технического совершенствования, сокращения излишних затрат.

Во-вторых, необходима поддержка малого и среднего предпринимательства. Она отличается высокой степенью гибкости, оперативностью реагирования на изменения спроса. Мелкий бизнес своей практикой непосредственной ориентации на потребителей оказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их полнее учитывать запросы населения.

Государственная помощь малому предпринимательству может оказываться первоочередным предоставлением государственных заказов, субсидий, гарантированием получаемых кредитов на развитие. В законодательном порядке может быть предусмотрена обязанность включения в предпринимательские договоры условия о привлечении в качестве субисполнителей (субподрядчиков) только малых предприятий, обязанность передачи им и оказания содействия в освоении передовых технологий со стороны головных производителей и др.

В-третьих, нужно систематическое сопоставление, общественное сравнение качественных и ценовых показателей товаров и услуг, оказываемых различными предпринимателями. Государство обязано содействовать регулярному проведению смотров, конкурсов, выставок товаров, объективному сопоставлению характеристик, должно публиковать сравнительную информацию. Подобную работу при поддержке государственных органов призваны проводить торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, союзы защиты интересов потребителей и другие организации.

В-четвертых (и это тоже обязанность государства), нужны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Государство должно выработать и использовать новые приемы экономического и морального поощрения. Важны поддержание средствами массовой информации деловой репутации фирм, учет таких показателей при распределении государственных инвестиций и заказов. При этом основными критериями оценки должны стать степень удовлетворения производителем или торговцем общественных интересов, запросов потребителей.

Здесь реализуется важное правило коммерческого права. Оно состоит в том, что обязательным условием работы каждой организации должно быть создание соперничества, конкурентной ситуации между своими контрагентами.

Наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Положение о том, что поддержка конкуренции гарантируется государством, закреплено в ст. 8 Конституции. Согласно ст. 10 ГК не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Проблема защиты конкуренции пока мало воспринимается как обществом в целом, так и юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпринимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результатов. Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.

Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.

Статья 6 Закона РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает и предусматривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявление запрещенными и признание в установленном порядке недействительными достигнутых в любой форме соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.

Закон о конкуренции запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные:

1) на установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок.

Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновременно на всех бензоколонках, хотя колонки принадлежат разным собственникам. То же самое можно сказать и про продукты питания. Это - очевидный результат ценовых сговоров;

  • 2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;
  • 3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;
  • 4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; и др.

Следующая группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т.п.

Меры по защите конкуренции сейчас необходимы на самом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию. Статья 178 УК ещё в 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение или поддержание цен и иные монополистические действия, предусмотрев наказание в виде крупных штрафов и даже лишения свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.

Наряду с защитой конкуренции от ограничений необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Основные способы недобросовестного ведения конкуренции названы в ст. 10 Закона о конкуренции. Таковы, в частности, введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, некорректное сравнение товаров в рекламе, копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

В соответствии с Законом был образован федеральный антимонопольный орган с территориальными органами на местах. Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе давать хозяйствующим субъектам предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. При неисполнении в срок предписаний антимонопольного органа или совершении иных нарушений закона на виновных лиц могут налагаться взыскания в виде административных штрафов.

Наряду со специальными антимонопольными органами в создании конкурентной среды призваны участвовать другие государственные органы исполнительной власти: федеральные министерства, службы, агентства, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.