Подземная база вмс швеции муско. Военно-морские силы швеции Вмс швеции перед первой мировой

Геополитические изменения в мире, Европе, странах Балтии и Североевропейском регионе определяют постепенный отход военно-политического руководства Швеции от традиционной (официально провозглашенной еще в 1834 году) ориентации на принципы нейтралитета. По мнению бывшего министра обороны госпожи Лени Бьерклунд, "Швеция, подписавшая документы, обязующие следовать новой стратегии безопасности Европейского союза, должна быть готова к своевременной, быстрой, а при необходимости и массированной реакции на угрозы безопасности страны и ЕС. Важным компонентом в решении этих задач являются Королевские ВМС страны". Командующий ВМС контрадмирал Андерс Гренстад видит этот вид вооруженных сил как "инструмент активной международной политики безопасности".

Исторически ВМС Швеции, включавшие флот и части береговой обороны, предназначались для защиты территории страны, ведения преимущественно оборонительных действий во внутренних и прибрежных водах (протяженность береговой линии около 2 700 км), а также обеспечения свободы мореплавания (до 95 проц. внешней торговли страны осуществляется по морю). Флот не обладал крупными боевыми кораблями, способными достаточно продолжительно действовать на удалении от баз, основные усилия направлялись на развитие фортификационных объектов. В частности, береговая артиллерия насчитывала свыше 50 батарей, которые обслуживала третья часть личного состава ВМС.

В настоящее время военно-политическое руководство страны реализует концепцию "ускоренной трансформации ВС", введенную в действие директивой ВГК генерала Хокана Сюрена в 2004 году. В части, касающейся ВМС, строительство и учебно-боевая деятельность направляются на обеспечение безопасности страны с моря в так называемой дальней прибрежной зоне, а также на тесное сотрудничество, кооперацию и координацию действий с соответствующими военными структурами ЕС и НАТО. Приоритетными являются задачи по созданию и совместной отработке международных стандартов оперативных формирований сил быстрого реагирования (СБР). Морской компонент СБР должен находиться в готовности выполнять в рамках многонациональных формирований задачи по организации морской блокады в кризисных районах, ведения разведки, борьбы с минной опасностью, а также принимать участие в миротворческих и гуманитарных операциях. В типовой состав оперативных групп СБР ВМС Швеции включаются два ракетных катера (РКА) типа "Гетеборг" или "Стокгольм", два минно-тральных корабля типа "Ландсорт" с судами управления и обеспечения, подводная лодка типа "Готланд", а также амфибийно-десантная группа численностью до 400 человек.

Деятельность ВМС Швеции в дальней прибрежной зоне, включающей, по мнению местных военных специалистов, архипелаги, заливы, проливы, мелководные акватории, а также гавани и побережье с его транспортной инфраструктурой, существенно осложняется высокой интенсивностью судоходства, непростыми гидрографическими и гидроакустическими условиями. Поэтому все оперативные формирования флота и морской пехоты должны быть, по расчетам командования, "легкими, мобильными, малозаметными и обладать большой поражающей мощью и гибкостью боевого применения".

Корабельный состав ВМС. В составе флота числятся пять дизельных подводных лодок (ДПЛ), сверхмалая ПЛ, пять корветов, шесть ракетных и 12 патрульных катеров, пять минных заградителей и девять противоминных кораблей, более 250 катеров, включая пять катеров-тральщиков катамаранного типа с дистанционным управлением, четыре катера - постановщика гидроакустических буев, два катера - минных заградителя и транспортно-десантные катера. Кроме того имеется около 100 маломерных (водоизмещением до 2 т) вспомогательных катеров типа G (Gruppbat). Вспомогательный флот насчитывает более 20 судов различного назначения (в том числе три плавбазы, два транспорта, разведывательный корабль, спасательное судно ПЛ, три - обеспечения водолазных работ и два - обеспечения испытательных пусков ракет и океанский буксир).

Численный состав ВМС около 5 тыс. человек, в том числе более 2 тыс. офицеров (из них около 90 женщин).

Система базирования. Характерной особенностью системы базирования ВМС Швеции является наличие в шхерных районах побережья укрепленных или скальных укрытий для кораблей, пунктов управления, складов, мастерских, а также сети якорных стоянок и оборудованных причалов в многочисленных портах.

Национальные ВМС используют военно-морскую базу Карлскруна и пункт базирования Муске. ПБ Хернесанд, Гетеборг, Мальме и Форезунд находятся в консервации.

ВМБ Карлскруна (в глубине шхерного района, рядом с крупной судостроительной верфью "Карлскрунаварвет" и испытательными полигонами) имеет причальный фронт 4 км, глубины у стенок до 10м.

ПБ Муске (на одноименном острове в Хоре-фиорде, в 40 км южнее г. Стокгольм) имеет длину причального фронта свыше 5 км, глубины у стенок до 12 м и оборудована системой подземных (до 30м) скальных укрытий с тремя сухими доками, слипом, тоннелями, связывающими его с материком. Здесь же находятся служебные, складские и жилые помещения.

ПБ Хернесанд находится на побережье Ботнического залива, имеет судоремонтную верфь, причальный фронт до 1 км, глубины у стенок около 7 м.

ПБ Гетеборг (в устье р. Гета-Эльв в проливе Каттегат), одновременно является крупнейшим в стране нефтяным, контейнерным и паромным узлом, центром судостроения и ремонта. Здесь имеются 12 гаваней, около 100 причалов, общей длиной свыше 20 км с глубинами у стенок до 20 м, позволяющими принимать корабли всех классов, вплоть до авианосцев.

ПБ Мальме расположен на юго-западном побережье Швеции в проливе Скагеррак, южнее порта Ландскруна.

В северо-восточной части о. Готланд находится ПБ Форезунд, в котором предусматривается стоянка и обслуживание боевых кораблей водоизмещением до корвета УРО, а также ракетных и сторожевых катеров.

Наиболее крупными портами, пригодными для стоянки и ремонта боевых кораблей и катеров, являются Ландскруна, Норчепинг, Хельсингборг, Оскарсхамн, Сундсвалль и другие.

Организационная структура ВМС. В 1998 году с осуществлением реорганизации системы высшего военного управления страны упразднен ряд должностных обязанностей командующих видами ВС, которые переданы главным инспекторам. В частности, в ведение инспектора ВМС отнесены разработка и проверка исполнения нормативных документов по боевой подготовке, организация контроля за испытаниями и принятием на вооружение новых образцов оружия и военной техники.

Руководство военно-морскими силами осуществляют: оперативное - командующий тактическим командованием ВМС, административное - инспектор ВМС (подчинен начальнику управления подготовки и повседневной деятельности войск командования ВС Швеции).

Флот состоит из флотилии подводных лодок и двух флотилий надводных кораблей.

ПЛ типа "Готланд" ВМС Швеции

Подводные силы располагают в составе флотилии (штаб в ВМБ Карлскруна) тремя ПЛ типа "Готланд" с воздухонезависимой двигательной установкой (ВНДУ) и двумя типа "Седерманланд" (бывшие типа "Вестергетланд", в ходе модернизации оснащенные ВИДУ). Впервые такой установкой ("Тиллма Стирлинг", работающей на жидком кислороде), позволяющей увеличить время нахождения в подводном положении в 5 раз по сравнению с обычной ПЛ, в 1988 году была оснащена ПЛ "Нэккен", а в 1996, 1997 и 1998-м - серийные ПЛ типа "Готланд" ("Готланд", "Уппланд" и "Халланд"). Появление в этой связи новых возможностей по длительному ведению разведки и осуществлению специальных операций отвечает намерениям командования ВС Швеции по переориентации с ведения традиционных для данного вида ВС боевых действий на "участие в международных операциях, например высадке и возвращению разведывательно-диверсионных групп".

ПЛ "Готланд" в настоящее время арендована ВМС США и с июня 2005 года находится в ВМБ Сан-Диего, где обеспечивает отработку тактических приемов борьбы американских противолодочных сил с такими ПЛ, в том числе в прибрежных и мелководных районах.

Планы развития подводных сил включают: строительство к 2012 году двух ПЛ с ВНДУ по совместному с Данией и Норвегией проекту "Викинг", а также разработку более эффективных образцов ракетного и минно-торпедного оружия, оснащение подводных лодок автономными или дистанционноуправляемыми подводными аппаратами различного назначения, а в перспективе - создание многофункциональной ПЛ модульной конструкции (с заменяемыми секциями-отсеками, содержащими, например, топливные емкости, блоки с ракетами класса "поверхность - поверхность" и т. д.).

Тральщик - искатель мин типа "Ландсорт" (Landsort)

Надводные силы флота включают две флотилии надводных кораблей -3-ю (ВМБ Карскруна) и 4-ю (ПБ Муске), которые состоят из дивизионов корветов и тральщиков. В 32-й дивизион корветов входят поступающие в боевой состав флота корветы типа "Висбю" (в настоящее время два - "Висбю" и "Хельсингборг"). Ракетные катера (по шведской классификации корветы) типов "Стокгольм" (два) и "Гетеборг" (четыре) сведены в 31 -и ("Стокгольм", "Мальме" и "Кальмар") и 41-й ("Гетеборг", "Евле" и "Сундсвалль") дивизионы.

33-й и 42-й дивизионы минно-тральных кораблей имеют в своем составе минный заградитель "Карлскруна" (33 дн), тральщики - искатели мин типа "Ландсорт" (семь) и тральщики типа "Стюрсе" (четыре), а также катера: четы-ре постановщика гидроакустических буев типа "Эйдерн" и пять тральщиков катамаранного типа SAM с дистанционным управлением. В каждом дивизионе есть группа минеров-подводников.

Кроме того, в состав флотилий входят плавбазы "Троссе" (3-я флотилия) и "Висборг" (4-я).

Современные корветы УРО типа "Висбю" предназначены в основном для действий в прибрежных районах и являются самыми боеспособными в составе надводных сил флота. Они могут решать целый комплекс боевых задач: борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, минной угрозой, нанесения ракетных ударов по береговым объектам противника, обеспечения защиты морских коммуникаций, а также участия в блокадных действиях с моря и миротворческих операциях. В настоящее время два корвета этого типа ("Хернесанд" и "Нючепинг") находятся на разных этапах морских испытаний, а в 2007 году к ним присоединится последний в серии, пятый, корабль ("Карл стад").

Корвет типа "Висбю" ВМС Швеции

При разработке проекта корабля этого типа по технологии "стелт" (общей стоимостью 1, 2 млрд долларов США) использовался опыт строительства и эксплуатации тральщиков типов "Стюрсе" и "Ландсорт", а также экспериментального ракетного катера на воздушной подушке скегового типа "Смюге". В процессе 10-летнего конструирования и постройки компания "Карлскрунаварвет" использовала новейшие технологии с целью снижения акустической, визуальной, инфракрасной и радиолокационной заметности, а также уменьшения возможности обнаружения собственных физических полей корабля, в том числе с помощью лазерных устройств, по кильватерному следу и гидростатическому давлению.

Планами развития этого рода военно-морских сил предусматривается создание кораблей следующего поколения на замену (в 2010-2020 годах) РКА типов "Стокгольм" и "Гетеборг". Это будут корабли класса корвет водоизмещением до 2 000 т, способные выполнять задачи не только в прибрежных водах, но и в океанских районах в составе многонациональных сил.

Противоминные корабли типов "Ландсорт" и "Стюрсе" построены в конце прошлого века по современным технологиям, оснащены и продолжают оснащаться новейшим оборудованием для обнаружения, определения точного местоположения, идентификации, классификации и нейтрализации морских мин различных типов. На борту кораблей находятся группы минеров-подводников, которые предварительно проходят всестороннюю подготовку на своей базе в Гуллмарсфьорден, а также буксируемая и/или автономная аппаратура дистанционного обнаружения мин.

Десантные корабли. Три десантных корабля ("Боре", "Хеймдал" и "Грим") были построены в 1960-х годах и выведены из боевого состава флота в 2002-м. Их планируется заменить современными кораблями, способными обеспечить в ходе амфибийно-десантной операции высадку усиленного батальона морской пехоты Швеции. В качестве десантно-высадочных средств используются десантные катера, которых в составе флота насчитывается до 250 единиц (в основном типов Strb CB 90H/HS/E, Tpbs 200 и Trossbat).

С созданием к 2014 году полноценной группировки МП и оснащением ее бронетанковой техникой потребуется приобретение более крупных десантных кораблей и новых десантно-высадочных средств на воздушной подушке. На отработку действий в современных условиях направлены, в частности, совместные с НАТО учения шведских подразделений морской пехоты типа "Стронг ризолв-2002" (с высадкой с американского десантного корабля "Тор-туга", позднее - с голландского "Роттердам"), регулярное участие в маневрах "Балтопс" и "Кооперэйтив баннерс", а также создание в 2006 году шведско-финской оперативной амфибийной группы.

Повышенное внимание уделяется формированию групп судов обеспечения надводных, подводных и амфибийных сил в море при выполнении ими боевых задач в дальних прибрежных зонах.

Соединения ракетных и минно-тральных катеров в ближайший период времени, вероятно, сохранят свое традиционное предназначение и боевой состав.

Амфибийные силы, ранее предназначавшиеся преимущественно для береговой обороны 2 700 км побережья и свыше 25 тыс. островов национальной принадлежности, в настоящее время испытывают период становления для решения других задач, в том числе проведения разведывательно-диверсионных операций в глубине обороны противника с использованием быстроходных морских транспортно-десантных средств.

Они представляют собой амфибийный полк, на базе которого может быть сформирована амфибийная бригада в составе трех батальонов. Каждый батальон предназначается для действий как самостоятельно, так и во взаимодействии с подразделениями других родов военно-морских сил, частей сухопутных войск, авиации и некоторых гражданских ведомств.

Организационно амфибийный батальон морской пехоты (общая численность личного состава около 800 человек) включает четыре роты (штабную, амфибийную и две береговых егерей), минометную батарею и группу боевого управления.

Штабная рота (175 человек, три взвода: штабной, разведывательный, обеспечения) решает задачи ведения разведки в интересах батальона (три отделения водолазов-разведчиков), а также различных видов обеспечения.

Амфибийная рота (145 человек, три взвода: штабной, обеспечения, противоминный, а также ракетная батарея) оснащена дистанционно управляемыми системами подводного наблюдения и обнаружения мин, а также ракетами малой дальности. Ракетная батарея численностью 50 человек имеет в боекомплекте 24 ПКР малой дальности RBS-17 "Хеллфайр".

Рота береговых егерей (180 человек, четыре взвода: штабной и три егерских по 50 человек) предназначена в основном для борьбы с высадившимся десантом противника. Егерский взвод организационно включает пять отделений: три стрелковых, пулеметное (четыре 12, 7-мм пулемета) и противотанковое (четыре 84-мм РПГ "Карл Густав"). Для решения конкретных задач из состава егерских взводов формируются группы егерей по шесть-восемь человек.

Минометная батарея (100 человек, три взвода: штабной и два минометных) вооружена восемью 81-мм минометами М84 национального производства и является основным подразделением огневой поддержки батальона.

Группа боевого управления (до 20 человек), поддерживая связь с командованием, координирует действия всех подразделений батальона морской пехоты.

Кроме того в состав амфибийных сил входит дивизион патрульных катеров в составе 12 катеров типа "Таппер" и двух бывших минных заградителей ("Аркезунд" и "Грюндзунд"), выступающих в качестве кораблей управления. В интересах авмфибийных сил могут быть задействованы также находящиеся в резерве патрульные катера типа "Капарен" и бывший тральщик типа "Викстен".

Авиация ВМС. В 1998 году в результате реорганизации имевшихся в ВС страны вертолетных эскадрилий было сформировано одно крыло боевых и вспомогательных вертолетов (штаб в Линчепинг), в составе которого задачи в интересах ВМС выполняют вертолеты, дислоцирующиеся на авиабазах Берга (в районе Стокгольма), Севе (Гетеборг) и Роннебю: И AS.332 "Супер Пума" (шведское обозначение Hkp-10), 14 "Боинг Вертол/Кавасаки-107" (Hkp-4C/D), восемь "Агуста-109М" (Hkp-15) и 10 NH-90 (Hkp-14). Намечается до 2008 года довести количество вертолетов "Агуста-109М" до 20 (в том числе восемь будут предназначены для базирования на корветах типа "Висбю"), а к 2009-му завершить закупку средних транспортно-десантных вертолетов NH-90 (всего 18), имеющих современное бортовое авиационное оборудование и вооружение, в том числе торпедное. Одновременно к 2009 году будут выведены из боевого состава все вертолеты Hkp-4.

Комплектование и учебно-боевая подготовка. Комплектование ВМС личным составом осуществляется в соответствии с принятым в 1994 году законом "Об обязательном участии в тотальной обороне", согласно которому на действительную военную службу могут быть призваны граждане Швеции мужского пола в возрасте от 18 до 47 лет.

Продолжительность срочной службы в зависимости от военно-учетной специальности составляет 10-18 месяцев. Помимо призыва, комплектование может осуществляться и на добровольной основе гражданами мужского и женского пола от 18 до 24 лет.

Действительная срочная служба в ВМС включает, как правило, три этапа: начальное обучение, специальную подготовку и прохождение службы в боевых подразделениях.

Специальная подготовка рядового состава предусматривает овладение военно-учетной специальностью и проводится в течение 10-15 недель в соответствующих школах или учебных центрах. Кандидаты в унтер-офицеры и офицеры резерва готовятся по специальности 20-30 недель.

Служба на кораблях или в подразделениях береговой обороны продолжительностью до 10 недель (для первой категории) и 20-25 недель (для второй и третьей) является завершающим этапом действительной срочной службы.

Боевое слаживание подразделений и тактических групп родов ВМС осуществляется в ходе различных по масштабам учений и практических занятий.

После окончания действительной срочной службы военнообязанные зачисляются в резерв (запас) и приписываются к конкретной воинской части. За время пребывания в запасе (предельный возраст резервиста 47 лет) военнообязанные, как правило, один раз в два-три года призываются на сборы (на 20-30 дней) для переподготовки.

Отбор кандидатов в офицеры в ходе срочной службы осуществляется на основании результатов тестов по теоретической и физической подготовке, разработанных исследовательским центром министерства обороны, центром набора призывников и штабом ВМС.

Подготовка кадровых офицеров осуществляется в военно-морском училище (г. Карлскруна). Срок обучения кадровых офицеров составляет два года, офицеров резерва - один год, по окончании училища выпускники получают первичное офицерское звание фенрик (младший лейтенант) и направляются в строевые части, где они должны прослужить не менее года.После трех-пяти лет службы будущие "карьерные офицеры" могут поступить в высшую школу ВМС в г. Стокгольм, окончив 12-месячный курс обучения в которой получают звание лейтенант. Программа курса включает овладение системами оружия, изучение основ штабной работы и другие смежные дисциплины.

Еще через три-пять лет службы в частях офицеры имеют право на обучение в военном колледже, также в Стокгольме, с последующим присвоением воинского звания капитан.

Подготовка старшего офицерского состава до капитана 3/2 ранга (командор-капитан/эрлогс-капитан) и майора/подполковника морской пехоты осуществляется на одном из двух специальных курсов национального колледжа вооруженных сил в. Стокгольме. Здесь в течение двух лет слушатели изучают и практически отрабатывают широкий комплекс дисциплин, в частности оперативное искусство и военную стратегию. По окончании первого из спецкурсов офицеры назначаются на должности командира корабля 3 ранга или роты (амфибийные силы). Офицеры, успешно окончившие второй спецкурс, могут быть назначены на должности командиров кораблей 2 ранга, береговых объектов либо на соответствующую воинскому званию штабную должность.

Наряду с такой четырехступенчатой офицерской карьерой у военнослужащих имеется возможность последовательно повышать свою квалификацию по выбранной специальности в той или иной сфере военной деятельности.

По мнению руководства ВМС Швеции, существующий порядок прохождения службы рядовым и офицерским составом позволяет эффективно комплектовать боевые и резервные части и подразделения, а командованию выявлять кандидатов для дальнейшего продвижения по службе.

В международном плане подразделения морской пехоты Швеции принимали активное участие в миротворческих операциях ООН (Босния, Косово, Афганистан, Либерия), а представители военно-промышленного комплекса страны - в реализации оборонных программ стран Балтии, в частности поставках ВВТ, создании сводного дивизиона тральщиков (БАЛТРОН) и т. д.

Основные направления совершенствования ВМС и возможности военно-промышленного комплекса. В связи с вступлением в ЕС в 1995 году к настоящему времени почти все крупные компании ВПК Швеции перешли в собственность европейских и американских корпораций. Являясь страной - членом "Шестистороннего соглашения" (наряду с Великобританией, Францией, Германией, Италией и Испанией), Швеция участвует в процессе реструктуризации ВПК европейских стран.

Командование ВМС Швеции намерено совершенствовать этот вид ВС по шести приоритетным направлениям: приведение к стандартам НАТО командной информационно-управляющей системы, создание, модернизация или приобретение современных надводных, минно-тральных, амфибийных кораблей, подводных лодок и вертолетов.

По первому направлению работы ведет компания "СААБ системз", модернизируя уже установленную на трех корветах УРО систему CETRIS, включающую ряд интерфейсов (цифровой передачи данных, опознавания "свой - чужой", инфракрасного обнаружения/слежения, связи и РЭБ). Предусматривается установка аппаратуры цифровых систем передачи данных "Линк-11/16/22".

Кораблестроительные программы реализует, в основном, крупнейшая в стране компания "Кокумс" (штаб-квартира в г. Карлскруна, верфи в городах Карлскруна и Мальме), основанная в 1679 году. Корветы УРО типа "Висбю" с фиброкарбоновым корпусом, многоцелевые минно-тральные корабли типов "Ландсорт" и "Стюрсе", подводные лодки типа "Готланд" и нового проекта А26 - все были построены и строятся на заводах этой компании. Ныне она входит в консорциум "Тиссен-Крупп марин системз труп" (ThyssenKrupp Marine Systems group, г. Гамбург), объединяющий также германские фирмы "Ховальдтсверке дойче верфт" (г. Киль), "Нобискруг" (г. Рендсбург), "Блом унд Фосс" (г. Гамбург), "Нордзееверке" (г. Эмден) и "Хелленик шипъярдз" (г. Скараманга, Греция).

Десантные катера типа Strb-90H (Stridsbat-90H, экспортное обозначение СВ 90Н - Combat Boat 90H) крупными сериями строились на судоверфях "Докставарвет" и "Готландсварвет", в том числе и на экспорт в Норвегию, Грецию, Малайзию и Мексику. Ведется подготовка к серийному производству амфибийно-десантного катера типа СВ 2010.

Ракетно-артиллерийское оружие для ВМС создается на заводах компании "Бофорс дефенс", находящейся в собственности американской "Юнайтед дефенс". Современные образцы: противокорабельные ракеты RBS-15 Mk3, артустановки калибров 40 и 57 мм поступают на вооружение как шведских, так и иностранных боевых кораблей и катеров.

Новейшее торпедное оружие (легкие торпеды типа 45 и тяжелые типа 62) поставляет флоту компания "СААБ андервотер система".

Планом совершенствования вертолетной авиации предусматривается закупка легких вертолетов типа "Агуста 109" LUHS (Light Utility Helicopter Sweden), как корабельного, так и берегового базирования, а также средних многоцелевых вертолетов типа NH-90. Швеция участвует в совместном проекте разработки NH-90 по программе Nordic Standard Helicopter Programme.

Таким образом, среднесрочными планами развития ВМС предусматривается продолжение работ над совместным проектом "Викинг" по созданию к 2012 году новейшей подводной лодки с воздухонезависимой двигательной установкой, ввод в 2007-м в боевой состав флота еще одного корвета УРО типа "Висбю", завершение к 2014 году формирования амфибийных батальонов с дооснащением их десантными катерами типов СВ 90Н и СВ 2010, разработка новейших комплексов оружия и военной техники, внедрение командно-управляющих информационных систем, а также ряд других мероприятий.

Как и оборонные ведомства других европейских стран, командование ВМС Швеции поставлено перед необходимостью сокращения военных расходов, в частности консервации и/или конверсии высокозатратных объектов береговой инфраструктуры (многочисленных фортификационных сооружений, скальных укрытий и слипов, укрепленных ракетных и артиллерийских позиций, командных пунктов и узлов связи, объектов судоремонтной промышленности, складских помещений и пр.). Учитывая опыт ряда европейских государств (например, Албании, на территории которой в 1950-1970 годы было построено около 750 тыс. долговременных железобетонных огневых позиций), шведские специалисты рассчитывают эффективно использовать сэкономленные за счет этого средства и возможности, возникшие благодаря окончанию "холодной войны".

Наряду с оснащением флота новейшими образцами вооружений и военной техники, командование ВМС Швеции намечает в ближайшие годы последовательно сокращать численность личного состава, количество объектов береговой обороны, выводить из боевого состава флота устаревшие подводные лодки, надводные корабли и катера, преследуя при этом цели оптимизации корабельного состава, авиационного парка и структуры морской пехоты прежде всего в интересах обеспечения безопасности страны с морских направлений в дальней прибрежной зоне.

(По материалам журнала “Зарубежное военное обозрение”)

Подводные силы

Надводные силы

Амфибийные силы

Пункты базирования

Военно-морские учебные заведения

Боевой состав











Тип Бортовой номер Наименование В составе флота Состояние Примечания
Подводные лодки -5
нет HMS «Gotland» 2 сентября 1996
подводная лодка типа «Gotland» нет HMS «Uppland» 1 мая 1997
подводная лодка типа «Gotland» нет HMS «Halland» 1 октября 1997
нет HMS «Södermanland» 21 апреля 1989
подводная лодка типа «Сёдерманланд» нет HMS «Östergötland» 10 января 1990
Корветы -9(2)
корвет типа «Visby» K31 HMS «Visby» 2005
корвет типа «Visby» K32 HMS «Helsingborg» 16 декабря 2009
корвет типа «Visby» K33 HMS «Härnösand» 16 декабря 2009
корвет типа «Visby» K34 HMS «Nyköping»
корвет типа «Visby» K35 HMS «Karlstad»
корвет типа «Göteborg» К21 HMS «Göteborg» В резерве
корвет типа «Göteborg» К22 HMS «Gävle» 1 февраля 1991
корвет типа «Göteborg» К23 HMS «Kalmar» В резерве
корвет типа «Göteborg» К24 HMS «Sundsvall» 7 июля 1993
корвет типа «Stockholm» К11 HMS «Stockholm»
корвет типа «Stockholm» К12 HMS «Malmö»
Сторожевые катера
сторожевой катер типа 80 HMS «Tapper»
сторожевой катер типа 80 HMS «Rapp»
сторожевой катер типа 80 HMS «Djärv»
сторожевой катер типа 80 HMS «Ärlig»
сторожевой катер типа 80 HMS «Modig»
сторожевой катер типа 80 HMS «Dristig»
сторожевой катер типа 80 HMS «Händig»
сторожевой катер типа 80 HMS «Trygg»
сторожевой катер типа 80 HMS «Hurtig»
сторожевой катер типа 80 HMS «Stolt»
сторожевой катер типа 80 HMS «Munter»
сторожевой катер типа 80 HMS «Orädd»
Минные тральщики
минный тральщик типа «Landsort» HMS «Landsort»
минный тральщик типа «Landsort» HMS «Arholma»
минный тральщик типа «Landsort» HMS «Koster»
минный тральщик типа «Landsort» HMS «Kullen»
минный тральщик типа «Landsort» HMS «Vinga»
минный тральщик типа «Landsort» HMS «Ven»
минный тральщик типа «Landsort» HMS «Ulvön»
Десантные корабли и суда
Вспомогательные корабли и суда
А 265 HMS «Visborg»
  • 20 минных тральщиков (4 Styrsö , 1 Utö , 1 Skredsvic , 2 Gassten , 1 Vicksten , 4 Hisingen )
  • 120-187 десантных катеров , вооружение - 12,7 мм пулеметы и 40 мм гранатомет.
  • 1 корабль радиотехнической разведки Orion .
  • 15 вспомогательных кораблей (1 транспорт снабжения , 1 плавучая мастерская ; 1 спасательное судно , 2 торпедолова, 8 буксиров , 2 учебных корабля)
  • 1 самолет ПЛО CASA C-212-200;

Префикс кораблей и судов

Корабли и суда ВМФ Швеции имеют префикс HMS (швед. Hans/Hennes Majestäts Skepp - Корабль Его/Её Величества ).

Флаги кораблей и судов

Флаги должностных лиц

Адмирал Вице-адмирал Контр-адмирал Командор
Капитан 1-го ранга Капитан 2-го или 3-го ранга Младший офицер Командир эскадры кораблей
Командир флотилии кораблей Командир дивизиона кораблей Старший на рейде

Знаки различия

Адмиралы и офицеры

Категории Адмиралы Старшие офицеры Младшие офицеры
Шведское звание Amiral Viceamiral Konteramiral Flotiljamiral Komendör Kommendörkapten Örlogskapten Kapten Löjtnant Fänrik
Российское
соответствие
Адмирал Вице-адмирал Контр-адмирал нет Капитан 1-го ранга Капитан 2-го ранга Капитан 3-го ранга Капитан-лейтенант Лейтенант Мичман

Сержанты и матросы

Категории Унтер-офицеры Сержанты и старшины Матросы
Шведское звание Flottiljförvaltare Förvaltare Flaggstyrman Förste styrman Sergeant Korpral Vicekorpral Menig 1kl^ Menig 1kl³ Menig 1kl² Menig 1kl¹ Menig
Российское
соответствие
нет Главный корабельный старшина нет Главный старшина Старшина 1-й статьи Старшина 2-й статьи Старший матрос нет нет нет нет Матрос
  • ¹ 1-й год службы
  • ² 2-й год службы
  • ³ 3-й год службы
  • ^ 4-й год службы

Знаки на головные уборы

См. также

Напишите отзыв о статье "Военно-морские силы Швеции"

Примечания

Ссылки

  • (швед.)
  • (швед.)

Шведская компания Kockums Naval Systems работает над неатомной подлодокой по проекту А26 водоизмещением 1900 тонн. Ранее она в 1992-1996 годах выпустила серию из трех 1500-тонных лодок типа Gotland с ВНЭУ на базе двигателей Стирлинга, обеспечивающей максимальное время подводного плавания 20 суток. По шведскому проекту в 1996-2003 годах для ВМС Австралии было собрано 6 неатомных субмарин типа Collins (водоизмещение 3050 тонн), завершаются работы на двух шведских субмаринах типа «Арчер» (1400 тонн) для ВМС Сингапура. Проект подлодки получил код A26. Основным предназначением новой субмарины преимущественно будет ведение операций в прибрежных водах, но наряду с этим она сможет выполнять задачи и в открытом море ...

В соответствии с обнародованным техническим заданием, подводное водоизмещение A26 составит 1,9 тысячи тонн. Корпуса подлодки будет иметь длину — 63 метра, а ширина — 6,4 метра. На A26 будут установлены четыре торпедных аппарата калибра 530 миллиметров и один универсальный отсек для дополнительного вооружения. Планируется, что экипаж подлодки составит от 17 до 26 человек, а автономность плавания A26 будет достигать нескольких недель. Подводная лодка нового поколения будет дизель-стирлинг-электрической. Данную характеристику она унаследует у подводных лодок предыдущего поколения типа Gotland, состоящих на вооружении Швеции. Эти лодки стали первыми в мире, использующими воздухонезависимый двигатель Стирлинга. Предположительно, A26 сможет развивать скорость до 20 узлов и до пяти узлов только с применением двигателей Стирлинга. При этом она сможет выполнять боевые задачи без всплытия для подзарядки аккумуляторных батарей до 20 суток.

Германский промышленный гигант ThyssenKrupp и шведская Saab подтвердили факт ведения переговоров по продаже шведских активов ThyssenKrupp Marine Systems AB (TKMS AB), ранее известных под названием Kockums. TKMS AB разрабатывала новую шведскую субмарину А 26 с 2007 г., однако контракт на производство пока так и не подписан. Как сообщалось ранее, ценовые переговоры между TKMS и шведским правительством зашли в тупик, и в Стокгольме обеспокоены отказом ThyssenKrupp санкционировать продажи А 26 на экспорт. Подводная лодка А 26 — потенциальный конкурент другой программы ThyssenKrupp - НАПЛ проекта 218. В своем заявлении, опубликованном в середине марта 2014 г., глава Управления оборонных поставок (FMV) Лена Эриксон (Lena Erixon) сообщила: «Одна из причин, по которым FMV не хотело продолжать сотрудничество по проекту А 26 с ThyssenKrupp — нежелание компании разрешить экспорт субмарины, что означает отсутсвие возможностей международной кооперации. Это противоречит национальным интересам страны в сфере кораблестроения, так как при таком положении Швеция лишена возможности разделить расходы на разработку и обслуживание ПЛ с другими странами».

Группой Saab AB - новой владелицей шведской судостроительной компании Kockums - на военно-морской выставке Euronaval 2014 была представлена модель разрабатываемой для ВМС Швеции перспективной неатомной подводной лодки проекта А26.


Согласно требованиям ВМС Швеции, подлодки нового поколения, разрабатываемые в рамках проекта A26, одобренного правительством и Министерством обороны страны, должны быть снабжены улучшенными сонарами и средствами наблюдения, поскольку они могут быть использованы для разведки. Субмарины будут создаваться с применением технологии малозаметности. Список технических требований включает в себя обязательное использование на подлодках воздухонезависимого двигателя Стирлинга, разновидности двигателей внешнего сгорания. Использование такой силовой установки повышает живучесть подлодки и увеличивает ее шансы покинуть поле боя после получения серьезных повреждений и выхода из строя основного двигателя. Кроме того, двигатель Стирлинга отличается практически бесшумной работой. К числу недостатков такой силовой установки относится малая скорость, которую может развивать подлодка - у субмарин класса Gotland этот показатель составляет пять узлов. Как ожидается, при помощи «стирлинга» подлодки проекта A26 смогут развивать скорость до семи узлов.


Парламент Швеции одобрил покупку для ВМС страны двух дизель-стирлинг-электрических подводных лодок нового поколения проекта A26. Программа создания таких кораблей началась в феврале 2010 года, и субмарины пока существуют только на бумаге. Выделение средств на покупку перспективных подлодок позволит шведской компании Kockums провести все необходимые исследования и начать строительство субмарин. Как ожидается, новые подлодки будут включены в состав ВМС Швеции в 2018-2019 году и заменят устаревшие субмарины класса Sodermanland. Эти дизель-электрические лодки используются Швецией с 1989 года. В настоящее время подводный флот скандинавской страны насчитывает пять подлодок: три - класса Gotland и две - класса Sodermanland. По предварительным данным, к 2018 году все подлодки класса Gotland пройдут модернизацию с использованием наработок проекта A26. После 2020 года может быть принято решение о замене всех подводных лодок в составе подводного флота Швеции на корабли проекта A26.


ВМС Швеции приобретут две новые подводные лодки типа А26 постройки Saab Kockums, сообщается 17 марта 2015г. Обе субмарины будут поставлены до 2022 года, стоимость контракта 8,2 млрд шведских крон. Это подлодки нового поколения, весьма высокотехнологичные, заявил министр обороны Швеции Питер Халтквист (Peter Hultqvist).


ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, m: - надводное 1,700 - подводное 1,860 - 1900
Длина, м 63
Ширина, м 6,4
Главная энергетическая установка: дизель-стирлинг-электрическая - DE-Gensets: 3 x 500 kW - Stirling AIP system Mk III: 3 x 65 kW
Скорость полного хода, узл. 26
Скорость подводного хода, узл. 12
Скорость подводного хода с применением двигателей Стирлинга, узл. 5 - 7
Глубина погружения, м 200
Автономность, сут. 45
Автомность под водой без всплытия, сут. до 18 - 20
Экиапаж, чел. 17 - 26

ВООРУЖЕНИЕ

4 х 533-мм торпедных аппаратов 533-мм, 400-мм торпеды, мины
Отсек вооружения 6 х 1,5 м

На прошедшей с 16 по 18 мая 2017 года в Сингапуре 11-й международной конференции и специализированной выставки военно-морской техники и вооружений IMDEX Asia 2017, шведская группа Saab AB представила новый вариант разрабатываемой ею перспективной неатомной подводной лодки проекта А26, оснащенный вертикальными пусковыми установками, предназначенными прежде всего для размещения американских крылатых ракет Raytheon Tomahawk ...


Согласно продемонстрированной на выставке модели, три шестизарядные вертикальные пусковые установки цилиндрического типа размещаются в дополнительном отсеке длиной 10 м в центральной части подводной лодки А26. Водоизмещение лодки при этом увеличивается на 400-500 тонн. Согласно представителю разрабатывающего проект А26 предприятия Saab Kockums, входящего в состав Saab AB, модули пусковых установок могут быть использованы для размещения различного вооружения, а с демонтажем самих пусковых установок - также для размещения оборудования для боевых пловцов и т.п. Тем не менее, неофициально в качестве главного вооружения для данных ПУ называются именно ракеты Tomahawk.

Как можно понять, данный вариант лодки А26 с ВПУ предназначен не для ВМС Швеции, а для потенциальных заказчиков проекта А26, требующих наличия в составе вооружения своих перспективных подводных лодок крылатых ракет для нанесения ударов по наземным целям. В Европе в первую очередь неофициально в качестве таких потенциальных заказчиков называется Польша, куда Saab активно ведет работу по продвижению проекта А26, действуя в партнерстве с ведущим польским государственныс оборонным холдингом Polska Grupa Zbrojeniowa (PGZ). ВМC Польши в рамках программы Orka планируют приобретение трех неатомных подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами, с вступлением в строй головной в 2024 году.


Напомним, что шведское оборонное закупочное ведомство Försvarets Мaterielverk (FMV) в июне 2015 года подписало с группой Saab AB контракт стоимостью 7,6 млрд шведских крон (около 1 млрд долл) на постройку для ВМС Швеции на Saab Kockums двух неатомных подводных лодок проекта А26,которые должны быть сданы шведскому флоту в 2022 и 2024 годах. Лодки проекта А26 в исполнении для ВМС Швеции, разрабатываемого с 1990-х годов, должны быть достаточно крупными кораблями подводным водоизмещением около 2000 тонн и длиной 63 м, оснащенными воздухонезависимой энергетической установкой с применением двигателей Стирлинга, и оснащенными в носовой части, помимо торпедного вооружения, специальным отсеком Мultimission Рortal (MMP) диаметром 1,6 м для размещения необитаемых либо обитаемых подводных аппаратов или дополнительного количества торпед.

Когда весь мир находился на грани войны, то было только одно действительно безопасное место - это хороший бункер глубоко под землей. Вот почему мир сегодня усеян подземными военными базами, многие из которых по-прежнему являются тайной, хотя большая часть таких были рассекречены, и некоторые даже открыты для общественности, как например военно-морская база Швеции Musko (Muskoanlaggningen), которая выглядит как декорация для хорошего голливудского фильма.

Вероятно крупнейший подземный военный объект в Швеции. Эта военно морская база построена под гранитной горой RockSolid. Базу невозможно уничтожить ядерным или прочим . Потребовалось 17 лет на строительство и она имеет 4 дока.

Док 1 и 2 - 145 метров длиной и примерно 40 метров в высоту. Оба имеют 250 метровый входной туннель.

Док 3 - 150 метров и в основном используется для подводных лодок.

Док 4 - 350 метровый туннель.

Musko - это остров, который соединен с материком через туннель под морским дном(так-как мосты легко вывести из строя в случае войны), около 3 км в длину который был построен в 1964 году. В мирное время на базе работали 800 человек.

Это не просто док находятся под землей, вся военно-морская база построена под горой. Есть ремонтный завод, больница, столовые, казармы и т.д., и все это внутри горы. Тысячи солдат будут служить там в военное время, только в больнице имеется более 1000 коек.

Для сравнения, при строительстве подземного объектов в горах Шайенн им пришлось удалить 350,000 м3 камня, в Musko пришлось вынуть 1.500.000 м3 камня (даже больше, если учитывать подземные дороги, которые ведут к Musko под морским дном.

Образ истинного подземного объекта был бы не полным без огромной противовзрывной двери. Она весят 45 тонн, и может выдерживать давление 200 тонн/м2