Подводная лодка "А.Г.". Великая отечественная - под водой История подводной лодки а 5

подводная лодка типа Американский Голланд

    Строилась американской фирмой «Electric Boat & Co» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада) по заказу Великобритании. Перекуплена Россией, и в виде отдельных секций перевезена из США во Владивосток, а затем по железной дороге доставлена в Николаев на завод «Наваль», где 28 марта 1917 года заложена под обозначением «АГ-21». Работами по сборке корабля руководили представители американской фирмы инженер-механик Р. Гилмор и инженер-электрик Т. Грейвс. Незадолго до начала революции в октябре 1917 года подводная лодка спущена на воду. В результате начавшейся Смуты и последовавшей Гражданской войны, а затем иностранной интервенции подводная лодка стремительно меняла хозяев: в апреле 1918 года уже вступивший в строй корабль не смог уйти из Севастополя и попал в руки немцев, после их ухода из Крыма субмарина вошла в состав Морских сил Юга России, после чего 24 ноября 1918 года она была захвачена англо-французскими интервентами.

    26 апреля 1919 года во время эвакуации из Крыма вооруженного контингента стран Антанты по приказу английского командования «АГ-21» в числе других 11 русских подводных лодок была затоплена в районе Севастополя. Подводную лодку вывели на рейд с помощью буксира «Елизавета», и, открыв люки и пробив борт, затопили.

    В 1926 году субмарина была найдена на дне судоподъемной партией ЭПРОН. Она лежала на дне близ Севастополя, сильно засосанная в ил, с креном 40° на глубине 50 м. Судоподъемные работы продолжались достаточно долго (с конца 1926 по первую половину 1928 года); несмотря на то, что у подводной лодки в борту зияла пробоина в 0,5 м, «АГ-21» стала единственной из потопленных англичанами русских подводных лодок, которая после подъема подлежала восстановлению.

    21 мая (по некоторым данным 5 января) 1928 года подводная лодка наконец-то поднята ЭПРОН, восстановлена, и 30 декабря 1930 года субмарина под командованием Бебешина Михаила Ивановича вошла в состав Морских сил Черного моря. 3 февраля 1931 года она получила наименование «Металлист» (бортовой № 16).

    8 июня 1931 года подводная лодка выполняя учебную торпедную атаку, была таранена кораблем-целью эсминцем «Фрунзе» и затонула на глубине 28 метров у устья реки Бельбек. В момент аварии на борту эсминца находились будущие адмиралы – штурман С. Горшков, минер Л. Курников и артиллерист Н. Харламов. При аварии погибло 24 человека из экипажа подлодки. Девятерым удалось спастись; шестеро всплыли с воздушным пузырем в момент гибели субмарины (помощник командира А.А. Кузнецов, боцман В. Чулошников, старшина торпедистов А.Д. Мезенцев, старший рулевой М.С. Дацюнов, рулевой П.Д. Майстрюк и трюмный Ф.К. Татаринов), троих (старшину электриков А. Мамутова, старшину мотористов В. Нижнего и вестового Н. Бабарыкина) извлекли спустя 42 часа из кормового отсека уже после подъема корабля. Командир подводной лодки Бибешин и еще два члена экипажа, пытаясь выйти на поверхность, пропали без вести. Очевидно, они погибли при всплытии. Следствием было установлено, что причиной катастрофы стали допущенные командиром субмарины грубые ошибки в управлении лодкой и экипажем в создавшейся критической ситуации. Через два дня подводная лодка была поднята и после ремонта 1 января 1932 года под командованием Кудряшова Сергея Сергеевича была вновь введена в строй. В сентябре 1932 года на «Металлисте» проводились испытания 76-мм динамореактивной пушки системы Курчевского.

    15 сентября 1934 года субмарина получила обозначение «А-5», а в 1936 – 1938 году она прошла капремонт и модернизацию.

    22 июня 1941 года подводная лодка встретила в составе 6-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ЧФ, находясь в ремонте в Севастополе. С вступлением корабля в строй 27 июня командиром «А-5» назначен старший лейтенант (затем капитан-лейтенант) Кукуй Григорий Аронович .

    2 августа 1941 года, закончив ремонт, «А-5» перешла к месту постоянного базирования в Поти, откуда приступила к обслуживанию дозорных позиций на подходах к Поти и Батуми.

    27 февраля 1942 года субмарина прибыла в Севастополь, откуда 5 марта направилась в район Одессы (позиция № 32). 12 марта ударами штормовых волн на подводной лодке сломано перо кормовых горизонтальных рулей и погнут баллер, что заставило ее прервать патрулирование и досрочно вернуться в базу, а затем идти в Поти для проведения аварийного ремонта.

    Восьмой боевой поход был отмечен успехом. С вечера 10 июня «А-5» патрулировала район позиции № 31 у Одессы. В светлое время суток подводная лодка маневрировала на подходах к порту, а с наступлением темноты выходила в восточную часть позиции для зарядки аккумуляторной батареи. Днем 11 июня 1942 года в «А-5» атаковала транспорт из состава конвоя и добилась попадания в него торпеды. К счастью для румынского судна «Ардеал» (5695 брт) с грузом имущества Люфтваффе, оно сумело выброситься на отмель, и вскоре было поднято, а после восстановления введено в строй. Сопровождающие «Ардеал» немецкие катера-тральщики подвергли атаковавшую подводную лодку 20-минутному преследованию, сбросив 18 глубинных бомб. Спустя час после атаки подводники, наблюдая ее результат, снова были обнаружены, катер сбросил 3 глубинные бомбы. В результате бомбежек на «А-5» вышел из стоя гирокомпас, деформирован запор крышки рубочного люка, повреждены ряд измерительных приборов. Субмарина оставалась на позиции еще неделю, после чего благополучно прибыла в Туапсе.

    В следующий, девятый, боевой поход «А-5» вышла 18 июля 1942 года. Она должна была сменить на позиции «А-3». Район действия – подходы к Одессе лодке был хорошо знаком. Утром 25 июля, когда субмарине оставалось находиться на позиции лишь двое суток, она подорвалась на противотральной трубке одной из мин заграждения «S-33». (На этих минах, выставленных румынскими заградителями «Дакия» и «Мурджеску» 25 июня 1942 года – 260 германских мин UМВ, 24 августа погибла подводная лодка «М-33» , а 26 сентября «М-60»). В момент взрыва «А-5» шла в подводном положении. После чего на субмарине почти везде погас свет, заклинило вертикальный и кормовые горизонтальные рули, правую линию вала. Немедленно была объявлена боевая тревога, но через две минуты «А-5» легла на грунт на глубине 23 метра. К вечеру практически все повреждения внутри прочного корпуса были устранены. С наступлением темноты были осушены все трюмы; днем этого не сделали, опасаясь появления на поверхности масляного пятна. Ночью «А-5» перешла в позиционное положение. До берега было всего 7 миль. Ночь была тихая и звездная; с берега морскую поверхность освещали прожектора. Командир «А-5» решил прежде всего уйти дальше в море. Сразу на лодке смогли дать ход под левым мотором, но тут выяснилось, что корабль не слушается руля и катится вправо, а при остановке двигателя – влево. Так толчками «А-5» смогла уйти еще на две мили мористее. За это время экипаж сумел провентилировать внутренние помещения. Вскоре взошла луна, и на мостике лодки услышали шум двигателей самолета. Оставаться на поверхности больше было нельзя, и «А-5» погрузилась на глубину 25 метров.

    На следующую ночь подводная лодка всплыла. В приборах «ИСА-М» командир БЧ-5 и боцман спустились под воду и выяснили характер повреждений. Правое перо кормовых горизонтальных рулей вместе с баллером и ограждением были загнуты вниз под углом около 60 градусов; нижняя половина пера вертикального руля вместе с ограждением свернуты влево; одна из лопастей правого гребного винта оказалась загнутой в корму и задевала за правое перо кормовых горизонтальных рулей.

    Чтобы «А-5» смогла дойти до базы, требовалось обрубить загнутую часть лопасти винта и отвести горизонтальные рули на всплытие. Создав максимально возможный дифферент на нос, экипаж приступил к исправлению повреждений. Время от времени водное пространство освещалось прожекторами с берега, несколько раз в небе был слышен звук мотора пролетающего самолета. К счастью, подводная лодка не была замечена противником, иначе «А-5» пришлось бы срочно погрузиться, и люди, работающие в корме, погибли бы.

    Вскоре удалось провернуть левую линию вала. Подводная лодка дала ход и отошла от берега еще на 4,5 мили, где легла на грунт до следующего наступления темноты.

    Связь с базой, где «А-5» уже считали погибшей, удалось восстановить только 1 августа. Оценив ситуацию, командование отправило на помощь подводной лодке тральщик «Т-204» («Щит»); под его эскортом на рассвете 4 августа «А-5» вернулась в Очемчири.

    Аварийный ремонт лодки занял 22 месяца. За это время на ней сменился командир. 3 октября 1942 года капитан-лейтенант Кукуй назначен командиром на «Щ-212» , а 29 декабря 1942 года командиром «А-5» стал капитан-лейтенант Матвеев Василий Иванович .

    Первый боевой поход после ремонта «А-5» совершила в феврале 1944 года. Подводная лодка действовала у южного побережья Крыма (позиции № 108 и 109). Для молодого командира «первый блин вышел комом» – встретив в ночь на 21 февраля конвой из пяти судов, подводная лодка так и не смогла провести атаку.

    В дальнейшем действия подводной лодки были более агрессивными; приняв активное участие в операции по освобождению Крыма, «А-5» совершила три боевых похода, в которых провела шесть торпедных атак с выпуском десяти торпед (больше чем любая другая из черноморских подводных лодок, действовавших на коммуникациях противника в апреле-мае 1944 года).

    Утром 14 апреля «А-5», действовавшая западнее мыса Херсонес (часть позиции № 7), атаковала десантную баржу «F-342», шедшую в Севастополь. На подводной лодке вскоре зафиксировали взрывы, но две торпеды, выпущенные подводной лодкой с дистанции всего 3,5 кабельтовых, прошли под корпусом мелкосидящего корабля. В ответ подводная лодка была контратакована, к счастью, 30 глубинных бомб разорвались в безопасном удалении от корабля. Длительное преследование катеров и авиации противника «А-5» испытала и утром следующего дня, когда за пять часов на нее сбросили 72 глубинных бомбы. Утром 23 апреля «А-5» атаковала большой охотник «Uj-103» в тот момент, когда его бомбила советская авиация. Вероятно, взрывы авиабомб и отсутствие преследования на подводной лодке посчитали как признак поражения цели.

    2 мая «А-5» вновь выходит в море для действий западнее мыса Херсонес (южная часть позиции № 7), но на следующий день подводная лодка повредила винт о неизвестный плавающий предмет и была вынуждена вернуться в базу. Уже 8 мая после проведения короткого ремонта подводная лодка направилась в район к юго-западу от мыса Сарыч (позиция № 10). Цель не заставила себя ждать. Всего через 9 часов после того, как 11 мая субмарина приступила к патрулированию позиции, в точке 43°35" с.ш./ 32°10" в.д. «А-5» произвела торпедную атаку по одиночной десантной барже. На подводной лодке зафиксировали взрыв, но противник не комментирует результат атаки, возможным итогом которой могло стать повреждение десантной баржи «F-568» (потоплена при налете советской авиации на Констанцу 20 августа 1944), либо уничтожение баржи «F-581» (обстоятельства гибели в мае 1944 не установлены). При попытке всплыть, подводная лодка была атакована самолетом. Сброшенные им бомбы слегка повредили кормовые горизонтальные рули субмарины. Через два с половиной часа, поднявшись на поверхность, субмарина обнаружила в месте атаки плавающие обломки и брошенную шлюпку. Впрочем, это могли быть следы других неудачников немецкой эвакуации Севастополя.

    На следующий день «А-5» дважды ложится на боевой курс. Утром «А-5» безуспешно атаковала венгерский транспорт «Касса», а днем торпеды были выпущены по большому охотнику «Uj-318». В обоих случаях торпеды не попали в цель, так же как и сброшенные в ответ глубинные бомбы. В ряде источников объектами атак «А-5» 12 мая называют румынский транспорт «Дуростор» (1309 брт) и немецкую шхуну «Зеелферд»; оба судна погибли у берегов Крыма под ударами советской авиации 12 мая и 13 апреля 1944 года.

    Ночью 13 мая 1944 года «А-5» безрезультатно с дистанции 15 кабельтовых выпустила по врагу последнюю оставшуюся торпеду. Для нее это была последняя торпеда в войне.

    Прибыв в базу «А-5» встала на ремонт, к этому времени война на Черном море подошла к концу. В июне 1944 года командиром субмарины назначен капитан-лейтенант Малов Николай Петрович . 6 марта 1945 года подводная лодка «А-5» награждена орденом Красного Знамени.

    27 августа (28 июля) 1945 года корабль выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в плавучую зарядовую станцию «ПЗС-8». 6 марта 1947 года (по другим данным середине 1950-х) окончательно судно исключено из списков и сдано на слом.

13 боевых походов.
25.08.1941 – 01.09.1941
14.09.1941 – 16.09.1941
02.10.1941 – 08.10.1941
16.10.1941 – 23.10.1941
05.11.1941 – 12.11.1941
20.11.1941 – 28.11.1941
09.12.1941 – 23.12.1941
05.03.1942 – 16.03.1942
07.06.1942 – 20.06.1942
18.07.1942 – 04.08.1942
05.02.1944 – 25.02.1944
11.04.1944 – 27.04.1944
02.05.1944 – 05.05.1944
08.05.1944 – 16.05.1944

    В семи торпедных атаках (выпущено 11 торпед) потоплено 1 судно (5.695 брт), уничтожение одного корабля нуждается в подтверждении.

Противостояние американским авианосным группам было основной задачей советского ВМФ сразу после завершения Великой Отечественной войны. Именно для этой цели начали создаваться «убийцы» авианосцев - советские узкоспециализированные подводные лодки проекта «Антей 949А».

Начало создания

В 1960-х годах советские конструкторы работали над двумя взаимосвязанными друг с другом проектами. Сотрудники ОКБ-52 занимались новым ракетным противокорабельным комплексом, предназначавшимся для уничтожения вражеских корабельных соединений, а рабочие Центрального конструкторского бюро «Рубин» проектировали подводный ракетоносец третьего поколения. Его в дальнейшем планировалось использовать в качестве носителя для нового ракетного комплекса. Военные нуждались как в мощном и очень эффективном средстве, способном уничтожать вражеские корабельные группы, так и в подводной лодке, имеющей высокие показатели скрытности и глубины погружения. В дальнейшем после проведения модернизации ряда субмарин эти качества объединят в себе подводные лодки класса «Антей».

Проект «Гранит 949»

В 1969 году ВМФ поставил перед советскими конструкторами задачу создать новую субмарину. Транспортируемая ею ракета должна соответствовать следующим требованиям:

  • Она должна обладать высокой скоростью: не менее 2500 км/час.
  • Дальностью - 500 км.
  • Предназначаться для старта как из подводных, так и с надводных положений. Планировалось использовать их на подводных лодках и надводных кораблях.

Так как в большинстве случаев эшелонированная противовоздушная оборона противника пробивается «стаей» из двух десятков ракет, советские военные были заинтересованы в возможностях стрельбы залпом. По мнению разработчиков, для достижения эффективности противокорабельных ракет необходимо, кроме высокой скорости и большой массы боевых частей, оснащать их также и надежными системами, обеспечивающими целеуказание и разведку.

Система «Успех»

При помощи данной первой в мире советской космической системы выявлялись надводные объекты и осуществлялось наблюдение за ними. «Успех» обладал следующими преимуществами:

  • Абсолютная независимость от погодных условий.
  • Сбор осуществлялся на огромной площади.
  • Недоступность для противника.

Целеуказания поступали к носителям оружия и к командным пунктам. Изготовление АПЛ производилось рабочими Северного машиностроительного предприятия. В 1980 году по проекту 949 была готова первая АПЛ «Архангельск», а в 1983 году - «Мурманск».

Атомные подводные лодки «Антей», проект 949А

После успешного завершения проекта «Гранит» конструкторские работы проводились по более усовершенствованному проекту. В документации он значится как 949 А «Антей». Подводная лодка за счет модернизированного оборудования и дополнительного отсека обладала улучшенной внутренней компоновкой, увеличенной длиной и водоизмещением. Кроме того, разработчикам удалось увеличить показания скрытности данной субмарины.

В самом начале было запланировано выпустить двадцать единиц АПЛ по проекту «Антей». К-148 «Краснодар» считается самой первой АПЛ этого класса. Она была спущена на воду в 1986 году. Вскоре за данной субмариной была готова К-173 «Красноярск». На данный момент эти субмарины находятся в состоянии утилизации. Несмотря на запланированное советским руководством серийное изготовление двадцати АПЛ, было выпущено всего одиннадцать единиц по проекту «Антей». К-141 «Курск» 1994 года выпуска была потоплена в августе 2000 года.

АПЛ в составе флота России

На данный момент на вооружении ВМФ Российской Федерации состоят следующие атомные подводные лодки класса «Антей»:

  • К-119 «Воронеж» (Северный флот).
  • К-132 «Иркутск» (Тихоокеанский флот).
  • К-410 «Смоленск» (Северный флот).
  • К-456 «Тверь» (Тихоокеанский).
  • К-442 «Челябинск» (Тихоокеанский флот).
  • К-266 «Орел» (на данный момент пребывает в состоянии ремонта).

  • К-186 «Омск» (Тихоокеанский).
  • К- 150 «Томск». (Тихоокеанский флот).

Еще одна созданная по проекту 949 «Антей» подводная лодка К-135 «Волгоград» сегодня находится на консервации. А К-139 «Белгород» будет закончена уже по проекту 09852.

Устройство АПЛ 949

Типа «Антей» имеют двухкорпусную схему: легкий внешний гидродинамический корпус цилиндрической формы окружает внутренний, который отличается от наружного высокой прочностью. Толщина его стенок превышает 6 см. За счет такой двухкорпусной архитектуры АПЛ обладают следующими преимуществами:

  • Субмаринам обеспечена высокая плавучесть.
  • АПЛ защищены от подводных взрывов.
  • Подводные лодки обладают повышенным водоизмещением.

Корпус атомных подводных лодок состоит из следующих отделов:

  • Торпедного.
  • Управленческого.
  • Отсека для боевых постов и радиорубки.
  • Жилого помещения.
  • Отдела для электрооборудования и вспомогательных механизмов.
  • Реакторного.
  • Отдела ГТЗА.
  • Отсека с гребными электродвигателями.

В случае аварии атомный подводный корабль оборудован двумя зонами (носовая часть и корма), в которых экипаж может ждать спасение. Экипаж состоит из 130 человек. Согласно другим данным, численность не превышает 112. В автономном режиме субмарина может пребывать не более 120 суток.

Описание энергетической установки

Блочная ГЕУ АПЛ состоит из двух ядерных реакторов ОК-650Б и двух паровых турбин ОК-9. Их мощность составляет 98 тыс. л. с. Они работают за счет гребневых винтов с использованием редукторов. АПЛ имеет еще два дополнительных дизельных генератора ДГ-190 мощностью не ниже 8 тыс. 700 л. с.

Боевое управление субмариной

Для АПЛ «Антей» предусмотрены гидроакустические комплексы МГК-540 «Скат-3» и системы, обеспечивающие космическую разведку, целеуказание и боевое управление подлодкой. Информация, полученная спутником или самолетом, поступает в подлодку при помощи специальных антенн. Дополнительно субмарины класса «Антей» оборудованы буксируемой антенной «Зубатка».

Местом ее расположения является кормовой стабилизатор. Буйковый тип антенны «Зубатка» предназначается для приема радиосообщений и сигналов лодкой, пребывающей на очень большой глубине или под толстым слоем льда.

Навигацию в подводной лодке обеспечивает специальный комплекс «Симфония-У». Высокая точность, большой радиус действия и объем обрабатываемой информации являются характерными чертами этого навигационного комплекса.

Чем вооружены подлодки?

Вооружение АПЛ типа «Антей» представлено двумя типами:

  • П-700 «Гранит» (24 единицы). Местом расположения ракетных контейнеров стали обе стороны рубки за стенкой прочного корпуса (средняя часть подлодки). Для их закрытия используются специальные крышки-обтекатели, которые являются частью внешнего корпуса. Контейнер установлен под наклоном 40 градусов. Ракеты могут применяться как обычные (весом до 750 кг), так и оснащенные ядерными боевыми частями. ПРК движутся со скоростью 2,5 м/с и рассчитаны на расстояния до 550 км.
  • Мино-торпедными аппаратами (четыре штуки). Два из них имеют калибр 533 мм, остальные - 650 мм. Они предназначены для стрельбы как обычными торпедами, так и торпедо-ракетами. Местом расположения этих аппаратов стала носовая часть АПЛ. За счет системы, отвечающей за автоматическое заряжение, торпедное оружие обладает высокой скорострельностью. Всего за несколько минут весь боезапас, состоящий из ракетных торпед (12 единиц) и торпед (16 единиц), может выпустить подводная лодка «Антей».

Технические характеристики

  • АПЛ над водой обладает водоизмещением 12 тыс. 500 куб. м.
  • Водоизмещение под водой составляет 22 тыс. 500 куб. м.
  • Корабли класса «Антей» над водой способны развить скорость до 15 узлов.
  • Под водой их скорость выше: 32 узла.
  • Субмарины могут погружаться на максимальную глубину до 600 м.
  • В автономном режиме подлодка может находиться 120 суток.

Целесообразность серийного производства «Антеев»

Как отмечают многие российские специалисты, АПЛ типа «Антей» по своей эффективности - наиболее предпочтительное средство борьбы с вражескими авианосцами. В 1980 годы стоимость изготовления одной АПЛ не превышала 227 млн рублей (всего 10% от цены американского «Рузвельта»). Зато эффективность советской АПЛ оказалась очень высокой: «Антей» представляет опасность для авианосца и сопровождающих его кораблей. По мнению других экспертов, эффективность «Антеев» завышена. Обусловлено это тем, что АПЛ - это корабли с узкой специализацией. В связи с этим они не могут полноценно противостоять многоцелевым авианосцам.

Заключение

Сегодня разработки 1980 годов считаются достаточно устаревшими. В связи с этим в 2011 году было решено заменить ПКР «Гранит-700» на более современные ракеты «Оникс» и « Калибр».

Это позволит «Антею» стать универсальным инструментом для решения самых различных задач.

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации НАТО) — серия советских и российских подводных лодок, самые большие в мире атомные подводные лодки (и подводные лодки вообще).

Подводные лодки проекта 955 (09551), 955A (09552) «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei», также «Dolgorukiy» - от имени головного корабля класса) - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения.

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Подборка фото АПЛ РФ различных проектов Северного и Тихоокеанских флотов в различных погодных условиях

Дизель-электрическая» подводная лодка проекта 877, или «Варшавянка, более известная на Западе как лодка типа «Кило», была разработана в начале 1970-х гг. для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны советских военно-морских баз, береговых объектов и защиты морских коммуникаций, а также для несения дозорной службы и ведения разведки. Эти лодки средней дальности плавания сначала строились в Комсомольске-на-Амуре на Дальнем Востоке, а за тем в Нижнем Новгороде и на Адмиралтейской верфи в Ленинграде (ныне г. Санкт-Петербург). Первая лодка была заложена в 1979 г. и сдана флоту в 1982 г.

Проект 971 «Щука-Б» - атомные подводные лодки

АПЛ пр. 971 (шифр «Барс») разработана в СПМБМ «Малахит» под руководством Г.Н. Чернышова. Относится к ПЛА третьего поколения и является в полном смысле этого слова многоцелевой. Она предназначена для поиска, обнаружения и слежения за ПЛАРБ и АУГ противника, их уничтожения с началом боевых действий, а также нанесения ударов по береговым объектам. При необходимости лодка может нести мины.

Подводные лодки проекта 677 (шифр «Лада») - серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века в ЦКБ «Рубин». Предназначаются для выполнения разведывательных и диверсионных мероприятий против надводных кораблей и подлодок противника, защиты прибрежных районов от вражеских десантов, а также для постановки минных заграждений и прочих подобных задач.

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья» - проект подводных лодок ВМФ СССР и Российской Федерации. Тип состоял на вооружении флота с 1990 по 1999 года. Всего было построено 2 подводные лодки данного проекта: МС-520 и МС-521. Дальнейшее строительство подобных лодок в СССР было приостановлено. В результате серия ограничилась опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года.

Первая подводная лодка промежуточного проекта 641Б «Сом», предназначавшегося для замены лодок большой дальности плавания проекта 641 в операционных зонах Черноморского и Северного флотов, была собрана в 1972 г. в г. Горьком. Всего было по строено 18 единиц двух модификации, имевших незначительные отличия. Лодки поздней постройки были на несколько метров длиннее, возможно, в связи с установкой оборудования ракетных комплексов ПЛО. Носовое гидроакустическое оборудование внешне было аналогичным тому, которое устанавливалось в то время на современных советских атомных ударных подводных лодках, а силовая установка была испытана на последнем подтипе «Фокстротов».

АПКР К-18 "Карелия" - атомный подводный ракетный крейсер

После вступления в строй лодка входила в состав 13-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ СФ, а с сентября 2000 г. - в состав 31-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ СФ. Корабль до момента постановки в средний ремонт (в августе 2004 г.) предпринял двенадцать автономных походов на боевую службу, 26 раз нес боевое дежурство в пунктах базирования и выполнил четырнадцать практических пусков ракет Р-29РМ. В июле-августе 1994 г. К-18 под командованием капитана 1-го ранга Ю.И. Юрченко (старший на борту контр-адмирал А.А. Берзин) в охранении АПЛ Б-414 (пр. 671РТМК) предприняла поход в воды Арктики с всплытием в районе Северного полюса.

«Дельфин» - первая российская подводная лодка

"Дельфин" - первая боевая подводная лодка русского флота, послужившая прототипом для последующего развития отечественных кораблей данного класса вплоть до 1917 г. Проект был разработан специальной комиссией в составе И.Г. Бубнова, М.Н. Беклемишева и И.С. Горюнова. Главные балластные цистерны размещались в легких оконечностях и вентилировались внутрь ПК.

Строительство в 1958 г. первых советских подводных лодок проект 633 (по классификации NATO тип «Ромео») в г. Горьком, как усовершенствованных лодок проекта 613 совпало с успешным внедрением ядерных энергетических установок в ВМФ СССР. В результате только 20 дизель электрических подводных лодок этого проекта из 560 первоначально планировавшихся были действительно построены.

Подводные лодки типа «Касатка»

Подводная лодка "Фельдмаршал Граф Шереметьев" тип "Касатка"

Удачные испытания подводной лодки "Дельфин" доказали готовность отечественной промышленности к самостоятельной постройке подводных лодок. И.Г. Бубнов обратился в Морское министерство за разрешением приступить к разработке "подводного миноносца № 140". 1 сентября 1903 г. управляющий Морским Министерством разрешил разработку чертежей подводной лодки, 20 декабря 1903г.

Немецкие U-Boat - подводные лодки Второй мировой войны

Цветной фильм про немецкие подводные лодки второй мировой войны, которые торпедируют корабли союзников, в основном американские. Видео очень качественное и в цвете, что редкость для того времени.

Кета - подводная лодка

Лейтенант С.А.Янович, работая над проектом подлодки изобретателя Колбасьева, разработал интересное решение полупогружающейся лодки малой видимости. В его распоряжение выделили корпус старой лодки Джевецкого (1880 года), который переделали, увеличив в размерах и установив автомобильный двигатель. Корпус удлинили с 5 до 7,5 м и усилили двойными стенками. Образовавшееся междубортное пространство использовали в качестве топливных и балластных цистерн.

Тип «Сом» - подводные лодки 1904 - 1906 годов

12 сентября 1903 г. Правление Невского судостроительного и механического заводов в Санкт-Петербурге подписало с американской фирмой «Holland Torpedo Boat», принадлежащей Дж. Голланду, договор о праве Невского завода в течение 25 лет осуществлять постройку ПЛ по проектам Голланда в России.

Форель - подводная лодка

Подводная лодка "Форель" построена в 1902-1903 гг. на верфи Ф.Круппа в Киле по собственной инициативе в качестве "живой" рекламы для привлечения внимания германского правительства к подводным лодкам, как новому средству борьбы на море. Строилась по проекту испанского инженера Р. Эквилея.

Тип «Осётр» - подводные лодки

Подводная лодка "Палтус" типа "Осетр"

Начавшаяся 26 января 1904 г. русско-японская война и последовавшие за этим потери русской эскадры потребовали от правительства России срочного усиления флота. Наряду с развитием строительства отечественных подводных лодок были приняты меры по приобретению подводных лодок иностранных фирм.

Подводные лодки тип «Карп»

24 мая 1904 г. с фирмой Ф. Круппа был подписан контракт на постройку 3-х подводных лодок типа "Е" ПЛ «Карп», ПЛ Камбала, ПЛ «Карась». Эти подводные лодки строились под заводскими номерами 109, 110, 111. Учитывая новизну конструкции, в контракте не предусматривались санкции за невыполнение условий договора. Испытания первой подводной лодки должны были начаться 10 января 1905 г., второй и третьей - в феврале и марте того же года.

Подводные крейсера проекта 949А «Антей» - это серия атомных подводных лодок (АПЛ) третьего поколения, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами «Гранит», которые были спроектированы в начале 80-х годов в КБ «Рубин». Субмарины проекта 949А, по сути, являются усовершенствованной версией кораблей проекта 949 «Гранит», работы над которым начались еще в конце 60-х. Основная задача этих подводных крейсеров - уничтожение ударных авианосных групп противника.

Первая подлодка проекта 949А была принята на вооружение ВМФ СССР в 1986 году. Всего было построено одиннадцать подводных кораблей этой серии, восемь из которых в настоящее время несут службу в составе ВМФ России. Еще одна субмарина находится на консервации. Каждый из «Антеев» носит название одного из российских городов: Иркутск, Воронеж, Смоленск, Челябинск, Тверь, Орел, Омск и Томск.

С подводными лодками проекта 949А связана одна из самых трагичных страниц в новейшей истории российского флота. В августе 2000 года в Баренцевом море вместе с экипажем погибла АПЛ «Курс». Официальные причины этой катастрофы и по сей день вызывают очень много вопросов.

Одной из основных задач, которая стояла перед советским военно-морским флотом после окончания Второй мировой войны, являлась борьба с американскими авианосными группами. Проект 949А «Антей» стал вершиной развития узкоспециализированных подводных крейсеров – «убийц» авианосцев.

Стоимость одной подводной лодки «Антей» составляла 226 млн советских рублей (середина 80-х годов), что в десять раз меньше стоимости американского авианосца типа «Нимиц».

История создания

В конце 60-х годов в СССР началась разработка двух проектов, неразрывно связанных между собой. В ОКБ-52 начались работы по созданию нового ракетного противокорабельного комплекса дальнего действия, который можно было бы использовать против мощных корабельных группировок неприятеля. В первую очередь речь шла об уничтожении американских авианосцев.

Примерно в это же время в ЦКБ «Рубин» приступили к созданию подводного ракетоносца третьего поколения, который стал бы носителем для нового ракетного комплекса и заменил устаревшие АПЛ проекта 675.

Военным нужно было мощное и эффективное средство, способное поражать корабли противника на значительных дистанциях и подводная лодка с большей скоростью, скрытностью и глубиной погружения.

В 1969 году ВМФ подготовил официальное задание на разработку новой субмарины, проект получил обозначение «Гранит» и номер 949. Также были сформулированы требования военных относительно новой противокорабельной ракеты. Они должны были иметь дальность полета не менее 500 км, высокую скорость (не меньше 2500 км/ч), стартовать как из подводного, так и с надводного положения. Эту ракету планировали использовать не только для вооружения подлодок, но и надводных кораблей. Кроме того, военных очень интересовала возможность залповой стрельбы – считалось, что у «стаи» из двадцати ракет больше шансов пробить эшелонированную противовоздушную оборону авианосного ордера.

Однако эффективность дальних противокорабельных ракет определялась не только их скоростью и массой боевой части. Нужна была надежная система средств целеуказания и разведки: противника сначала следовало найти в огромном океане.

Существовавшая на тот момент система «Успех», которая использовала самолеты Ту-95, была далека от совершенства, поэтому перед советским ВПК была поставлена задача создать первую в мире космическую систему поиска надводных объектов и наблюдения за ними. Подобная система обладала целым рядом преимуществ: она не зависела от погоды, могла собирать информацию об обстановке на огромных площадях водной поверхности, была практически недоступной для противника. Военные требовали, чтобы целеуказания выдавались непосредственно на носители оружия или командные пункты.

Головной организацией, ответственной за разработку системы, стало ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея. В 1978 году эта система была принята на вооружение. Она получила обозначение «Легенда».

В том же году на воду была спущена первая подводная лодка проекта 949 – К-525 «Архангельск», в 1980 году она была введена в состав флота, в 1983 году вступил в строй второй корабль этого проекта – АПЛ К-206 «Мурманск». Постройка подводных лодок осуществлялась на «Северном машиностроительном предприятии».

В конце 1975 года начались испытания главного оружия этих подводных крейсеров – ракетного комплекса П-700 «Гранит». Они были успешно завершены в августе 1983 года.

Дальнейшее строительство субмарин шло по усовершенствованному проекту 949А «Антей». На модернизированных АПЛ появился еще один отсек, что улучшило ее внутреннюю компоновку, увеличилась длина корабля, выросло его водоизмещение. На подлодку было установлено более совершенное оборудование, разработчикам удалось повысить скрытность корабля.

Изначально планировалось построить двадцать АПЛ по проекту «Антей», но распад Советского Союза скорректировал эти планы. Всего было построено одиннадцать кораблей, две лодки, К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», утилизированы или находятся в процессе утилизации. Еще одна подводная лодка этого проекта, К-141 «Курск» погибла в августе 2000 года. В настоящее время в составе российского флота находятся: К-119 «Воронеж», К-132 «Иркутск», К-410 «Смоленск», К-456 «Тверь», К-442 «Челябинск», К-266 «Орел», К-186 «Омск» и К-150 «Томск».

Достройка еще одной АПЛ этого проекта, К-139 «Белгород», будет продолжена по более совершенному проекту – 09852. Еще одна субмарина типа «Антей», К-135 «Волгоград», в 1998 году была законсервирована.

Описание конструкции

Подлодки проекта «Антей» выполнены по двухкорпусной схеме: внутренний прочный корпус окружен легким внешним гидродинамическим корпусом. Кормовая часть судна с оперением и гребными валами в целом напоминает АПЛ проекта 661.

Двухкорпусная архитектура имеет целый ряд преимуществ: она обеспечивает судну отличный запас плавучести и повышает ее защиту от подводных взрывов, но в то же время значительно повышает водоизмещение корабля. Подводное водоизмещение АПЛ данного проекта составляет примерно 24 тыс. тонн, из которых около 10 тысяч приходится на воду.

Прочный корпус подводного крейсера имеет цилиндрическую форму, толщина его стенок – от 48 до 65 мм.

Корпус делится на десять отсеков:

  • торпедный;
  • управления;
  • боевые посты и радиорубка;
  • жилые помещения;
  • электрооборудование и вспомогательные механизмы;
  • вспомогательные механизмы;
  • реакторный;
  • ГТЗА;
  • гребные электродвигатели.

Корабль имеет две зоны для спасения экипажа: в носовой части, где находится всплывающая камера и в корме.

Численность экипажа подлодки – 130 человек (по другой информации - 112), автономность плавания судна – 120 суток.

Подводный крейсер «Антей» имеет два водо-водных реактора ОК-650Б и две паровые турбины, которые вращают гребные винты через редукторы. Также корабль оснащен двумя турбогенераторами, двумя дизельными генераторами ДГ-190 (800 кВт каждый) и двумя подруливающими устройствами.

Субмарины проекта «Антей» оснащены гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системами космической разведки и целеуказания и боевого управления. Информацию от спутниковой системы или от самолетов крейсер может принимать в подводном положении, используя для этого специальные антенны. Также лодка имеет буксируемую антенну, которая выпускается из трубы, расположенной на кормовом стабилизаторе.

На субмаринах 949А установлен навигационный комплекс «Симфония-У», который отличается повышенной точностью, большим радиусом действия и может обрабатывать значительный объем информации.

Основным типом вооружения АПЛ являются противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит». Ракетные контейнеры расположены по обеим сторонам рубки, вне прочного корпуса лодки. Каждый из них имеет наклон 40°. Ракета может нести обычную (массой 750 кг) или ядерную боевую часть (500 Кт). Дальность стрельбы составляет 550 км, скорость ракеты – 2,5 м/с.

Подводный крейсер может вести как одиночную стрельбу, так и запускать ПКР залпом, выпуская за один раз до 24 ракет. ПКР «Гранит» имеют сложную траекторию, а также неплохую помехозащищенность, что делает их серьезной угрозой для любого противника. Если говорить о поражении авианосного ордера, то вероятность этого особенно высока при залповой стрельбе. Считается, что для потопления авианосца в него должны попасть девять «Гранитов», однако даже одного точного выстрела достаточно, чтобы с его палубы не смогли взлетать самолеты.

Кроме ракет, подводные лодки проект 949А «Антей» имеют в своем распоряжении и торпедное вооружение. Подлодки имеют четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и два - 650-мм. Кроме обычных торпед из них можно стрелять ракето-торпедами. Торпедные аппараты расположены в носовой части корабля. Они оборудованы системой автоматического заряжания, поэтому обладают высокой скорострельностью - весь боекомплект можно выпустить буквально за несколько минут.

АПЛ проекта «Антей»

Ниже представлен список всех АПЛ этого проекта:

  • «Краснодар». Утилизирована на заводе «Нерпа».
  • «Красноярск». Находится в процессе утилизации, ее имя уже присвоено другой субмарине проекта 885.
  • «Иркутск». В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ. Входит в состав Тихоокеанского флота.
  • «Воронеж». Находится в боевом составе Северного флота.
  • «Смоленск». Входит в боевой состав Северного флота.
  • «Челябинск». Находится в составе Тихоокеанского флота. В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ.
  • «Тверь». Находится в боевом составе Тихоокеанского флота.
  • «Орел». Находится на ремонте, который должен быть закончен в нынешнем году.
  • «Омск». Входит в боевой состав Тихоокеанского флота.
  • «Курск». Погибла в Баренцевом море 12 августа 2000 года.
  • «Томск». Входит в состав Тихоокеанского флота, в настоящее время на ремонте.

Оценка проекта

Чтобы оценить эффективность подводных лодок «Антей», следует в первую очередь обратить внимание на основное оружие этих подводных крейсеров – ПКР П-700 «Гранит».

Разработанный еще в 80-е годы прошлого столетия, сегодня этот комплекс явно устарел. Современным требованиям не соответствуют ни дальность этой ракеты, ни ее помехозащищенность. Да и элементарная база, на которой был создан этот комплекс, уже давно устарела.

В 2011 году было объявлено, что специалистами ЦКБ «Рубин» разработан проект по модернизации подлодок этого проекта. В первую очередь он касается ракетного вооружения крейсера. Контейнеры для ПКР «Гранит» будут заменены на пусковые установки, из которых можно вести стрельбу современными «Ониксами» и «Калибрами». Это превратит «Антеи» в универсальный инструмент, способный решать самые разные задачи.

Характеристики

Ниже представлены характеристики АПЛ проекта 949А:

  • водоизмещение надв., м. куб. – 12500;
  • водоизмещение подв., м. куб. – 22500;
  • энергетическая установка - 2 × ОК-650 (с мощностью 2 х 190 Мв);
  • надводная скорость, узлов – 15;
  • подводная скорость, узлов – 32;
  • макс. глубина погружения, м – 600;
  • автономность, суток – 120;
  • экипаж, чел. – 94;
  • вооружение - 24 ПКР «Гранит», ТА 650 мм - 4 шт., ТА 533 мм - 4 шт.

Будущее

В ближайшие годы группировка кораблей 949А проекта пройдет серьезную модернизацию на дальневосточном заводе «Звезда». По планам командования, лодки проекта пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Проект модернизации подлодок и их вооружения разработало ЦКБ «Рубин».

С началом первой мировой войны появилась срочная необходимость пополнения состава русских подводных сил. С этой целью были предприняты меры по размещению дополнительных заказов на отечественных предприятиях, а также рассмотрен вопрос о приобретении за границей готовых подводных лодок. Наиболее реальным вариантом было приобретение подводных лодок фирмы Голланда (США), строившихся в тот период для Англии. 22 июня 1915 г. дирекция Ревельского завода Судостроительного акционерного общества "Ноблесснер" проинформировала Морское министерство о предложении фирмы "Electric Boat Company" поставить для русского флота три или пять подводных лодок "системы Голланда". Американская сторона обязалась построить лодки на своей верфи в Ванкувере и доставить в разобранном виде во Владивосток.

Окончательная сборка предполагалась на заводе "Ноблесснер". МГШ признал целесообразным приобретение лодок этого типа. Однако, учитывая, что завод "Ноблесснер" в указанный период строил подводные лодки типа "Барс" и не справлялся с установленными сроками, по результатам проведенного конкурса сборка американских лодок была поручена Балтийскому заводу. Контракт на поставку первых пяти лодок был заключен 18.08.1915 г. Это были лодки системы Голланда типа "602-F". Сдача первых трех лодок планировалась в апреле, двух остальных - в мае 1916 г. Во Владивосток лодки были перевезены на трех пароходах "Монмигль", "Коан мару" и "Гишен мару". Груз первого парохода был неожиданно снят в японском порту Кобэ и его пришлось доставлять пароходом Добровольного флота "Тула". Из Владивостока секции лодок были перевезены по железной дороге в Петроград на Балтийский завод. Сборка лодок началась 2 апреля 1916 г. Работами руководили инженеры фирмы "Electric boat company" во главе с Э. Виллером.

В ходе работ выяснилось, что предварительно оговоренные в контракте монтаж и пригонка частей корпуса и оборудования в США не производились. Пришлось по месту выполнять пригонку заготовленных секций, т.е. выполнять не только сборку, но и вести обычные судостроительные работы. На воду лодки были спущены с помощью крана в августе 1916 г. Испытания проводились в Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле под руководством американских инструкторов и завершились успешно. Вместе с тем, комиссией были отмечены и недостатки проекта - подвсплытие лодки после торпедной стрельбы, ненадежная работа американских лагов, неудовлетворительная обитаемость. В строй лодки вступили в сентябре-ноябре 1916 г. Отмеченные при сдаче недостатки устранялись в зимний период на Ревельском заводе "Ноблесснер". Все пять лодок базировались на специально оборудованный транспорт "Оланд". 8 июня 1916 г. все лодки были включены в списки судов флота под литерно-цифровыми обозначениями "АГ-11", "АГ-12", "АГ-13", "АГ-14", "АГ-15". Судьба этих лодок оказалась трагической. Одна лодка не вернулась из боевого похода, четыре лодки во избежание захвата их германскими войсками пришлось взорвать вместе с плавбазой "Оланд" в Ганге (полуостров Ханко) из-за невозможности вывода в условиях тяжелой ледовой обстановки.

Учитывая достаточно быструю перевозку и сборку лодок типа "АГ", Морское министерство заключило еще три контракта (19.09.1916 г., 25.10.1916 г., 08.02.1917 г.) на поставку 12 подводных лодок: 6 - для Черноморского флота, 3 - для Балтийского флота и 3 - для флотилии Северного флота. Новые лодки имели незначительные конструктивные отличия от лодок "602-F" и относились к типам "602-GF" и "602-L" (Черноморские лодки) и "602-R".

Черноморские лодки по три в каждой партии перевозились во Владивосток пароходами "Ункай мару", "Гарольд Доллар", "Хазель Доллар", "Стрида" и "Арабиен". Сборка черноморских лодок выполнялась Николаевским отделением Балтийского завода. Сборка первой лодки началась 28 марта, второй - 30 марта, третьей - 29 апреля 1917 г. Работами руководили представители фирмы "Electric Boat Company" - Джонстон, инженер-механик Р.Б. Гилмор, инженер-электрик Т.А. Грейвс. 21 августа 1917 г. первые три лодки зачислили в списки Черноморского флота под литерно-цифровыми обозначениями "АГ-21", "АГ-22" и "АГ-23". Второй партии из трех лодок, доставленных в Николаев, позднее были присвоены обозначения "АГ-24", "АГ-25" и "АГ-26". "АГ-21" вступила в строй в 1918 г., "АГ-22" - в 1919 г., "АГ-23" - 21 октября 1920 г.

Подводные лодки "АГ-24", "АГ-25" и "АГ-26" достраивались после гражданской войны в условиях разрухи, нехватки комплектующих деталей и оборудования. Сборка лодок "АГ-24" и "АГ-25" начата 22 ноября 1919 г., а "АГ-26" - 23 октября 1920 г. Работами по сборке этих лодок руководил известный инженер-механик Я.С. Солдатов, принимали участие ряд военных специалистов, среди которых был и будущий главный конструктор подводных лодок XII серии типа "М" П.И. Сердюк. Эти лодки Черноморского флота принимали участие в Великой Отечественной войне, совершили по 15- 20 боевых походов и добились значительных успехов. За время службы в составе советского ВМФ лодки типа "АГ" неоднократно переименовывались.

Сборка трех лодок для Балтийского флота ("АГ-16", "АГ-17" и "АГ-18") и трех лодок для Севера планировалась на Балтийском заводе в Петрограде. Доставка лодок на Север предполагалась баржами по внутренним водным путям. Корпуса этих последних шести лодок были изготовлены в США уже к сентябрю 1917 г. Однако, из-за сложной политической и экономической обстановки в России Верховная морская коллегия 29 ноября 1917 г. аннулировала контракт. Лодки эти в США были достроены и вошли в состав ВМС США под наименованиями Н-4 - Н-9.

Конструкция подводных лодок типа "АГ" была удачной. Лодки были однокорпусными. Корпус имел круговое сечение почти по всей длине, эллиптическая форма кормовой оконечности придавала ему каплевидную форму. В верхней части корпуса была установлена надстройка с палубным настилом, переходящая у ахтерштевня в гребень. В настройке размещались заваливающиеся носовые горизонтальные рули, шпили подводного и надводного якорей, газоотводы двигателей, сигнальный буй с телефоном и т.д. Боевая рубка, расположенная над центральным отсеком, имела верхнюю и нижнюю крышки, что позволяло использовать ее в качестве шлюзовой камеры для выхода подводников из лодки в аварийных ситуациях. Лодки были оборудованы двумя перископами, один для наблюдения из центрального отсека, второй - для наблюдения из рубки. На ходовом мостике между тумбами перископов была установлена труба подачи воздуха к дизелям в бурную погоду или при движении в позиционном положении. Управление заглушками трубы осуществлялось из рубки. В нижней части корпуса имелся коробчатый киль, выполнявший роль главной осушительной магистрали. Прочный корпус был разбит водонепроницаемыми переборками на 4 отсека. В трех отсеках, кроме центрального, имелись выходные люки и удлиненные комингсы для обеспечения аварийного выхода подводников. Система погружения состояла из восьми заполнявшихся самотеком балластных цистерн, оборудованных кингстонами и клапанами вентиляции. Главные балластные цистерны располагались в оконечностях и в средней части внутри прочного корпуса. Это, хотя и потребовало увеличения диаметра прочного корпуса, но зато ускорило процесс погружения и улучшило внутреннее размещение. Управление лодкой было сосредоточено в центральном посту, была предусмотрена и возможность управления из рубки. Кормовые горизонтальные рули располагались за винтами, что увеличило их эффективность.

В целом подводные лодки типа "АГ" хорошо зарекомендовали себя благодаря надежности действия механизмов, хорошей мореходности, большей живучести и наличию спасательных средств для выхода подводников в аварийных ситуациях. Отдельные лодки находились в строю около 30 лет, вели активные боевые действия в период Великой Отечественной войны. Они по праву относились к наиболее совершенным в своем классе в период первой мировой войны.

Водоизмещение - надводное 361 т, подводное 440,5 т
Длина - 45,7 м
Ширина - 4,8 м
Осадка - 2,7 м
Двигатели - 2 дизеля по 240 л.с. каждый, 2 электромотора по 160 л.с. каждый
Скорость хода - наибольшая надводная - 12,8 уз, подводная - 10,5 уз; экономическая надводная - 9 узлов, подводная - 3 узла
Запас топлива - 15 тонн (солярка) ; аккумуляторные батареи 5 групп по 20 элементов - 3000 А.ч.
Дальность плавания - в надводном положении - 1300 миль при 13 узлах, - 3000 миль при 9 узлах; в подводном положении - 25 миль при 10,5 узлах, - 90 миль при 3 узлах
Глубина погружения - рабочая - 50 метров, предельная - 100 метров
Время погружения - 3 минуты
Запас плавучести - 22,5 %
Вооружение - 4 носовых 457-мм торпедных аппарата, 1 47-мм орудие (с 1938 г.: на "А.Г. 21","А.Г 23","А.Г 24","А.Г 25" и "А.Г.26" - 1 45-мм орудие)
Экипаж - 37 человек (с 1941 г.: на "А.Г.21","А.Г.23", "А.Г.24","А.Г.25" и "А.Г.26 - 32 человека.)

А.Г. 11

Построена в 1915 г. для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Bektnk Boat С°» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада), но 18 августа 1915 г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России и4 июня 1916 г. зачислена в списки кораблей БФ, в том же году в разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на Балтийский завода Петрограде для достройки, перезаложена2 апреля 1916 г., спущена на воду летом 1916 г., вступила в строй9 сентября 1916 г, (по другим данным: 2 сентября 1916 г.).

С 24 августа - 2 сентября 1916г. лодка проходила сдаточные испытания в Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле, которые закончились успешно. 6 сентября 1916 г. подняла военно-морской флаг и начала кампанию. После обучения личного состава с 4 ноября 1916 г. находилась в получасовой готовности в Ревеле. В период с 1 по 5 декабря отрабатывала торпедные стрельбы. В 1916 - 1917гг. в зимний период на заводе "Ноблесснер" в Ревеле устранялись замечания, отмеченные при проведении сдаточных испытаний.

Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам; совершила 5 боевых походов) и в Февральской революции.

25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ, но3 апреля 1918 г., из-за невозможности вывода в тяжелых ледовых условиях с разобранными для ремонта механизмами, во избежание захвата германскими оккупантами взорвана в гавани Ганге (Ханко) экипажем. Впоследствии поднята финскими спасателями, демонтирована и сдана на слом.

А.Г. 12

Построена в 1915 г. для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat С°» на судоверфи «Bamet Yard» в Ванкувере (Канада), но 18 августа 1915 г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России и4 июня 1916 г. зачислена в списки кораблей БФ, в том же году в разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток,а оттуда по железной дороге на Балтийский завод в Петрограде для достройки, перезаложена2 апреля 1916 г., спущена на воду 18 августа 1916 г., вступила в строй 17 ноября 1916 г.

Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам; совершила 4 боевых похода) и в Февральской революции. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ, но3 апреля 1918 г., из-за невозможности вывода в тяжелых ледовых условиях с разобранными для ремонта механизмами, во избежание захвата германскими оккупантами взорвана в гавани Ганге (Ханко) экипажем. Впоследствии поднята финскими спасателями, демонтирована и сдана на слом.

Построена в 1915 г. для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat С°» на судоверфи «Bamet Yard» в Ванкувере (Канада), но 18 августа 1915 г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России и4 июня 1916 г. зачислена в списки кораблей БФ, в том же году в разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на Балтийский завод в Петрограде для достройки, перезаложена2 апреля 1916 г., спущена на воду 31 августа 1916 г., вступила в строй 17 ноября 1916 г.

Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам; совершила 3 боевых похода) и в Февральской революции. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ, но3 апреля 1918 г., из-за невозможности вывода в тяжелых ледовых условиях с разобранными для ремонта механизмами, во избежание захвата германскими оккупантами взорвана в гавани Ганге (Ханко) экипажем. Впоследствии поднята финскими спасателями, демонтирована и сдана на слом.

А.Г. 14.

Построена в 1915 г. для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektnk Boat Co» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада), но 18 августа 1915 г, приобретена заводом «Ноблесснер» позаказу Морведа России и4 июня 1916 г. зачислена в списки кораблей БФ, в том же году в разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на Балтийский завод в Петрограде для достройки, перезаложена2 апреля 1916 г., спущена на воду осенью 1916 г., вступила в строй 17 ноября 1916 г.

Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам: совершила 3 боевых похода) и в Февральской революции. В июле 1917 г. погибла по неизвестной причине на позиции в районе Либавы (Лиепаи).

А.Г. 15

Построена в 1915 г. для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat Со» на судоверфи «Bamet Yard» в Ванкувере (Канада), но 18 августа 1915 г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России и4 июня 1916 г. зачислена в списки кораблей БФ, в том же году в разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на Балтийский завод в Петрограде для достройки, перезаложена2 апреля 1916 г., спущена на воду осенью 1916 г., вступила в строй 15 ноября 1916 г.

Участвовала в Февральской революции.

30-31 мая 1917 г. успешно совершила практический выход. 8 июня 1917 г. лодка отошла от борта плавбазы "Оланд" и направилась в западный район для выполнения учебного погружения. В районе находился минный заградитель "Ильмень". Придя в район, командир ПЛ лейтенант М.М. Максимович решил произвести срочное погружение с хода. Экипаж минного заградителя видел как ПЛ начала погружаться с увеличивающимся дифферентом и вскоре ушла под воду. На поверхности осталось четыре человека. Трое из них - командир, боцман и рулевой - были подобраны с минного заградителя, а четвертый - штурман, не умевший плавать, утонул. Через час после аварии к месту гибели лодки прибыли водолазы, которые зафиксировали, что лодка лежит на грунте на глубине 27 метров без крена и дифферента с открытыми кормовым и рубочным люками и, что в носовом и кормовом отсеках находятся подводники, отвечающие на стук по корпусу лодки. Через три часа после аварии из лодки была выпущена учебная торпеда, в которой лежала записка, сообщающая о нахождении в носовом отсеке 11 человек и просьбу о помощи. Помощь могла быть оказана только путем подъема лодки, а подъем мог быть произведен только спасательным судном "Волхов", вошедшим в строй 1 июля 1915 г. Однако, на момент аварии спасательное судно "Волхов" находилось в Ревеле. По тревоге спасательное судно вышло для оказания помощи, но его приход к месту аварии был возможен только на следующий день. Не дождавшись помощи подводники первого отсека решились на самостоятельный выход. Под руководством старшего офицера лейтенанта К.Л. Матыевича-Мацеевича подводники, проведя около 10 часов в полузатопленном отсеке, подняли давление, открыли люк и вместе с пузырем воздуха выбросились на поверхность. Последним покинул лодку старший офицер. На поверхность выбросило 6 подводников, из которых в живых осталось 5 человек. 18 подводников погибло во время этой совершенно нелепой аварии. Как выяснилось, кок, приготавливавший обед, не поставив в известность командира, открыл для проветривания кормовой люк. Этот люк плохо просматривался с мостика и командир, не зная об открытом люке, дал команду на погружение.

10-22 июня 1917 г. спасательное судно "Волхов" прибыло к месту аварии только утром 10 июня. Подъем лодки начали в 13 часов 13 июня. Лодку сильно засосало в грунт и пришлось делать промывку грунта под корпусом ПЛ. Сдвинуть лодку удалось к 19 час. 15 июня. Окончательно лодка была поднята 16 июня 1917 г. Это было первое использование спасательного судна "Волхов" по прямому назначению. 22 июня спасательное судно "Волхов" привело лодку в Ревель, где она силами мастерских судна в течение месяца была отремонтирована и вновь вступила в строй.

25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ, но3 апреля 1918 г., из-за невозможности вывода в тяжелых ледовых условиях с разобранными для ремонта механизмами, во избежание захвата германскими оккупантами взорвана в гавани Ганге (Ханко) экипажем. Впоследствии поднята финскими спасателями, демонтирована и сдана на слом.

А.Г. 21
(с 3 февраля 1931 г. - Металлист (Подводная лодка N 16), с 15 сентября 1934 г. - А-5, с 16 мая 1949 г. - ПЗС-8.)

Построена в 1916 г. для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat С°» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада), но 19 сентября 1916 г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России и 21 августа 1917 г. зачислена в списки кораблей ЧФ, в том же году в разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на завод «Наваль» в Николаеве для достройки, перезаложена 28 марта 1917 г., спущена на воду осенью 1917 г., вступила в строй в 1918 г. и вошла в состав морских сил Юга России Добровольческой белой армии, 24 ноября 1918 г. захвачена в Севастополе англо-французскими интервентами и 26 апреля 1919 г, по приказу английского командования затоплена в районе Севастополя.

В 1926 г. во время тренировочных спусков курсанты Водолазной школы обнаружили ПЛ. Она лежала на грунте на глубине 50 м с креном около 40 град. на правый борт и дифферентом 8 град. на корму. Носовая часть до торпедопогрузочного люка возвышалась над грунтом, а корма вошла в плотный ил. Подъем лодки было решено производить ступенчатым способом с использованием 400 - и 100-тонных понтонов. В кормовой части для протаскивания подъемного полотенца необходимо было промыть туннель. Подготовительные работы были завершены к началу августа 1927 г. Первая попытка, предпринятая 5 августа, оказалась неудачной - 400-тонный понтон выскользнул из стропов. Вторая попытка была предпринята 10 сентября. Понтон всплыл на поверхность с дифферентом 35 град. Нос лодки подвсплыл на 15 м, а корма едва касалась грунта. В таком положении лодку вместе с понтоном отбуксировали до глубины 35 м. Попытка произвести дальнейший подъем лодки окончилась неудачей. Из-за начавшегося периода штормов работы по подъему перенесли на следующий год.

Весной 1928 г. работы были продолжены и 19 мая 1928 г. лодка была поднята Черноморской партией ЭПРОН на поверхность и введена в Севастопольскую бухту. Корпус лодки оказался в лучшем состоянии по сравнению с однотипными лодками, остававшимися в строю. Было принято решение о восстановлении лодки.

30 декабря 1930 г. после восстановительного ремонта в Севастополе вновь введена в строй и включена в состав МСЧМ.

8 июня 1931 г. во время учебных торпедных стрельб, в результате неправильных действий командира лодки Бебешина, она была протаранена эсминцем "Фрунзе". В результате аварии спаслось всего 9 человек, остальной экипаж погиб. Лодка затонула в районе Севастополя. 10 июня 1931 г. поднята вторично и 1 января 1932 г. после аварийного ремонта вновь введена в строй.

Участвовала в Великой Отечественной войне: поисковые действия на коммуникациях противника в Черном море; совершила 12 боевых походов и произвела 7 атак с выпуском 11 торпед, потопив 12.05.1944 г. поврежденный авиацией германский транспорт «Durostor» (1309 брт) и шхуну «Seepferd» и повредив 11.06.1942 г. румынский транспорт «Ardeal» (5695 брт). Также по другим источникам указываются: 14.04.1944 г., западнее мыса Херсонес потопила быстроходную десантную баржу противника, а 25.04.1944 атаковала две вражеские канонерские лодки. 11.05.44 уничтожила самоходный паром с солдатами.

В июне 1942 г. маневрируя в районе Одесской банки, обнаружила конвой противника в составе румынского транспорта "Ардеаль" (5695 брт), трех буксиров и двух самоходных морских паромов. С дистанции 3,5 кабельтова произвела выстрел торпедой по транспорту "Ардеаль". Торпеда попала в цель, транспорт отвернул с курса и выбросился на мель. Корабли охранения атаковали лодку глубинными бомбами. Близкими взрывами ее сильно подбросило, а затем ударило о грунт. Лодка легла на грунт на глубине 18 м и, исправив повреждения, ушла из опасного района. На третий день опять была обнаружена катером-охотником и атакована, но командир искусно маневрируя, вывел лодку из-под удара.

25 июля в 11 час. лодка, находившаяся на боевой позиции в районе Одессы, подорвалась на якорной контактной мине. Вышли из строя вертикальный и кормовые горизонтальные рули, заклинило правую линию гребного вала, погасло освещение, в пятый отсек стала поступать вода. Лодка легла на грунт. В 22 ч. 38 мин. лодка всплыла и на левом электродвигателе отошла на несколько миль от места подрыва. Появившиеся самолеты противника заставили лодку погрузиться. Вечером 26 июля после всплытия воентехник 2 ранга В.А. Глушич и главный старшина И.В. Качурин, надев легководолазные костюмы, осмотрели корму. После этого главный старшина С.П. Поляков и старшина 1-й статьи И.И. Дегтяренко освободили правый вал. Лодка в это время находилась в готовности к срочному погружению. Моряки добровольно рисковали жизнью ради спасения корабля. Четверо суток экипаж во главе со своим командиром старшим лейтенантом Кукуем Г.А. вел мужественную борьбу за живучесть лодки и победил. 29 июля лодка, которую считали уже погибшей, направилась в базу, куда пришла 4 августа.

6 марта 1945 г. награждена орденом Красного 3намени. 27 августа 1945 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию. В середина 50-х исключена из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.

А.Г. 22

Построена в 1916 г. для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat С°» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада), но 19 сентября 1916 г. приобретена заводом «Ноблесснер» позаказу Морведа России и 21 августа 1917 г. зачислена в списки кораблей ЧФ, в том же году в разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на завод «Наваль» в Николаеве для достройки, перезаложена 30 марта 1917 г., спущена на воду в 1918 г., вступила в строй5 августа 1919 г. и 10 сентяря 1919 г. включена в состав морских сил Юга России Добровольческой белой армии.

14 ноября 1920 г. уведена врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и 29 декабря 1920 г. интернирована французскими властями в Бизерте (Тунис). 29 октября 1924 г. признана правительством Франции собственностью СССР, но из-за сложной международной обстановки возвращена не была, в конце 1920-х гг. продана «Рудметаллторгом» французской частной фирме на слом и впоследствии разделана на металл.

А.Г. 23
(с 1 июня 1920 г. - Им.тов.Троцкого, с 31 декабря 1922 г. - Незаможный, с 12 июня 1923 г. - Шахтер (Подводная лодка N 12), с 15 сентября 1934 г. - А-1.)

Построена в 1916 г. для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat С°» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада), но 19 сентября 1916 г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России и 21 августа 1917 г. зачислена в списки кораблей ЧФ, в том же году в разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на завод «Наваль» в Николаеве для достройки, перезаложена 29 апреля 1917 г., спущена на воду1 июня 1920 г., вступила в строй 21 октября 1920 г. (по другим данным: 18 сентября 1920 г.) и вошла в состав МСЧМ.

Участвовала в гражданской войне: боевые походы в район Одессы 4-5 октября 1920 г. и к берегам Крыма и Кавказа в феврале 1921 г. Выход из Буга и Днепра был блокирован флотом Врангеля. ПЛ 4-5 октября 1920 г. сумела прорвать морскую блокаду и перешла из Николаева в Одессу. В Одессе лодку посетил председатель ВЦИК М.И. Калинин. Получив к этому времени 12 торпед с Балтики, лодка стала выходить на боевое патрулирование. Факт появления первой советской подводной лодки на Черном море оказал серьезное воздействие на врангелевский флот. Корабли и плавучие батареи врангелевского флота, которые в течение всей компании бомбардировали Очаков, стали реже показываться у его берегов. Английское правительство в особой ноте заявило, что советская подводная лодка угрожает английскому флоту и английским кораблям дан приказ в случае встречи с ней атаковать ее. Советский представитель в Лондоне Л.Б. Красин ответил, что "Российская республика имеет право, подобно прочим суверенным государствам, использовать для защиты своих границ и берегов все средства, какие знает техника военного и морского дела". С начала эвакуации войск белого движения из Крыма лодка выходила на перехват врангелевских судов в район Севастополя. 27 февраля 1921 г. атаковала французский миноносец у берегов Кавказа.

22 сентября 1920 г. на первой советской подводной лодке в составе Морских сил Черного и Азовского морей поднят военно-морской флаг. 21 октября 1920 г. (по другим данным: 18 сентября 1920 г.) вошла в состав МСЧМ. В ноябре 1921 г. сопровождала плавбазу подводных лодок "Георгий", на борту которой находилась российская делегация во главе с М.В. Фрунзе, на переходе из Батуми в Самсун (Турция). В 1922-1923 гг. совершила 5 походов в Инеболу и Самсун. В 1928-1929 гг. прошла капитальный ремонт;

3 апреля 1930 г. В 2 ч. 19 мин. ПЛ, возвращаясь из похода, по вине вахтенного штурмана столкнулась с пароходом "Эльбрус". В результате столкновения разбита крышка правого торпедного аппарата, свернута влево верхняя часть форштевня, заклинен вертикальный руль. При помощи парохода "Эльбрус", а затем эсминца "Незаможный" и буксира "Язон" лодка была доставлена в базу к 22 ч. того же дня. При буксировке лодки эсминцем также имел место случай наваливания лодки на эсминец, в результате которого лодка своими горизонтальными рулями рассекла обшивку эсминца в районе 17-18 шпангоутов. 4-8 октября 1930 г. нанесла визит в Стамбул (Турция).

В 1932-1934 гг. прошла капитальный ремонт. 11 января 1935 г. вошла в состав ЧФ. С 1941 г. находилась в капитальном ремонте в Севастополе. 26 июня 1942 г. ввиду невозможности вывода с разобранными корпусом и механизмами, по приказу командования взорвана экипажем накануне оставления города войсками Красной Армии. 13 июля 1942 г. исключена из состава ВМФ. В начале 1945г. поднята аварийно-спасательной службой флота. 24 апреля 1945 г. ввиду нецелесообразности восстановления вторично исключена из состава ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.

Командиры: А.А. Иконников (1920), ст. л-т Г.А. Кукуй (1940), ст. л-т С.А. Цуриков (1941), кап. л-т Б.С. Буянский (1941-1942).

А.Г. 24
(с 1 июня 1920 г. - Им.тов.Луначарского, с 31 декабря 1922 г. - Коммунист (Подводная лодка N 13), с 15 сентября 1934 г. - А-2, с 16 июня 1949 г. - М-52.)

Построена в 1916 г. для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Etektrik Boat Со» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада), но 19.09.1916 г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России и 21 августа 1917 г. зачислена в списки кораблей ЧФ, в том же году в разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на завод «Наваль» в Николаеве для достройки, перезаложена 22 ноября 1919 г., спущена на воду2 апреля 1921 г., вступила в строй 22 июля 1921 г. и вошла в состав МСЧМ.

В 1922-1923 гг. совершила 7 походов в Инеболу и Самсун, а4-8 октября 1930 г. нанесла визит в Стамбул (Турция). В 1927-1928, 1932-1934 гг. и с 10 февраля 1939 г. по 1941 г. прошла капитальный ремонт. 11 января 1935 г. вошла в состав ЧФ. В период с 17 по 31 декабря 1935 г. совершила длительное автономное плавание и, пройдя 1498,7 мили над водой и 100,2 мили под водой, первой из подводных лодок ЧФ вдвое превысила нормы автономного плавания. Участвовала в Великой Отечественной войне: поисковые действия на коммуникациях противника в Черном море, оборона Севастополя в июне 1942 г.; совершила 17 боевых походов и произвела 3 атаки с выпуском 6 торпед, потопив 10 октября 1943 г. быстроходную десантную баржу «F 474» (220 т). 12 января 1949 г. отнесена к подклассу малых подводных лодок, а 28 ноября 1950 г. разоружена и исключена из состава ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.

А.Г. 25
(с 23 марта 1923 г. - Марксист (Подводная лодка N 14), с 15 сентября 1934 г. - А-3.)

Построена в 1916 г, для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat С°» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада), но 19 сентября 1916 г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России и 21 августа 1917 г. зачислена в списки кораблей ЧФ, в том же году в разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на завод «Наваль» в Николаеве для достройки, перезаложена 11 июля 1921 г. (подругим данным: 22 ноября 1919 г.), спущена на воду5 апреля 1922 г., вступила в строй 26 мая 1922 г. и вошла в состав МСЧМ.

В 1922-1923 гг. совершила 5 походов в Инеболу и Самсун, а 30 августа - 6 сентября 1929 г. нанесла визит в Стамбул (Турция). В 1934-1935 гг. прошла капитальный ремонт. 11 января 1935 г. вошла в состав ЧФ.

Участвовала в Великой Отечественной войне: поисковые действия на коммуникациях противника в Черном море; совершила 19 боевых походов и произвела 3 атаки с выпуском 6 торпед, потопив 20 мая 1942 г. румынский транспорт «Sulina» (3495 брт) (в 5 милях от Одессы обнаружила конвой в составе двух транспортов и семи сторожевых катеров. Несмотря на малые глубины, она проникла под водой внутрь конвоя и с дистанции 3,5 кабельтовых выпустила две торпеды. Румынский транспорт, шедший из Констанцы в Херсон с боеприпасами на борту, получил удар торпеды и затонул. Атака была настолько серьезной и внезапной, что ошеломленный противник даже не пытался преследовать лодку). По другим источникам 11 мая 1943 г. атаковала и потопила большую десантную баржу "MFP-130", а 12 мая - " MFP -241".

28 октября 1943 г. атакована и потоплена германским противолодочным кораблем «Schiff 19» на позиции в Каркинитском заливе и 13 марта 1944 г. исключена из состава ВМФ.

А.Г. 26
(с 23 октября 1920 г. - Им.тов.Каменева, с 23 марта 1923 г. - Политработник (Подводная лодка N 15), с 15 сентября 1934 г. - А4.)

Построена в 1916 г. для ВМС Великобритании, по проекту фирмы «Elektrik Boat С°» на судоверфи «Bamet Yard» в Ванкувере (Канада), но 19 сентября 1916 г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России и 21 августа 1917 г. зачислена в списки кораблей ЧФ, в том же году в разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на завод «Наваль» в Николаеве для достройки, перезаложена 23 октября 1920 г. (по другим данным: 26 сентября 1920 г.), спущена на воду 24 февраля 1923 г., вступила в строй 11 июля 1923 г. и вошла в состав МСЧМ.

30 августа-6 сентября 1929 г. нанесла визит в Стамбул (Турция). В 1930-1931 и 1936-1938 гг. прошла капитальный ремонт. 11 января 1935 г. вошла в состав ЧФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: поисковые действия на коммуникациях противника в Черном море, оборона Севастополя в июне 1942 г.; совершила 15 боевых походов. 22 февраля 1947 г. разоружена, исключена из состава ВМФ и6 марта 1947 г. сдана в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.