Недовыполненная миссия «Адмирала Кузнецова. Готовимся? Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" идет к берегам Сирии Корабль кузнецов в сирии

Интересный и весьма подробной обзор боевого похода "Адмирала Кузнецова" к берегам Сирии.

Праздник тщеславия: "Кузнецов" принял МиГи и бомбит ИГИЛ

.
Первая запись, касающаяся новой смешанной авиагруппы (с МиГами) в моём журнале датирована 16.05.2015 ( ссылка 1 ). Приурочена она была к крайней постановке авианосца в док (ПД-50) 82 СРЗ и носила, скорее, эмоциональный, нежели практический характер, ибо 14 МиГ-29К(УБ) уже были в наличии, чего нельзя было сказать о лётном опыте их пилотов, если не предположить, что пилотировать их будут лётчики-испытатели. Но мечта на то и мечта ...

1. "Кузнецов" и "Пётр Великий" на пути к Ла-Маншу, 20.10.2016 (фото ВМС Норвегии с dailymail.co.uk)

Потом (как будто ради издёвки над общественным мнением) начались бесконечные "пойдёт ‒ не пойдёт" ссылка 2 , ссылка 3 ), и длилось это безобразие не менее полугода, хотя даже ёжику было понятно, что присутствие двух мощнейших кораблей ВМФ России (по косвенным данным ТАРКР "Пётр Великий" тоже собирался в поход) в точке Мирового океана, где решаются судьбы мира, жизненно необходимо как Российской Федерации, так и её Военно-морскому флоту. По мере сил обстановку нагнетали некоторые гости журнала, которые давали 99,99 % за то, что "Кузнецов" с МиГами в Сирию не пойдёт. Всё это время я бился головой в стену непонимания, пытаясь пробить её и доказать обратное.

В конце концов, здравый смысл восторжествовал.

В целом, наряду с предсказанием ракетных атак 3М14 из акватории Каспийского моря по территории Ближнего Востока (ссылка 4 ) и с борта ПЛБ "Ростов-на-Дону" по территории, контролируемой ИГИЛ (ссылка 5 ), с учётом состоявшейся БС КАГ "Адмирала Кузнецова" в Средиземном море с МиГ-29К(УБ) на борту (пусть и с задержкой в 10 месяцев), включения в состав КАГ "Петра Великого" и "Североморска" (ссылка 6 ) и работы Су-33 по берегу (ссылка 7 ), мой статус "прорицателя" плавно перешёл из разряда "совпадение" в разряд "система". Как бы кто к этому не относился, но я не вижу ничего плохого в том, чтобы напомнить о своих скромных достижениях тем, кто в курсе, и дать знать тем, кто не в курсе. Сейчас, когда я в очередной раз лишился стабильного дохода (проклятие, тяготеющее надо мной последние несколько лет), любая реклама (самореклама) будет совсем не лишней.

Smoke on the water

Шельмование "Кузнецова" западными СМИ сродни шельмованию Олимпиады в Сочи. Вот заголовок статьи из британской Daily Mail: It"s Putin"s Russian rustbucket! How the 30-year-old ageing aircraft carrier that sailed menacingly close to Britain is in a "very poor condition" and frequently plagued by breakdowns (ссылка 8 ) − "Это путинское русское ржавое корыто! О том, что 30-летний стареющий авианосец, который прошёл угрожающе близко от Британии, находится в "очень плохом состоянии" и часто страдает от поломок". И далее в тексте: Belching black smoke, the ageing aircraft carrier Admiral Kuznetsov sailed menacingly close to Britain yesterday in a provocative manoeuvre − " Изрыгая чёрный дым , стареющий авианосец "Адмирал Кузнецов" прошёл вчера угрожающе близко от Британии [рефрен] в провокационном манёвре".

"Кузнецову" вообще-то не 30, а 26 − цветущий возраст для авианосца, если за ним ухаживают. А за ним ухаживают − я не раз говорил, что он даже базируется в 35 судоремонтном заводе. А эти писатели из Daily Mail − они что, дефектоскопию проводили на предмет ржавчины? Это вряд ли. Что касается возраста, то в британском флоте есть ПЛАРБ S28 "Вэнгард", которой 23 года (невелика разница), есть 7 фрегатов типа 23 "Дюк" в возрасте от 22 до 25,5 года (тоже невелика), есть наконец четыре ПЛА типа "Трафальгар", самой младшей из которых 25 лет, самой старшей реально 30. Как там у них со ржавчиной?

Что касается дыма, то если бы в отечественных интернет-ресурсах не муссировали эту тему (невзначай подыгрывая нашим недоброжелателям), я бы даже не обратил на него внимания. У корабля не атомная и не газотурбинная, а самая что ни на есть котлотурбинная энергетическая установка, которая, хочешь не хочешь, временами будет выдавать радикальный чёрный дым. Но вот на первом фото, размещённом ниже, дым вполне приличной консистенции, на втором − да черноват, но не в этом главное. Главное в том, что в 35 СРЗ "Кузнецова" поставили на ход и он дошёл до Сирии, насколько известно, без единой поломки. У него вообще, кроме самой первой БС (23.12.95-22.03.96), с ГЭУ всё было более-менее в порядке.

Что касается "провокационного манёвра", то Ла-Манш является международными водами, хоть британцы и называют его English Channel. Нам что, из-за этого надо было идти огородами вокруг Ирландии. Шли бы они сами ...


2. " Изрыгая чёрный дым " :) "Кузнецов" проходит Ла-Манш (фото с dailymail.co.uk)

3. "Адмирал Кузнецов" на пути в Северное море (фото Dover Marina с dailymail.co.uk)

Су-33 в роли штурмовика

Официальных сообщений на сей счёт мне не попадалось, но хотелось бы верить (и я верю), что дела обстоят именно так, как утверждает коллега naval_flanker , а именно: перед походом часть Су-33 были оборудованы системой (специализированной вычислительной подсистемой) СВП-24-33 ("33" − моя фантазия, навеянная предыдущими модификациями, адаптированными к конкретным ЛА) производства компании "Гефест и Т" (г. Жуковский Московской обл.) (ссылка 9 с подачи balbesus ). Как вариант: использование "Гефеста" (неофициальное войсковое наименование модернизированного самолёта Су-24М) в качестве лидировщика, ведущего в плотном строю группу Су-33 без СВП.

О том, что Су-33 работают по берегу, стало ясно (в контексте) из видеорепортажа 15.11.2016 телеканала "Россия 1" о встрече ВВП с руководством ВС России. Шойгу тогда сказал: "Впервые в истории российского ВМФ... задействован ТАВКР "Адмирал Кузнецов", и сегодня с этого крейсера начали работать самолёты Су-33" (ссылка 10 ). Наконец, в том же репортаже (08:29) была показана приготовленная к подвеске фугасная авиабомба ФАБ-500, которая плохо подходит для "умной" СУВ МиГ-29К(УБ), предназначенной для управления высокоточным оружием, таким как КАБ-500, Х-25, Х-29, Х-31, Х-35, Х-38 и, возможно, каким-то более современным.

Кроме того, 17.11.2016 официальный представитель Минобороны России генерал-майор И. Конашенков сообщил, что боевикам террористической группировки "Джебхат ан-Нусра" нанесен серьёзный урон в ходе массированного огневого удара в минувший вторник (15.11). Как рассказал Конашенков, удар был нанесён палубными истребителями Су-33 из состава авиагруппы крейсера "Адмирал Кузнецов" (ссылка 11 ).

Наконец, в репортажах центральных телеканалов не раз говорилось об использовании вооружения с лазерным наведением Х-29Л, КАБ-500Л), которые могут использовать носители с простейшими коллиматорными прицелами для выдачи предварительного целеуказания при использовании наземной подсветки целей. Никакой ереси тут, вроде, нет − главное пустить ракету или сбросить бомбу в нужном направлении, а там она сама наведётся на отражённую от цели подсветку.


4. Фугасная авиабомба ФАБ-500 на палубе "Кузнецова" (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

Небоевые потери

Потеря первого самолёта произошла при следующих обстоятельствах (в версии Газета.ru): "Несмотря на сравнительно небольшое различие в скорости и значительно меньший посадочный вес по сравнению с Су-33, истребитель МиГ-29К гораздо чаще рвёт посадочные тросы аэрофинишёра... Это и произошло в ходе выполнения полётов 13 ноября 2016 года. В тот день с крейсера взлетело три МиГ-29К... Первый истребитель произвёл посадку без замечаний. Второй зацепился за второй трос аэрофинишёра, порвал его и в конечном итоге зацепился только за резервный четвёртый трос. Порванный второй трос запутался за третий и сделал невозможным использование его при посадке самолёта. Некоторое время посадка самолётов на авианосец была в принципе невозможна. В это время на глиссаде снижения находился третий истребитель МиГ-29К. Поскольку команде авианосца потребовалось некоторое время, чтобы привести тросы аэрофинишёров в порядок, руководитель полётов дал команду пилоту третьего самолёта уходить на второй круг. Уже во время нахождения самолёта в зоне ожидания у него отказали оба двигателя. В них, по предварительной версии, перестало поступать топливо... При этом за штурвалом машины находился опытнейший лётчик — начальник службы безопасности полётов авиации СФ" (ссылка 12 ).

Сколько именно времени потребовалось для приведения аэрофинишёров в порядок доподлинно неизвестно. Не исключено, что МиГ-29К в режиме ожидания полностью выработал аварийный остаток топлива, обеспечивающий повторный заход на посадку (предположим, что при выполнении полётного задания основной запас топлива был полностью израсходован). В этом случае мы имеем типичное чрезвычайное происшествие, вызванное отказом бортового оборудования БЧ-6.

Вторая потеря (Су-33, 05.12.2016, по другим данным − 03.12.2016) представляет из себя кальку с лётного происшествия 05.09.2005 (Су-33, б/н 82), когда самолёт совершил посадку, зацепился за трос аэрофинишёра, лётчик убрал газ, в этот момент трос порвался, и самолёт медленно скатился по угловой палубе за борт.

С одной стороны − просто совпало, с другой − с аэрофинишёром надо что-то делать (будет сделано − не извольте беспокоиться). Главное, как верно отметил Д. Песков, что в обоих случаях лётчики остались живы и здоровы. Палубные лётчики − наш главный капитал на ТАВКР, а самолёты... Их у нас и без того избыточное количество − 20 Су-33 и 23 МиГ-29К(УБ) (итого 43 ), в то время как 11435 может принять максимум (в ангар и на палубу) 36 машин (ссылка 13 ). Переживём.

Представляет интерес материал РИА Новости, касающийся аварийности в ВМС США (ссылка 14 ). Он, конечно же, нуждается в доработке и корректировке (так заклинивание электроспуска "Вулкан-Фаланкса" с последующим расстрелом авиагруппы никак нельзя отнести к лётным происшествиям), но и без этого статья достаточно хороша.

Состав авиагруппы

Данные по самолётам − от коллеги Polikarpoff с forums.airforce.ru ( ссылка 15 ) и автора блога (в части подтверждения некоторых б/н), по вертолётам − от charly015 с подачи коллеги milinfolive (Военный Осведомитель) . Источники :

1 1-й канал Время 15.11.2016 youtube.com
2 ТВ Звезда 04.12.2016 tvzvezda.ru
3 Россия 1 Вести в 20:00 15.11.2016 vesti.ru
4 1-й канал Время 09.12.2016 tvtalkshow.ru
5 Сайт газеты ВС РФ "Красная звезда" 27.11.2016 (ссылка с подачи milinfolive )

Су-33 - 62 1 2 3 , 66 1 , 67 2 утрачен, 71 , 76 1 2 , 77 , 78 1 3 , 84 3 , 85 , 88 2
МиГ-29КУБ − 50? , 52 2
МиГ-29К − 41 , 47 2 , 49 4
Ка-52К 2? борта 5
Ка-27ПС − 52,55, 57,60; Ка-27ПЛ − 32; Ка-29 − 23, 75; Ка-31 − 90

Итого замечено : 10 Су-33 , 4-5 МиГ-29К(УБ) , 1-2 Ка-52К , 1 Ка-31 , 2 Ка-29 и 5 Ка-27 = 23-25 ЛА минус 2 утраченных = 21-23 ЛА.


5. Су-33. Взлёт с "Кузнецова у берегов Сирии (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

6. МиГ-29К(УБ). Взлёт с "Кузнецова у берегов Сирии (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

Аккомпанемент

15.11.2016, когда самолёты и вертолёты из авиагруппы "Кузнецова" начали работать по берегу (информация из программы "Вести в 20:00" телеканала "Россия 1"), они оказались не единственными ангелами мести за злодеяния бандитского халифата на территории Сирии. СКР "Адмирал Григорович", головной корабль пр. 11356 для ЧФ, отстрелялся по крайней мере тремя ракетами 3М14 комплекса "Калибр-НК". Одновременно произошло ещё более удивительное событие − залп комплекса БРАВ "Бастион", вооружённого, казалось бы, противокорабельными ракетами "Оникс", по наземным целям.

Оказывается ещё в феврале я пропустил сообщение газеты "Известия", к публикациям которой отношусь критически (на сей раз придраться там практически не к чему), о том, что "Бастион" научили стрелять по суше за счёт дополнительных блоков в системе наведения, благодаря которым в дополнение к противокорабельному мы получили ещё и высокоточный наземный комплекс с точностью наведения в несколько метров (ссылка 16 ).

Воистину, наши ракетостроители творят чудеса ("Редут" − досадное исключение из правила).

Заключение

Подводить итоги БС "Кузнецова" ещё рано − она в самом разгаре. Однако я бесконечно рад, что боевая служба состоялась, и КАГ благополучно дошла до Сирии в столь представительном составе (впервые с 2005 г.). Стоит напомнить, что американские авианосцы редко имеют в охранении более 3-4 крейсеров и эсминцев, но куда их "Тикондерогам" и "Бёркам" до "Петра Великого" (и это ещё до модернизации, в ходе которой он должен получить 80 "Ониксов" и "Калибров" вместо 20 "Гранитов"). А шикарные дальнобойные БПК с дальностью действия ПЛУР в 50 км?! Жаль только, что КАГ у нас одна, но это дело поправимое.

Что касается роли ТАВКР в Битве за Сирию, то, как правильно заметил коллега Алексей Ермаков , подвижки в Алеппо начались после его прибытия на ТВД (ссылка 17 ). Не исключено, что у нас просто не хватало самолётов, чтобы предотвратить снабжение и попытки деблокирования Алеппского котла, а наращивать группировку обычным путём (через Иран и Ирак) было не с руки (вывели − так вывели). Прибытие морем значительного количества ударных самолётов (до двух эскадрилий) в данном случае стало выходом из затруднительного положения.

Главной же особенностью этой БС, без сомнения, является тот факт, что Россия наконец-то получила многоцелевой авианосец, главным и, наверное, единственным недостатком которого является отсутствие самолёта ДРЛО, которое, тем не менее, можно компенсировать дальним воздушным патрулём Су-33 − 2 часа патрулирования на расстоянии 250 км от корабля (А. Фомин "Су-33. Корабельная эпопея, 2003, стр. 89) с дальностью обнаружения АУГ противника 350 км (ссылка 18 ), итого 600 км, что очень близко к возможностям "Хокая".


7. Корабельная авианосная группа на пути к Ла-Маншу (не виден "Североморск"), 20.10.2016 (фото ВМС Норвегии с dailymail.co.uk)

8. "Кузнецов" на пути к Ла-Маншу − чёрный дым?! , 20.10.2016 (фото AFP/Getty Images с dailymail.co.uk)

9. Ка-52К над палубой "Кузнецова" у берегов Сирии (скриншот из выпуска новостей ТВ "Звезда" от 04.12.2016)

10. "Адмирал Кузнецов" у берегов Сирии (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

11. Номенклатура авиагруппы "Кузнецова"; 52 − это, конечно, перебор (максимум 46, либо вертолёты за счёт самолётов) ; перед фонарём Су-33 − оптико-локационная станция ОЛС-27К с красным защитным колпаком (как подсказывают коллеги , компьютерная графика , рендер из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

12. Залп "Григоровича" − корабль движется, интервалы между пусками неск. сек., поэтому кажется, что ракеты 3М14 были выпущены из трёх разных ПУ, в то время как на 11356 она одна (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

13. Чудо техники: ПКРК "Бастион" стреляет по берегу (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

14. Прямое попадание в объект военной инфраструктуры ИГИЛ (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

http://navy-korabel.livejournal.com/147183.html - цинк

Стоимость похода авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» к берегам Сирии и обратно в Россию превысила 7,5 млрд руб., подсчитал РБК. В эту сумму входят затраты на топливо, авиацию и расходы на содержание личного состава

​В ходе военной операции в Сирии единственный российский тяжелый авианосный крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» впервые в истории военно-морского флота страны задействовал палубную авиацию в бою. Как подсчитал РБК, примерная стоимость похода, включая расходы на топливо, питание и вылеты истребителей, составила от 7,5 млрд до 10 млрд руб.

В Североморск крейсер вернется в начале февраля ​2017 года, рассказал РБК собеседник в Минобороны. Информацию о дате прибытия подтвердили военные эксперты, знакомые с ситуацией. Также о прибытии корабля 9 февраля в порт приписки сообщал авторитетный военно-морской портал flot.com со ссылкой на близкие к ходу операции источники.

Зачем нужен «Адмирал Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер, по данным Минобороны, предназначен для поддержки подводных лодок стратегического назначения. «Адмирал Кузнецов» может прикрывать группировки кораблей от нападения авианосцев и подводных лодок противника. Как указывают эксперты, опрошенные РБК, крейсер способен выполнять задачи по поддержке морских десантных операций.

Помимо истребителей и противолодочных вертолетов крейсер вооружен тяжелыми противокорабельными ракетами «Гранит». Поэтому по классификации, описанной в конвенции Монтре, «Адмирал Кузнецов» является линейным кораблем и имеет право действовать в Черном море. Другие авианосцы, согласно документу, заходить в черноморскую акваторию не могут.​

Группа сопровождения

В поход к берегам Сирии «Адмирал Кузнецов» в составе ударной корабельной группы Северного флота отправился 15 октября​. Помимо авианосца в группу вошли тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли (БПК) «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также суда обеспечения - танкеры, буксиры и пр., говорилось в сообщении пресс-службы Северного флота. Цель похода - «обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах Мирового океана». По словам экс-начальника международно-договорного управления Минобороны Евгения Бужинского, это означает выход кораблей «для демонстрации флага», в крайних случаях - участие в боевых действиях.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о задачах группы кораблей, отмечал, что данные о походе «хранятся где-то в закрытых конвертах с надписью «совершенно секретно».

РБК пытался подсчитать расходы на поход крейсера по британской методике, которая не учитывает регулярные выплаты, например зарплату военным, инфраструктурные затраты, поддержание и ремонт техники и иные постоянные статьи расходов, которые не связаны с военными операциями.

Боевые вылеты

Наибольшей «материальной ценностью» на борту «Адмирала Кузнецова» является его авиагруппа. По сведениям военного ведомства, на авианесущем крейсере находятся до 12 самолетов Су-27 и Су-33 и 24 вертолета Ка-27. Эти данные не учитывают использование истребителей МиГ-29 палубных модификаций К и КУБ, указывает военный эксперт Илья Крамник со ссылкой на источники в Минобороны. По его словам, в состав авиакрыла «Адмирала Кузнецова» входят четыре МиГ-29, 12 палубных истребителей Су-33, ударные вертолеты Ка-52К «Катран» (морская модификация Ка-52 «Аллигатор»), а также около десяти вертолетов Ка-27, Ка-29 и Ка-31. Официальных данных о фактическом составе авиагруппы на корабле Минобороны не сообщало.

По словам командующего российской группировкой войск в Сирии генерал-полковника Андрея Картаполова, «летчики российской морской авиации за время операции в Сирии выполнили 420 боевых вылетов с кораблей авианесущей группы Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». Генерал добавил, что 117 вылетов были совершены ночью.

Эксперты, опрошенные РБК, затруднились оценить стоимость боевого применения палубной авиации, поскольку неизвестны продолжительность и дальность полетов. Однако затраты на вылет палубного истребителя по расходу топлива и боеприпасов сопоставимы с использованием истребителя сухопутного базирования, рассказал РБК экс-командующий ВВС генерал армии Петр Дейнекин. С этим мнением согласен военный летчик, попросивший не называть его имени. «Сложности есть только для пилота», - рассказал собеседник РБК.

По словам главного редактора журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, из-за ограничений взлетной полосы крейсера самолеты не могут нести полную боевую нагрузку, что ограничивает радиус их применения. Таким образом, Су-33 и МиГ-29 могли совершать вылеты только в пределах ближнего радиуса. О боевом применении вертолетов военное ведомство не сообщало.

Стоимость 420 боевых вылетов палубной авиации составляет примерно 1,5 млрд руб. - по 3,5 млн руб. на каждый вылет, рассказывали ранее РБК военные эксперты. В Минобороны не смогли предоставить комментарий по этому вопросу.

Потерянные крылья

Военное ведомство 14 ноября сообщило о падении палубного истребителя МиГ-29К. По данным издания «Газета.ру», при посадке самолета отказали оба двигателя, из-за чего МиГ-29 разбился и затонул. Спустя три недели Минобороны подтвердило потерю корабельного Су-33. При посадке на палубу авианосца оборвался трос аэрофинишера, который нужен для остановки садящегося самолета на палубе корабля, и истребитель выкатился за пределы палубы. Оба пилота успели катапультироваться и выжили.

По словам независимого военного аналитика Антона Лаврова, стоимость утраченной техники можно оценить исходя из поставок вооружения в другие страны. Так, один МиГ-29К, согласно контракту с Индией, заключенному в 2010 году, стоит $51,7 млн, рассказывает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. «Это цена с учетом обслуживания, модернизации, создания ремонтного цеха и обучения персонала», - указывает Лавров. По его словам, эта цифра также не учитывает колебания курса. Оценить стоимость Су-33, который не поставлялся за рубеж, можно исходя из того, что единицу техники нужно заменить новым истребителем МиГ-29. Как указал эксперт Илья Крамник, после первой катастрофы на авианесущий крейсер были передислоцированы два МиГ-29К.

Оценку, близкую к индийскому контракту, дал РБК военный эксперт Алексей Леонков. По его данным, стоимость одного истребителя МиГ-29К, в зависимости от комплектации и условий контракта, варьируется в пределах $35–45 млн. Таким образом, замена двух вышедших из строя истребителей могла обойтись российскому в бюджету в сумму от $70 до $103,4 млн. По курсу ЦБ на дни аварий - 14 ноября (65,2 руб.) и 5 декабря (64,1 руб.) 2016 года - стоимость новых МиГ-29 могла составить от 4,5 млрд руб. до 6,7 млрд руб.

Расходы на топливо

Одной из расходных статей средиземноморского похода «Адмирала Кузнецова» стали затраты на топливо. Морской путь от Североморска до побережья Сирии, который преодолел «Адмирал Кузнецов» вместе с остальной группой, составил 5,3 тыс. морских миль (более 9,8 тыс. км). Отследить курс группы кораблей в ходе плавания можно с помощью сервиса Marine Traffic, который показывает движение судов в Мировом океане на основе показателей системы мореходства AIS. На сайте сервиса не отображаются военные корабли, которые отключают соответствующий передатчик, однако сопровождающий группировку спасательный буксир «Николай Чикер» отслеживается сервисом.

Средняя скорость «Адмирала Кузнецова» (скорость боевого экономичного хода), по данным военного ведомства, составляет 18 узлов (более 33,3 км в час). Дальность плавания составляет 7,7 тыс. морских миль (14,2 тыс. км), а максимальный запас топлива на борту - 9,9 тыс. т мазута. Таким образом, при среднем ходе расход топлива составляет примерно 1,3 т мазута на морскую милю пути. На переход из Кольского залива к сирийским берегам в этом случае было затрачено 6,8 тыс. т топлива. Столько же понадобилось кораблю для обратного плавания.

Средняя цена тонны флотского мазута марки Ф-5 (один из двух основных видов флотского мазута) составила в 2015–2016 годах 22,3 тыс. руб. за тонну топлива, следует из документации десяти тендеров, организованных госкомпаниями, не аффилированными с Минобороны, согласно информации на портале госзакупок. Таким образом, стоимость 13,6 тыс. т мазута, затраченного крейсером в ходе плавания, могла составить 303,3 млн руб.

Закупочные цены торгов госкомпаний существенно превышают рыночные котировки на этот вид топлива. По данным международного ценового агентства Argus, средние за 2016 год значения котировок бункерного мазута с содержанием серы до 3,5% (подходящего для использования на судах) на условиях поставки dob (в борт судна) в портах Мурманска (недалеко от Североморска, где базируется крейсер) составили 12,8 тыс. руб. за тонну топлива. Минимальная и максимальная цены за тонну топлива в 2016 году, по информации агентства, составили 9 тыс. руб. и 16,2 тыс. руб. соответственно. При такой цене топливо для крейсера могло обойтись от 122,4 млн руб. до 220,3 млн руб. Однако, как указал РБК эксперт рынка нефтепродуктов, продажи мазута для нужд военного ведомства очень непрозрачны, это потенциально коррупционно емкий рынок, поэтому закупочные цены, устанавливаемые Министерством обороны, могут быть выше рыночных.​

Суда сопровождения - большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» - по данным источника РБК, близкого к ВМФ, используют судовое маловязкое топливо (ТСМ). Как утверждает историк флота Александр Павлов в своем исследовании «БПК типа «Удалой», при нормальном запасе этого типа топлива около 1,5 тыс. т корабли данного типа могут пройти до 3 тыс. морских миль (5,6 тыс. км). Эти данные подтверждает авторитетный военно-морской справочник Conway"s All the World"s Battleships, 1947–1995.

Таким образом, БПК «Вице-адмирал Кулаков» затратит на плавание к берегам Сирии и обратно (корабль вернулся из похода в декабре 2016 года) 21,2 тыс. т топлива. «Североморск» расходовал в два раза меньше - 10,6 тыс. т топлива, так как на момент написания материала корабль находился в Красном море, а значит, не вернулся вместе с группой в порт приписки.

Стоимость одной тонны маловязкого судового топлива на основе десяти торгов с сайта госзакупок, проведенных в 2015–2016 годах, составила от 30 тыс. до 36 тыс. руб. Таким образом, топливо для обеспечения кораблей сопровождения могло обойтись Северному флоту в сумму от 954 млн до 1,15 млрд руб.

Суммарно топливные расходы составили от 1,1 млрд до 1,5 млрд руб., в зависимости от стоимости закупки для Минобороны. Расчеты стоимости затраченного в походе топлива не учитывают затраты атомного ракетного крейсера «Петр Великий». В открытом доступе нет сведений о виде, объемах и стоимости радиоактивных материалов, которые используются ядерными реакторами корабля. Как утверждает эксперт Антон Лавров, перезарядка энергетических элементов зависит не от дальности похода, а от срока службы. «В этом случае считается амортизация, а не стоимость топлива», - подчеркивает Лавров.

Средиземноморская диета

Еще одной крупной статьей расходов в дальнем походе «Адмирала Кузнецова» стало продовольственное обеспечение его экипажа. Как ранее сообщали Р​БК эксперты, стоимость суточного пайка на одного российского военнослужащего, находящегося на авиабазе Хмеймим в Сирии, составляла 600–800 руб. Подобные суммы, с небольшой наценкой, применимы и к питанию экипажа «Адмирала Кузнецова», рассказал РБК источник, близкий к руководству ОАО «Военторг» (компания занимается торгово-бытовым обслуживанием и организацией питания в Вооруженных силах РФ).

Морской паек от сухопутного отличается незначительно, отметил собеседник РБК. Он оценил стоимость примерно в 850 руб., добавив при этом, что цена пайка может изменяться в зависимости от того, в каком регионе происходила закупка продовольствия. Морской паек составляет 800 руб. на человека в сутки, а питание одного летчика палубной авиации на «Кузнецове» обходится в 1 тыс. руб. ежесуточно, приводит цифры эксперт Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок.

На сайте Минобороны указана штатная численность личного состава крейсера «Адмирал Кузнецов» - 1960 матросов и офицеров. Однако фактическая численность экипажа военным ведомством не сообщалась. Чтобы прокормить весь экипаж, ежесуточно требуется продуктов на сумму от 1,6 млн до 1,7 млн руб. за паек в 800 и 850 руб. соответственно.

В таком случае за все время похода «Кузнецова» - 117 дней, с 15 октября 2016 года по 9 февраля 2017 года - продовольствия на крейсере будет израсходовано примерно на сумму от 183,5 млн до 194,9 млн​ руб.

Согласно данным, приведенным на сайте военного ведомства, экипаж тяжелого атомного крейсера «Петр Великий» составляет 727 человек. Экипаж больших противолодочных кораблей, по данным исследования Павлова «БПК типа «Удалой», составляет суммарно 586 человек. Таким образом, за 117 дней похода на обеспечение экипажа кораблей сопровождения было потрачено от 122,9 млн до 130,6 млн руб.

Неизвестны точные суммы выплат экипажам кораблей и летчикам палубной авиации. По словам бывшего командующего Северным флотом (с 1999 по 2001 год) Вячеслава Попова, выплаты личному составу увеличиваются с выходом в море.

Согласно документу, регламентирующему ежемесячную надбавку за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, опубликованному на сайте военного ведомства, надбавка за участие в походах кораблей составляет 2% от оклада за каждый день похода. При этом максимальная сумма надбавки не может составлять больше 60% от ежемесячного оклада.

Военное ведомство не публиковало данных о количестве офицеров на кораблях группы, поэтому если предположить, что на кораблях проходят службу только матросы, то минимальная сумма надбавки для 3273 членов экипажа (матросов с зарплатой в 5 тыс. руб.) за один месяц составляет 9,8 млн руб. ​За практически четыре месяца похода ведомство выделило не меньше 38,3 млн руб. на надбавки личному составу. Сумма штатного оклада составляет 16,4 млн руб. в месяц (это 65,6 млн руб. за время похода) вне зависимости от того, где находится судно. В итоговые расчеты эта цифра не включалась, поскольку эта статья расходов не зависит от того, выполняют ли моряки боевое задание или нет.

Надбавки также положены летчикам палубной авиации. За каждый вылет самолета с палубы «Адмирала Кузнецова» военнослужащему положено 5% оклада, взлет вертолета добавляет к месячному окладу 3%. Максимальная прибавка к окладу, согласно документу, составляет 50%. Минобороны не сообщало данных о фактической численности летного состава на авианесущем крейсере.

Результаты похода

Суммарно расходы на питание (от 306,4 млн до 325,5 млн руб.), топливо (от 1,1 млрд до 1,5 млрд руб.), боевые вылеты (1,47 млрд руб.), стоимость потерянных боевых машин (от 4,5 млрд до 6,7 млрд руб.) и «боевые» надбавки (38,3 млн руб.) составили от 7,5 млрд до 10 млрд руб., следует из подсчетов РБК. Реальная стоимость похода может оказаться больше, так как данные об использовании подводного флота и вооружения группы кораблей в ходе операции не были опубликованы военным ведомством. Эта сумма сопоставима с двумя месяцами ведения операции в Сирии, следует из ранее опубликованного исследования РБК.

«Главное в этой операции - обучение летного состава, применение палубной авиации в реальной боевой обстановке», - оценивает результаты похода директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. По его словам, полученный экипажами кораблей и летчиками в походе опыт полностью оправдывает любые затраченные на операцию средства.

С ним согласен военный эксперт Виктор Мураховский. По его мнению, перед корабельной группировкой в первую очередь стояла задача проверить боеспособность и эффективность авианосного крейсера в боевой обстановке. «Задача была выполнена успешна, нанесено несколько десятков ударов по объектам в Сирии», - резюмирует Мураховский. Он указывает, что сопутствующие потери соизмеримы с потерями американской палубной авиацией. «Оба самолета потеряны из-за неисправности техники, организационных проблем», - считает эксперт. Несмотря на это, настаивает Мураховский, опыт использования авиакрыла в бою оправдывает такие потери.

На момент написания материала в Минобороны не ответили на запрос РБК.

На рейде Североморска 9 февраля состоялась церемония встречи экипажей тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий" и тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" с участием главкома ВМФ России адмирала Владимира Королева и командующего Северным флотом вице-адмирала Николая Евменова. Днем ранее корабельная ударная группа вернулась в Кольский залив, преодолев за четыре месяца 18 тысяч морских миль, выполнив задачи боевой службы в Средиземноморье.

Первое в истории боевое применение палубных истребителей ТАРКР "Адмирал Кузнецов" в войсковой операции состоялось 15 ноября 2016 года. Владимир Королев отметил, что ВМФ России получил весомый боевой опыт, который позволит скорректировать подготовку и действия флотских группировок (в том числе в составе межвидовых сил), ляжет в основу требований к новым авианосцам.

Поход корабельной группы ВМФ России к берегам Сирии подтвердил боеготовность флота, его способность действовать в дальней зоне самостоятельно и во взаимодействии с межвидовыми группировками. И подтвердил актуальность морской доктрины государства.

Задачи дальнего похода выполнены. Личный состав здоров. Боевые корабли и вспомогательные суда исправны.

И все же, каковы видимые результаты?

Хроника борьбы с терроризмом в Сирии За пять лет в результате вооруженного конфликта в Сирии, по данным ООН, погибли более 280 тысяч человек. Правительственным войскам противостоят отряды боевиков. Наиболее активными являются запрещенные в РФ террористические группировки "Исламское государство" (ИГ) и "Джебхат ан-Нусра"..

Достигнутые цели

В дальнем походе, который начался 15 октября 2016 года, корабельная авианосная ударная группа в составе ТАРКР "Петр Великий", ТАКР "Адмирал Кузнецов", БПК "Вице-адмирал Кулаков" и "Североморск", танкеры "Сергей Осипов" и "Кама", спасательное буксирное судно "Николай Чикер", действовала в районах северной, северо-восточной Атлантики и в Средиземном море. БПК "Североморск" продолжает нести боевую вахту в Аравийском море и Индийском океане.

Освобождение Алеппо: теперь стреляют только вверх Ликвидация террористического анклава во втором по численности населения городе страны стала сокрушительным ударом для внешних и внутренних противников законного президента Башара Асада и резко ослабила позиции исламистов. Теперь правительственная армия получила возможность теснить противника с восточного направления, отмечает Александр Хроленко.

Корабли подошли к сирийским берегам 8 ноября и усилили российскую авиагруппу, базирующуюся на аэродроме . Палубные истребители МиГ-29К и Су-33 начали полеты над Сирией 10 ноября. В этот период шли бои в восточном Алеппо, который позже освободили от террористов.

Палубные истребители наносили удары по штабам и пунктам управления боевиков, огневым позициям и опорным пунктам с 15 ноября. За два месяца летчики "Адмирала Кузнецова" выполнили 420 боевых вылетов (в том числе 117 — ночью), уничтожили более тысячи объектов группировки "Исламское государство" (запрещена в России) и других террористических группировок.

Российские корабли успешно интегрировались в межвидовую систему боевого управления, сформированную в Сирии. "Адмирал Кузнецов" выполнил задачи по уничтожению наземных целей на значительном удалении высокоточным оружием с помощью своего авиакрыла и обеспечил ПВО корабельного ударного соединения.

Прямые и опосредствованные цели Средиземноморской эскадры России Усиление Средиземноморской эскадры означает, что Россия намерена последовательно решить задачи военно-политического урегулирования сирийского конфликта, невзирая на прямое информационное и опосредствованное боевое противодействие Запада, замечает Александр Хроленко.

Тактика действий в походе анализируется и будет использована для разработки перспективной системы применения авианосных сил ВМФ России в различных районах Мирового океана.

Заметим: североморцы участвовали в операции по просьбе президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада — на фоне нелегитимного применения силы в регионе рядом западных государств. То есть ВМФ России одновременно демонстрировал эффективную боеготовность, высокую морскую и политическую культуру.

Выявленные недостатки

ТАКР "Адмирал Кузнецов" создавался преимущественно для ударов противокорабельными ракетами по крупным надводным целям противника и решения задач ПВО корабельной ударной группы. То есть изначально в этом проекте ударная мощь ракетного крейсера преобладала над боевыми возможностями авиакрыла.

Именно поэтому в области применения палубной авиации "Адмирал Кузнецов" уступает авианосцам США. Корректнее сравнивать концептуальный Крыловский российского авианосца водоизмещением 100 тысяч тонн с ядерной энергетической установкой.

"Чистый авианосец" ВМФ России будет нести на борту . Строить его начнут .

В походе на борту ТАКР "Адмирал Кузнецов" находились 10 истребителей Су-33, три истребителя МиГ-29КР и один МиГ-29КУБР, 18 вертолетов различных типов. В результате авиапроисшествий МиГ-29К и Су-33 — в море, вне зоны боевого применения. Это свидетельство несовершенства отдельных систем ТАКР "Адмирал Кузнецов" и отсутствия опыта боевого применения палубной авиации.

Как считать будем: инциденты на авианосце "Адмирал Кузнецов" и опыт ВМС США Критики боеготовности тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" не учитывают мировой опыт эксплуатации кораблей подобного класса. Российский авианосец в порядке, и достойно решает боевые задачи в Средиземном море, считает Александр Хроленко.

Авианосцы ВМС США также имеют потери.

Выявленные недостатки авианесущего крейсера можно устранить коррекцией боевой подготовки и техническими усовершенствованиями в ходе капитального ремонта с глубокой модернизацией. Планируется, что ТАКР "Адмирал Кузнецов" встанет в док в первом полугодии 2017 года, модернизация займет около двух лет.

Одной из заметных черт корабельной ударной группы Северного флота стал густой черный дым из трубы авианесущего крейсера в проливе Ла-Манш.

Дым стал предметом обсуждения и насмешек в западных СМИ. Так, агентство Bloomberg отмечало : ""Адмиралу Кузнецову" следовало остаться у российских берегов. Или, что еще лучше, отправиться на свалку. Как груда металлолома он принесет гораздо больше пользы, чем как инструмент проецирования силы России".

: ""Кузнецов" все же утер нос "гордости флота США" — новейшему эсминцу-невидимке Zumwalt, который полностью потерял боеспособность и подвижность в результате поломки во время прохода по Панамскому каналу"., которые демонстративно не заметили успешного возвращения российских кораблей в Североморск. Вероятно, зацепило. А ведь ранее Великобритания потратила 1,4 миллиона фунтов стерлингов на военно-морское слежение за тяжелым авианесущим крейсером.

За кораблями ударной группы 9 ноября 2016 года безуспешно пыталась следить голландская дизель-электрическая подводная лодка, однако БПК "Североморск" и "Вице-адмирал Кулаков" запеленговали субмарину и вытеснили ее из района.

Возможно, "Адмирал Кузнецов" немолод, а "Петру Великому" не довелось, к счастью, показать все свои боевые возможности. Но Россия возвращается в Мировой океан с качественно — всерьез и надолго.

Этот поход российской группы кораблей в Средиземное море вызвал невиданный ажиотаж западной публики. И было от чего. Во-первых, там еще не привыкли к тому, что военный флот России все увереннее занимает свое место в Мировом океане, во-вторых, впечатлительным оказался сам состав нашей эскадры, куда вошли флагманы ВМФ, в том числе атомный крейсер «Петр Великий».И едва ли не главным «возмутителем спокойствия» для Запада стал единственный в составе российского флота авианосец – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», которому впервые довелось принимать участие в реальной боевой операции.Телеканал «Звезда» продолжает цикл программ об этом уникальном корабле и его недавнем походе к берегам Сирии. На очереди рассказ о буднях авианосца и его главной составляющей – авиационной группировке. В рамках проекта «Военная приемка» эти и другие секреты крейсера раскроет журналист Алексей Егоров .В единой схеме антитеррора Боевой служба на корабле во время похода считается для всего экипажа. Например, подразделения морской пехоты, которыми в обязательном порядке комплектуется личный состав, постоянно находятся в режиме особого назначения. «Черные береты» (так иногда называют морпехов по цвету их головного убора) совершенствуют свое боевое мастерство прямо в море. Например, отрабатывают порядок применения антидиверсионного гранатомета, боеприпас которого создает эффект объемного взрыва в воде. У диверсионной группы противника, случись ей приблизиться к борту «Кузнецова», просто не останется шансов на выживание…Согласно принятому в ВМФ порядку, подразделения морской пехоты выполняют на кораблях задачи антитеррористических групп. Организуется охрана – при прохождении узких мест (проливов), во время нахождения в иностранных портах, на якорных стоянках. Основные задачи морских пехотинцев – не допустить атаку быстроходных малоразмерных катеров, летательных аппаратов, вскрыть и уничтожить диверсионные группы. На вооружении у морпехов, помимо упомянутого выше антидиверсионного гранатомета, – крупнокалиберные пулеметы «Утес», автоматические гранатометы АГС-17, снайперские винтовки, пулеметы, автоматы.
С недавних пор своего рода средством антитеррора для «Кузнецова» может считаться и «расквартированный» на его борту вертолет Ка-52К «Катран». По словам заместителя командира корабля по авиации Юрия Анищенко, эти машины оснащены лазерными дальномерами, инфракрасной системой наведения, телевизионными системами, что позволяет эффективно выполнять именно противодиверсионные функции.Для работы в море прежний Ка-52 преобразился, получив складывающиеся винты, швартовочные крюки, модифицированные колонки несущих винтов. Заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Виктор Соколов, который в этом походе был за старшего, убежден: за этими машинами – будущее винтокрылой морской авиации.
Технари, эскулапы, хлебопеки Наступают дни подготовки самолетного парка к непосредственному применению. Работа в отдельных случаях ювелирная. Это касается, например, «парковки» самолетов в ангаре, их подъема-спуска на специальном «лифте». Естественно, что всю авиационную технику необходимо заправить, снарядить, подготовить к полетам.Интересно, что первое же появление самолетов на палубе (до этого они были скрыты от посторонних глаз во внутреннем ангаре авианосца) мгновенно вызвало новый интерес у западных «партнеров». К «Кузнецову» как по команде потянулись самолеты НАТО, в числе которых оказались не только разведчики, но и вполне грозные боевые единицы, например истребители F-16, вооруженные управляемыми ракетами и корректируемыми авиабомбами.
К счастью, наша авианосная группировка оказалась надежно защищена – и не только оружием, но и с точки зрения радиоэлектронного противодействия. Системы, которыми оснащен тот же «Кузнецов», позволяют, к примеру, блокировать каналы связи и управления ракетным вооружением противника. Ракета попросту не сможет взлететь в сторону нашего корабля, а если все же и стартует, то будет отвлечена системой постановки помех, которая обеспечит отвод на ложные цели.Под защитой чувствует себя не только крейсер, но и, безусловно, экипаж. Нет, речь сейчас не об оружии, а о медицине, которая, случись что, всегда придет на помощь. По словам начальника медицинской службы крейсера Эдемгурджи Мушкудиани, та же операционная, имеющаяся на борту, позволяет проводить операции практически любой сложности. К счастью, за время похода экстренного оперативного вмешательства никому из моряков не понадобилось. Даже на желудок никто не жаловался. К слову, питание на крейсере организовано в шести пищеблоках. Пекут на «Кузнецове» и собственный хлеб, причем из-за качки тесто лучше поднимается, и выпечка делается вкуснее.
Удары с моря «Кузнецов», несмотря на его исполинские размеры, вполне подвижен. Скорость хода может достигать 50 километров в час. Но случайная встреча с препятствием (например, айсбергом) здесь заранее исключена. Надводная обстановка постоянно мониторится средствами радиолокации. Мощный радар видит объекты за сотни километров. В свою очередь ситуацию под водой отслеживает гидроакустический комплекс.Во время нынешнего похода не без его помощи была обнаружена оказавшаяся поблизости подводная лодка НАТО. К слову, нанести авианосцу фатальное поражение торпедой практически невозможно. По словам главы Невского ПКБ Сергея Власова (именно в этом бюро когда-то проектировался крейсер), корабль разделен на водонепроницаемые отсеки. Повреждение одного или даже нескольких из них не повлияет на ходовые и боевые качества.
Нельзя не отметить, что экипаж обучен вести борьбу за живучесть корабля. Тренировки по этой части даже во время похода – обычное дело. Причем ремонт условной пробоины ведется не только изнутри, но и снаружи. За эту работу отвечает группа водолазных специалистов, которая также есть в составе экипажа. Вообще, времени на отдых у моряков не так много. А если и есть возможность спокойно провести свободное время, то к услугам экипажа собственная библиотека, спортзал с современными тренажерами.И вот – день полетов. Первыми в небо поднимаются спасательный вертолет Ка-27, противолодочный Ка-29, вертолет радиолокационной разведки Ка-31, радары которого «видят» на добрые две сотни километров. В это же время идет навеска бортового вооружения на самолеты. Ракеты для воздушных, наземных и морских целей, авиабомбы, боекомплект к авиационной пушке.…Взлеты, посадки. Мишенями российских Су-33 и МиГ-29К во время несения боевой службы авианосца в Средиземноморье у берегов Сирии стали пункты управления террористов, склады с оружием и боеприпасами.
Все это потом покажут в выпусках новостей. Работа же тех, кто обеспечил успех операции, в том числе экипажа авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», осталась за кадром, и лишь благодаря телеканалу «Звезда» и его «Военной приемке» удалось восполнить этот пробел, показав жизнь и боевую службу единственного в составе российского ВМФ авианосца.

Российская ударная авианосная корабельная группа приблизилась к сирийским берегам. Об этом сообщили ряд новостных ресурсов России. Одновременно с этим пришла и ещё одна новость: по сообщению священника РПЦ, проходящего «службу» на «Адмирале Кузнецове», на борту закончились нательные крестики. Примерно в это же время приходит ещё одна новость: более 2,2 тысяч мигрантов спасли в средиземном море. Признаться, я сразу сопоставил численность команды тяжёлого авианесущего ракетного крейсера проекта 1143, который почему-то гордо именуют «авианосцем». Впрочем, информация о беженцах пока не про команду «Кузи»: повезло африканцам и арабам, а российские моряки пока вынуждены молиться о своей судьбе и довольствоваться «нательными крестиками». Почему так - давайте разбираться от «начала начал».


ТАВКР проекта 1143

Проект тяжёлого авианесущего крейсера 1143 был разработан «не так давно» — всего лишь в 1970 году. Надо отметить, что к 1973 году были готовы и другие проекты ТАВКР — 1153 и 1160 - с ядерной силовой установкой и немного другим составом авиационной группы. Но в Советском Союзе думали о целесообразности авианосцев в принципе и поэтому выбрали самый дешёвый вариант. Так началась постройка «близнецов» «Адмирала Кузнецова». Сам «Кузя», или как он тогда назывался «Рига» был заложен в 1981 году. Но уже в 1982-м изменил имя и стал тезкой почившего в бозе генсека Леонида Брежнева. Дальше корабль строился… очень долго строился — цены на нефть падали, денег в СССР не было. Цены падали, генсеки умирали, но новое имя ТАВКР получил уже при Горбачёве. Стал крейсером «Тбилиси».

В 1991 году крейсер, если говорить прямо угнали - часть команды решила на нём «переплыть в Россию». Угнали, кстати с судостроительного завода в украинском Николаеве — денег в СССР не было и поэтому в 1991-м, через 10 лет после закладки, корабль так и не был готов. В том числе силовые установки.

Дальнейшая судьба ТАВКР «Адмирал Кузнецов» (такое имя ему дали в РФ) наглядно демонстрирует справедливость народной истины «краденное не пойдёт на счастье» и фразы из известного мультфильма «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт».

Имя мёртвого генсека, история кражи, помноженные на отсутствие у России технологий доведения до ума кораблей такого класса превратило тяжёлый авианесущий крейсер в обычное судно. Пусть военные моряки не пинают меня тем, что корабль — это корабль, а судно сами знаете где. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» — именно судно. Хоть и выглядит грозно.

Судите сами: ТАВКР «Адмирал Кузнецов» приписан не к порту, а к судоремонтному заводу. То есть сия посудина в состоянии «отстоя» и ремонта, которые в РФ называются «глубокой модернизацией» проводит большую часть своей своей трагикомичной истории. Ннечастые выходы в море сопряжены с большими проблемами. Не для русских моряков — голова болит у всех окружающих. Вот лишь несколько вех эпичной, богатой красками истории судна:
1995 год. У берегов Новой Зеландии выходят из строя более половины силовых установок. Судно чуть было не выбрасывает на берег.

Декабрь 1995 года . Поход в Средиземное море. Вновь силовые установки говорят «упс». Ну, не совсем «упс» — судно даже двигалось в турборежиме со средней скоростью 2-4 узла.

Февраль 1996 года . Тот же Средиземноморский поход. Юбилей «Флота Российского». Судно зашло на Мальту. Приём у министра обороны этой морской державы…. Здесь лучше меня расскажет российский адмирал Валентин Селиванов: «…Я помню, как сейчас. Сидим мы на приеме у министра обороны Мальты во дворце. Мне офицер связи докладывает: «Ветер усиливается до тридцати метров в секунду. На «Кузнецове» не работает ни один котел». Я сразу прикидываю: якорь-цепь у нас вытравлена на сто метров, длина корпуса 304 метра, до скал 250 метров. Парусность у корабля огромная, его тащит на скалы. Бросаю министра и мчусь к вертолетной площадке. По всем летным правилам посадка на палубе при таком ветре запрещена, но вертолетчики посадили меня. Я уже предчувствовал величайший в истории позор. Самый большой корабль России в год юбилея лежит разбитый на скалах Мальты. Это бы увидел по телевизору весь мир…»

Воспоминания адмирала, который после такого случая посчитал за лучшее подать в отставку разошлись широко. Даже попали в иллюстрированную энциклопедию «Авианосцы». Кстати, изданную в России в 2013 году. (стр. 262)

1998 год . Пульт управления стрельбой был залит… 60-ю тоннами мазута. Ошиблись «при заправке».

2000-2009 годы . 6 пожаров. Это только крупные, которые попали в СМИ.

О том, в каком состоянии находилось судно на рубеже нулевых прекрасно рассказал моряк, проходивший на нём службу. Повествование он дополнил, естественно, целой серией прекрасных фотографий. Среди прочего он описал такие банальные вещи как горячая и просто вода в трубах как явление чуда, большой трюм в качестве мусоросборника и, извините, проблему с гальюнами - туалетами по-простому. А на судне 2000 человек, которые что-то кушают и куда-то какают…

Может это, всё вражеская пропаганда? Возможно, «казачок засланный», но даже по официальной статистике ТАВКР «Адмирал Кузнецов» находился на ремонте в следующие периоды: 1992-1994, 1994-1995, 1996-1998, 2001-2004, 2008, 2009-2010, 2014-2016. Это не считая «текущих ремонтов» — только масштабные работы. То есть за 20 лет в составе ВМФ России его «гордость» была на плаву не более 5-6 лет. Остальное время судно пытались заставить не утонуть после первого же выхода в море.

Да и сейчас — о грозном «Адмирале Кузнецове» и его Средиземноморском походе российские СМИ сообщили в начале года. Мол, готов и вот-вот поплывёт. Как оказалось, готов да не совсем, поплыл, да не сразу. Кстати, я ещё тогда отмечал, что «Кузнецов» - страшная сила и действительно способен напугать многих. Чем - это уже другой вопрос.
Эпичный поход эпичного корыта

Итак, ТАВКР «Адмирал Кузнецов» вышел в море и поразил весь мир. Дым из трубы сего судна сравнили с извержением вулкана. Люди, разбирающиеся в проблеме, естественно указали на возможные неполадки с силовыми установками. Тем более, что «Кузя» шёл далеко не на максимальной скорости. Российская же «Лента», которую трудно обвинить в нелояльности к Кремлю разразилась статьёй «Огонь в небесах», где резюмировала историю судна и его состояние ёмкой фразой ««Кузнецов» не мог не быть проблемным кораблем».

Это был удар по самолюбию «великой страны», потому сразу пошли опровержения. Например, на православном канале «Царьград». Иначе и быть не могло — страна ведь скрепами скреплена. Приводят слова Адмирала Васильева о том, что дымы - морская традиция под названием «Дать шапку»: «Могли и «дать шапку». Потому что такие корабли, такие группировки нечасто в последнее время проходят такие точки».

Забыл только сказать адмирал, что традиция существовала в начале 20 века. С другой стороны, «Кузнецов» — судно традиционное. Для подтверждения посмотрите фото на российском тематическом форуме, участники которого в том числе и офицеры, служившие на ТАВКР.

Это интеллектуальное и высокотехнологичное устройство для чистки топок на «Кузе». А что вы хотели - «два солдата и лопата заменяют экскаватор» - тоже традиция.

Что было дальше без смеха воспринимать невозможно. Как оказалось, «Адмирал Кузнецов» не имеет достаточного запаса топлива для заправки. При этом его отказались запускать в порты Испании и Мальты. Ничтоже сумявшеся, российское руководство «само отозвало» запрос на заход в испанские порты. Через сутки после того, как испанцы ненавязчиво послали «Кузю»… куда подальше. И не удивительно — там пляжи, люди загорают. Но загореть не значит прокоптиться. Ну и, естественно, сама суть миссии на фоне пируэтов РФ в сирийском конфликте раздражала.

Проблема. Далее 27 октября грозная группировка ВМФ России легла в дрейф. По крайней мере про это свидетельствовали данные Vessel Finder (https://www.vesselfinder.com/). Самое забавное то, что в составе группы есть как минимум два танкера, но т.к. «Кузя» «давал шапку» - топливо закончилось.

Европа переполошилась — получить застрявшее корыто в чистом Средиземном море - ещё та проблема. Прокормить две тысячи голодных русских мужиков ещё куда ни шло, но что делать с отходами их жизнедеятельности? Экологическая катастрофа, однако.

Впрочем, топливо быстро нашли — Марокко не отказало и ударная «авианосная» группа пошла дальше по средиземному морю. Пошла, но вновь удивила весь мир текущим ремонтом. Думаете, силовыми установками занялись моряки? Оно-то, возможно так, но решили они и палубу подкрасить. Светло голубой цвет заставил поперхнуться генералов НАТО, экспертов в области развития ВМС и досужих наблюдателей. Кто и по каким критериям выбирал такую краску — неизвестно.

С другой стороны, адмиралы флота российского, видимо, не рассчитывали на появление фото в СМИ: такие вещи как спутниковые снимки стали для них неожиданностью. Что касается цвета — какая краска была, такой и красили. А чем ещё занять команду во время дрейфа? Есть ведь правило «копать отсюда и до обеда». Вот и копали, ой, красили. Кстати, ручками - на снимках в хорошем разрешении можно рассмотреть «тела маляров».

Российские СМИ впали в ступор. Как объяснить такой карнавал на корыте не знал никто, но «Россия-24» решала и не такие задачи. Вот и ведущий специалист центра «Фобос» Вадим Заводченков с умным видом объяснял почему красят и почему в голубой. Оказывается этот цвет наиболее заметен лётчикам на фоне океана, он создаёт дополнительную «подъёмную силу», отражая солнечные лучи (а вы что, про солнечный ветер не слышали?!) и, естественно, уменьшает заметность судна на вражеских радарах. Вот так, господа, это глупые пендосы ломают голову над технологией Stealth. В России всё просто — голубая нано-краска! Короче, данное видео без слёз смотреть невозможно. Настоятельно рекомендую к просмотру:

Но беда не ходит одна. Имя мёртвого генсека Леонида Брежнева даёт о себе знать: буквально через день сеть взорвали новые снимки, на которых «Кузя» корма к корме в сцепке с танкером. Вновь ступор у российского ВМФ — как объяснить сию «позицию из морской кама-сутры» думали долго. В конце концов заявили, что, мол, это обычная заправка.

Да вот беда, за эти сутки с вопросом «шо это было» журналисты обращались к многим. В том числе, к редактору «Морского бюллетеня» Войтенко Михаилу - человеку, которого трудно заподозрить в отсутствии профессионализма.

Вот цитата из его комментария: «По идее, заправка должна происходить на ходу, танкер следует параллельно заправляемому кораблю. Объяснения могут быть разные, от где-то какой-то поломки, сделавшей невозможной заправку на ходу обычным путем, до необходимости держать некоторое время авианосец против ветра и волнения, а заодно и заправить, то есть авианосец мог действительно, лишиться хода.»

Для подтверждения своих слов господин Войтенко дал два фото заправки ТАВКР проекта 1143 на ходу. Так сказать, штатные варианты.

Первый — с борта когда танкер идёт параллельно крейсеру.

Второй — с кормы, но танкер идёт в том же направлении, что и ТАВКР

Последнее фото запомним — на него буду ссылаться ещё раз в данном тексте.

Тем не менее, эпичный поход судна под названием «Адмирал Кузнецов», похоже, подходит к концу. Не завершению — впереди ещё отстой у берегов Сирии и возврат на «родной» судоремонтный завод для очередной «модернизации».

Ах, да, забыл сказать — есть же ещё и тезис о «боевом применении» ТАВКР. Вот об этом подробнее.

Беспощадная и бескомпромиссная российская угроза

На этом подходим к главному: военной силе ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Ведь русский мужик, как уверены за поребриком, может по уши в дерьме жить и всех побеждать.

Оставлю в стороне проблемы с силовой установкой и скоростью — что есть, то есть. Да и вдруг случится чудо — отремонтируют нормально судно. Есть другие «но», заложенные в самом проекте.

Итак, проект 1143 разрабатывался как замена проекту вертолётоносца 1123. Так сказать, компромиссный вариант между сторонниками развития авианосного флота в СССР и противниками данной концепции. Таким образом, судно нельзя назвать авианосцем в полном понимании этого слова.

Первое и основное отличие (подаваемое российскими военным аналитиками как плюс) — отказ от катапульты в пользу трамплина. Это несомненно удешевило корабль, но сделало невозможным посадку и взлёт самолётов разведчиков-целеуказателей. Например, разработанных в 80-х годах Су-28КРЦ. Тем более речь не идёт о возможности посадки на палубу самолётов дальней радиолокационной разведки. Таким образом, «Адмирал Кузнецов» может управлять своей авиагруппой в пределах радиогоризонта. Если самолёт отлетает дальше — он работает «сам по себе» — без нормальной связи и целеуказания. Справедливости ради надо отметить, что на ТАВКР всё же есть подобного рода техника — вертолёт радиолокационного дозора Ка-31. С максимальным временем полёта 2,5 часа и дальностью обнаружения самолётов на расстоянии до 150 км, надводных целей до 285 км. Всё. Про дальность сопровождения целей на 600-700 км в российском флоте не слышали.

У американцев такую функцию выполняют самолет ДРЛО Е-2С «Хокай», который способен управлять тремя эскадрильями перехватчиков, а бортовая РЛС может обнаруживать и сопровождать до 300 целей одновременно. Дальность обнаружения цели от 270 до 740 км. Как вы понимаете, этот самолет способен взлетать и садиться на авианосец. Вот так он выглядит.

Таким образом, ТАВКР «Адмирал Кузнецов» возможно эффективно использовать только вблизи своей территории — там где есть связь, системы РЛО и так далее. В противном случае это малоподвижное корыто с самолётами на борту.

Второе отличие «российского авианосца» от нормального авианосца — возможность длительного автономного плавания. Свою «автономность» данное судно уже продемонстрировало, но есть ещё одна закавыка. Россия не имеет ни одного транспортника, способного сесть на «Адмирале Кузнецове». Таковых не существует как класса, а команда в 2000 человек должна что-то кушать. Это что-то откуда-то должно браться. Я уже не говорю про боекомплект. Во всём мире для этого есть транспортная авиация. В данном случае — караван судов сопровождения на которых тоже команды, которым тоже хочется кушать. Вот такая вот гениальная инженерная находка.

Для сравнения : У американцев ранее эту функцию выполняли транспортные самолеты Grumman C-2 Greyhound, а с 2005 года ему на смену пришел конвертоплан Bell V-22 Osprey.

Вооружение . Русские говорят «авианосец» — значит оценим самолёты. Россия-24 заявила о «десятках» Су-33 и МиГ-29К на борту. Но вот незадача, буквально сегодня в сети появились снимки ангара «Кузи»…

Видите самолёты? А они, по версии «Россия-24» там есть. Наверное, голубой нано-краской покрашены….

Того же мнения придерживаются и посетители упомянутого мной форума, посвящённому «Кузе». Вот цитата активного посетителя и одного из модераторов после просмотра множества репортажей и сопоставления бортовых номеров самолётов: «опять те же 4 мига и 5 сушек- походу реально только они на борту».

Впрочем, может сами самолёты — чудо техники. Увы, Су-33 разрабатывался и создавался как ИСТРЕБИТЕЛЬ. То есть он не предназначен для ударов по наземным целям: может их осуществлять, но не особо много и не особо метко.
МиГ-29К более универсален. Но, лёгкий, с небольшим запасом боекомплекта. Что так же накладывает свой отпечаток на потенциальную эффективность.

И, наконец, самое главное — упомянутый трамплин. Увы, но такая конструкция накладывает серьёзные ограничения на массу самолёта. И Су, и МиГи взлетают или не с полными баками, или не с полным БК. Иначе никак за исключением сильного попутного ветра, максимальной скорости самого ТАВКР и чуточки везения. Но судно быстро не плывёт, ветров больших нет, а «солнечный ветер» от голубой краски ситуацию не спасает.

Но, даже если бы это всё было — всё равно много самолётов не подымешь в воздух. Сильный ветер на море — это сильное волнение. А теперь посмотрите на вторую фотографию заправки. Ничего странного? Что же, дам ещё одно фото:

Это подъёмник самолётов из ангара. У авианосцев он на палубе, но проект 1143 гениален в сути своей. Дело в том, что самолёт поднимается и опускается по борту. Кроме того, поскольку проект создавался как наследник вертолётоносца, подъёмник немного маленький. То есть хвост самолёта в любом случае «чуть-чуть торчит».

Но это теория. В реальности на борту «Кузнецова» есть то, что видим на палубе. + 1 самолёт в ангаре — ссылку давал — можете полюбоваться на фото.

Ракеты? Ах, да крейсер ракетонесущий. Действительно, ракеты есть и запустить их могут. Ракеты, разработанные чуть позже, чем сам «крейсер». Для современных систем ПВО ничего нового «Кузнецов» не несёт. К этому добавляем уже упомянутый факт отсутствия нормального целеуказания — КА-31 с его радиусом — курам на смех. То есть и «ракетный меч» может быть эффективен, если есть цели переданные с берега или других, более современных кораблей. По большому счёту, против сирийских партизан и гуманитарных конвоев вполне грозное оружие. Что касается остальных игроков… тут теоретически тоже. Угроза есть, но не самолётами и не ракетами.

Грозен Кузя в гневе своём

Итак имеем судно с 2 тысячами экипажа, умирающей силовой установкой, без полноценного авиаотряда и кучей проблем с эксплуатацией, но страны бассейна Средиземного моря всполошились.

И тому есть причины. Вначале вновь о конструкции: 2 тысячи человек, извините, ходят в туалет и мусорят. Где это всё хранится? Это в буржуйских флотах разные там биогазовые и другие установки. На «Кузе» всё проще: или за борт, или в специальные отсеки (но система слива в них тоже работает с перебоями). Сии продукты жизнедеятельности периодически откачиваются на специальное судно (в походе) или на судоремонтный завод, где ТАВКР проводит большую часть времени.

Вот в этом основная беда. Представьте, что сие корыто потонет или даст течь. Рядом — пляжи Турции, Ливана, Израиля. Что с ними будет, если всё, что за месяц «наделал» экипаж в составе 2 тыс человек поплывёт в море. Это не считая пятен мазута и других прелестей. Вот так, подтопив одно старое корыто (и, естественно, обвинив в этом НАТО) РФ может сорвать туристический сезон 2017 сразу в нескольких государствах. Россияне всё равно попрут — уж чище, чем в «Сочах» да и дешевле будет, но другие туристы — вряд ли.

Ещё одна проблема тоже связана с экипажем из 2 тысяч. Случится что-то и всю эту братию как африканских беженцев спасать надо будет, кормить. А потом часть ещё и убежища попросит — русские любят любить Родину на расстоянии. Траты, головная боль.

Или пойдёт «Кузя» вдоль разных берегов «давая шапку». Дышать трудно, на горизонте не красиво. Вновь проблема, траты, головная боль…

Самое главное и самое страшное в другом - ТАВКР «Адмирал Кузнецов» рано или поздно поплывёт назад — в Мурманск! Сейчас все наблюдали последний месяц было проявлением «идеального состояния» судна, которое только вышло из доков. Попробуйте представить эпичность похода «домой».

Думаю, что самому экипажу крейсера страшно. Пока они благодарят Христа, Аллаха, Будду за то, что доплыли. Растёт религиозность и батюшка требует прислать на судно… не ремонтников, не технику и оборудования - нательные крестики. Но больше всего меня поразил способ передачи просьбы: «отец Сергий передал записку» сообщает сайт «Православие.ру». Не позвонил, не телеграфировал - это всё от лукавого - записку передал. Вот они скрепы в информационном мире.

Экипажу радостно и страшно. Экипаж молится. Батюшка толкает крестики. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» угрожает психическому здоровью моряков стран НАТО — ну, нельзя так много смеяться. Впрочем, скоро судно пойдет назад на судоремонтный завод в Мурманск. Нас ждет второй сезон приключений «Кузи».