Персонал и структура дипломатического представительства.
Персонал дипломатического представительства состоит из главы дипломатического представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала.
Возглавляет посольство дипломатический представитель, имеющий класс посла (нунция - представителя Ватикана), а миссию - дипломатический представитель, имеющий класс посланника (интернунция - представителя Ватикана). Посольство или миссию может возглавлять временный поверенный в делах при отсутствии аккредитованного дипломатического представителя (в связи с отъездом за пределы страны пребывания в отпуск, в командировку, в связи с болезнью и в других случаях до момента вручения главе государства пребывания отзывных грамот). Это же правило существует и в случае начала деятельности вновь открытого в данном государстве посольства (или миссии) до прибытия дипломатического представителя - посла (или посланника).
Членами дипломатического персонала считаются лица, имеющие дипломатические ранги. Под эту категорию подпадают лица, назначаемые на должность советников-посланников, советников, секретарей и атташе.
Членами административно-технического персонала являются лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства: обычно референты, заведующие канцелярией, секретари, машинистки и другие лица.
К членам обслуживающего персонала относятся шоферы, повара, уборщицы, садовники, дворники и т.д., то есть лица, которые выполняют обязанности по обслуживанию представительства.
Дипломатические привилегии и иммунитеты
Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как совокупность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрисдикции, предоставляются как зарубежным органам внешних сношений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различаются привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.
Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства. Дипломатическому представительству как органу аккредитующего государства на территории государства пребывания в соответствии с международным правом и национальным законодательством предоставляются особые льготы, преимущества.
В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.
Эти конвенционные нормы воспроизведены в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г., которое в определенной мере продолжает регламентировать поведение российских правоохранительных органов. Это учтено (к сожалению, не во всем) в ряде специальных законов. Так, в Законе РСФСР "О милиции" 1991 г. при закреплении в ст. 11 права сотрудников милиции беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями, и проводить осмотр в одном случае (п. 25) сделана важная оговорка: "кроме иностранных дипломатических представительств", в Другом (п. 18) такая оговорка отсутствует, хотя регулируются сходные ситуации.
Неприкосновенны архивы, документы, официальная корреспонденция представительства. Это преимущество отличается от провозглашенного в ч. 2 ст. 23 Конституции права каждого на тайну переписки и т. п., поскольку не может быть ограничено на основании судебного решения.
Согласно Конвенции государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необходимо согласие государства пребывания.
В соответствии с международным правом Таможенный кодекс РФ предусматривает таможенные льготы для дипломатических представительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования представительств товаров с освобождением от таможенных платежей (ст. 202).
В отношении помещений представительства - как собственных, так и наемных - предусмотрено освобождение от налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.
Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой своего государства на принадлежащих им помещениях и средствах передвижения.
Конвенция возлагает на государство пребывания специальную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Это обязательство учтено в Федеральном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" 1995 г. В перечне ее обязанностей: обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации (п. "н" ст. 12).
Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с его функциями.
Привилегии и иммунитеты главы дипломатического представительства и дипломатических агентов. Конвенция содержит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно привилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основанием ареста, заключения под стражу или содержания под стражей.
Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства.
Воплощением и конкретизацией этой общей нормы являются обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители иностранных государств пользуются иммунитетом. Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится в ст. 17 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи:
а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только дипломат не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами официальных функций.
В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.
Наше законодательство - упомянутое выше Положение о дипломатических и.консульских представительствах 1966 г. - несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава представительства и члены дипломатического персонала вступают в гражданско-правовые отношения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или деятельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.
Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие, показания он не обязан для этого являться в судебные или следственные органы.
Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.
Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Таможенном кодексе РФ (ст. 203).
Указанными "в Венской конвенции привилегиями и иммунитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания.
Дипломатические курьеры при исполнении своих обязанностей пользуются личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
В определенной степени привилегии и иммунитеты распространяются на членов административно-технического и обслуживающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: "если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно").
Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях, привилегии и иммунитеты "предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства". Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее государство.
Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona non grata). В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.
Дипломатическому праву известны сложившиеся издавна обычные нормы, предусматривающие такие общепризнанные функции дипломатических представительств,как дипломатическая защита, ведение переговоров, информационная деятельность. В настоящее время функции как основные направления деятельности дипломатическихпредставительств определяются в основном Венской конвенцией 1961 г. Помимо названных, в ст. 3 Конвенции названа общепринятая на сегодняшний день в доктрине ипрактике функция представительства, а также ряд новых функций, необходимость в которых диктуется современными условиями международной жизни.
Основной, очевидно, является функция представительства. Представительством является по сути вся деятельность посольства или миссии - выступление от имени своего государства во всем вопросам официальных межгосударственных отношений. Из этой функции происходят все остальные.
Функцию дипломатической защиты Венская конвенция ставит на второе место. Речь идет о защите прав и законных интересов аккредитующего государства, его физических и юридических лиц, находящихся на территории страны пребывания представительства. Выражается она в нескольких основных формах: посольство консультирует своих граждан по вопросам, относящихся к их пребыванию в данной стране, делает необходимые запросы по поводу защиты интересов своего государства и его граждан, а в необходимых случаях – выражает протесты и делает представления властям страны пребывания. С точки зрения международного права есть ряд условий, только при соблюдении которых возможна дипломатическая защита. Недопустимо вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию страны пребывания. Необходимо убедиться в том, что в судебной и иной защите по законодательству государства пребывания или отказано, или меры такой защиты исчерпаны и не дали результата. Дипломатическая защита может быть оказана только гражданам и органам отечественного государства, апатриды и граждане других государств вправе рассчитывать на защиту в чужом для них посольстве лишь в случаях крайней необходимости или согласно договорённости между государствами.
Третья функция – ведение переговоров с представителями страны пребывания на разных уровнях – наиболее тесно связана с дипломатической деятельностью как таковой. К таким переговорам прибегают в тех многочисленных случаях, когда нет принципиальной необходимости (или возможности) провести переговоры на более высоком со стороны аккредитующего государства уровне.
Очень важна сегодня информационная функция посольств в силу высокой ценности данных, которую они могут оперативно предоставить. В наше время способность быстро и объективно принять верное решение очень важна, и роль дипломатических представительств в предоставлении достоверных сведений и анализа ситуации с учётом постоянно меняющейся обстановки в сфере межгосударственных отношений трудно переоценить. Информационная функция представительств осуществляется в двух направлениях. С одной стороны, это сбор, получение информации, касающейся государства пребывания, с другой – распространение официальной информации по поручению аккредитующего государства. В Венской конвенции 1961 г. (статья 3) особо подчеркивается, что аспекты информационной деятельности посольств и миссий должны осуществляться исключительно законными средствами с учётом законодательств страны пребывания. Общепризнанными средствами получения информации является обработка находящихся в свободной продаже или в библиотеках изданий, материалов средств массовой информации. Венская конвенция, отражая распространенную практику, закрепляет принцип, согласно которому все официальные дела с государством пребывания ведутся с его министерством иностранных дел или через это министерство, или с другим министерством, в отношении которого есть договоренность, или через это другое министерство. Ведомство иностранных дел обязано предоставить информацию при любом обращении в государственные органы или к должностным лицам государства пребывания.
В наши дни одной из первостепенных задач дипломатии становится сохранение мира и обеспечение дружественных отношений между государствами. Это зафиксировано и в Венской конвенции, где в качестве функций дипломатического представительства названы, в частности, поощрение дружественных отношений между государствами, содействие развитию их взаимоотношений в области экономики, науки и культуры.
В ст. 25 Венской конвенции 1961 г. в общей форме закреплена обязанность государства пребывания предоставлять иностранному дипломатическому представительству все возможности для эффективного выполнения его функций. В дипломатическом праве существует целый ряд норм, конкретизирующих это положение; многие их них нашли отражение и в Конвенции.
Одним из важных факторов обеспечения успешной работы представительств является материально-техническая база – средства и возможности, создающие условия для практической деятельности посольств и миссий или облегающих ее проведение. Прежде всего к ним относится помещение, занимаемое дипломатическим представительством. По общему правилу, эти учреждения должны располагаться в столице государства пребывания, но в практике встречаются случаи, когда структурные подразделения посольства или миссии находятся в других городах страны пребывания. В венской конвенции (ст. 12) такая возможность ограничена необходимостью предварительного согласия на это принимающего государства.
Одним из важнейших средств обеспечения нормального функционирования дипломатического представительства является гарантированная международным правом (ст. 27 Венской конвенции) свобода сношений представительства с аккредитующим государством и его органами, в том числе и зарубежными.
Можно сделать вывод, что дипломатическим представительствам в современном международном праве предоставляются широкие права и возможности для их эффективной деятельности, решения поставленных задач. В то же время этими правами, без ущерба для прав и интересов государства пребывания, его граждан, что обязательно для осуществления эффективного международного сотрудничества, поддержания стабильных дипломатических отношений.
54. ИММУНИТЕТЫ И ПРИВИЛЕГИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
Работники дипломатических представительств пользуются определенными иммунитетами и привилегиями, т. е. льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей.
Иммунитет – это изъятие представительства и его сотрудников из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.
Привилегии – это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются.
Иммунитеты и привилегии предоставляются с целью создания наиболее благоприятных условий для осуществления своих функций дипломатическим представительством.
Различают иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и непосредственно самих сотрудников дипломатических представительств.
Дипломатические представительства обладают следующими привилегиями и иммунитетами:
1) неприкосновенность помещений представительства, т. е. никто не может проникнуть на территорию представительства, иначе как с согласия главы представительства;
2) помещение представительства, а также находящееся там имущество, включая средства передвижения, пользуются комплексом иммунитетов (от обыска, ареста, исполнительных действий и т. д.);
3) представительство освобождается от всех налогов, существующих на территории государства, на котором оно расположено;
4) архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Это правило распространяется также на официальную корреспонденцию и дипломатическую почту, которая не подлежит вскрытию и задержанию; 5)сотрудники представительства имеют право свободно передвигаться в стране пребывания.
Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и льготами:
1) личность дипломатического сотрудника неприкосновенна. Дипломат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме;
2) частные помещения дипломатического сотрудника пользуется той же неприкосновенностью, что и помещения дипломатического представительства;
3) дипломатический сотрудник пользуется иммунитетом от уголовного преследования страны пребывания;
4) дипломатический сотрудник также пользуется иммунитетом от административной и гражданской ответственности страны пребывания. Кроме вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства; исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический сотрудник выступил в качестве исполнителя завещания, наследника, попечителя или отказополучателя, а также исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического сотрудника за пределами его профессиональных функций.
Кроме всего вышесказанного, необходимо отметить, что член семьи дипломатического представителя, являющийся гражданином государства пребывания, не пользуется дипломатическими иммунитетами и привилегиями.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФСтатья 300. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства иностранного государства 1. Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены
Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума ГосударственнаяСтатья 301. Перемещение товаров членами административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства Члены административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие
Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис АлександровичСтатья 302. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала На основе специального соглашения с иностранным
Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестенСтатья 300. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства иностранного государства 1. Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены
Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е ЕСтатья 301. Перемещение товаров членами административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства Члены административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие
Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторовСтатья 302. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала На основе специального соглашения с иностранным
Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестенТема 10. Дипломатиччские привилегии и иммунитеты «Грин-Пис» – межправительственная организация. На ее примере мы и рассмотрим действие привилегий и иммунитета в международном праве. В международных отношениях гражданско-правового характера дипломаты и
Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестенСТАТЬЯ 300. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства иностранного государства 1. Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены
Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел ЮрьевичСТАТЬЯ 301. Перемещение товаров членами административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства Члены административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие
Из книги автораСТАТЬЯ 302. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала На основе специального соглашения с иностранным
Из книги автора53. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА Дипломатическое представительство – орган одного государства, находящийся на территории другого государства, предназначенный для официальных сношений между этими государствами.Существуют два типа
Из книги автора56. КОНСУЛЬСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представительств следующие:1) консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и другими консульскими
Из книги автораСтатья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за
Из книги автора25. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ИММУНИТЕТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ Правоспособность международных межправительственных организаций определяется их уставами, соглашениями о штаб-квартире и другими международными договорами. Они выступают в
Из книги автора Из книги автора120. Материальные и социальные льготы и привилегии прокурорских работников Учитывая высокую общественную значимость и сложность работы сотрудников органов прокуратуры, государство законодательно закрепляет за ними ряд льгот и привилегий, определенных Федеральным
Дипломатические привилегии и иммунитеты - совокупность особых прав и преимуществ, которые предоставляются иностранным дипломатам, дипломатическим представительствам в странах пребывания в целях успешного выполнения возложенных на них функций. Привилегии и иммунитеты отличаются тем, что первые представляют собой преимущества (льготы), а вторые касаются ограничений местной юрисдикции в отношении дипломатов. Они включают: а) привилегии и иммунитеты представительства; б) личные привилегии и иммунитеты.
Привилегии и иммунитеты представительства включают в себя защиту его помещений от внешнего вмешательства, что закреплено в ст. 22 Венской конвенции: помещения представительства неприкосновенны; власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Неприкосновенность помещения - это норма международного права; она носит абсолютный характер. Неприкосновенность помещения не означает, что его можно использовать для предоставления в нем убежища лицам, преследуемым властями страны пребывания. Помещения представительства освобождаются от всех государственных и местных налогов, сборов, пошлин, кроме таких, которые представляют собой плату за отдельные виды обслуживания.
В тесной связи с неприкосновенностью дипломатического представительства находится неприкосновенность архивов и документов. Ст. 24 Венской конвенции устанавливает, что архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Для осуществления своих функций представительство должно обладать свободой сношения со своим правительством. С этой целью в ст. 27 Венской конвенции сказано, что государство пребывания должно способствовать свободному сношению дипломатического представительства со своим правительством, со своими консульствами, с посольствами и консульствами третьих стран. При этом могут быть использованы средства сообщения, находящиеся вне контроля властей страны пребывания: курьеры, дипломатическая почта, шифровки. Дипломатическое представительство может пользоваться радиосвязью лишь с согласия государства пребывания (ст. 27). Дипломатическая почта неприкосновенна при условии, что она содержит только дипломатические документы. Дипкурьер неприкосновенен, он не может быть арестован или задержан. К числу привилегий и иммунитетов представительства относится и право пользования флагом и гербом своего государства на помещениях и средствах передвижения.
Личные привилегии и иммунитеты распространяются на дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. К традиционным общепризнанным привилегиям и иммунитетам дипломатических работников и членов их семей относятся: неприкосновенность личности, иммунитет в отношении юрисдикции, освобождение от налогов, сборов, повинностей, штрафов, таможенных пошлин и таможенного досмотра. Согласно ст. 20 Венской конвенции, личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Власти страны пребывания должны принимать все разумные меры для того, чтобы предотвратить любое покушение на личность, свободу и достоинство дипломата.
Дипломатический иммунитет является ныне одним из основных институтов международного права. Нарушение иммунитета представителей иностранного государства рассматривается как причинение ущерба его существенным интересам. Такое нарушение способно осложнить отношения государств и тем самым нанести ущерб интересам принимающего государства. В прошлом обычно ссылались на концепцию экстерриториальности, согласно которой дипломатическое представительство является частью территории представляемого государства. Однако на самом деле территория дипломатического представительства отнюдь не исключается из сферы территориального верховенства страны пребывания и тем более не является частью территории представляемой страны. Ни здание представительства, ни его территория не изымаются из суверенитета страны пребывания. Их изъятие из местной юрисдикции носит ограниченный, функциональный характер. В ст. 25 Венской конвенции говорится, что государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения представительством своих функций.
Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не находятся вне территории страны пребывания и не изъяты полностью из ее юрисдикции. Венская конвенция закрепила норму, согласно которой такие лица обязаны уважать законы и постановления государства пребывания (ч. 1, ст. 41). Следовательно, нормы права страны пребывания являются для них обязательными. Однако применение к этим лицам мер уголовной и гражданско-правовой ответственности и наложение административных взысканий полностью исключается.
Россия строго соблюдает эти нормы, что нашло свое выражение в национальном законодательстве. Так, ч. 4, ст. 11 УК РФ предусматривает, что вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права. Ст. 360 УК РФ устанавливает, что нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортное средство лиц, пользующихся международной защитой (если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений) наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет. Законодательство других стран также предусматривает суровые меры наказания за посягательство на жизнь дипломатического представителя. Дипломатический работник пользуется в стране пребывания иммунитетом в отношении уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Изъятие из уголовной юрисдикции является полным. Применение к дипломатическому работнику мер уголовного характера может привести к разрыву дипломатических отношений. Изъятие дипломатического работника из уголовной юрисдикции означает, что судебные и следственные органы признают такие дела неподсудными. Немедленно подлежит прекращению любое уголовное дело против дипломатического представителя. Иммунитет дипломата в отношении юрисдикции государства пребывания дополняется тем, что дипломат не обязан давать свидетельские показания, а в случае согласия давать такие показания он не обязан являться для этого в судебные или следственные органы страны, и власти страны пребывания не могут принять в отношении него никаких исполнительных мер. Иммунитет от уголовной юрисдикции не означает, что дипломат может не считаться с законами страны пребывания. Общий смысл международно-правового репреирования состоит в том, что дипломат не вправе вести себя несовместимо с правом страны пребывания.
Согласно ст. 31 Венской конвенции, дипломатический работник освобождается от всех государственных и местных налогов, сборов и пошлин, за исключением: косвенных налогов, включаемых в цену товаров или обслуживания; сборов и налогов на частное недвижимое имущество; сборов, взимаемых за отдельные виды обслуживания. Дипломатический работник освобождается от трудовых, государственных, военных повинностей (таких, как реквизиция, военный постой), а также от всех таможенных пошлин, налогов на предметы, предназначенные для личного пользования. Привилегии и иммунитеты распространяются и на членов семьи дипломата при условии, что они будут строго соблюдать правила и обычаи страны пребывания. Венская конвенция распространяет привилегии и иммунитеты на административно-технический и обслуживающий персонал; однако при этом делаются исключения в отношении гражданской и административной юрисдикции, а также некоторых таможенных льгот (ст. 37). В практике большинства государств признается, что административно-технический и обслуживающий персонал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей; члены этого персонала освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок. Такие привилегии и иммунитеты административно-техническому и обслуживающему персоналу, как правило, предоставляются на условиях взаимности.
права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, главам и сотрудникам этих представительств на основе взаимности для эффективного выполнения ими дипломатических функций.
В международном праве различают:
1) привилегии и иммунитеты дипломатического представительства: неприкосновенность помещений и архивов, имущества и корреспонденции, средств передвижения, свобода сообщения со своим правительством и свобода передвижения сотрудников представительств на территории государства пребывания (за исключением закрытых зон, въезд в которые запрещается или ограничивается по соображениям государственной безопасности), а также освобождение от налогов, таможенных досмотров и пошлин и т. д.;
2) привилегии и иммунитеты главы и персонала дипломатического представительства: неприкосновенность личности, жилища, имущества, личных бумаг и корреспонденции дипломатов; иммунитет от уголовной, гражданской и административной юрисдикции; освобождение от налогов и повинностей и таможенные привилегии.
Привилегии и иммунитеты предоставляются с момента прибытия на территорию государства пребывания и прекращаются с момента выезда с его территории. Это правило действует и в случаях вооруженного конфликта между государствами и разрыва дипломатических отношений между ними.
Контрразведывательный словарь. - Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского . 1972 .
Смотреть что такое "Дипломатические привилегии и иммунитеты" в других словарях:
Дипломатические привилегии и иммунитеты - (англ. diplomatic privileges and immunities) в международном праве права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, специальным миссиям … Энциклопедия права
Дипломатические привилегии и иммунитеты - (англ. diplomatic privileges and immunities) в международном праве права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, специальным миссиям, представительствам государств при международных межправительственных… … Большой юридический словарь
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ - права и преимущества, предоставляемые в соответствии с международным правом, на основе соглашений государств дипломатическим представительствам (посольствам, миссиям, представительствам в других государствах и при международных организациях), их… … Энциклопедический словарь конституционного права
Дипломатические привилегии и иммунитеты - совокупность особых прав и преимуществ, предоставляемых иностранным дипломатическим представительствам, их главам и сотрудникам для того, чтобы обеспечить им выполнение предусмотренных международным правом функций без контроля со стороны властей… … Пограничный словарь
Права и преимущества, предоставляемые представителям государств в органах и на конференциях ООН, а тж. постоянным представителям государств при ООН. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. предусматривает для… … Юридическая энциклопедия
ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ ПРИ ООН - права и преимущества, предоставляемые представителям государств в органах и на конференциях ООН, а т.ж. постоянным представителям государств при ООН. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г предусматривает для… … Энциклопедический словарь экономики и права
Аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России Содиков Шарбатулло Институт дипломатической защиты в международном праве. Введение Актуальность темы исследования. Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц в настоящее… … Википедия
Дипломатическое право - одна из подотраслей права внешних сношений, одной из основных отраслей международного права, представляющей собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений. Дипломатическое право регулирует… … Википедия
Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как совокупность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрисдикции, предоставляются как зарубежным органам внешних сношений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различаются привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.
Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства. Дипломатическому представительству как органу аккредитующего государства на территории государства пребывания в соответствии с международным правом и национальным законодательством предоставляются особые льготы, преимущества.
В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.
Эти конвенционные нормы воспроизведены в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г., которое в определенной мере продолжает регламентировать поведение российских правоохранительных органов. Это учтено (к сожалению, не во всем) в ряде специальных законов. Так, в Законе РСФСР "О милиции" 1991 г. при закреплении в ст. 11 права сотрудников милиции беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями, и проводить осмотр в одном случае (п. 25) сделана важная оговорка: "кроме иностранных дипломатических представительств", в Другом (п. 18) такая оговорка отсутствует, хотя регулируются сходные ситуации.
Неприкосновенны архивы, документы, официальная корреспонденция представительства. Это преимущество отличается от провозглашенного в ч. 2 ст. 23 Конституции права каждого на тайну переписки и т. п., поскольку не может быть ограничено на основании судебного решения.
Согласно Конвенции государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необходимо согласие государства пребывания.
В соответствии с международным правом Таможенный кодекс РФ предусматривает таможенные льготы для дипломатических представительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования представительств товаров с освобождением от таможенных платежей (ст. 202).
В отношении помещений представительства - как собственных, так и наемных - предусмотрено освобождение от налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.
Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой своего государства на принадлежащих им помещениях и средствах передвижения.
Конвенция возлагает на государство пребывания специальную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Это обязательство учтено в Федеральном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" 1995 г. В перечне ее обязанностей: обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации (п. "н" ст. 12).
Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с его функциями.
Привилегии и иммунитеты главы дипломатического представительства и дипломатических агентов. Конвенция содержит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно привилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основанием ареста, заключения под стражу или содержания под стражей.
Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства.
Воплощением и конкретизацией этой общей нормы являются обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители иностранных государств пользуются иммунитетом. Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится в ст. 17 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи:
а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только дипломат не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами официальных функций.
В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.
Наше законодательство - упомянутое выше Положение о дипломатических и.консульских представительствах 1966 г. - несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава представительства и члены дипломатического персонала вступают в гражданско-правовые отношения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или деятельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.
Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие, показания он не обязан для этого являться в судебные или следственные органы.
Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.
Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Таможенном кодексе РФ (ст. 203).
Указанными "в Венской конвенции привилегиями и иммунитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания.
Дипломатические курьеры при исполнении своих обязанностей пользуются личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
В определенной степени привилегии и иммунитеты распространяются на членов административно-технического и обслуживающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: "если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно").
Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях, привилегии и иммунитеты "предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства". Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее государство.
Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona non grata ). В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.