Как оформить красный угол. Иконостас домашний — иконостас угловой для дома

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи. «Дом мой домом молитвы наречется» (Мф. 21, 13) – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств. Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома. Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.


В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас.

Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот. Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках. Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой. Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.


Поэтому, у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами? На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ, отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

ГДЕ РАЗМЕСТИТЬ ИКОНЫ?

В свободном и доступном месте. Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни. Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2,8). Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога (Вар. 4, 36). И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку (Иез. 11, 1). ...ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27).

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища. Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой. Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли. Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п. Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинам, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира. О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»: «В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было "нехорошо". Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что "нехорошо" в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8). ...воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его (1 Пар. 16, 29) – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу. Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами. Традиция эта восходит к древности и имеет
Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами. День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол. После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа. Не должно быть между иконами картин или репродукций картин. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОЙ И КАРТИНОЙ?

Картина представляет собой художественный образ, созданной творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов. Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире. Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне. Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть сугубо индивидуальными или выражать характерные умонастроения своего времени. Икона – средство для общения с Богом и святыми Его. Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты. Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть далее человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа. Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон. Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержаться необходимые указания по поводу праздничных и постных дней. А вот саму репродукцию, по окончании года, можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

КАКИЕ ИКОНЫ СЛЕДУЕТ ИМЕТЬ ДОМА?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения, и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христианине.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги. Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме. Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия». Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру. Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих.

Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:
Владимирская икона Божией Матери,
Донская икона Божией Матери,
икона «Взыграние младенца»,
икона «Взыскание погибших»,
икона «Достойно есть»,
Игоревская икона Божией Матери,
Касперовская икона Божией Матери,
Корсунская икона Божией Матери,
Почаевская икона Божией Матери,
Толгская икона Божией Матери,
Феодоровская икона Божией Матери,
Ярославская икона Божией Матери. «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:
Влахернская икона Божией Матери,
Грузинская икона Божией Матери,
Иверская икона Божией Матери,
икона «Троеручица»,
икона «Скоропослушница»,
Казанская икона Божией Матери,
Козелыцанская икона Божией Матери,
Смоленская икона Божией Матери,
Тихвинская икона Божией Матери,
Ченстоховская икона Божией Матери. Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи. Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской. В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона. Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.


Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи, и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом. По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них, можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писанную, но плохого качества. Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению.


К сожалению и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения. А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе. Часто возникает сугубо практический вопрос: Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее? Здесь можно дать несколько полезных советов. Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей. Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение. После наклеивания репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски.

Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону, нужно оберегать от их воздействия.

КАК РАЗМЕСТИТЬ ИКОНЫ?

Для домашней божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами. Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе). При подборе икон следите за тем, чтобы они были, единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей. Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя? Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.


Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне. Каким должно быть отношение к святыне? Святость, как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6,3) отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка. Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь... (Лев. 20, 26) По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии. Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами. Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам.

Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы. Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – тот, кто изображен. К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон? К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке. Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти.

Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон. Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет - доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни. Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочипгания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова. Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «...и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь воздаваемая образу преходит к первообразному, и поклоняющиейся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6). Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей. Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения...» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня. В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону. Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш...». И последнее. Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации? Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением. Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например на кладбище или под деревом в саду. Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать. Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой. Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

ВЫСОКИЙ ИКОНОСТАС

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку. Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Схема высокого иконостаса


1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;
I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком. Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне. Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения. Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых. В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.

Храм – это дом молитвы и место совершения таинств. Дом – это семейный очаг, но в доме верующего должна звучать молитва, ведь дом православного христианина – это малая Церковь. Молимся мы перед иконами, так как это средство общения человека с Богом или святыми, но при этом надо помнить, что молимся мыБогу, святому, который изображен на иконе, но не самой иконе. Иконы в доме должны быть обязательно. Раньше в каждой семье, в каждом доме или квартире,была полочка с семейными иконами, причем располагалась она на самом видном и светлом месте – передний (красный, святой) угол, божница, киот или кивот.

Где должны быть иконы? Как их расположить?

Все дома раньше, как и храмы, были очень строго ориентированы на местности по сторонам света. Божница устанавливалась в дальнем углу дома, с восточной стороны, между боковой и фасадной стенами, причем по диагонали от печи. Две стены, которые образовывали этот угол, были с окнами. Именно поэтому красный угол был самым освященным. Иконы ставили в киот (открытый шкафчик или полочка с лампадкой).

В наше времястроители не задумываются о том, что кто-то захочет поставить святой угол в квартире, поэтому всех правил выполнить не всегда получается. Современная церковь не слишком требовательнак установке божницы. Но надо постараться соблюсти хотя бы самое малое количество правил при установке домашнего иконостаса.

Правила расположения икон в иконостасе и самого иконостаса в доме:

1) постараться выбрать восточную стену, если же не получается, то выбрать самое доступное место в доме, где никто не будет мешать молиться;

2) в православной семье должны быть обязательно две иконы – Спасителя и Божией матери;

3) икона Спасителя должна быть центральной, остальные иконы должны быть меньше её по размеру;

4) местночтимые иконы не должны находиться над иконами Троицы, Богоматери, Спасителя;

5) если смотреть на иконостас, то икона Спасителя должна быть справа от смотрящего, а Богоматери – слева;

6) слева от иконы Спасителя располагают икону Божией Матери с Младенцем;

7) над главными иконами можно расположить икону Распятия или Троицы;

8) над образами Спаса и Богородицы иконы святых не размещают;

9) у большинства православных семей имеется иконы святого Николая и епископа Мир Ликийских (Николы Угодника);

10) их русских святых очень частов семейном иконостасе можно увидеть иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского;

11) более распространённые иконы мучеников – иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона;

12) желательно иметь в доме иконы тех святых, чьими именами названые члены семьи;

13) для полноты иконостаса хорошо бы иметь образы святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников;

14) иконостас надо увенчать крестом;

15) на время молитвы зажигают лампадку, во время праздников и в праздники можно оставить её гореть весь день;

16) в комнате, в которой обедает семья, надо иметь икону Спасителя, чтобы молиться перед и после обеда;

17) иконы надо стараться ставить подальше от телевизора, магнитофона и другой бытовой техники;

18) если человек работает дома, то икону можно поставить и рядом с компьютером.

Помните, что:

1) иконаИоанна Сочавского Чудотворцадля молитвы об оказаниипомощи в торговле и бизнесе);

2) икона Иоанна Воина убережетот воровства;

3) икона "Неопалимая Купина"сохранит от пожара;

4) икона Святителя Николая Чудотворца предназначена для просьбы о сохранении в дороге;

5) икона Киприана и Иустинии - от зависти и действий конкурентов.

Чем можно украсить иконостас дома?

Цветами, спокойными пейзажами. Но только не плакатами, статуэтками, агрессивными или просто светскими картинами и т.д.

Домашний иконостас это маленький уголок церковной православной церкви, в доме каждого христианина. Испокон веков так называемый красный угол создаётся в жилище и для него отводится особое место, где человек имеет возможность вознести молебен разнообразным святым и соприкоснуться с Всевышним.

История красного угла

Из исторических сведений известно, что первые домашние иконостасы возникли в Древней Руси. Ранее для установки разнообразных святых Ликов отводился угол, который имел название красный или красивый. Поэтому в доме только в отведенном углу можно было расставить своеобразные святыни, а также зажечь лампаду или же свечи. Считалось, что жители Древней Руси в утреннее и вечернее время возносили разнообразные молитвы Святым. Стоит отметить, что некоторые жители возносили хвалебные молитвы Всевышнему в час особой духовное нужды, когда они крайне нуждались в помощи, поддержке или в наставлении на истинный путь.

Домашний иконостас в древние времена имела вид многоярусных полок . Такую полку зачастую завешивали небольшой Благовесткой, которая закрывала от чужих глаз красный угол и все спасительные Святые образы. Открывали такую занавеску только вовремя Вознесения молебна или же для того, чтобы попросить помощи, в иное время многоярусная полка домашнего иконостаса находилась в завешенном состоянии. Такая традиция возникла на территории Древней Руси множество лет назад. Исторические сведения гласят, что самый первый образ Иисуса Христа был создан им собственноручно согласно воле. Такое деяние стало возможным после того, как спаситель умыл лицо чистой водой, а после вытер его отрезом ткани, впоследствии осталось священное изображение. Со временем Иисус Христос отправил Святой образ правителю Малой Азии тех времен, а именно Авгарю, который на протяжении многих лет тяжело болел, однако после того, как он прикоснулся к священному полотну, к нему пришло исцеление. После исцеления правитель Малой Азии приказал расположить священное полотно над воротами города, а уже спустя примерно 900 лет священный Лик Иисуса Христа был перенесён в Константинополь. С тех самых пор ежегодно 29 августа православные верующие христиане празднуют обретение Святого образа Нерукотворного, вследствие чего проводится обряд по освещению полотна вручную.

Что еще располагали на полке для образов?


Стоит напомнить, что иконостасы на Древней Руси хранили в себе не только святую воду , разнообразные иконы, но также просфор. Также жители тех или иных домов прятали в красном углу Библию, Евангелию и памяники . Памяники представляли собой некую книгу, в которую записывались имена всех членов семьи, а также всех тех, кто живет и тех, кто уже умер. Женщины Древней Руси из подручных материалов создавали неких голубей, в роли символов Святого Духа для того, чтобы в дальнейшем подвесить их вблизи домашнего иконостаса. Во время проведения домашние служба в красном углу располагались зажженные свечи, и лампады, что являлось неотъемлемым атрибутом в период Вознесения молебнов.

Историки разных стран мира утверждают , что домашние иконостасы существовали в каждом православном доме до наступления революции 1917 года. После того, как к власти пришли большевики, православные верующие люди продолжали молиться, однако совершали такое деяние втайне от правительства. Поэтому спустя время от огромных, украшенных домашних красных углов осталось только лишь по несколько икон, которые верующие люди прятали от иных людей, опасаясь разнообразных гонений, репрессий и иных пересудов. Если обратиться к современному православному верующему человеку, можно найти множество различных отличий современного иконостаса от красного угла древности. Поскольку до ныне историки не установили, как именно выглядел иконостас, и что помимо святых образов, книг и лампад располагалась в нём.

Создаем свой красный угол

Современные служители храмов, церквей и монастырей утверждают, что создать современный домашний иконостас не сложно, всё зависит только лишь от людей, которые проживают в доме и каких святых они считают своими ангелами хранителями. Но в то же самое время богослужители рекомендуют верующему человеку соблюдать несколько правил.

    Иконы и иные святые образы должны быть на определенном расстоянии от современной техники, такой как телевизор, компьютер, холодильник и иные. Поскольку красный угол должен быть создан вдали от всех мирских предметов мебели и технического оснащения, только в этом случае расположение иконостаса считается правильным.

    Перед красным углом должно быть место для того, чтобы человек чувствовал себя комфортно во время Вознесения молебна. Поэтому домочадцу не должно быть тесно, там же перед иконой должна располагаться раскладная подставка. Поскольку именно на неё необходимо класть молитвенник или иные церковные книги, которые хранят в себе различные молитвословия. Следовательно, верующий человек перед тем или иным святым ликом может расположить Евангелие или Библию.

    Наиболее важным правилом является расположение икон. Поскольку святые образы должны стоять в гордом одиночестве на книжных полках или шкафах. В то же самое время каждому мирянину и верующему человеку важно помнить, что вблизи таких Ликов ни в коем случае нельзя располагать сувениры, картинки или подобную атрибутику. Следовательно, становится понятно, что святые образы должны иметь отдельное место от иных мирских предметов. В противном случае ваши деяния могут ассоциироваться с явным неуважением ко Всевышнему. Достаточно лишь только задумываться о том, что фотографии людей, которые являются нашими близкими и родными, расположены на отдельной полке вдали от различной мелкой атрибутики. Также фотографии родных, которые умерли мы, располагаем на видном месте и при этом вблизи них не устанавливаем никаких статуэток. Таким образом, мы проявляем собственное уважение к умершим членам нашей семьи. Точно таким же образом необходимо располагать иконы для того, чтобы проявить собственное уважение и любовь к каждому святому лику и, конечно же, к иконе Иисуса Христа.

Отличие икон от предметов живописи

Важно отметить, что если в доме имеются некоторые живописные картины, на которых изображены разнообразные библейские сюжеты, их ни в коем случае нельзя устанавливать вблизи домашнего иконостаса. Поскольку известно, что при помощи святых образов и икон, православные верующие люди общаются со всеми святыми и Всевышним, а связи между иконой и картиной не существует.

В этом случае важно знать, что домашний иконостас — это святое место, своеобразный маленький храм в вашей квартире и предназначается он для того, чтобы возносить молебны и благодарить Всевышнего за помощь. Поэтому установка репродукций различных картин, на которых изображены библейские сюжеты неуместно.

В собственной квартире нельзя размещать Священный лик близи с плакатами или картинами, на которых изображены те или иные знаменитые люди. Поскольку, таким образом, православные верующие христиане оскорбляют святыню, устанавливая в некотором роде в один ряд между мирскими кумирами и Всевышним.

Известно, что восточная часть квартиры или дома имеет особое значение для православной религии, поэтому располагать домашние иконостасы или создавать красный угол необходимо именно с восточной стороны.

Восточная часть имеет определенное место во всех исторических религиозных сведениях, поэтому в Ветхом завете говорится о создании рая в восточной части Эдема. Писания Евангелие гласят, что молния пришла с востока, так же самое и Всевышний приходит с небес на землю именно оттуда. Каждый православный прихожанин знает о том, что в храме церковный алтарь располагается с восточной стороны.


Какие иконы необходимы?

Богослужители утверждают , что в доме у каждого христианина должен быть домашний иконостас или Красный угол.
В нём должны быть расположены следующие образы:

    икона Иисуса Христа;

    Святой Лик матери Божьей;

    образ Николая Чудотворца;

    икона Вседержителя, которая считается наиболее подходящей для Вознесения различных молебнов в домашних условиях. Стоит заметить, что в этом случае служители храма рекомендуют приобрести прихожанам образ Вседержителя поясной.

Зачастую, православные верующие люди выбирают для создания в собственном доме иконостаса, Святой образ матери Божьей, которая имеет название Умиление или Путеводительница. Некоторые же прихожане в православной церкви выбирают икону Владимирский образ матери Божьей. Несомненно, что в домашнем иконостасе должна существовать одна из казанских икон, то есть Споручница грешных или Скоропослушница. Установив в доме святые образы человек, может не только просить их о помощи, но и при помощи их благодарить.

Дополнительные образы

Не стоит забывать и о том, что в иконостасе должны иметься иконы, которые являются ангелами-хранителями всех членов семьи, которые проживают в данном доме. Не стоит забывать, что существует множество разнообразных ситуации, поэтому желательно в красный угол установить Святой образ Пантелеймона Целителя, который известен своим врачеванием. Для того, чтобы в семье всегда существовал мир, покой и благополучие, нужно установить образ Февронии и Петра. В случае если в семье проживает незамужняя женщина, нужно установить образ Святой Петербургской Ксении, которая известна каждому прихожанину, поскольку она считается помощницей в делах замужества. За последние несколько лет, многим богослужителям стало известно, что верующие люди устанавливают в красном углу собственной квартиры святой образ Блаженной Московской Матроны. Поскольку Она известна своим целительством и помощью каждому, кто просит о ней.

Но всё же выбор святых образов для домашнего иконостаса остаётся за домочадцами, поэтому служители храма или церкви не могут подсказать точное количество икон, которые должны располагаться в красном углу.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сегодня, наверное, нет такого дома, в котором не было хотя бы одной иконы или церковной свечки. Люди веря в Бога покупают в иконных лавках свечи, иконы, ходят на праздники молятся святят вербу и т.д. Но несмотря на такое вероисповедание, мало кто знает, как правильно это все хранить в доме. Для таких целей обязательно должен быть домашний православный иконостас.

В данной статье мы разберемся как его сделать, где разместить и как правильно в нем располагать иконы. Данная информация будет полезной для каждого верующего человека.

Даже в древние времена, когда за веру православных крестьян преследовали власти, они все равно обустраивали в доме почитаемое место для икон. Его еще в народе называют «красный угол». Как правило такой уголок имел месторасположение по диагонали от входной двери. Делалось это специально для того, чтобы входящий в дом мог сразу увидеть святые образа перекрестится перед ними и поклонится.

В доме к этому месту всегда относились по-особому.:

  • В нем всегда было чисто;
  • Там ставили цветы и украшали его как могли;
  • Кроме того, там же ставили церковные свечи и зажигали при необходимости лампадки.

С тех прошло уже достаточно много времени, но содержание в доме красного уголка практически не изменилось. В нем по-прежнему ставят святые образа. Его также украшают вышитыми рушниками и ставят как живые, так и искусственные цветы. Как уже упоминалось выше священные церковные свечи и лампадки также хранятся рядом с иконами. Также тут принято хранить священные масла.

А вот касательно святой воды, то тут уже на усмотрение хозяина. Она может стоять как рядом с иконами, так и в другом месте. Главное, чтобы ее пили для укрепления духа утром натощак, сразу после молитвы.

Очень важным моментом является лампада для домашнего иконостаса. Ее нужно зажигать во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам. Нив коем случае нельзя рядом с иконами ставить фотографии известных священников, старцев и праведников. С точки зрения священнослужителей, это неправильно. Так как фотография является отпечатком земной жизни человека.

Где и как устроить домашний иконостас

Стоит отметить, что в храме иконостас размещается во внутренней центральной части помещения. Он украшен позолотой, с помощью чего и создается особая атмосфера в храме. Делается это для того, чтобы выделить алтарь с остальным пространством в храме.

Церковь размещает алтарную часть в восточной стороне. Соответственно перед тем как расположить домашний иконостас, необходимо в доме выбрать угол именно в восточной стороне. Если по каким-то причинам в том угле вы не можете расположить иконы, тогда необходимо найти приближенный к нему угол.

На практике очень сложно придерживается именно такой традиции, поэтому она не является обязательной. Как правило место под иконостас выделяют в самой большой комнате. Самое главное условие, которое очень важно соблюсти это достаточное количество места перед «красным уголком». Там должно помещаться как минимум два молящихся человека.

Считается недопустимым, когда в комнате с таким уголком соседствует телевизор или компьютер. Также не рекомендуется рядом с ним размещать и другие электронные блага цивилизации.

Как сделать домашний иконостас своими руками

Перед тем, как сделать домашний иконостас в квартире или доме, рекомендуется сначала изучить рекомендации по его устройству, затем выбрать нужный угол в доме. И только после то рассматривать всевозможные варианты как сделать иконостас своими руками.

Конечно нельзя упомянуть о том, что современные мебельные магазины учитывая потребность клиентов, также предлагают хоть и небольшой, но достаточно неплохой выбор таких уголков. Но большинство семей хочет изготовить его индивидуальным и уникальным. Кстати, специальные навесные шкафчики для икон не обязательно должны быть угловыми. Все это зависит от места, которое вы выбрали.

Также есть вариант изготовления специального шкафчика на заказ. В таком случае будут учтены все особенности и пожелания. В таком варианте он может быть сложенным из нескольких цветов или иметь резьбу.

  • Для самостоятельного изготовления специального уголка для икон можно использовать абсолютно любые материалы.
  • Главное сначала сделать чертежи шкафчика, который вы хотите разместить с этой целью у себя дома.
  • И еще не забывайте о достаточном расстоянии между полками. Так как при горящей свечи они могут нагреваться и воспламенятся.
  • Что касается высоты размещения, то особой технологии и рекомендаций нет. Просто помните, что коны должны находится на уровне глаз, не выше и не ниже.
  • Если для икон вы сделали полочки, то разумно было бы поставить под ним столик. На нем можно будет зажигать и свечки, и лампадки.
  • Также на нем можно размещать святые писания, святую воду и т.д.

Иконы для домашнего иконостаса

Многие люди очень много внимания уделяют форме и виду святого уголка. Но на самом деле намного важней его формы — это правильное расположение икон. В этом вопросе уже традиции не обойти. Как правило традиционно иконостас состоит из двух икон. Это образ Спасителя и Божией Матери. Они обязательно должны быть в каждом доме.

Из всех видов образов Спасителя выбирают иконы с поясным изображением. Что касается икон Богородицы, то отдают предпочтение «Одигитрия», .

Если у верующих есть желание в доме разместить больше двух икон, то не обойтись изображения Святой Троицы и других известных святынь. Тут уже все зависит от личных пожеланий владельцев помещения.

Еще из древних времен особое место занимает образ Николая Чудотворца, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, пророк Илья и т.д. Нужно отметить, что очень хорошо, когда в доме присутствует . Она оберегает дом от пожаров. Также рекомендуется обзавестись иконами с именами жильцов дома.

Как расположить иконы в домашнем иконостасе

Согласно древним традициям иконостас в доме должен иметь пять рядов. Согласно этого существует свой порядок икон. Все нюансы и правильную иерархию святых образов не компетентному человеку учесть достаточно сложно. Поэтому существует понятная схема домашнего иконостаса:

  • В самом верху над всеми иконами рекомендуется разместить православный крест,
  • В центре всего иконостаса принято ставить икону Спасителя. Над ним принято размещать образ Святой Троицы.
  • По правую сторону от Спасителя размещают икону Божьей Матери. По бокам от перечисленных икон или выше их можно размещать остальные образы святых.

Как правило все рекомендации по обустройству красного угла гласят о том, что он должен быть выдержан в едином стиле. Но теория это одно, а практика совершенно иное. Как показывает практика придерживаться единого стиля достаточно тяжело. Так как иногда нам иконы дарят, или зайдя в иконную лавку мы выберем нужный образ, а вот оформления такого как нам нужно нет.

В таких ситуациях не стоит отказываться от намеренной покупки. Ведь на самом деле обрамление образа большой роли не играет. Главное, не превращать домашний иконостас в предмет интерьера. Его обязательно нужно создавать только с верой в сердце.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео из которого Вы узнает о месте икон в доме:

Мария Соболева

Как правильно расставлять иконы в доме?

Иконы есть почти в каждом доме, за исключением семей убежденных атеистов. Раньше люди знали и соблюдали правила размещения святых образов. Знаем ли мы, как устроить домашний иконостас, так ли строги церковные каноны сегодня и каким должен быть красный угол вашего жилища?

Красный угол в старину

Наши прадеды к иконам относились благоговейно и старались оборудовать домашний иконостас по всем правилам. Божница (киот) со святыми образами размещалась в каждом православном доме в красном углу, на самом почетном месте.

Красный — значит, хороший, красивый. Святой угол устраивали с восточной стороны жилища, в самой светлой стороне дома, так как окна были на обеих стенах, образующих угол.

Для православного христианина его дом — символ храма. И если в церкви самым святым местом является алтарь, то в жилище верующего — именно красный угол, где расположен домашний иконостас, это символический аналог алтаря.


Как же люди устраивали иконостас в доме? Божница представляла собой открытый шкафчик для икон, чаще двухъярусный, делали его из дерева и украшали росписью и резьбой.

Иконы ставились на полки, вешать их было не принято. Образа украшали божником — полотенцем из тканого холста, вышитым на концах и вдоль одной стороны. Божник прикрывал иконы сверху и по бокам, но не закрывал святые лики.

В киоте хранили молитвенные книги, святую воду, масло для лампад, свечи, ладан.

Домашний иконостас сегодня

Большинство из нас не слишком хорошо знакомо с требованиями обустройства иконостаса в доме. Да и церковь сегодня не так строго требует соблюдения определенных канонов, ведь времена меняются и некоторые правила становится все труднее соблюдать.

Не в каждом доме есть возможность расположить иконостас в правильном восточном углу. Если планировка жилья не позволяет — что делать?


Допустимо поместить иконы с любой стороны жилища. Но место должно быть удаленным, чтобы можно было спокойно помолиться. При совместной молитве семьи понадобится свободное пространство всем молящимся. Необходимые при этом книги удобно положить на переносной складной аналой.

Постарайтесь расположить домашний иконостас подальше от телевизора, компьютера и прочей бытовой техники. Соседство святых изображений с техническими приборами неуместно.

Иконостас можно сделать своими руками или купить, подойдет даже обычная книжная полка.

Сколько икон нужно иметь в доме? Дело вовсе не в их количестве, вы ведь не коллекцию святых изображений собираете. Иконы имеют другое предназначение — молитвенное.

Не допускайте соседства образов с книгами, чье содержание далеко от православных взглядов, с разными декоративными предметами вроде статуэток, фигурок, панно, картин.


Даже репродукции картин на религиозные сюжеты лучше разместить подальше от красного угла, картины и иконы — разные вещи.

Плакаты и календари с изображениями популярных личностей: музыкантов, спортсменов, актеров — тоже недопустимо располагать рядом с иконостасом.

Какие иконы должны быть в доме обязательно?

Образ Спасителя — центр иконостаса, как и в самом храме. Эта икона всегда самая большая по размеру (Господь Вседержитель, Спас Нерукотворный). В красном углу также обязательно иметь образ Божьей Матери с Младенцем.

Икону Богородицы нужно расположить слева от образа Спасителя. Над этими двумя главными иконами допустимо поместить лишь изображения Распятия и Троицы.


Традиционно многие дополняют свой домашний иконостас изображениями великих православных святых. Почти в каждом доме есть икона святителя Николая Чудотворца, особо почитаемого верующими. Люди верят в то, что он наделен особой благодатью и обращаются с молитвой к святителю .

Святой великомученик Георгий Победоносец и святой великомученик и целитель Пантелеймон также пользуются любовью и уважением православных христиан.

Изображения великих русских святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского украшают многие домашние иконостасы.

На божнице можно расположить иконы пророка Божиего Илии, первоверховных апостолов Петра и Павла.

Какие еще иконы желательно иметь дома? Это могут быть изображения особо чтимых местных святых, архангелов Гавриила и Михаила, святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, иконы, посвященные праздникам.


На почетном месте домашнего иконостаса можно расположить ту икону, которая особо почитается в семье или святой образ, передаваемый из поколения в поколение (если в вашей семье есть такая реликвия).

В семьях верующих родовую икону чтят особо, ведь перед ней молились Господу их предки. Младенца после крещения было принято подносить к иконе и читать молитвы. Семейной святыней родители благословляли новобрачных, детей, отправляя их на учебу, в дальнюю дорогу, под образами наши прадедушки и прабабушки уходили в мир иной.

На киот традиционно ставят иконы именные — изображения тех святых, чьи имена носят живущие в доме. По поводу икон в домашнем иконостасе лучше посоветоваться с вашим духовником.

Священники советуют иметь дома, кроме святых образов Спасителя и Божией Матери, преимущественно иконы тех святых, к которым действительно обращаются с молитвами члены семьи.

Хорошо, когда иконы есть в каждой комнате вашего жилища. Там, где вы обедаете семьей (на кухне, в столовой) нужно расположить икону Спасителя.

Электрические лампочки используются для освещения в помещении и на улице. Но для наружной установки нужен уличный светильник. Только для него производитель гарантирует безопасность и долговечность в условиях влажности и низких температур. Чем уличная модель отличается от комнатной, по каким параметрам светильник надо выбирать - в этой статье.