Цветные ладошки старшая группа. Доп программа "цветные ладошки"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №68»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

г. Энгельс, пр-т Строителей 13а, 413121, Саратовская обл., (8453)74 – 58 – 42

Педагогическим советом Заведующая МБДОУ

протокол № __________ «Детский сад №68»

от «____» ______________ 2016 г. Приказ № __________

От «____» ______________ 2016 г. ________________ __Зотова М. Н.

Общеобразовательная общеразвивающая

программа дополнительного образования детей

«Цветные ладошки»

по художественно- эстетическому развитию-лепке.

Срок реализации: 2 года

Возраст детей: 5 – 7 лет

воспитатель:

Смирнова Нина Вячеславовна- Первая квалификационная категория

Г. Энгельс

2016

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Занятия по лепке позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Лепка благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают приёмы и способы, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения. Каждый ребенок творчески инициативен. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед художественно - эстетическим направлением развития, составляющая часть которого - лепка. Она располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения приемов лепки в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Лепка демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов. Становление образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе кружка «Цветные ладошки» направлены на реализацию базисных задач художественно-эстетического развития детей. Лепка реальных и фантазийных объектов, самостоятельно определенный замысел позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Продуктивная деятельность доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им приемов лепки, удивляет своей непредсказуемостью, расковывает ребенка, способствует созданию хорошего настроения. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Программа включает в себя создание игровых ситуаций, которые расширяют коммуникативные способности детей. Также во время занятия лепкой и для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы, используются записи звуков живой природы и музыки. В результате этого у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы кружка обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит лепке. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа кружка направлена на то, чтобы посредством лепки приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов лепки, их особенностям, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить данная программа.

Методы проведения занятия :

Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

Наглядные

Практические

Игровые

Используемые методы

дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу лепки;

способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Цель программы – Развивать у детей творческие способности посредством лепки. Прививать интерес и любовь к лепке как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Способствовать всестороннее интеллектуальному и эстетическому развитию детей в процессе овладения элементарными приемами лепки.

Задачи программы:

Обучающие :

Побуждать детей создавать выразительные образы и сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал (пластилин, глина), способы лепки (скульптурный, комбинированный, рельефный), овладеть приемами пластилинографии.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Обучать различным приемам работы с пластилином.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к лепке.

Расширять коммуникативные способностей детей.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Учебно-тематический план

1 – й год обучения

(старшая группа)

«Наш уголок природы»

3 занятия

15

75

1час 30 мин.

3.

«Спортивный праздник»

3 занятия

15

75

1 час 30 мин.

4.

«Азбука в картинках»

2 занятия

10

50

60

5.

«Зимние превращения Пугала»

10

20

30

6.

«Елкины игрушки

4 занятия

20

1час 40 мин.

2 часа

7.

Поздравительные открытки.

2 занятия.

10

50

1 час

8

«На дне морском»

4 занятия

20

1 час 40 мин.

2 часа

9

Композиция «В далеком космосе»

2 занятия

10

50

1 час

10.

«Пластилиновый спектакль»

3 занятия

15

1 час 15 мин.

1час 30 мин.

11.

«Чудо- писанки»

3 занятия

30

1 час

1час 30 мин.

12.

«Чудо- цветок».

5

25

30

13.

«Чудо- букет».

5

25

30

14.

Оформление выставки.

Содержание изучаемого курса.

    «Бабочки- красавицы» - совершенствовать навыки владения пластическими умениями.

    «Наш уголок природы» - лепка животных (птиц) уголка природы, домашних питомцев с характерной передачей особенностей животного (птицы).

    «Спортивный праздник» - составление сюжетной коллективной композиции из вылепленных фигурок с передачей движений.

    «Азбука в картинках» – показать, что буквы можно не только писать, но и лепить (рельефная лепка).

    «Зимние превращения Пугала» - освоение предметной лепки (на каркасе), экспериментированию с формой поделок (превращение Пугала в Снеговика).

    «Елкины игрушки» - создание новогодних игрушек в технике тестопластики .

    «Поздравительные открытки» - закрепить способы и приемы рельефной лепки (по замыслу).

    «На дне морском» - создание пластических образов подводного мира по представлению.

    «В далеком космосе» - создание рельефной картины, включающие разные космические обьекты.

    «Пластилиновый спектакль» - лепка фигурок и декораций для пластилинового спектакля.

    «Чудо- писанки» - освоение техники декоративной росписи объемного предмета (яйца).

    «Чудо- цветок» - создание декоративных цветов пластическими средствами по мотивам народного искусства.

    «Чудо- букет» -знакомство с искусством создания изразцов.

    Оформление выставки.

2 – й год обучения

(подготовительная к школе группа)

«Фрукты - овощи (витрина магазина)».

3 занятия

15

75

1час 30 мин.

3.

«Лебедушка»

3 занятия

15

75

1 час 30 мин.

4.

«Едем- гудим…».

2 занятия

10

50

60

5.

«Морозные узоры»

10

20

30

6.

«Орлы на горных кручах»

4 занятия

20

1час 40 мин.

2 часа

7.

«Нарядный индюк».

2 занятия.

10

50

1 час

8

«Лягушонка в коробчонке»

4 занятия

20

1 час 40 мин.

2 часа

9

«Летающие тарелки и пришельцы из космоса»

2 занятия

10

50

1 час

10.

«Наши космонавты. Отважные парашютисты.»

3 занятия

15

1 час 15 мин.

1час 30 мин.

11.

«Мы на луг ходили…»

3 занятия

30

1 час

1час 30 мин.

12.

«Дерево».

5

25

30

13.

Весенняя композиция «Лепка по замыслу».

5

25

30

14.

Оформление выставки.

Содержание изучаемого курса.

    «Грибное лукошко» - создание композиции из грибов в лукошке по замыслу, совершенствование техники лепки.

    «Фрукты - овощи (грибное лукошко)» - совершенствование техники многофигурной рельефной лепки при создании композиции.

    «Лебедушка»– совершенствование техники скульптурной лепки, отображение своих впечатлений о познании природы.

    «Едем- гудим…» - моделирование необычных машинок путем дополнения готовой формы лепными деталями; экспериментирование с формой.

    «Морозные узоры» - совершенствовать рельефную технику, искусство создания изразцов.

    «Орлы на горных кручах» - создание пластических композиций: моделирование гор из бруска пластилина способом насечек стекой и лепка орла с раскрытыми крыльями.

    «Нарядный индюк» - оформление лепных фигурок по мотивам дымковской игрушки, освоение узора в зависимости от формы изделия.

    «Лягушонка в коробчонке» - создание миниатюр в технике рельефной пластики (барельеф, горельеф, контррельеф).

    «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» - изображение пластическими, графическими средствами разных пришельцев и способов их перемещения в космическом пространстве.

    «Наши космонавты. Отважные парашютисты» - лепка космонавтов (парашютистов) в характерной экиперовке с передачей движения в «различных» ситуациях.

    «Мы на луг ходили…» - лепка растений и насекомых с передачей их характерных особенностей и окраски .

    «Дерево» - создание сложной рельефной композиции из соленого теста.

    «Лепка по замыслу» - составление оригинальных композиций, отражая в работе полученные представления в художественных образах.

    Оформление выставки.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Программа «Цветные ладошки» рассчитана на 2 года (старшая, подготовительная группа). Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 12 - 17 человек. Занятия проводятся восемь раз в месяц, с сентября по май.

Количество занятий

Кол-во детей в группе

В месяц

в год

1

8

64

15

2

8

64

15

Методы, используемые на занятиях кружка:

Беседа, рассказ, сказка;

Рассматривание иллюстраций;

Показ образца выполнения последовательности работы.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Периодичность проведения - 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий – 25 (30) минут.

Тематика занятий адаптирована к лексико-тематическому плану работы в старшей (подготовительной) группе.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Театрализованная деятельность». Создание условий для лепки фигурок для пластилинового спектакля с помощью кукол - самоделок.

2. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, лепка образов сказочных героев с передачей характерных признаков; взаимодействия персонажей.

3. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

4. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся сочетать цвета по тону и оттенкам.

Форма занятий тематическая совместная деятельность.

К концу года дети должны:

    уметь создавать простые и сложные композиции;

    создавать рельефную картину (панораму);

    моделировать форму изделия за счет изменения длины исходных деталей;

    тщательно и аккуратно выполнять работу;

    уметь следовать устным инструкциям, создавая композицию.

Ожидаемые результаты: Ожидаемый результат

посредством данной программы кружка педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

Развитию мелкой моторики рук;

Обострению тактильного восприятия;

Улучшению цветовосприятия;

Концентрации внимания;

Повышению уровня воображения и самооценки.

Расширение и обогащение художественного опыта.

Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

Сформируются навыки трудовой деятельности.

- активность и самостоятельность детей в деятельности;

Умение находить новые способы для художественного изображения;

Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.

В результате обучения по данной программе дети:

овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Воспитанники будут знать:

1. Различные приемы лепки, материал (глина, пластилин, соленое тесто); способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный); приемы декорирования образа.

2. Как создавать выразительные образы и композиции. Иметь начальное представление о художественном опыте.

Воспитанники будут уметь:

1.Лепить фигуру животного и человека, моделировать из лепных деталей, создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции.

2. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться книгам, картинам, предметам окружающего нас предметного мира. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.

Показатели усвоения детьми программного материала:

    Самостоятельное изготовление ребёнком 2 – 3 работ.

    Знание и называние знакомых способов и приемов лепки, использование стеки в работе.

    Композиционные умения. Сформированность трудовых навыков и умений.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

    Проведение выставок детских работ.

    Фото и видео презентация кружковой деятельности на итоговом родительском собрании.

    Проведение итоговых открытых занятий для родителей.

Срок реализации программы : с 15 сентября 2016 года до 15 мая 2017 года.

Способы предъявления и объяснения материала

Предлагаемый курс занятий по лепке рассчитан на 2 года обучения. В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ.

Вначале необходим подробный устный разбор последовательности выполнения работ и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать темы для самостоятельной работы.

В структуре каждого занятия использовались двигательные минутки, которые позволяли избежать переутомления и снимали эмоциональное напряжение у детей, что способствовало активизированию различных анализаторных систем, а значит более быстрому и лучшему восприятию программного материала.

К концу года дети хорошо самостоятельно выполняют работу; украшают, добавляют недостающие детали (глаза, усы, и т.п.); добиваются конечного результата.

К концу года дети создают сложные композиции, используя знакомые способы и приемы лепки; пользуясь стекой. А также способны ценить свой труд и труд другого человека. Сотрудничают с товарищами при создании коллективной работы.

Занятия по лепке не только воспитывают аккуратность, но также формируют ловкость пальцев и кистей ребенка, способствуют развитию основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), улучшают восприятие, формирует у ребенка навыки пространственной ориентации, стимулирует речевое развитие.

Результаты мониторинга за 1 год показали, что большинство детей (80 %) имеют высокий уровень усвоения знаний и умений. У данных детей прослеживается хорошо развитая мелкая моторика, а также фантазия и воображение во время лепки; появилась усидчивость, чёткость выполнения инструкции; аккуратность во время работы разными приемами.

Хочется отметить, что дети в течение года с удовольствием посещают кружок «Цветные ладошки». Детям интересно узнавать много нового в эстетическом освоении. У детей, посещающих данный кружок, повышается технические навыки и умения; развивается моторика рук; дети активно проявляют творчество в процессе работы; становится устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.

Завершается обучение оформлением выставки фотографий сюжетных композиций - «Цветные ладошки».

Список литературы:

    «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа». И.А.Лыкова. (Методическое пособие для специалистов ДОУ). Москва- 2007.

Программа И.А. Лыковой «Цветные ладошки»

Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

ЭПИГРАФ

Один из крупнейших представителей английской теоретической мысли сказал:

« Я убежден, что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь и как оно будет важно для грядущих людей…

Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не сможем сохраниться цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни»

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлениях) окружающего мира как эстетических образов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции).

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции –творца»

Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»

Общепедагогические принципы обусловленные единством учебно-воспитательного пространства:

· Принцип культуросообразности - построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

· Принцип сезонности - это построение или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

· Принцип систематичности и последовательности - это постановка или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;

· Принцип цикличности - это построение или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;

· Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

· Принцип развивающего характера художественного образования;

· Принцип природосообразности - это постановка или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

· Принцип интереса - это построение или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Специфические принципы обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

· Принцип эстетизации предметноразвивающей среды и быта в целом;

· Принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

· Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности;

· Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

· Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

· Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

· Принцип организации тематического пространства (информационного поля)- основы для развития образных представлений;

· Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

· Принцип естественной работы (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

В программе «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста:

1. формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2. создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творческтва;

3. ознакомление детей м основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения;

Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента:

1. Способность эмоционального переживания,

Ребенок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, ребенок является соучастником событий и явлений, передаваемым художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникает и проявляется в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей.

2. Способность к активному освоению художественного опыта к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию .

Известно, что художественный опыт передается ребенку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребенок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребенка формируются практические художественные умения и в результате - складывается опыт художественно-творческой деятельности.

3. специфические художественные и творческие способности .

В эстетическом воспитании ведущая роль деятельности детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщенными и самостоятельными способами художественной деятельности.

Методы эстетического воспитания.

1. метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

2. метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

3. метод эстетического убеждения;

4. метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

5. метод эстетического выбора (убеждения красотой), направленный на формирование эстетического вкуса;

6. метод разнообразной художественной практики;

7. метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);

8. метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций пробуждающих интерес к художественной деятельности;

9. метод эвристических и поисковых ситуаций. ;

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Программа «Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала.

Учебно-методические издания

1. Разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада.

2. Сборники «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации»

Наглядно-методические издания

1. Тематические плакаты для обогащения восприятия детей уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Фрукты», «Овощи», «Наш луг», «Еловый лес»)

2. Дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты»)

3. Незавершенные композиции для выставочных коллективных работ по сюжетной аппликации и рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная елочка», «Витрина магазина»)

4. технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания детьми технологически сложных образов («Цветы», «Насекомые», «Зоопарк», «Космос», «Динозавры»)

5. Серия альбомов для художественного детского творчества («Наш вернисаж», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Израсцы», «Писанки»)

Комплекты технологических карт с «пошаговым» показом техники создания конкретного художественного образа и вариантов его творческого воплощения используется для индивидуальной и фронтальной работы на занятиях по разным видам изобразительной деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА:

Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ развития детского творчества (смформулированные в базисной программе развития ребенка-дошкольника «Истоки»)

· компетентность (эстетическая компетентность;

· творческая активность;

· эмоциональность (возникновение «умных эмоций»);

· креативность;

· произвольность и свобода поведения;

· инициативность;

· самостоятельность и ответственность;

· способность к самооценке.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ развития детского творчества

в продуктивных видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Е.А. Флёриной, А.Е. Шибицкой):

Ø субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;

Ø нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа;

Ø вольшая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;

Ø индивидуальный «почерк» детской продукции;

Ø самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образовательной выразительности;

Ø способность к интерпретации художественных образов;

Ø общая ручная умелость.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ выразительного художественного образа как интегральной художественно- эстетической способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):

Ø восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;

Ø осмысленное чтение – распредмечивание и опредмечивание – художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии, (носителем и эстетического выступает выразительный образ как универсальная категория); интерпретация формы и содержания, заключенного в художественную форму;

Ø творческое освоение «художественного языка» - средств художественно-образной выразительности;

Ø самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов и изобразительной деятельности;

Ø проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самостоятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);

Ø экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ .

Тема исследования «Интеграция видов изобразительного искусства в художественной деятельности детей дошкольного возраста (методика разработана и апробирована в соавторстве с Казаковой Т.Г.. кандидатом педагогических наук, ведущим научным сотрудником).

1. Цель

проведения констатирующего эксперимента (диагностики)

1) Выявить уровень художественного развития детей в изобразительной деятельности.

2) Выявить возможности интеграции видов изобразительной деятельности в ситуации свободного выбора ребенком вида и характера деятельности, материалов, содержания (замысла), способов изображения (исполнительский компонент)

2.Общий характер эксперимента: естественно-педагогический.

3. Методика проведения эксперимента.

ДЛЯ АНАЛИЗА процесса и результата детской художественной деятельности разработана система показателей:

«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)

1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности:

· Искренность, непосредственность;

· Увлеченность;

· Интерес;

· Творческое воображение;

· Характер вхождения в образ;

· Специфические способности.

2. Характеристика качества способов творческой деятельности:

· Применение известного в новых условиях;

· Самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа;

· Нахождение оригинальных способов (приемов), новых для ребенка;

· Создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.

3. Характеристика качества продукции:

· Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа;

· Соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;

· Проявление индивидуального «почерка» как особой манеры исполнения и характера образа.


модель для развития художественного восприятия. Описывает целостную систему...

Читать полностью

Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительном искусстве. Формирование эстетического отношения к миру.
Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" представляет авторский вариант проектирования образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО. Включает научную концепцию и педагогическую модель , нацеленные на создание оптимальных условий для формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие ребенка с учетом его индивидуальности. Определяет целевые ориентиры, базисные задачи, содержание изобразительной деятельности, критерии педагогической диагностики (мониторинга), примерные перечни произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства для развития художественного восприятия. Описывает целостную систему календарно-тематического планирования для каждой возрастной группы.
Программа апробирована, прошла общественную и научную экспертизу. В полном объеме обеспечена методическими и наглядно-дидактическими пособиями. Адресована руководителям и воспитателям дошкольных образовательных организаций, педагогам дополнительного образования, специалистам системы повышения квалификации, студентам педагогических вузов и колледжей. Будет полезна для работы в малокомплектных, частных и семейных детских садах.
15-е издание, переработанное и дополненное.

Скрыть