Архитекторы кремля. Кем был Керемли или как азербайджанец построил Московский Кремль

© Живописная реконструкция Аполлинария Васнецова

Кем был Керемли или как азербайджанец построил Московский Кремль?

15:09 12.05.2016

Московский Кремль является сердцем и гордостью российской столицы. Начиная с XIII в. Кремль регулярно разрушался и строился заново. Символом возрождения кремлёвского строительства стало возведение стен белокаменного Кремля при великом князе Дмитрии Донском. Согласно сведениям азербайджанских историков, архитектором построенного в 1367-м году Московского Кремля был азербайджанец Алис Сюбхан оглу Керемли.

Московский Кремль является символом российской столицы - сердцем и гордостью города. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые деревянные укрепления. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Начиная с 1238 году, со времени монгольского нашествия, Кремль регулярно разрушался и строился заново.

Символом возрождения кремлёвского строительства на Руси стало возведение стен белокаменного Московского Кремля, которое началось в 1367 году в годы правления великого князя Дмитрия Донского. Истории известны имена кремлевских зодчих начиная с XV века, однако кем была построена крепость при Дмитрии Ивановиче, до сих пор оставалось загадкой. Согласно сведениям азербайджанских историков, архитектором построенного в 1367-м году Московского Кремля был азербайджанец Алис Сюбхан оглу Керемли.

«5-го января 1367- года в морозный моросящий день рано утром в Шамахе через главные восточные ворота во дворец Ширваншахов въехали 10 всадников, одетые в длинные серые тулупы, черные меховые шапки, длинные красные сапоги и 7 лошадей цвета хны (рыжие), загруженные мешками подарков. Путники привезли письменную просьбу Великого Московского князя Дмитрия Ивановича и удостоили повелителя подарками: cоболиные меха, известные владимирские тулупы, чешские хрустальные вазы и комплекты фарфоровой посуды. Прибывший из русского дворца на государственной карате боярин И.А.Баратынский с присущей казакам горячностью начал знакомить главу государства с содержанием привезенного им письма. Прибывший вместе с русским караваном посол ханства при Московском княжестве Гафур бек выполнял работу переводчика. Известный как лучший архитектор и главный зодчий Ширванского края и всего Азербайджана Алис Сюбхан оглы Керемли Ширвани приглашался в Москву на грандиозную строительную работу.

Сначала Шейх Ибрагим не хотел отпускать своего любимого мастера, но учитывая письменную княжескую гарантию на его личную безопасность и согласие самого архитектора, согласился. Получивший благословение на путешествие известный мастер начал готовиться к пути. Архитектор Алис бек был известен на Ближнем Востоке, Кавказе, в Персии, Индии и конечно же, в родном Азербайджане. 10-го числа того же месяца русские послы и архитектор Алис Керемли отправились в Москву. В том же году за неделю до----- Новруза между князем Дмитрием Донским и главным архитектором был подписан договор. По документу не было ограничений на рабочую силу, финансовое обеспечение, территориальные изменения, исключались контроль, указания и поправки в проект главного архитектора ему были отданы полная свобода и титул боярина.

Эта грандиозная строительная работа должна была завершиться за 4 года. На острове, омываемом Москва-рекой и её притоком Яузой, должны были быть построены внутренний город, крепостные стены с окружающими многочисленными башнями, цитаделями и воротами. Наконец, 25-го марта в день благих вестей («Благие вести, то есть девы Марии от священного Духа - Бога, русские также называют это «Благовещенском») в фундамент постройки были положены первые тесаные черные камни. Воздвигнутые из деревьев внутренние и наружные крепостные стены по приказу архитектора были снесены. Архитектор Алис бек всех удивил, в первый раз на Руси употребив в штукатурку яичный белок сырого яйца. Через год строительство внешних стен крепости с цитаделями, пятью башнями и пятью воротами было практически завершено. Вырытые и заполненные водой рвы перед стенами, воздвигнутыми до Алис бека из деревьев,были заполнены землей и камнями, хорошенько зарыты, то есть были отменены как неподходящие новому проекту добавления. Верхние части внешних стен были оформлены выступами в виде локтей, и это только многократно увеличивало их великолепие. Общая длина крепостных стен 3,4 минаров, толщина 1,2 аршинов, высота же 5,7 аршинов. В начале работы был возведен деревянный забор вокруг стройки, дабы предотвратить загрязнение прилегающих территорий и чтобы строителей не отвлекали зеваки. Обведение постройки ограждением было новшеством на русской земле.

Рабочая сила в 1500 человек жили отдельно в удобных и утепленных домах, были обеспечены в день 2 раза горячей едой, в неделю один раз у них был выходной. Поварами были молодые женщины и девушки. Алис бек выбрал рабочих из самых бедных семей города. Мастера в месяц получали одну десятку золотых монет. При оплате применялись призы и другие льготы. Бесплатные обеды и ужины всем поднимали настроение. Такая зарплата для тех времẽн была большой суммой. На строительной площадке по итогам одного года ни разу не было спора насчет распределения труда, дисциплина держалась на высоком уровне. Алис бек всем обещал, что после завершения работы все дома вместе с имуществом внутри будут подарены там живущим. Москвичи его безумно любили. Ведь население города питалось за счẽт строительства. Народ строительную площадку называл «Керемлинским рядом».

Вот такая картина получилась, когда давали названия башням: главная башня как Спасск (Спас), другие же попали в историю как Троица, Николай, Боровица и Э.Керемли. Несмотря на резкие протесты азертюркского мастера в результате просьбы 16-тилетней племянницы князя Дмитрия Ивановича Анны Ханымгызы,которая была безумно влюблена в мастера и не скрывала своих чувств, следила за ним в строительстве и в повседневной жизни, а также рабочего коллектива 5-ая башня была названа «Керемли» ,и это на документах принесло бессмертие нашему соотечественнику. Позже, в августе 1556-го года после того, как царь Иван IV Грозный оккупировал город Казань, от зависти специальным указом переименовал башню «Керемли» в «Водовзвод». До конца последней эры по официальным документам русские, мировое общество, москвичи, путешественники эту башню, в целом, это непревзойденное искусство со всеми элементами, строительный храм называли то «Керемли» , то «Кремли» или же вкратце как «Кремль» . Таким образом, название «Кремль» полностью стабилизировалось.

Великий архитектор на основании своего проекта во дворе в 175 га построил также княжеский дворец, место для собраний, другие строения, а также сеть секретных катакомб. Спустя ровно 4 года 25 марта в День Благих Вестей было торжественное открытие большого здания. И Великий Князь Дмитрий Иванович, и москвичи, а также приглашенные из иностранных представителей разнообразные гости были в восторге. Больше всех радовалась Анна-ханум. Прижавшись к Алис беку она не могла скрыть своих слез от счастья. В течение 4-х лет Алис бек всего лишь один раз в Шамахе посетил свою семью. В договоре с Великим князем было решено, что архитектор возвращается на Родину, в последний день весны приезжает в Москву,получает свою зарплату и принимает участие в устроенном в честь него на торжественном пиру. Алис бек уехал в Ширван. В первый день лета на опушке леса у начала нынешней Волоколамской дороги - тогда на 9-м километре дороги Москва-Смоленск открылась церемония провод нашего мастера на Родину. Стало ясно, что по причине болезни Дмитрий Иванович не будет присутствовать.

Большинство бояр, группа поваров Великого Князя и музыканты дворца были здесь. 22 июня 1371-го года, чтоб скрыть тайну, во время «икинди» (обряд намаза) атаман казаков, предательски мечом ударив в спину, отделил голову нашего соотечественника от тела. Он был похоронен там же. Не уставая от ухода за его могилой Анна Ханымгыз, несмотря на то, что ее любовь была безответной, не выдержав его потери, постриглась налысо и отправилась в Пензенский монастырь. Русская сторона не придала значение ни договору,ни обещанному слову,тем самым выбрав путь предательства, но также выбрала молчание,что создателем Кремля является наш сын. Не учитывая незначительные знаки,касающиеся этой истины в историческом романе русского писателя Бородина « Дмитрий Донской » , русские источники, особенно многотомная книга « История Российской империи » И.Карамзина также сохранили молчание. Прошло время, и по проекту убитого в то время 49-тилетнего Алис бека Керемли были созданы кремли в Суздали, Смоленске, Новгороде, Казани и в Праге».

Это о колоколах подобных Царь-колоколу. Чудо рождения колокола похоже было на священнодейство. Известный путешественник Павел Алеппский, присутствовавший при отливке Александром Григорьевым предшественника Царь-колокола — Большого Успенского колокола 1655 года — изумленно восклицал: “Ничего подобного этой редкости великой, удивительной, единственной в мире, не было и не будет: она превосходит силы человеческие!” Колокол Александра Григорьева висел на колокольне до большого пожара в Кремле 1701 года. В 1730 году решено было добавить металл к разбившемуся колоколу и довести его вес до 10 тысяч пудов. Мастеров хотели пригласить из Парижа, но королевский механик Жермень отказал, считая, что колокол таких размеров отлить невозможно. Отлили колокол русские мастера, имена их увековечены на самом колоколе. Вот только имя скульптора, украшавшего Царь-колокол, на долгие годы было забыто.

Для наших современников скульптурные украшения стали очевидными после расчистки поверхности колокола в 1979 году. Дело в том, что в 1941 году, в начале войны яркий блеск великана нужно было приглушить и колокол покрасили. Под дождем и солнцем краска трескалась, тускнела и ее регулярно подновляли. Так продолжалось более двух десятилетий. За это время красочный слой в некоторых местах достиг ста миллиметров и почти полностью скрыл рельефные изображения. Расчистили Царь-колокол металловеды из Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского. Вскоре из архивных документов стало известно и имя скульптора.

Больших старых колоколов осталось совсем, немного, так как рано или поздно колокол разбивался и переплавлялся. Драматична и судьба Царь-колокола. Его создание считалось делом государственной важности, было сопряжено с огромными материальными затратами, к нему оказались причастными сотни людей разных сословий, званий, специальностей. Историки заинтересовались этим колоколом еще в прошлом веке, но и сейчас в архивах обнаруживаются документы с неизвестными сведениями, дополняющими общую картину.

Имена двух создателей Царь-колокола увековечены в надписи на нем: “Лил сей колокол росиской мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным”. Имя третьего автора, создавшего великолепный декор колокола, со временем оказалось забытым. Документы, хранящиеся в Центральном Государственном архиве древних актов, к счастью, донесли до нас имя скульптора.

Это Федор Медведев, а Царь-колокол — вероятно, единственное созданное им произведение.

Биографические сведения о Медведеве скупы. Известно, что его отец стал иеромонахом Невского монастыря под именем Ионы. В 1724 году Федор Медведев вместе с братом Дмитрием и шестью другими петровскими пенсионерами был отправлен в Венецию для обучения у известного скульптора Пьетро Баратты, произведения которого закупались для Летнего сада в Санкт-Петербурге. Путешествие из Кронштадта вокруг Европы длилось около года, поскольку не раз подростки оставались без средств к существованию, брошенные капитанами или обманутые нечестными агентами. В 1730 году юноши возвратились в Россию и были прикомандированы к Конторе интендантских дел. Вскоре Федор Медведев попадает в распоряжение доктора Бидло, ведавшего устройством садов в Санкт-Петербурге. Видимо, здесь он сумел проявить свои способности и выучку, иначе необычайно ответственный заказ на оформление Царь-колокола ему не был бы доверен.

Указ об отливке Успенского большого колокола (таково официальное название Царь-колокола) императрица Анна Иоанновна подписала 26 июля 1730 года, вскоре после восшествия на престол. Его исполнение было возложено на Контору главной артиллерии и фортификации, по распоряжению, из которой уже 31 июля был разбит “в штуки” и спущен вниз висевший на звоннице поврежденный во время пожара в 1701 году Успенский большой колокол. Его металл (8 тысяч пудов) с добавлением нового предполагалось использовать для отливки Царь-колокола, вес которого планировался в 10 тысяч пудов. В рапорте от 4 августа сообщалось, что отливать колокол поручено Ивану Моторину, который в то время считался лучшим литейщиком. Это был потомственный колокольный мастер, владевший литейным заводом на Сретенке. Его приглашали отливать наиболее крупные колокола для известных монастырей. Три больших колокола работы Ивана Моторина и сейчас находятся в Московском Кремле: Великопостный (он же Семисотный, Вседневный), весом около 800 пудов, Новгородский (Петропавловский) расположен в первом ярусе колокольни Иван Великий, весит 430 пудов, и набатный, весом 150 пудов, стоит в вестибюле Оружейной палаты. С 1704 по 1737 год на кремлевской звоннице находился колокол Воскресный, весивший более трех тысяч пудов.

Вскоре после указа императрицы началось изготовление чертежей. Моторин принимает в этом непосредственное участие, а затем отливает уменьшенную в тысячу раз модель будущего колокола, которую отправляют в Петербург. Выполнить декор Царь-колокола предлагают Бартоломео Карлу Растрелли, наиболее известному из работавших в тот период в России скульпторов. Растрелли запросил огромный по тем временам гонорар — 8 тысяч рублей. Правительство же сочло притязания мэтра завышенными и предложило вдвое меньше. Однако “оной Растрелли ниже осьми тысяч не брал, кроме материалов и мастеровых и работных людей”. Правительство тоже не уступило. Тогда в Конторе артиллерии вспомнили о учениках П. Баратты. Приставленый “для надсмотру” к “делу литья” капитан И. Глебов в доношении указывает на “искусных людей, обучившихся во Италии... и окроме ж оных найти не уповает”. В январе 1732 года Федор Медведев и пьедестальные мастера Петр Кохтев, Василий Кобылев, Петр Галкин и Петр Серебряков прибыли “к делу колокола”. По резолюции Правительствующего Сената ф. Медведеву было назначено жалование 10 рублей в месяц, а его ближайшему помощнику П. Кохтеву 8 рублей. Через два года из Конторы артиллерии сообщали московскому главнокомандующему графу С. А. Салтыкову, что создание моделей декоративного убранства колокола обошлось всего в 1400 рублей, “в том числе материалы, и инструменты, и дача... денежного жалованья”...

Работы по отливке колокола велись на Ивановской площади Кремля. В укрепленной яме десятиметровой глубины сооружалась форма, вокруг ямы были построены четыре литейные печи, подъемная машина, амбары для хранения меди и олова, кирпича, дров, инструментов. Ежедневно были заняты до ста, а иногда и более, человек. И. Моторин находился здесь постоянно. В конце января 1734 года он даже просит “ис под караула свободить и в дом свой отлучатца безвозбранно”, заверяя, что “и о вышепомянутом деле имею я всегдашнее попечение и неусыпный труд, и без задержания, в чем моя должность принадлежит”. Контора артиллерии еженедельно посылала отчеты о ходе работ и запрашивала разрешения на проведение следующих этапов в Правительствующем Сенате. В курсе дела была сама императрица. 20 августа 1733 года она милостиво разрешила “изобразить имя оного мастера на том колоколе”, а 4 марта 1734 года подписывает указ, повелевающий произвести отливку Ивану Моторину, и “если чего недостает для литья, то наскоро сделать”;

Однако первая попытка отлить колокол в ноябре 1734 года оказалась неудачной. Во время плавки металла одна за другой вышли из строя три печи, при. выпуске металла в запасные печуры загорелось устройство для подъема кожуха формы, затем литейный амбар, кровля которого упала на форму. Опасались ее повреждения. Для Ивана Моторина это было катастрофой. 19 августа 1735 года он умер “от великой печали, також и от лет”, как написал в челобитной императрице его сын Михаил.

Именно Михаил блестяще завершил грандиозное мероприятие по отливке самого большого в мире колокола. В ночь с 24 на 25 ноября 1735 года всего за 36 минут 12327 пудов (201 т 924 кг) колокольной бронзы были залиты в форму. Михаил Моторин был официально признан первым колокольным мастером. Он получил звание цехмейстера литейных дел и тысячу рублей “за труды и ради обновления колоколного завода”, пострадавшего от пожара. Колокол оставался в литейной яме для чеканной отделки декора.

Декоративное убранство колокола удивительно богато. Главное место в нем занимают изображения царственных особ — Алексея Михайловича, в правление которого был отлит предшественник Царь-колокола, и Анны Иоанновны — вдохновительницы настоящей отливки. Обе “персоны” выполнены в стиле традиционного парадного портрета своего времени. Над ними расположены овальные медальоны с изображениями святых. Над Алексеем Михайловичем — традиционный деисус: Христос (в центре), Богоматерь и Иоанн Предтеча (соименен Ивану V, отцу императрицы). С противоположной стороны по сторонам от Христа — пророчица Анна и апостол Петр, святой покровитель Петра I. В двух картушах размещена пространная надпись, в которой изложена история создания колокола. Не имеет себе равных среди сохранившихся колоколов орнаментальное оформление колокола. В стилистике декора ощутимо влияние итальянского барокко, которое безусловно было воспринято Медведевым и Кохтевым от своего учителя.

Чеканные работы так и не были завершены. 19 мая 1737 года во время сильного пожара на колокол рухнула горящая кровля литейного амбара. При тушении огня водой от неравномерного охлаждения на колоколе образовались десять трещин и откололся кусок весом 11,5 тонны. Поврежденный колокол подняли из ямы на постамент только в 1836 году. Организовал подъем известный архитектор и инженер А. Монферран. Тогда же на уши колокола была водружена медная держава с золоченым крестом. В последние годы за состоянием трещин в колоколе ведется регулярное наблюдение металловедами Военной Академии имени Ф. Э. Дзержинского. Опасности разрушения колокола в настоящий момент нет.

И. КОСТИНА.
Наука и жизнь 1992 №7

Лобное место

Лобное место на Красной площади, круглое (диаметром около 13 м) каменное возвышение с окружённой парапетом площадкой и лестницей. Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году. В летописи оно впервые упоминается в 1549 году, когда царь Иван Васильевич просил прощения у земли Русской и обещал быть судьей и обороной своих подданных, и с этих пор оно делается священным местом для народа. Лобное место именуется иногда в старинных актах царевым. Это, без сомнения, потому, что с него возвещался царев суд, который почитали выражением Божьей воли. На чертеже Москвы времен Федора Борисовича Годунова этот городской амвон объясняется так: "Налобное место, или возвышенный помост, конклав, построенный из кирпича; там во дни молебствий патриарх возглашает некоторыя молитвы, также объявляются царские указы". До переноса столицы в Санкт-Петербург Лобное место было главной общественной и политической трибуной Москвы. На Лобном месте совершались некоторые церковные обряды. Издревле, например, там останавливались крестные ходы в своем шествии, и архиерей с запрестольными крестами и святыми иконами восходил на Лобное место, обставляемое тогда хоругвями, и после сугубой ектеньи осенял предстоящих животворящим крестом на четыре стороны.
На вершине Лобного места в 1606 году поставлены были для чествования и поклонения святые мощи порфирородного мученика царевича Дмитрия, принесенные в Москву из Углича. Там же после освобождения Москвы в 1612 году от поляков и литовцев русские воеводы князь Пожарский и Трубецкой, придя из Белого города с воинством, совершили благодарственное молебствие и затем вступили в Кремль, очищенный от врагов. На Лобном же месте был положен коней всяким смутам и неурядицам, порожденным появлением самозванцев, избранием на царство Михаила Федоровича Романова.
В XVII веке оно было кирпичное с деревянной решеткой, которая запиралась железным засовом; потом имело навес, или шатер, на столбах. Впоследствии Лобное место обветшало; в 1786 году оно было построено вновь за счет казны, по прежнему плану, из дикого тесаного и белого камня, и в таком виде сохранилось. Возвышенный круглый помост его огражден каменными перилами; в западной его части, т.е. к Спасским воротам, вход с железной решеткой и дверцей; одиннадцать ступеней ведут на верхнюю площадку с трехстепенным амвоном. В XVIII столетии московское купечество из уважения к этому священному для древней столицы памятнику вызывалось устроить здесь купол и поставить там огромный крест с изображением святых мест в Иерусалиме и Страстей Христовых. Но этот проект, представленный купечеством городскому начальству, остался почему-то без исполнения.
Существует распространённое ошибочное мнение, что Лобное место является местом публичной казни в XIV — XIX веках. При этом дают различные варианты этимологии названия. Например, утверждается, что название Лобного места возникло оттого, что на этом месте «рубили лбы» или «складывали лбы». Смертные казни производились на Красной площади. Иногда они совершались у самого Лобного места, а не на нем. В таком случае там ставили высокий сруб, или эшафот, на котором по объявлении приговора казнили. Такова была казнь многих преступников в 1718 году, когда на срубе был выставлен деревянный щит с начертанием имен преступников, "приговоренных к лютейшим смертным казням, дабы, смотря на них, казнились в совести все такие злотворцы".В последний раз такой сруб был поставлен в царствование Екатерины II.
К 1 мая 1919 года в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды здесь был установлен деревянный раскрашенный памятник Степану Разину «с ватагою», впоследствии демонтированный.

У Лобного места прошла сидячая демонстрация 25 августа 1968 года в поддержку независимости Чехословакии.

Могила неизвестного солдата

Памятник Минину и Пожарскому

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Список памятников Московского Кремля

Внутри стен Кремля находится всего три монумента, но посмотреть на них приходят десятки тысяч туристов. Царь-пушка и Царь-колокол имеют давнюю историю и считаются одними из символов российского государства. Результаты труда талантливых мастеров признаны выдающимися памятниками российского литейного искусства. Мемориал на месте гибели князя Сергея Александровича был возведен в начале прошлого века. Его уничтожили в годы советской власти и восстановили совсем недавно.

Царь-пушка

На просторной Ивановской площади установлено огромное орудие, возле которого всегда много путешественников. Это не удивительно! Размеры пушки поражают. Она имеет длину 5,34 м, диаметр ствола 1,2 м, калибр 890 мм и весит 2400 пудов, что составляет почти 40 тонн!

В Средние века центром производства артиллерийских орудий и колоколов был Пушечный двор, который находился на месте современной Пушечной улицы и Лубянской площади. В этой части Москвы стояло несколько плавильных печей, кузниц и литейных амбаров, где трудились лучшие на Руси литейщики, чеканщики и кузнецы.

Огромная пушка была отлита Андреем Чоховым в 1586 году. Именитый мастер проработал на Пушечном дворе более 40 лет. Он изготовил множество тяжелых артиллерийских орудий и воспитал талантливых учеников, которые впоследствии стали известными пушечными и колокольными мастерами.

Считается, что пушка на Ивановской площади Московского Кремля никогда не стреляла. Однако, специалисты-оружейники оспаривают это распространенное мнение. На бронзовой бомбарде красуется именная печать мастера, а ставить ее полагалось только после испытательного выстрела. С другой стороны, в камере ствола сохранились приливы бронзы. Если бы Царь-пушка хоть раз выстрелила, они бы удалились в момент прохода ядра. Кроме того, орудие не имеет запального отверстия, так что произвести выстрел из него просто невозможно.

Возникает закономерный вопрос - для чего предназначались гигантские бомбарды? Массивные орудия использовали для обстрела крепостных стен, то есть для осады. Ядра, которые лежат возле пушки декоративные -они пустые внутри. Если бы ядра были цельнометаллическими, то весили бы более тонны, и потребовались бы специальные механизмы, позволявшие загружать их в пушку. Из бомбард стреляли небольшими каменными ядрами, используя их как картечь. Поэтому Царь-пушку официально называют «Дробовиком российским». Кстати, скорострельность больших бомбард составляла всего 1-6 выстрелов за день.

Стенобитные орудия не оснащали лафетами. Их вкапывали прямо в землю, а рядом обязательно рыли окопы для солдат, потому что металлические стволы часто разрывало. Декоративный лафет, который можно увидеть в наши дни,изготовили в 1835 году на петербургском литейном заводе.

Огромная бомбарда украшена литыми узорами и надписями. Поскольку орудие сделали при царе Федоре Иоанновиче, на пушке выгравирован его портрет, а на лафете изображен лев. С обеих сторон ствола можно увидеть по четыре металлических скобы. К ним крепились канаты, с помощью которых пушку перемещали с одного места на другое.

Царь-пушке довелось «переезжать» несколько раз. Вначале она была нацелена на белокаменные стены Китай-города. Потом орудие переместили на Красную площадь и установили на дровяном настиле возле Лобного места. Петр I распорядился поставить самую большую российскую пушку возле Арсенала , а уже оттуда бомбарду переместили на то место, где она стоит в наши дни.

Царь-пушка настолько знаменита, что в некоторых городах можно увидеть ее копии. Реплики в масштабе 1:1 стоят в Ижевске и Донецке. В два раза уменьшенная копия находится в Йошкар-Оле. А в Перми установлена пушка, имеющая калибр 508 мм и изготовленная в 1868 году. Она отличается от московского прототипа тем, что была пристрелена. После 314 испытательных выстрелов пермскую пушку признали вполне годным для боя орудием, но в боевых действиях она не участвовала.

Царь-колокол



Возле колокольни Иван Великий на постаменте возвышается другой памятник российского литейного искусства - огромный Царь-колокол. Он поднимается на высоту трехэтажного здания (6,24 м), имеет диаметр 6,6 м и весит более 200 тонн.

Одним из «колокольных литцов» Пушечного двора был Александр Григорьев. Знаменитый мастер жил в XVII веке и изготавливал звучные колокола для башен Кремля и крупных российских монастырей . Императрица Анна Иоанновна отдала распоряжение переделать один из поврежденных григорьевских колоколов. В испорченное изделие планировали добавить металл, что бы увеличить его вес до 10 000 пудов. По распоряжению государыни литейщиков для этой работы хотели найти во Франции . Однако,парижские мастера не согласились взяться за такое сложное предприятие.

В 1730 году литейщики нашлись на родине - на Пушечном дворе Москвы. Выполнить трудное задание взялись Михаил Федорович Моторин и его сын Михаил. Они отливали колокол прямо в Кремле. Подготовительные работы заняли 1,5 года, и в конце осени 1735 года новый колокол был готов. Его изготовили из сплава, в состав которого входило более 84% меди, 13% олова, 1,25% серы, а также более 0,5 тонны серебра и 72 кг золота.

После того, металл остыл, мастера приступили к чеканным работам. Во время них колокол находился в литейной яме, и его поддерживала металлическая решетка, опирающаяся на прочные дубовые сваи. В 1737 году случился большой пожар. От огня загорелось деревянное перекрытие над ямой. На площадь в Кремле сбежался народ. Все боялись, что от падающих горящих бревен колокол может расплавиться. По одной из версий, трещины появились оттого, что колокол попытались снять. По другому предположению, металл стали заливать водой, и из-за неравномерного охлаждения он треснул. Следствием пожара стало то, что от нового колокола отвалился кусок, весящий 11,5 т.

Целое столетие пытались вытащить гигантский колокол из ямы, но все попытки оканчивались неудачей. Лишь в 1836 году, благодаря подъемному устройству, разработанному талантливым инженером Огюстом Монферраном, колокол удалось наконец поднять и установить на восьмигранный постамент.

Огромный колокол выглядит очень живописно. На металле можно увидеть изображения двух российских правителей - Алексея Михайловича и Анны Иоанновны. Кроме того, колокол украшен растительным орнаментом в стиле барокко, ликами ангелов и христианских святых.

Мемориал на месте гибели Великого князя



Высокий металлический крест за ажурной оградой стоит неподалеку от Никольской башни , между Сенатским дворцом и Арсеналом. Памятник восстановили в совсем недавно - в мае 2017 года.

Пятый сын российского государя Александра II родился в 1857 году. Сергей Александрович принимал активное участие в войне между