Японский ландшафтный дизайн, фото. Садово-парковое искусство японии кратко

Философия японского сада имеет глубокие корни. Она основана на влиянии религий и исторических событий и получила отражение в разных стилях японского сада. Даже сейчас, смотря на новые японские сады мы видим, как на них влияют время и современные условия жизни человека.

Краткая история — эволюция японского горного сада (V VIII -й в.в.)

Давайте оглянемся на пятый век, когда китайский даосизм начал накладывать отпечаток на японское искусство. Это древняя даосская вера в то, что где-то посередине океана есть три или пять островов, где живут бессмертные.

В японской литературе эта вера проявляется в виде сказки о рыбаке по имени Урашима Таро, который спасает жизнь морской черепахе, которая в свою очередь переносит его на один из бессмертных островов. Там рыбак женится на принцессе и становится бессмертным. Однако с течением времени он страдает от тоски по родине и решает вернуться в свою старую деревню. К сожалению, как только он вступает на родной берег, он сразу же стареет и умирает.

С V по VIII век даосские бессмертные острова вдохновили не только рассказчиков, но и японских создателей садов настолько, что слово «шима», что означает «остров», употреблялось как слово «сад». В те времена типичный японский сад представлял собой большой пруд, окруженный пышными деревьями. В середине пруда устанавливался хотя бы один островок или иногда просто большой горный камень, символизирующий землю с неувядающей молодостью и вечной жизнью, как это было в рассказе об Урашиме Таро.

Хейанский период (конец VIII XII в.в.)

Поскольку столица Японии была перенесена в Хэйан-Кио (Киото) в 794 году, художники и садовые мастера стали отходить от влияния китайского даосизма и посвятили свои усилия развитию искусства, которое отражало бы их собственную культуру. Сады стали изображать японские природные ландшафты, а буддизм стал доминирующей, вдохновляющей силой их творений. Хотя в этот период пруд и острова оставались неотъемлемой частью японских садов, все остальные элементы были отобраны и организованы гораздо более скрупулезно. Например, конструкции, окружающие сад, соединялись друг с другом длинными крытыми галереями. Предпочтения отдавались лиственным деревьям, чьи формы и цвета изменялись от сезона к сезону. Даже птицы на деревьях и рыба в пруду считались частями садовой композиции.

Этот стиль японского сада помимо олицетворения ​​буддизма, также отразил беспокойство общества гражданскими войнами, которые бушевали по всей стране во второй половине периода Хэйан. Непрерывно изменяющееся состояние сада повторяет буддийское учение об исчезновении нашего существа и бесконечном цикле смерти и возрождения. Философия японского сада того периода демонстрировала, что зловещие войны пробудили людей к осознанию неустойчивости жизни и это воплотилось в эфемерной красоте природы; недолговечности цветения весенних цветов и красочности листвы, которая умирает с наступлением зимы.

Период Муромачи (XIV XVI в.в.)

Примерно в конце XI века в период Хэйан сухие скалистые ландшафты стали господствовать в японских садах. Профессиональные садовники тогда назывались «монахи, которые укладывают камни». Это может показаться немного странным для нас, современных граждан, но буддизм настолько влиял на ландшафтный дизайн садов, поэтому не удивительно, что монахи были ответственны за проектирование и создание дзэн садов.

Только в период Муромачи дзен сады настолько развились, что они получили широкую славу и продолжают радовать нас и сейчас. Говорят, что отцом ландшафтного дизайна Дзен был Мусо Сосеки, великий монах Дзэн, который создал один из самых старых каменных садов и принес популярность этой загадочной технике озеленения.

В то время как сады Хейан отражали неустойчивость жизни, сады Муромачи отвергают переменчивость мира. Садоводы в этот период обнажили природу и создали дзен-сады в основном из скал и песка, чтобы выявить истинную сущность жизни и природы. Иногда добавлялись небольшие вечнозеленые кусты, но они не были главными элементами ландшафта. Это не значит, что особняки Муромачи полностью пренебрегли традициям создания прудов. Пруды в дзен саде есть, но они без воды. Монахи рисуют волнистые узоры на песке граблями, имитируя волнообразные движения воды. Все камни в саду символизируют собой элементы, присущие обычным японским садам, такие как острова, горы, деревья, мосты и даже животные.

Все сады Дзэн, которые были созданы уже после периода Муромачи, на самом деле являются неотъемлемой частью наследия именно этого периода. По сей день в Японии и в разных странах продолжают появляться новые сады камней. Есть бесчисленные вариации, рожденные самобытным воображением и творчеством современных озеленителей. Тем не менее, сады Дзэн, построенные в период Муромачи, всегда остаются почитаемыми как древние прототипы этого уникального ландшафтного стиля.

Традиционно, дзен сады не предназначены для пикников или других развлекательных мероприятий. Это священное место для монахов-дзен, чтобы выполнять свою повседневную практику. Японское слово «нива», означающее в наше время «сад», в древности означало «пространство для ритуалов». В дзен-буддизме чтение священных писаний и молитв считаются поверхностными действиями. Чтобы достичь просветления, нужно пройти длительные периоды медитаций. В каменном саду монахи созерцают природу и ищут предельную свободу разума. Истинная цель ворошения песка граблями заключается не в создании чего-то эстетически приятного, а для тренировки собственной мысли, это своего рода неявный вид медитации в движении.

Дзен буддизм — это ветвь буддизма, которая не является религией, по крайней мере, не в обычном смысле, поскольку она не имеет ничего общего с божественной силой или метафизическими теориями человеческого существования. Это просто школа мысли или способ мышления. Основная деятельность дзен — не изучать Дзэн, а скорее изучать себя и понимать свою «настоящую природу», которую часто называют «природой Будды». Каждый родился с природой Будды, но по мере старения мы становимся привязанными к вещам и переживаниям, с которыми мы столкнулись. Чтобы вновь открыть природу нашего Будды, это не значит все забыть, необходимо включить разум, быть открытым для новых возможностей, готовым принимать и сомневаться; иметь ум, лишенный самовлюбленности, предрассудков и эгоистичной одержимости. Без осознания природы Будды наша деятельность всегда будет зависеть от нашей предвзятости и ограниченности. Мы не можем видеть все, что происходит вокруг нас, но мы получаем то, что является отголоском нас самих. Создавая своего рода скелетную обнаженность сада, монахи дзэн строят миниатюрный образ вселенной в ее самой первозданной форме, которая, как они считают, может напоминать людям об их собственной глубокой природе.

Пошаговую инструкцию, как создать японский сад камней своими руками .

Реальность против манипуляций

В японском саду камней устанавливаемые скальные куски породы могут представлять горы или деревья или животных. Песок может символизировать простор воды или водопада, спускающегося с горы. На самом же деле, скалы — это просто камни, а песок — только песок. В глубоком смысле, это означает, что люди манипулируют, приписывают иные значения окружающим предметам, и в процессе этого, обманывают самих себя, становясь одержимыми этими пустыми ценностями. Например, бриллианты — это то, чем люди хотят обладать. Люди готовы платить большие суммы денег или даже влезть в долг за крошечный кусочек этого драгоценного камня. Считается, что алмаз — это символ роскоши, красоты и вечной любви. При этом он становится причиной зависти, жадности и мнимого счастья. Но согласитесь, разве это не просто блестящий камень? Рассматривая простоту дзен сада камней, можно научиться воспринимать истинную сущность природы и видеть вещи за пределами их бессмысленных явлений.

Теперь вы понимаете, что японский сад создается не только с эстетических соображений и желания созерцать. Философия японского сада кроет в себе глубокие смыслы и, прежде всего, познание самого себя.

Японские сады необычайно популярны по всему миру, их можно увидеть как у обычных частных домов, так и рядом с историческими достопримечательностями, например Буддийскими храмами или старыми замками. В Японии садоводство – это высокое искусство, которое зародилось под влиянием более древней китайской садовой культуры.
Ниже подборка из 20 великолепных японских садов со всего света.

Настоящий японский сад имеет несколько характерных особенностей. Самая главная - дом всегда должен располагаться посередине участка, чтобы из него просматривался весь сад.
Также, в традиционном японском саду присутствуют такие атрибуты:

  • Водоем - настоящий или искусственный. Возможно пересохший.
  • Мостик через водоем, либо выложенные по дну камни, для перехода через водоем.
  • Камни или каменные композиции.
  • Фонарь, в основном из камня.
  • Чайная или беседка.
  • Забор, стена или изгородь в традиционном стиле.

Изначально, для японца сад - это место отдыха, созерцания и единения с природой, однако современные публичные сады используются как для прогулок, так и для сохранения некоторых редких видов растений. Структура японского сада подчеркивает необычайную хрупкость природы и побуждает к ее сохранению.

Очень важную роль в этой культуре играют камни. Их используют в основном для создания дорожек и мостиков. Большие камни, как правило треугольной формы, располагают обособленно. Они являются символом гор.

Искусственные водоемы сооружаются таким образом, чтобы быть максимально похожими на естественные природные озера и ручьи, поэтому японцы практически не используют фонтаны. нередко можно встретить искусственно созданные, пересохшие водоемы, сделанные так, как будто в них действительно журчала вода.

Один из основных элементов японского сада - растительность. Японцы предпочитают сажать растения с богатой зеленой листвой, но разноцветные цветущие деревья и цветы также имеют место.

Благодаря различным видам клена и кустарникам японцам удается создавать разнообразные цветовые палитры в своем саду.

Что такое японский сад? Наверняка у каждого из вас есть свое видение этого замечательного явления. Кто-то представит себе сад камней, кто-то - чайные сады с их неповторимой лаконичностью и красотой, для кого-то это, в первую очередь, сформированные растения - ниваки, у некоторых всплывет в памяти образ фонарей, деревянных мостиков, чаш.

История японских садов

Традиционные сады в Японии можно найти повсюду: в частных домах или по соседству - в городском парке, в Буддистских храмах и Синтоистских святынях, в исторических достопримечательностях, вроде старых замков. Много японских садов более известны на Западе как сады Дзен. Чайные мастера по старому обычаю создавали изысканные японские сады совершенно другого стиля, восхваляя деревенскую простоту.

Типичные японские сады включают в себя несколько обязательных элементов, настоящих или символических:
— каменный фонарь среди растений
— вода
— остров
— мост, ведущий к острову
— чайный домик или павильон

История японского сада насчитывает несколько столетий, стиль был сформирован в 10-11 веках и к 14-16 вв. достиг своего расцвета. К этому времени сложились определенные каноны, по которым в будущем и создавались сады. Неповторимые по красоте японские сады были разбиты при императорских дворцах. К сожалению, большая их часть не сохранилась до наших дней. Храмовые и монастырские сады Японии содержали минимальное количество растений или вовсе обходились без таковых. Очень долгое время искусство японских садов было недоступно европейцам, так как Япония долгое время оставалась закрытой страной. Затем, с развитием торговых и культурных связей с Европой, в Старый Свет пришел и японский стиль. Первоначально символика японского сада была экзотикой для европейцев, но со временем, люди начали ценить особую атмосферу японских садов, покой, защищенность и гармонию, которую они дают. Позже, японский стиль в ландшафтном дизайне получил большое распространение среди садов всего мира.

В последние годы очень популярны стали японские сады — диковинные и порой непонятные для российского глаза сооружения. Между тем, японский сад — это, прежде всего философия, мировоззрение и миропонимание. На Востоке, и прежде всего, в Китае и Японии, садовому искусству с глубокой древности уделялось огромное внимание.

Знаменитые сады Японии

Тремя наиболее известными садами Японии традиционно считаются Кэнроку-эн (Канадзава), Кораку-эн (Окаяма) и Кайраку-эн (Мито).

Парк Кэнроку-эн

Парк Кэнроку-эн — самый большой парк Канадзавы. Название означает Сад шести достоинств. Изначально это был сад замка Канадзава. Парк был создан в XVII веке и открыт для публики в 1875 году.

На территории в 25 акров расположено множество деревьев (около 8 750), цветов и других растений (всего 183 вида), пруды, водопады, ручьи, мосты. Среди достопримечательностей парка — древний фонтан и чайный домик.

Вода подается из удалённой реки по сложной системе водоснабжения, построенной еще в 1632 году. Зимой особый колорит парку Кэнроку-эн придают канаты, протянутые с вершин деревьев, для того чтобы уберечь их от обламывания под тяжестью снега.

Парк Кораку-эн

Первоначально парк назывался Коэн (поздний сад), потому что был разбит после завершения строительства замка Окаяма, напротив которого находится парк. Своё название Кораку-эн получил в 1871 году. Парк Кораку-эн находится в городе Окаяма, главном городе префектуры Окаяма, на острове Хонсю в Японии. Парк занимает площадь в 13 гектаров и расположен в районе Асахигава.

Парк Кайраку-эн

Кайраку-эн находится в городе Мито, главном городе префектуры Ибараки, на востоке острова Хонсю. Парк был разбит по указанию Токугавы Нариаки в 1841 году. В связи с тем, что Нариаки особенно любил сливовые деревья, на территории Кайраку-эн была создана большая сливовая роща (в отличие от других садов Нихон Санмэйен).

Во время Второй мировой войны парк Кайраку-эн был практически полностью уничтожен бомбардировками, однако в 1958 году восстановлен.

Японские городские сады и парки

Японские городские сады и парки совсем непохожи на те, что мы привыкли видеть, скажем, в Москве. В городском саду мы ожидаем увидеть узорчатые цветники, клумбы, расчищенные и утоптанные дорожки. В японских же садах другие элементы оказываются в центре внимания. Здесь на первое место выступают песок, галька, карликовые растения, причудливые ручьи, камни. Для японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положено в основу паркового дизайна.

В японском городском саду на нас воздействуют не только красота и совершенство форм, но и весь дух вещей, внутреннюю силу которых мы ощущаем на каждом шагу. Если попытаться перенести японский парк в какую-либо иную страну, то ничего не получится. Дух, атмосфера - вот что главное в японском парке.

Холмистый сад

Холмистый сад — один из классических типов японских садов. Холмистый сад может быть большим или маленьким, но обычно в его центре находится водоем или в случае сухого ландшафта — «море» из гравия, как проиллюстрировано на нашем примере.

Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водяным потоком. Равнинный сад не имеет даже малейших ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используют камни, деревья, каменные фонари, резервуары с водой и источники. Собранные вместе по вкусу архитектора, они неповторимы. Японский пересеченный ландшафтный сад — это творение служителей культа и садоводов-профессионалов. Этот сад воспроизводит миниатюрную модель гористого региона Японии с небольшим озером, имеющим островок, оригинально размещенными камнями, декоративными каменными фонарями, мостиками и переходами.

Сад камней

Основой основ японского сада являются камни. Камень в его первозданной форме является главным атрибутом японского парка. Эстетические свойства необработанного камня более всего

применяются в архитектуре « сада камней». Японский сад камней — уникальное сооружение. Основная площадь его засыпана песком или мелкой галькой, а на ней как бы в беспорядке разбросаны группы неотесанных камней. Однако беспорядочность только кажущаяся. Расположение групп и композиция камней в группах подчиняются правилам, исходящих из мировоззренческих концепций дзэн-буддизма. Камни в группах располагают по три в соответствии с буддийской триадой. Сады камней функционально предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, усиливает тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению. Здесь в явном виде выступают такие принципы как умение видеть прелесть обычной и изящественной простоты.

Сад цубо

Он появился в Японии ещё в раннем средневековье в связи с ростом плотности городского населения и, соответственно, увеличением плотности застройки. О его размерах говорит само название, идущее от единицы измерения площади, цубо, равной 3,3 кв. м. Другой перевод слова «цубо» - кувшин, горшок, т. е. некое небольшое вместилище, чем, собственно, и является крошечное пространство, отводимое этому садику среди домов.

Сад цубо является микрокосмом - маленькой вселенной, созданной на тесном пространстве между своим и соседним домом. Возможно, в этой вселенной можно будет разместить только некое подобие сада с небольшим числом растений, но японцы создали искусство, отображающее космос даже с помощью одних лишь какэмоно и икэбана в токонома на площади не более 2 кв. м. Этот крохотный сад тоже много говорит о своеобразном характере японцев. Внутренний сад является не просто световым колодцем, подобным домашнему саду Средиземноморского побережья, но представляется воплощением и философии жизни, и находчивости японцев, умудряющихся даже в тесных городских домах жить в единении с природой.

Чайный сад

Главное строение чайного сада - чайный домик (тясицу) - находится в глубине сада. Устройству чайного домика придавалось особое значение. Это небольшая комната, в которую ведет узкий и низкий (ниже человеческого роста) вход. Каждый должен был непременно согнуться, чтобы показать, что все равны.

Тясицу походили на крошечные бедные хижины восточных мудрецов, они были предельно скромны как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. Непритязательность обстановки создавала высшее ощущение красоты, постичь смысл которой следовало путём философского осмысления реальности. В качестве украшений допускался лишь свиток с философским изречением, картина старинного художника и букет цветов.

X_Polus1 _x_Polus2 _x_Polus3 _x_Polus4 _x_Polus5 _x_Polus6 undefined

Вне моды, вне времени

Японские сады – уникальные образцы не только ландшафтного искусства, он также японской этике и эстетике. Их концепции и символике посвящены многочисленные трактаты с предписанием строгих ритуалов. И всё это в угоду совершенству. Такой подход не случаен, так как любование природой – национальная традиция японцев.

Помимо интерьеров, оформленных в восточном стиле, наших современников продолжают очаровывать традиционные японские сады. Их выразительность и принципы формирования столь актуальны, что они появляются на приусадебных территориях в различных уголках мира, даже по соседству со сверхмодными строениями из стекла и бетона, придавая окружающей среде столь необходимую для человека положительную эмоциональную энергетику.

Японский сад - сложное для восприятия произведение садово-паркового искусства, которое, как и любой другой аспект необычной для европейцев культуры Страны восходящего солнца, невозможно понять, не углубившись в ее историю, традиции и религиозные верования. Нужно учитывать и тот факт, что к природе японцы относятся не так, как европейцы: они считают, что ее нельзя постичь логически, а только интуитивно.

Сады отличаются дизайном и назначением. По характеру рельефа их делят на холмистые и плоские, а в зависимости от доминирующего элемента оформления на сады мхов, воды, камней, папоротников. Сады устраивали при дворцах, храмах, частных домах. Дворцовый сад занимал большую площадь, которую пересекало множество дорожек для прогулок. Здесь были декоративные элементы и небольшие павильоны, из которых открывались прекрасные виды. В отличие от дворцовых, сады при храмах служили для созерцания и медитации. Домашние сады, как правило небольшого размера (от 3-4 м2 до нескольких десятков соток), в основной массе представляли миниатюрные копии ландшафтов.

Первым руководством, дающим ключ к расшифровке этических и эстетических канонов садового искусства, была "Тайная книга садов" (Сакутэй-ки, XII век). В XV веке ее дополнили "Планы ландшафтов и загородных домов", сопровожденные чертежами и комментариями в прозе и стихах.

Этот сад в японском стиле органично вписался в украинскую природу. Здесь есть и вода, и камни – основные элементы сада, и чайный домик, и “горбатый” мостик

Искусство садов дзэн. Искусство японских садов издавна связано как с буддизмом, так и с культом синто (от синтоизм - древняя религия Японии), который обожествляет деревья, камни, воды рек и озер, где обитают ками - невидимые духи природы. Основное влияние на формирование сада оказали монахи, исповедующие дзэнбуддизм. Сады, проникнутые философией дзэн, стали чудесным претворением в жизнь столь характерного для японцев стремления к идеалу прекрасного. Для постижения мира, смысла жизни очень важно созерцание природы и отдельных предметов, эстетическое восприятие и глубокое чувственное переживание, чтобы среди кажущегося постоянства вещей уловить их сиюминутность. Несмотря на то, что при создании садов руководствовались в первую очередь эстетическими принципами, все его элементы, как это свойственно Востоку, несли свою символическую нагрузку. Поэтому зрительные образы, предстающие перед глазами зрителя, только часть информации, которую несет в себе каждая композиция сада. Чтобы представить образ, который имел в виду мастер (садовник), нужно знать толкование символов.


Сад мхов – прекрасное место для отдыха. Обилие зелёного цвета способствует умиротворению и душевному покою

Самый старый тип сада - "сад мхов" (Кокэдэра), или плоский сад, спланированный в XIV веке. В нем было озеро и возвышающиеся над его гладью островки, символизирующие рай Будды. Лужайки, составленные изо мхов разных сортов и оттенков зеленого цвета, создавали иллюзию покоя, так необходимого для уединенного размышления. В отличие от Кокэдэра, сад Тэнрюдзи состоял только из камней и зарослей кустарников, которые были подобраны и расположены таким образом, чтобы в любое время года можно было любоваться их цветением. Немало садов в Японии построено на основе сюжетов из древних поэм: "Семь растений весны", "Семь цветов осени" и др.

Самые необычные сады, не имеющие аналогов в садовом искусстве других стран, - сухие ландшафты, состоящие из гальки, песка и камней. Именно в них наиболее полно представлено учение дзэн-буддизма. Сад камней не фрагмент природы, а ее символ, место умиротворенного созерцания. Учение дзэн в отличие от школ традиционного буддизма - путь, ведущий посредством медитации, созерцания мельчайших деталей повседневности к озарению. Для его постижения можно включить в произведение (будь то живопись или ландшафт) незавершенный фрагмент или пустоту, чтобы зритель воспринял и дополнил его фору и композицию, постиг его символику и интуитивно завершил замысел автора.

Сад камней. Самые знаменитые "сухие сады" находятся в Киото за оградой монастырей Реандзи, Дайтокудзи, Нансэндзи,Дайсэнин, Регэнин. Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно только пройдя через храм, а созерцать - только сидя на веранде храма. Обычно такой сад представляет собой площадку, засыпанную белым гравием, "расчесанным" граблями на тонкие бороздки, которые можно ассоциировать с рябью воды (вода - важный компонент сада, она символически изображается на гравии параллельными волнистыми линиями или в виде концентрических кругов, наподобие тех, которые образуются на ее поверхности ступавшего камня). Каждый день монахи разглаживают граблями поверхность, чтобы никакой след - даже от дуновения ветра - не нарушил правильность линий. В саду Реандзи (XVI век) на площадке из гравия расположены 15 камней разной формы и высоты. Они образуют пять групп, каждая из которых обрамлена зеленым мхом. Главная загадка заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней. Задача посетителя - наблюдая застывшую картину, заставить свое сознание создать реальный зрительный образ, увидеть и медленно погружающийся в воду камень, и плавно расходящиеся концентрические круги, заставить работать воображение, чтобы понять через созерцание и медитацию истину, ведь мир таков, каким мы его представляем. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое.

Сад для чайной церемонии. На краю японской усадьбы в маленьком саду строился чайный павильон, специально оборудованный для уединения и созерцания. Планировка сада полностью подчинялась этикету чайной церемонии. Во внешней части имелась скамья с навесом место для ожидания церемонии. Внутренний сад окружал чайный павильон. В композиции чайных садов обязательно присутствуют несколько бесформенных камней вдоль тропинки из разноцветной гальки, ростки бамбука, каменный фонарь, родник и при нем бамбуковая ложка с длинной ручкой для омовения перед чайной церемонией. Растительность в саду неброская, потому как ничто не должно отвлекать от ритуала чаепития. Породы деревьев подбирают так, чтобы их темная листва вызывала ощущение гармонии, чистоты, тишины и естественности.


Японцы всегда смотрят из дома вовне, наблюдая монохромный пейзаж, открывающийся при раздвинутых наружных стенах

Символизм сада. Японские сады - воплощение великого в малом. Их знаковые системы аналогичны идеограммам иероглифического письма, а значения элементов и их сочетаний зафиксированы в руководствах по садовому искусству. В основе схемы символического ландшафта лежит сочетание знаков горы и воды. Так, например, пруд символизирует океан, а камень - гору. В то же время не имеет особого значения используемый материал: поверхность песка или гравия может обозначать воду, группа камней - водопад или конкретный живой образ - переправу тигра с тигрятами через бурный поток. Сопоставление горы и воды воплощает учение о противоположных началах инь и ян, чередование и взаимопроникновение которых - основа всего сущего (светлое мужское начало обозначается горой или камнем, темное женское - водой). Для японского сада не особенно важен вид используемого растения, главное - заключенная в нем символика, образ, рожденный формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним традициями. Одно из любимых растений - сосна - символ долголетия, вечности и постоянства, а из известных - сакура, олицетворяющая стойкость и чистоту, поскольку ее цветки никогда не вянут на дереве и облетают свежими. Бамбук символизирует благородство, мужественность и стойкость, поэтому во многих садах высажены бамбуковые рощи. Лотос означает чистоту, не подверженную воздействию негативных проявлений реального мира. Он тесно связан с образом Будды, которого часто изображают сидящим в цветке лотоса.

Слияние дома и природы. Включение природы в жилище - давняя японская традиция. Сад разбивается для того, чтобы им любоваться, сидя на примыкающих к дому галереях, которые выполняют одну из главных задач - обеспечивают пространственный переход от интерьера к окружающей среде. Единство природы и дома, размеры помещений которого варьируются с помощью раздвижных перегородок, позволяет жить в условиях естественного освещения и климата. Здесь нет и намека на противопоставление постройки и окружения - интерьеры растворяются в ландшафте, их структура создается с учетом перспектив, направленных вовне, связывается с приметными особенностями пейзажа. Дом и сад тематически и композиционно всегда стараются увязать друг с другом. Используемые для оформления сада элементы зрительно и логически связывают как с домом, так и друг с другом и тщательно подбирают в соответствии с чередой впечатлений и мыслей, которые должны пробуждать медитативное созерцание сада.

Принципы создания малого сада. По сей день каждый японец, имеющий у себя во дворе клочок земли, непременно устроит в нем садик с миниатюрным водоемом, в котором будут плавать разноцветные карпы, особо почитаемые и символизирующие мужество. Ограниченность территории привела к культивированию небольших, искусственно созданных садов, планировка и оформление которых воспроизводили многообразие видов и форм природы. Для их создания использовали местные природные условия, а также искусственно созданные насыпные холмики, извилистые тропинки, пруды, речки с каскадами и крутыми мостиками, перекинутыми через пороги, беседки, специально высаженные живописные группы деревьев, лужайки с декоративными павильонами. Площадки и дорожки оформляли, вводя мелкие детали: камни, карликовые деревья, кустарники, мох, цветы.

Среди разнообразия японских садов наиболее популярным и распространенным является тсубонива - сад малых размеров, ограниченный небольшой территорией приусадебного двора. Самые маленькие сады размещаются даже в узких проемах внутри зданий, в пространствах между внутренними и внешними перегородками (при условии достаточной освещенности и вентиляции). Для создания тсубонива необходимо лишь небольшое количество элементов: основных, которые привлекают внимание, и подчиненных. Структура последних зависит от взаимосвязи основных. К основным относятся каменный фонарь и каменная чаша для родниковой воды. Фонарь - символ миропорядка. Его элементы образуют иерархическую последовательность и несут в себе знаки огня, сконцентрированного внутри объема, который символизирует землю, покоящуюся на мировых водах под сенью небес. Внутри современных фонарей обычно расположена мерцающая электрическая лампочка, которая освещает путь в темноте и направляет внимание на отдельные элементы ландшафта. Существует много разновидностей фонарей, каждый из них имеет свое происхождение и место в саду. Они берут свое начало от ритуальных курительниц благовоний, расположенных перед залом Будды.

Лаконичный набор немногочисленных элементов малого сада требует гармонии между вертикалью и горизонталью. В основном, самом большом камне устраивают чашу (углубление) для воды, которая вытекает по бамбуковой трости. Иногда вода поступает в чашу через вертикальный канал, непосредственно устроенный внутри камня. Ритуальная чаша для омовения рук цуку - бай имеет японское происхождение. В древности камни с естественными углублениями посередине использовали для хозяйственных нужд, а затем и для символического очищения перед входом в синтоистское святилище. Позднее эта традиция перекочевала в буддийские храмы (процедура лить воду на руки означает в буддийских практиках завершение дела).

Камни и вода считаются основными элементами сада. Камни в зависимости от формы, фактуры, даже от породы и положения (вертикального или горизонтального) могут иметь характер инь или ян, выраженный более или менее ярко. Сопровождающие цукубай камни, как правило, только горизонтальные. Долгое время использовали преимущественно необработанные камни, а если уж их касалась рука человека, то они все равно не должны были отличаться от природных. Редко можно встретить в саду гладкие валуны. Предпочтение отдается камням с острыми сколами и явно выраженной слоистой структурой. Обычно используют гранит, андезит, хлорит, базальт, имеющие насыщенно серую или красноватую окраску.

Второй важный элементе саду - вода. Она может быть представлена в виде пруда, ручья, водопада. Течение воды сопровождается постоянным журчанием перетекающих струй, шепотом потоков, скользящих по поверхности камней. Согласно традиции синто текущая вода охраняет от злых духов, очищает душу и тело. Человек, проходя через водный поток по мостику или скользя взглядом по ручью, очищается и обретает душевный покой. Если воды на участке мало, ее заменяют светлым крупнозернистым песком, гравием, а в современной практике - мраморной крошкой, гранитным отсевом, на поверхности, которых граблями рисуют волны.

Секреты разбивки сада

В XII веке для мастеров сада и создателей композиций из камней было составлено руководство по садовому искусству Сакутэ-ки, приведенное в "Тайной книге японских садов". Вот некоторые выдержки из него. "При устройстве сада всегда вспоминайте знаменитые пейзажи страны, их общий вид и важнейшие составляющие. Тогда и в ваших садах вы добьетесь гармонии природы и своих замыслов.

Привезите в сад побольше камней - и больших, и маленьких. Сохраняя их естественное положение, отделите "стоячие" камни от "лежачих". Оцените, как смотрится каждый камень - сверху, снизу, сзади и спереди. Затем определите место в саду для доминирующих камней. "Лежачий" камень не должен стоять, а "стоячий" лежать. Иначе духи камней возмутятся, и ваша семья пострадает. Композиция у подножия холма требует большого количества камней. Они будут одновременно укреплять его и оставлять впечатление мощи.

В отдаленном уголке сада камни должны быть небольшими, как бы случайно оставленными и забытыми здесь. Композиция из камней не должна быть навязчивой или замысловатой. Пусть лучше они будут как бы случайными. Высокие камни должны устанавливаться лишь в исключительных случаях, например, вокруг водопада, на краю острова, перед холмом. Камни не должны быть выше метра. Не следует располагать камни ближе, чем в метре от жилища, в противном случае хозяин будет не в состоянии там жить и сад придет в упадок. Прежде чем вырыть пруд и размещать в нем камни, заранее подумайте, как он будет вписываться в общую композицию сада, гармонировать с каждым ее уголком. Тут важны и форма пруда, и выбор места для острова. При насыпке острова нужно исходить из общего вида сада, определить размеры острова и водоема. Как правило, в пруду насыпается остров, а вода согласно китайской традиции должна течь с востока на запад. В устье течения устанавливается валун, вершина которого должна быть на 12-15 см ниже уровня павильона для ловли рыбы: по нему измеряется уровень воды".

Ритмы, формы, цветовое решение элементов символически связаны с природным ландшафтом, непринужденно и естественно передают многообразие живой природы. В саду преобладают спокойные зеленые, серые и коричневые тона. Легкие цветовые контрасты образуют лишь чередующиеся цветы и плоды, которые знаменуют смену времен года и вносят ощущение цикличности и быстротечности времени. Мужской мажорной природе ян соответствуют более яркие и теплые оттенки растений с доминирующей вертикалью. Таковыми являются клены (японский и веерный клены, отличающиеся необычайно красивой формой кроны и листа, яркой осенней окраской), высокорослый бамбук, сформированные осью некоторые виды сосен. Женской минорной природе инь соответствуют папоротники, нимфеи, плотные кулисы низкорослых форм бамбука, стелющиеся формы можжевельника. Как правило, растения инь имеют холодные опенки и более глубокий тон. Растения, соответствующие инь и ян, не перемешивают и не смешивают с основными элементами сада, представляющими противоположное начало. Композицию сада подчеркивает ритм вертикалей бамбука и яукубы, горизонталей мшаника и водных растений. К вертикалям и горизонталям добавляют диагонали растущих кленов, сосен, азалий.

Мнение специалиста

Для строительства японского сада как произведения садово-паркового искусства, тем более, если мы говорим о большом саде, необходимо подобрать хорошую команду, от проектировщиков и консультантов до поставщиков и строителей. Управлять ею должен человек со знанием восточной философии, архитектуры, дизайна, строительства, а также разных инженерных систем.

В японском саду кроме разработки основной концепции сада большое внимание уделяется сооружениям и деталям. Здесь нет случайных предметов, все продумано до мелочей: например, очень важно как, где и какие будут лежать камни. Ведь что хорошо продумано, легко строится. Поэтому проектирование объекта имеет такое большое значение.

При строительстве японского сада кроме эстетических задач мы столкнулись с множеством инженерных проблем, таких как гидротехнические (укрепление берега, строительство острова), постоянное изменение уровня воды (весной он поднимается на 2 м), в связи, с чем необходимо было сооружать насосную станцию. Чтобы уберечь воду в озере от цветения и ряски, пришлось предусмотреть ее биологическую очистку. А чтобы любоваться садом можно было и в вечернее время, установили наружное освещение территории с учетом того, чтобы светильников не было видно ни ночью, ни днем. Помимо перечисленных пришлось решать множество других проблем. Но когда все работы позади и ты видишь красоту конечного результата, слышишь подтверждения японцев, что получился действительно японский сад, ощущаешь удовлетворение заказчика, все проблемы, связанные со строительством, отходят на второй план. Слава богу, что в нашей стране находятся люди, вкладывающие деньги не только в коммерческие проекты, но и в красоту.

Одна из проблем создания японского сада в наших условиях - растения. На японских островах климат теплый и влажный, поэтому приходится для многих видов подбирать альтернативные варианты. Так, например, визуальный образ сакуры передают с помощью вишни, сливы, абрикосового дерева. Японский клен заменяют маньчжурским, татарским или приречным. Из хвойных пород обычно высаживают горную сосну, кедровый стланик, пихту бальзамическую и различные можжевельники. Из цветущих кустарников - рододендроны и азалии, их обязательно укрывают на зиму. Мхи переносят из мест естественного произрастания или заменяют их седумами и камнеломками.

Ландшафты традиционного японского сада не предполагают широкой гаммы цветов, более характерной для садов запада, в которых цветочное оформление часто является самостоятельным или главным композиционным элементом. В японской традиции садовые цветы служат дополнением к чему-либо, усиливая впечатление. В основе этого лежит философский принцип, смысл которого сводится к тому, что природу не следует "улучшать" или "украшать", можно лишь подчеркнуть красоту и гармонию, которая уже заложена в ней.

Японский сад не является застывшим слепком природы. Изначально, при планировании, продумывается его облик в разное время года. Тщательно подобранные растения вносят в сад жизнь, ощущение ее трепетности и цикличности, благодаря чему возникает ощущение непостоянства, неуловимости момента, течения времени. Здесь минорная грусть зимы сменяется весенним подъемом, после чего наступает торжество яркого, насыщенного красками и теплом лета, за которым неизбежно приходит грусть осени.

По мотивам журнала “Красивая усадьба”

А вы бывали в японском саду, наслаждались его загадочностью и умиротворенностью? Приходилось ли вам, слившись с природой, отдаться мыслям о жизни простых, вечных вещей? Если нет, то обязательно посетите это волшебное место — японский сад подарит душевную гармонию и спокойствие, оставит в памяти наитеплейшие воспоминания. А ознакомившись с концепцией японского садового искусства, вы сможете создать уголок или сад в японском стиле у себя на участке.

Искусство из древности. История развития японского садоводства

VI–VIII вв. Период Нара

Первый японский сад появился еще в VI веке, он был разбит на территории императорского дворца в древней столице Японии Нара, она была отображением китайского города Чаньчань. Тогда идея садового искусства была позаимствована у Китая, так же как и некоторые основы японских традиций и культуры.

Сады того времени имели два основных элемента – камни и воду (скелет и кровь сада). Тогда же японцы начали придавать смысл всем предметам, использовать символику. Большой, тяжелый камень символизирует защищенность, водопад – начало жизни и т. п. Далее, сады развивались согласно духу времени.

IX–XII вв. Период Хэйан

Время перемен и возведения новой столицы Киото, которая отличалась подлинными японскими особенностями. В этот промежуток времени формируется новое направление в садовом искусстве – сад чайной церемонии, в его концепцию был включен островок живой природы с чайным павильоном.

XV в. Период правления сёгуна Асикана

Начало развития совершенно новой, простой и загадочной формы аранжировки – композиции, выставленные в нише токонома.

XIX–XX вв. Морибана

Садовое искусство Японии, просуществовавшее века, меняется и подстраивается под спрос Запада (западного интерьера). К основной особенности веяния Морибаны можно отнести появление в садах низких и плоских напольных ваз.

С начала своего становления сады Страны восходящего солнца менялись в соответствии с культурой разных времен, несменной опорой перемен были религиозные убеждения буддизма и синтоизма. Основы современного японского садового искусства сформировались и закрепились ближе к XIX веку. Японский сад — это образ мира и живой природы в миниатюре.

Философия японского сада

Мы привыкли к садам, заполненным растениями и элементами декора. В современном понимании сад – это участок, на котором нет места пустоте, а ключевым моментом японского сада, наоборот, является обилие свободного пространства и пустот, что может вызвать чувство беспокойства у современного человека, однако, стоит прочувствовать атмосферу японского сада и беспокойство проходит, на смену ему приходит приятное умиротворение.

«Без ничего нельзя получить что-то»

Незаполненные пространства «ма» подчеркивают окружающие предметы, или элементы сада подчеркивают пустоту, определяют пространство – это олицетворение всем известных переходящих сил двух начал «инь» и «ян». Этот сложный для создания японского сада принцип является основополагающим.

«Ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно»

Существует еще два довольно сложных, но очень важных в создании сада понятия – ваби и саби, их непросто объяснить, они являются частью японского мировоззрения, эстетики и культуры. «Ваби» это скромность и простота, обладающая внутренней силой, «саби» это олицетворение подлинности, старины и неподдельности. Философским значением этих понятий присущих японской культуре является красота несовершенного, простого, естественного, незаконченного и лишенного излишеств.

В дзенском понимании мира понятия «ваби» и «саби» представляют собой выход за пределы материального мира, ближе к простой, земной жизни, где внешняя оболочка предметов не существенна, куда важнее то, что находится внутри, глубинная суть. Японский сад предназначен для того, чтобы человек смог прочувствовать красоту обыденного, простого, не зацикливаясь на внешнем облике окружающих предметов.

«Природа – это идеал, к которому следует стремиться человеку»

Система японского садового искусства основывается на совершенном и прекрасном мире нетронутой земной природы. Японские садоводы не меняют природу, они используют то, что есть под рукой, подчеркивая всю необычайную красоту первозданности.


Миниатюрная модель мира

Японский сад – это природный, естественный ландшафт, представленный в миниатюре. Войдя в это загадочное место, вы не увидите его полностью. Отличительной особенностью японских садов является грамотное разделение территории на участки (камеры), которые представляют собой отдельные совершенно новые укромные уголки с индивидуальным обзором и элементами декора.

Всю красоту сада, его секреты и тайны можно рассмотреть, только войдя в него. Так как японский сад спрятан от посторонних глаз, в его ограждении могут быть небольшие отверстия, заглянув в которые вы увидите лишь самую малую его часть.

Символизм

Понятие «японский сад» — это философия, где каждый элемент сада играет не только декоративную роль, он также наделен индивидуальным значением (символом), которое необходимо чувствовать и понимать, любая деталь японского сада непременно должна занимать свое место.

Понять символику каждого элемента легче, если вы знакомы с культурой и философией Японии, но можно попробовать разобраться в символах иначе. Войдя в сад в японском стиле, вы остаетесь один на один с природой, погрузившись в созерцание пейзажа и отпустив свои мысли, можно дать волю фантазии, она поможет прочувствовать атмосферу сада и понять смысл композиций.

Ключевые элементы японского сада

Ворота

Издревле ворота в Японии говорили о социальном статусе семьи обитающей за ними. Изначально они состояли из двух столбов с верхней поперечиной, позже появились ворота с крышей. В то время аристократы соревновались в постройке изысканных ворот, а в частных домах можно было устанавливать их исключительно чиновникам, но со временем запрет частично пропал, простой народ смог устанавливать ворота только с XIX века.

Известно несколько типов ворот: в садах чаще встречается П-образное сооружение (крыша на двух столбах) либо ворота с одной створкой без крыши. Материалом для покрытия крыш служат черепица, медь, железо или тес. Створки делятся на раздвижные, двустворчатые или одностворчатые, а изготовлены они из металла или дерева. Ширина ворот разнообразна, в зависимости от размеров сада.

Стены и изгороди

Все виды оград в японских садах модно поделить на 4 типа:

  1. Стены, защищающие сад от посторонних глаз.
  2. Изгороди, скрывающие любые недостатки сада либо технические сооружения.
  3. Ограждения, делящие сад на зоны, — их высота не больше двух метров.
  4. Декоративные изгороди, калитки и ворота, не несущие знаковую нагрузку, являющиеся частью композиции.

Цукубаи

Сосуд для омовения, им можно воспользоваться присев на корточки. Посетители должны помыть руки и ополоснуть рот, а также умывание в цукубаи очищает сердце и мысли.

Типы цукубаи

  • Естественный – пробивается углубление в камне примерно 12 или 30 см в диаметре, в зависимости от величины камня. Декор для цукубаи такого типа не предусмотрен.
  • Подражательный – изготовлен в подражание сосудам, используемым в саду. Он может быть в виде круглой монеты с отверстием в центре, чашечки для саке и т. д.



Сикаодоси (содзу, сисиодоси)

Раньше сикаодоси использовали в сельских районах, в качестве пугала. Устройством отпугивали крупных вредителей полей и огородов. Работает устройство так – вода, текущая из какэхи, наполняет переднее колено бамбуковой трубки с закрытыми перегородками, труба переворачивается, вода выливается и она возвращается в исходное положение. Противоположный конец трубы при возврате ударяется о камень, бамбук издает отпугивающий сигнал – стук. Сейчас элемент выполняет декоративную функцию и оживляет сад приятным журчанием, а постукивания придают динамики общей обстановке.

Фонари

Идея каменных фонарей была позаимствована у Китая, в садах они выполняют функцию освещения или служат эстетическим целям. Практически все фонари делаются из камня, но также не исключено использование дерева или металла. Чаще в садах устанавливается только один фонарь, исключением можно назвать чайный сад, где их может быть несколько.

Конструкция состоит из опорного камня, самой опоры, подставки для камеры светильника, камеры, крыши и навершия. Фонари встречаются пьедестального типа (татигата) для больших садов, скрытого типа (икэкомигата) для небольшого сада и установочного типа (окигата), они устанавливаются около водоемов. Еще один тип – юкими (фонари для любования снегом) также устанавливается возле водоемов.


Пагоды

Многоярусные башни, которые несут культовый характер. Количество ярусов варьируется от 3 до 13, соблюдается нечетность. По форме пагоды бывают квадратные, круглые, шести и восьмиугольные. Изготавливаются они из дерева или камня, конструкция состоит из отдельных, незакрепленных блоков, поэтому материал для каждого яруса должен быть тщательно подобран, а также следует позаботиться о надежном основании, оно может быть обсыпано гравием либо забетонировано.

Пагоды устанавливают возле водоемов, под искусственной горой или недалеко от толстого дерева, большого камня или ограды, на развилке тропинок.

Мостики

Мосты в японском саду не всегда являются переправой между берегами. Зачастую они играют больше магическую и символическую роль, некоторые являются декором (например, мостик, покрытый дерном).

Каменные мосты изготавливаются из удлиненных плит или плоских камней, поверхность моста возвышается над прилегающей к нему дорожкой на 10 см.

Яцухаси, название состоит из двух слов (яцу означает «восемь», хаси – «мост»). Необычный вид моста, состоящего из восьми зигзагообразно расположенных полотен. Устроен он так, чтобы посетитель проходил по нему неспешной походкой – в случае если мост деревянный, то он состоит из ничем не закрепленных поперечных досок, уложенных на горизонтальные балки. Яцухаси несет глубокий смысл.

Символизм заключается в сакральном значении числа 8 (восьмеричный путь постижения истины). Яцухаси может состоять из другого количества полотен, главное, чтобы их число было символичным. Число 5, например, может символизировать 5 буддистских заповедей или 5 основных элементов (огонь, вода, металл, земля и дерево). Число 3 – символ буддистской триады или 3 священные реликвии синтоизма.

Беседки

В японской архитектуре относительно деревянных построек существуют определенные требования, такие как модульность и каркасность. Несущие детали всего сооружения это поперечные балки и столбы (каркас постройки). В качестве модуля площади постройки используется соломенный мат прямоугольной формы. Беседка служит навесом над скамейкой и может устанавливаться в месте, открывающем живописный вид. В беседке могут быть круглые окна, символизирующие луну.


Стили японских садов

Японский сад – пример простой и неиспорченной природы представляет собой некую геометрическую композицию, которая состоит из трех главных стилистических направлений.

  • Tsukiyama – стиль наиболее точным образом отражает мир природы в миниатюре. Тут есть место величественным холмам, бурным потокам и степенным водоемам.
  • Стиль Karesansui (сухой пейзаж) – представление о спиритизме Дзен. В данном стиле используется гравий и песок, компоненты олицетворяют реки и моря, например, поток воды в таком саду представлен белым песком. Также используются камни – водопад представлен большим валуном, а лодка или гора камнями меньших размеров.
  • Chaniwa. Этот стиль подчеркивает простоту, обычность и избегает эффектности. Главными элементами сада в стиле Chaniwa:
    • Каменный фонарь (ishidõrõ);
    • Бассейн и ковш из камня (tsukubai), его используют посетители, моют руки и ополаскивают рот, перед тем как входят в чайный павильон;
    • Труба из стебля бамбука, по которой течет вода (kakei);
    • Обязательный элемент стиля – каменная дорожка (tobi ishi);
    • Небольшой камень округлой формы, перевязанный крест-накрест соломенной веревкой, он указывает на запрещенную для прогулок посетителей зону (sekimori ishi).

Типы японских садов, нюансы обустройства

Сад камней

В Китае верили, что в просторах Восточного моря скрыты острова бессмертных, и главному из островов они дали имя Хорай. Тогда появилась идея создания миниатюрной копии этих островов, изначально это были пруды с небольшими островками, позднее появились сухие сады, где в роли воды выступал расчесанный песок, а камни в небольшом ореоле импровизированной суши олицетворяли острова.

Со временем появилась идея выкладывать камни по образу священных животных – черепахи и журавля, символы долгой жизни, воспарения человеческого духа и глубины познания. Можно встретить символичные композиции в виде какого-либо мифического персонажа, священную гору Сумэру и даже Будду. Истинный смысл, заложенный в идею сухих садов, может понять только владеющий древним языком символов, остальным остается довольствоваться эмоциями от созерцания уникальной эстетики сухого сада камней.

«Монахи, договаривающиеся с камнями» – так прозвали мастеров, разыскивающих камни красивых форм с внутренним божеством, священнослужителей, умеющих показать красоту и таинственность камней путем правильной их расстановки. Позже монахи начали подвергать камни несущественной обработке, для получения более удачной и красивой формы. В то же время они стремились оставить естественный вид камня.

Сейчас сакральный аспект при создании сада камней не так актуален, однако полностью не забыт. Японцы сохранили трепетное отношение к садовым камням. Например, растение истинный ценитель сада может поливать по необходимости, а вот камень ежедневно, при этом испытывая наслаждение от его внешних изменений под воздействием воды.

В основе названия сада выступает главный его герой – камень, но это совсем не значит, что в нем не может быть воды, дорожек и растений. Со временем было обозначено несколько основных принципов создания сада камней.

  1. Объект поклонения. Для Японцев камень во все времена был предметом поклонения, веры и примером естественной красоты. Огромный камень Японцы никогда не относили к обычному минералу, они по сей день считают, что в нем обитает божество. В наше время в японских садах встречаются такие расстановки камней, как горы «Сюми», «Хорай», «Три драгоценности» (Будда, дхарма, сангха), а также композиции на основе народных поверий – острова журавля и черепахи.
  2. Второй принцип касается подбора камней по различным факторам:
    • Форма – наиболее важный момент в подборе. Если камни используются в группе, то вполне допустимым будет наличие изъяна в одном из камней, это придаст гармонии всей постановке. А вот пейзажный камень должен иметь подходящую форму под характер местности, в которой он будет размещен.
    • Естественный облик – камень, изменившийся со временем под воздействием природных факторов, является наилучшим вариантом для сада, так как он символизирует старину и спокойствие.
    • Цвет – пестрые, излишне блестящие камни не лучший вариант для сада в японском стиле. Следует подбирать камни со спокойным неброским цветом и глянцем.
    • Камни с чужеродным включением очень ценятся, включения учитываются при выборе направления сторон камня при его установке.
    • Твердость – ценны особо твердые породы, они больше подвержены природным воздействиям на внешний вид.

Икиои – это сила, энергия и мощь камня, она рождается из форм, включений и размеров. Икиои – важный фактор при установке камней.

  1. Сбалансированное расположение камней. Способ установки камней зависит от цели, преследуемой при разбивке сада. Однако не следует создавать фронтальных композиций, это испортит динамику. У водоемов следует располагать камни только в ключевых точках, а при моделировании гор важно избегать горизонтальной симметрии.
  2. Количество камней. Японцы любят нечетность, это касается и количества камней в композициях сада.
  3. Табу при расположении камней: близкое расположение камней одинаковых по высоте, форме и объему. Композиции из разноцветных камней. Речные, морские и горные камни не могут составлять одну композицию. Камни нельзя располагать параллельно линии постройки и на одной линии по вертикали. Не нужно игнорировать включения, а сила духа камней (Кисэй) должна работать в одном направлении.

Важно чтобы все композиции из камней образовывали образ треугольника. При установке камней нужно создать образ устойчивости, для этого камень можно закопать как наполовину, так и незначительную его часть. Камень, вертикально стоящий в природных условиях, можно таким же образом выставить и в саду, но он не должен выглядеть падающим. Для удачного выражения силы и движения применяются ступенчатые установки.

Особая сложность заключается в установке главного камня, остальные как бы ему подчиняются. Главный, как правило, самый большой камень нужно ставить на заднем плане, очень редко его устанавливают на передний план.

Песчаные узоры

Издревле служители синтоистских храмов создавали образ чистоты при помощи мелкой щебенки или светлого гравия, посыпали ими площадки, этим же способом пользуются садоводы при создании сухих садов, олицетворяя образ воды, сейчас чаще используют песок. На нем садоводы при помощи специальных утяжеленных граблей оставляют различные узоры, например, узор из волнистых линий символизирует проточную воду, а прямые воду стоячую. Любой узор должен гармонировать с остальными окружающими элементами.

Мощеные дорожки

Материалом для дорожек служит природный камень, любые изделия из бетона и т. д., материал может быть разных форм и размеров, главным условиям является образуемый узор. Укладка камней производится так, чтобы при составлении узора не получились четырехугольники. Размер швов зависит от размера используемого материала, но он не должен быть слишком широкий или узкий, важно придерживаться золотой середины.

Тобииси (взлетающие камни)

Дорожки, выложенные отдельными камнями, причем камни могут возвышаться над землей до 8 мм. В отличие от мощеных дорожек, тобииси играют в большей степени декоративную роль, и зачастую их специально делают неудобными для быстрой ходьбы.

Сад чайной церемонии или родзи

Еще в XV–XVI вв. чайные церемонии для Японцев стали неким философским ритуалом, в нем любому предмету и его расположению придавали особое значение, мастера чая уделяли немало внимания организации территории вокруг чайного павильона, так и образовался сад чайной церемонии.

Японское слово родзи (чайный сад) содержит иероглиф «дорога», саду изначально придавалось значение дороги, ведущей к чайному дому.

Как правило, чайные дома строились на маленьком участке земли и между ними были довольно узкие дорожки, а ближе к концу XVI века чайные сады приобрели развернутую форму, сад начали отделять небольшой оградой с воротами, разделяющими сад на две части (внешняя родзи и внутренняя родзи) с различными пейзажами.

Из-за того, что чайные домики зачастую строились возле основного жилища с прилегающим садом, появилась идея устройства особого сада, подчиняющегося всем условиям ритуала чайной церемонии. Обустройство чайного дома и прилегающей территории подчинено эстетическим понятиям ваби-саби.

При создании чайного сада нужно знать о ключевых элементах, которые следует располагать таким образом, чтобы посетитель мог неспешно прогуливаться даже по тесному садовому пространству.

  • Хакамацукэ — место, где встречают посетителей. Тут же гости могут привести в порядок свой туалет. Иногда в постройке хакамацукэ нет нужды, например, если чайный павильон соединен с главным домом.
  • Матиаи — конструкция из трех стен с лавочкой и навесом. Тут гости ждут приглашения на чайную церемонию.
  • Туалет. Обычно туалет пристраивается к хакамацукэ или матиаи, иногда строится отдельно. Небольшая, скромная постройка с отхожей ямой, над которой установлена подставка (что-то похожее на столик с четырьмя ножками). Туалет выполняет исключительно декоративную функцию.
  • Колодец. Ранее чайный дом строили рядом с местом, где была найдена вода пригодная для питья. Сруб колодца укладывался плоскими камнями. Рядом ставили камни для бадьи и как опору для черпания воды. Колодец закрывали специальной крышкой.
  • Цукубаи. При устройстве элемента в чайном саду сначала устанавливается сосуд для воды из искусственного камня или какого-либо другого материала, затем перед ним и по бокам ставятся плоские камни, передний для удобства, боковые для тары с водой и для подсвечника.
  • Внутренние ворота разделяют внешний родзи и внутренний. Тут хозяин встречает посетителей. Ворота могут быть с двумя створками, подъемными или в виде небольшой преграды с отверстием посередине (накакугури), через проем можно пройти только согнувшись.
  • Фонарь. В чайном саду можно встретить несколько фонарей различных форм в разных уголках.
  • Тобииси, нобэдан. Тобииси в саду чайной церемонии ведут к камню перед нидзиригути. Нобэдан выкладывается вместо тобииси из неодинаковых по размеру камней. Дорожка должна быть удобной.
  • Мусорная яма. На широком участке это шестиугольная или прямоугольная яма, а на узком участке — круглая. Мусорная яма не выполняет утилитарных функций, только декоративные, посетитель должен искать прекрасное в обыденном.
  • Подставка для мечей. Конструкция из высоко поставленных камней (в два яруса) расположена под навесом чайного дома.
  • Ограда. Устанавливается для того, чтобы отделить внутренний сад от внешнего. Вид и материал разнообразны, а высота равна 120 см.
  • Фумииси, нидзиригути. Фумииси (место для снимания обуви) – камень, выполняющий роль ступени перед нидзиригути. Высота и ширина последнего элемента примерно 60–90 см, гость должен вползти в него, спустившись на колени.
  • Деревья. Сорта деревьев особого значения не имеют, исключением являются цветущие сорта, своим цветением они могут сделать сад слишком ярким. Важно сохранять баланс с природой, нельзя возле воды сажать дерево, которое можно встретить только в горах. Также запрещено сажать деревья в ряд, и следует следить, чтобы они не заслоняли друг друга.


Сад деревьев

Этот вид сада наиболее приближен к пейзажам естественной природы. Несмотря на стремление японцев к естественности, при уходе за садом не запрещается формировать деревья и стричь кустарники (ниваки , карикоми), ведь таким образом, можно создать иллюзию дальних пейзажей, придать смысл композиции из деревьев и кустарников. Но стоит помнить, что нельзя создавать того, чего нет в природе, например, кусты животных форм.

Существует ряд важных правил для проектировки сада деревьев, чтобы сад создавал нужный настрой, следует четко придерживаться каждого из них.

  • Ландшафт . Если рядом с садом расположена шумная дорога или некрасивые постройки, их необходимо скрыть, замаскировать. Если из сада открывается красивый вид, его нужно учесть и подчеркнуть. Таким образом расширяется территория самого сада.
  • Освещенность и баланс по высоте . Высоту деревьев подбирают, исходя из размеров сада, для того, чтобы сад не был излишне затененным. Высота главных деревьев в основном не должна превышать 5 метров.
  • Природа как образец в подборе деревьев. При выборе деревьев нужно присмотреться к окружающей природе: те виды деревьев, которые встретятся поблизости, прекрасно подойдут для сада.
  • Необычные или редкие деревья. Если без непривычного для местности дерева не обойтись, нужно заранее позаботиться об удобрении почвы и изучении всех нюансов выращивания.
  • Уникальность деревьев. Любое дерево в саду играет свою роль, но в целом все они взаимосвязаны. Крупные сорта создают облик сада, средние оживляют основные деревья, а маленькие являются удачным акцентом, ну а кустарники создают композицию нижней части сада.
  • Выбор деревьев. Критерии для подбора – листва, плоды и цвет, причем форма листвы может быть разнообразнейшая, все зависит от создаваемой композиции.
  • Сопровождающие растения, обрамление. Деревьям, независимо от того насколько они красивы, необходимо обрамление. Лучшим вариантом будет посадка растения полностью противоположного по форме и фактуре, например, листопадные и вечнозеленые деревья. Планировка нижнего уровня сада выполняет декоративную и практичную функции. К практичной относится скрывание кустарниками и травой мусора и укрепление почвы.
  • Освещенность. Подбирая деревья и продумывая их расположение, не нужно забывать, что одни из них светолюбивы, а другие вообще неприхотливы в этом плане.
  • Количество деревьев при смешанной посадке. На большой территории сада баланс между листопадными и вечнозелеными деревьями равен семи к трем, на маленькой территории допустимо компенсировать недостаток пространства за счет цветущих деревьев, с их помощью можно создать иллюзию протяженности и освещенности.
  • Приметы, связанные с деревьями. Неплохо посадить в саду несколько деревьев связанных с поверьями и приметами, например, сосна в южной части Японии имеет славу дерева, защищающего от невзгод.
  • Приемы зрительного увеличения сада. Зрительно увеличить сад можно, придав ему холмистый рельеф за счет искусственных насыпей, или выложив мощеную площадку, заменив деревья — кустарниками и травами. Можно поиграть с цветом: теплые тона всегда кажутся ближе холодных, поэтому на передний план лучше высаживать растения теплых тонов. Еще один интересный прием – дорожка «в никуда». Например, прогулочная тропинка может разветвляться и посетитель думает, что ответвление ведет в другую часть сада, хотя на самом деле там тупик, замаскированный деревьями.
  • Старение сада. Как бы ни был красив сад деревьев, к сожалению, растения с течением времени стареют, появляется два пути – реставрация сада или полная перепланировка. При реставрации сада желательно заменять старые растения молодыми того же или схожего вида.


Сад цубо

Этот тип сада в японском стиле имеет долгую историю, он появился еще в средневековье, в период массовых застроек. В переводе слово «цубо» означает горшок, небольшое вместилище. Этим обусловлен маленький размер сада, обустроенного среди жилых построек. Сад цубо можно назвать отражением характера японцев, философии их жизни. Невероятным образом Японцы умудряются даже в тесном пространстве жить в ладу и единении с природой.

Такой сад может размещаться как под открытым небом, так и в помещении. Существует несколько правил для обустройства маленькой вселенной под названием «сад цубо».

  • Свет, подсветка и влага. Маленькое пространство и расположение сада могут препятствовать нормальной проходимости солнечного света, поэтому растения лучше выбирать теневыносливые. В таком саду нужно постоянно следить за влажностью почвы, лучше перед посадкой растений позаботиться о дренаже. Дополнительная подсветка украсит сад и выделит важные акценты. Однако фонари и лампы нужно ставить так, чтобы они были незаметны.
  • Путь ветров. Комнаты, выходящие из сада, хорошо проветриваются, что является несомненным плюсом для всего жилища.
  • Площадь сада и планировка здания. Сад цубо — самый маленький из всех, но определенные его размеры назвать сложно, так как все зависит от планировки здания, в котором он находится. Поэтому на начальной стадии планировки жилого помещения нужно учитывать и место, отведенное саду, еще нужно подумать о соответствии элементов сада и архитектуры дома, например, каменный фонарь, тобииси и цукубаи должны гармонировать с общей обстановкой дома.

Сад цубо требует особого ухода, все потому, что он находится непосредственно в жилище. Чтобы не носить грязь по дому, можно посыпать землю галькой, но и она со временем загрязняется. На помощь придет мох, которым также можно покрыть поверхность земли.