Святой николай сербский в чем помогает. Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Николай (Велимирович) (1880-1956), епископ Охридский и Жичский, святитель, организатор православного народного движения в межвоенной Сербии: видный богослов и религиозный философ, почетный доктор нескольких мировых университетов. Крупнейший сербский духовный автор, сквозь века турецкого владычества над Сербией перекинувший мост к поэтике средневековых сербских стихир, у которых училась образности юная русская литература. Святой, немало молитв вознесший за Россию, немало страниц посвятивший ей.

Николай Велимирович родился 23 декабря 1880 года в горном селе Лелич в западной Сербии. Один из девятерых детей в крестьянской семье, он был отдан набожными родителями в школу при монастыре Челие («Келии»). Затем, окончив гимназию в городе Валево и Белградскую духовную семинарию, Никола Велимирович получил стипендию для обучения на Старокатолическом факультете в Берне, где в 28 лет ему была присвоена степень доктора теософии. Тема его доктората была: «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви». Вслед за этим Никола Велимирович блестяще заканчивает философский факультет в Оксфорде и защищает свой второй, на этот раз философский, докторат.

Вернувшись в Сербию, молодой доктор начинает преподавать в Белградской семинарии, и одновременно печатает свои статьи в сербских церковных журналах, сотрудничать с которыми начал еще в юношеском возрасте. Как это часто бывает с людьми, избранными Господом, Никола Велимирович неожиданно тяжело заболевает. В больнице он дает себе слово в случае исцеления всего себя посвятить Богу и родной Церкви. Сразу же вслед за этим болезнь оставляет его, и, не медля ни одного лишнего дня, Никола Велимирович принимает в монастыре Раковица близ Белграда монашеский постриг, становясь из Николы - Николаем.

В 1910 г. иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Долго в Академии даже не знали о том, что он к тому времени уже окончил два известных европейских университета (при приеме в Академию он даже не упомянул законченные им западно-европейские факультеты, а поступал просто как вчерашний семинарист). Проповеднический и литературный талант сербского студента открылся на одном из академических духовных вечеров, где речью своей о. Николай поразил всю аудиторию, а особенно - митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского). После этого вечера митрополит Антоний выхлопотал для него у правительства стипендию на путешествие по России.

Таким образом о. Николай посетил все наиболее известные святые места, ближе узнал русский народ и никогда уже духовно не расставался с Россией. Она сделалась постоянным предметом его размышлений. С тех пор ни одна страна мира не воспринималась им с такой теплотой и родственной любовью, как Россия. В 1920-е годы, уже будучи епископом, он первым в мире заговорил о необходимости почитания памяти Царской Семьи. За «нерешительностью» и «безволием» последнего русского Императора, о чем немало тогда говорилось среди русских эмигрантов в Сербии, он разглядел иные черты характера Императора Николая II и иной смысл предреволюционных лет русской истории.

«Долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни веки, ни поколения, - писал владыка Николай в 1932 году. - Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая ближнего своего.... Русский Царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти. Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что русский Царь с детьми своими и с миллионами собратьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли умолчать пред небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам? Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости..».

Возвратясь из России о. Николай начал публиковать свои серьезные литературные труды: «Беседы под горой», «Над грехом и смертью», «Религия Негоша»...

Во время Первой мировой войны о. Николая можно было видеть на боевых позициях: он исповедовал и причащал сербских солдат и укреплял их дух проповедью. Все свое жалование он до конца войны перечислял на нужды раненых.

По поручению сербского правительства о. Николай побывал также в Англии и Америке, где в публичных выступлениях разъяснял общественности этих стран, за что воюет православная Сербия. Командующий английскими войсками заявил впоследствии, что «отец Николай был третьей армией», сражавшейся за сербскую и югославянскую идею.

Примечательно, что сразу по окончании Первой мировой войны о. Николай предсказал неизбежность нового глобального столкновения. Знаток западной философии и культуры, он до подробностей точно описал методы, которыми будет пользоваться в следующей мировой войне «цивилизованная Европа». Главной причиной войны он считал удаление европейского человека от Бога. «Белой чумой» назвал владыка современную ему атеистическую культуру.

В 1920 году отец Николай был поставлен епископом Охридским, в Македонию. Здесь, в колыбели славянской письменности, где словно бы еще жили отзвуки проповедей Кирилла и Мефодия, владыкой Николаем, уже зрелым духовным писателем, были созданы истинные жемчужины его творчества: «Молитвы у озера», «Омилие», «Охридский пролог» и другие.

Вообще же, собрание сочинений владыки Николая насчитывает пятнадцать томов - факт удивительный, если учесть, что ни на день не прерывался его подвижнический труд по епархии. Владыка выезжал в самые отдаленные концы ее, встречался с верующими, основывал сиротские дома, помогал восстановлению разрушенных войной храмов и монастырей. В 1924-1926 годах он был также временно управляющим зарождавшейся Американской епархии Сербского Патриархата.

Понимая опасность сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, владыка Николай возглавил так называемое «богомольческое движение» в сербском народе, призванное привлечь к церкви простых, зачастую неграмотных крестьян, живущих в отдаленных горных селах. «Богомольцы» не составляли какой-то особой организации. Это были люди, готовые не только регулярно посещать храм, но и повседневно жить по канонам своей Православной веры, по христианским укладам родной страны, увлекая своим примером и других. «Богомольческое» движение, распространившееся стараниями владыки по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением.

В 1934 году епископ Николай был назначен владыкой Жичской епархии. Духовный центр ее, древний монастырь Жича, требовал всестороннего обновления, как и многие другие монастыри в этой части центральной Сербии. И здесь, как и в Охриде, владыке Николаю пришлось упорядочивать монастырскую и церковную жизнь, нарушенную Мировой войной, а если смотреть глубже, - пятивековым турецким владычеством на Балканах. Вскоре, трудами и молитвами владыки, множество древних церквей наполнились светом, которым сияли они, возможно, еще в средние века. Началась Вторая мировая война, когда Сербия, уже в который раз в истории, разделила судьбу с Россией. Гитлер, нашедший себе преданных союзников в хорватах, закономерно предполагал в сербах своих противников. Разрабатывая план вторжения в Югославию, он приказывал своему командующему Южным фронтом, в частности, следующее: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первом ряду - патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича..». Вскоре владыка вместе с Патриархом Сербским Гавриилом оказались в печально известном концлагере Дахау - единственные в Европе церковные лица такого сана, взятые под стражу!

Их освободила 8 мая 1945 года 36-я американская дивизия. К сожалению, это освобождение не означало для владыки Николая возвращения на Родину. В Югославии в конце войны насильственным способом пришел к власти атеистический, открыто антиправославный режим Иосифа Амброза (Тито).

Находясь в эмиграции в Америке, владыка продолжал служить и работал над новыми книгами - «Жатвы Господни», «Страна Недоходимия», «Единственный Человеколюбец». Его заботой была и отправка помощи в разрушенную войной Сербию. В это время все его литературные труды на Родине были запрещены и оклеветаны, а сам он, узник фашистского концлагеря, превращен коммунистической пропагандой в «сотрудника оккупантов».

Последние дни владыки протекли в русском монастыре святого Тихона в Южном Ханаане (штат Пенсильвания), где 18 марта 1956 года он мирно отошел ко Господу. Смерть застала его за молитвой.

Почитание

Из русского монастыря тело владыки Николая было перенесено в сербский монастырь святого Саввы в Либертвилле (штат Иллинойс, близ Чикаго) и похоронено с почестями на тамошнем кладбище. Последняя воля владыки - быть похороненным на Родине - в то время, по понятным причинам, не могла быть выполнена. Но, как видно, сильна была молитва народа, который сразу же после смерти владыки, задолго до его канонизации, начал молиться ему как святому.

Прославление святителя Николая Сербского, Жичского как местночтимого святого Шабацко-Вальевской епархии совершилось в монастыре Лелич 18 марта 1987 года, на день памяти владыки Николая. После заупокойной литургии, которую служили местный епископ Шабацко-Вальевский Иоанн (Велимирович) и епископ Вршацко-Банатский Амфилохий (Радович) был пропет тропарь святителю Николаю. К этому дню сестры монастыря Челие написали его икону.

3 мая 1991 года освободившаяся от ярма интернационализма и безбожия Сербия вернула себе как святыню мощи святого Николая Сербского. Перенос мощей владыки вылился во всенародное торжество и день этот также был внесен в церковный календарь. Его мощи покоятся ныне в его родном селе Лелич. Церковь, где хранятся они, с каждым годом становится местом все более многолюдного паломничества.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года имя святителя Николая было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с празднованием его памяти 20 апреля (день перенесения мощей), как это установлено в Сербской Православной Церкви.

Кто же он, человек, написавший эти вдохновенные строки? Святитель, философ и поэт, духовный воитель и исповедник… Всенародно любимый пастырь, ставший изгнанником и умерший на чужбине, но вернувшийся в свою Святую Сербию своими святыми мощами… Небесный заступник и вероучитель, с любовью почитаемый не только на его родной земле, но и по всему Православному миру, особенно в России.

* * *

Николай Велимирович родился в 1881 году в многодетной крестьянской семье Драгомира и Катерины Велимирович в небольшом сербском селе Лелич. Его мать впоследствии приняла монашеский постриг.

После окончания гимназии молодой Николай Велимирович поступает в белградскую Богословию (семинарию), где сразу же показывает себя способным учеником. По окончании семинарии он приступает к работе сельского учителя.

В дальнейшем, благодаря выдающимся способностям и первым блестящим публикациям, он получает стипендию для учебы в Швейцарии и Германии, а затем в Англии. Кроме прочего, он успешно овладевает несколькими иностранными языками. По возвращении в Белград будущего Владыку постигает тяжкая болезнь, ставшая для него важнейшей жизненной вехой: на одре болезни он дает обещание Богу посвятить свою жизнь Ему, Святой Православной Церкви и ближним. За этим решением вскоре последовало чудесное исцеление Николая от тяжкой болезни. В монастыре Раковица, неподалеку от Белграда, он принимает монашеский постриг с именем Николай, а затем и рукоположение.

«О трех предметах не спеши рассуждать:

о Боге, пока не утвердишься в вере;

о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих;

и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета».

В 1910 году иеромонах Николай уже проходит обучение в России, в Санкт- Петербургской Духовной Академии. Он посещает православные святыни Русской земли и, во время этого путешествия, обретает ту любовь к России и русскому народу, которая сопровождает всю его дальнейшую жизнь.

По возвращении на родину, выходят в свет такие труды о. Николая, как «Беседы под горой», «Над грехом и », «Религия Негоша».

В 1912 году он прибывает в Боснию, незадолго до этого аннексированную Австро-Венгрией. Там, в Сараево, его выступления вызвали восторг боснийско-герцеговинской сербской молодежи и лидеров сербского национально-освободительного движения. Он произносит знаменитые слова о том, что «своей огромной любовью и большим сердцем боснийские сербы аннексировали Сербию Боснии».

Это вызвало гнев австрийских оккупационных властей, и иеромонах Николай был снят с поезда, следовавшего в Белград и на несколько дней задержан в Земуне. Позже австрийские власти не позволили ему отправиться в Загреб и выступить на праздновании, посвященном Негошу, но текст речи все-таки был переправлен в Загреб и обнародован. На книге отца Николая «Беседы под горой» младобосанцы (члены боевой патриотической организации сербской молодежи «Млада Босна», действовавшей в оккупированной Австро-Венгрией Боснии и Герцеговине) приносили клятву, как на Святом Евангелии.

Уже тогда будущий Владыка начинает становиться фактическим духовником освободительного православного четницкого движения. Эта его высокая миссия будет продолжена в страшные годы Второй Мировой войны духовным сотрудничеством с такими великими сынами Православной Сербии, как четницкий воевода Дража Михайлович, воевода-священник Момчило Джуич, выдающийся государственный деятель Димитрий Льотич.

* * *

Во время Первой Балканской войны о. Николай пребывает на фронте, с действующей армией. Он проводит богослужения, ободряет солдат, ухаживает за ранеными.

С началом Первой Мировой войны он вновь на боевых позициях – исповедует и причащает сербских солдат, укрепляет их дух проповедью. Все свое жалование он до самого конца войны перечисляет на нужды раненых.

Сербская армия выдержала несколько лобовых наступлений австро-венгерских войск, но удар, нанесённый в спину Болгарией, оказался для Сербии катастрофой. Для того, чтобы избегнуть позорного пленения, остатки сербской армии вместе с престарелым королём Петаром I отступили, укрывшись на ледяных горных вершинах Албании. С ними туда же ушли и юноши призывного возраста, которым грозила насильственная мобилизация в австрийскую армию и страшная перспектива воевать против России. Чтобы не стрелять в православных братьев-русов, молодые сербы взошли на Ледяную Голгофу, где голод и холод унес жизнь каждого третьего из них.

По заданию своего правительства о. Николай отправляется в Англию и Америку. Там он, всесторонне используя данный ему Богом дар проповедничества, разъясняет разным слоям общества этих стран смысл той борьбы, которую ведет православной сербский народ за Крест и Свободу.

Во время пребывания Владыки в Великобритании некий английский проповедник по фамилии Кэмбелл в одной газетной статье рассказывал, что «сербы – это небольшое племя из Турецкого Царства, которое занимается мелкой торговлей и отличается неряшливостью. Склонно к краже». Уже в следующем номере этой же газеты появилась заметка, написанная о. Николаем Велимировичем:

«Когда я впервые прибыл в Лондон, то мне бросилась в глаза табличка: «Остерегайтесь карманников!» Я решил было, что эту табличку оперативно установили специально в виду моего приезда. Ведь я же сербин. Из племени, склонного к краже. Однако, когда я пригляделся повнимательнее к табличке, то мне на душе полегчало. Табличке-то уже несколько десятилетий. А у нас в Сербии таких табличек нет вовсе».

Однажды, в одном из больших соборов Лондона, некий англичанин публично вопросил о. Николая:

– А есть ли в Вашей земле нечто, подобное шедеврам нашей европейской архитектуры?

Будущий Владыка моментально ответил:

– У нас в Сербии есть уникальный шедевр азиатской архитектуры. Зовётся этот шедевр Челе Кула (Башня Черепов). История его создания такова: когда турецкое войско пришло усмирять сербское восстание, то препятствием к продвижению к Нишу была крепость, в которой оборонялось около пяти тысяч восставших. В конце концов турки ворвались в крепость, но сербы взорвали себя вместе с десятком тысяч карателей. На месте взорванного бастиона турки соорудили башню и вмуровали в её стены тысячу сербских голов. Которые были отрублены уже у погибших.

Английский историк, присутствовавший при этом диалоге, подтвердил сказанное о. Николаем, и высокомерный западноевропеец, задавший вопрос, смутился.

Выступления иеромонаха Николая (Велимировича), продолжавшиеся с 1915 по 1919 год, проходившие в церквах, университетах, колледжах, в самых различных залах и собраниях были столь блестящи, что впоследствии один из высоких военных чинов Великобритании назвал о. Николая «третьей армией» сражающейся Сербии.

Замечательно, что сразу после окончания Первой мировой войны о. Николай предсказал неизбежность нового трагического глобального военного столкновения в «цивилизованной Европе». Прекрасно зная европейскую философию и культуру, он буквально в подробностях точно описал методы, которыми будет пользоваться в следующей мировой войне «культурный Запад». Основной причиной новой войны он считал уход европейского человека от Бога. «Белой чумой» называл Владыка наступающую безбожную культуру и мировоззрение «светского гуманизма».

* * *

В 1920 году иеромонах Николай становится епископом Охридским, в Македонии. Там, на берегах чудного по красоте Охридского озера, буквально в колыбели славянской письменности, где проповедовали еще святые просветители Кирилл и Мефодий, он пишет ряд своих замечательных духовных трудов, в том числе и сборник «Молитвы на озере», названный современниками второй Псалтирью.

Известен такой случай из жизни Владыки того периода. Однажды он обратился к готовящимся причаститься Св. Таин:

– Пусть достойные Причастия станут справа, а неготовые – слева.

Вскоре множество народа оказалось на левой стороне. И лишь четверо встали справа.

– Ну, что же, – произнёс Владыка, – сейчас грешники подойдут к чаше с Пречистым Телом и Кровью, а праведники могут не подходить. Они ведь и так уже безгрешны. Зачем же им Причастие?

Владыка выезжал в самые отдаленные концы своей епархии, встречался с верующими, помогал восстановлению разрушенных войной храмов и монастырей, основывал сиротские дома.

Для успешного привлечения людей к храму, Владыка Николай не чурался даже подвига юродства. Однажды он взял осла и сел на него «бос и гологлав» да ещё и задом наперёд. Так он проехал через весь Охрид. Ноги волочились по пыли, а голова с раздуваемыми ветром взлохмаченными волосами болталась во все стороны. Никто не посмел обратиться к Владыке с вопросами. Народ сразу стал перешептываться: «Обезумел Николай. Писал, читал, много думал – и спятил».

В воскресный день весь Охрид был в монастыре, на Литургии. Было интересно: что же такое произошло с епископом?

А он служил Литургию, как обычно. Все ожидали, что же будет на проповеди . По завершении службы, Владыка стал перед народом и, помолчав, заговорил:

– Что, пришли посмотреть на безумного Николу? Другим способом вас в церковь уже не затянуть?! Всё вам некогда. Уже и не интересно. Другое дело – поговорить о моде. Или – о политике. Или – о цивилизации. О том, что вы – европейцы. А что же унаследовала сегодняшняя Европа?! Европа, которая за одну последнюю войну истребила людей больше, чем вся Азия за тысячу лет!!?

Ах, братья мои, разве вы ничего этого не видите? Неужели не ощутили ещё на себе мрак и злобу нынешней Европы? За кем же вы пойдёте: за Европой или за Господом?

Хорошо известен случай, когда, в присутствии югославского короля Александра I, приехавшего в Охрид, Владыка Николай выбросил в окно поданного к королевскому столу жареного поросенка со словами:

– Вы хотите, чтоб православный государь оскоромился в постный день?

Народ в Охриде необычайно полюбил своего предстоятеля. Простые люди прозвали его Дедушка-Владыка, они бросали все свои дела и спешили под благословение, как только он появлялся.

Все свое свободное время епископ посвящал молитве и литературным трудам. Спал он совсем мало.

Здесь один за другим появляются на свет такие его труды, как «Мысли о добре и зле», «Омилии», «Миссионерские письма» и другие замечательные произведения.

* * *

Любовь владыки к России заставила его верно оценить личность последнего русского царя Николая II и первым в мире заговорить о необходимости почитания памяти Царской Семьи. За недалеким рассуждениями большинства о «нерешительности» и «безволии» последнего русского царя, он разглядел подлинный смысл мученического подвига этого святого человека и его семьи, почитание которых стало неотъемлемой и прекрасной чертой современного Православного мира.

Владыка обращает свое пристальное внимание и на проблему детоубийств-абортов, легализация которых тогда была возможна только в обезумевшей большевистской России. Только провидению Владыки можно приписать то, что он узрел страшный смысл и масштаб этого зла, в то время еще не стоявшего остро перед европейским обществом, а ныне приведшего народы, бывшие некогда христианскими, на порог полного морального вырождения и физического вымирания. Вот, в частности, что пишет он женщине, обратившейся к нему за духовной помощью:

«Ты пишешь, что тебя беспокоят страшные сны. Стоит тебе сомкнуть глаза, являются тебе три отрока, высмеивают тебя, угрожают и запугивают… Пишешь, что в поисках лечения ты обошла всех известных докторов и знающих людей. Говорили тебе: “Ничего, это пустяк”. Ты отвечала: “Если это пустяк, избавьте меня от этих видений. Разве пустяк может не давать сна и покоя”.

А я тебе вот что скажу: три отрока, которые являются тебе, – это трое детей твоих, убиенных тобою во чреве, прежде чем солнце коснулось лиц их нежными своими лучами. И теперь они пришли воздать тебе. Воздаяние умерших страшно и грозно. Читаешь ли ты Священное Писание ? Оно объясняет, как и за что мертвые мстят живым. Еще раз прочти о Каине, который после убийства брата нигде и никогда не мог обрести покой. Прочти о том, как дух оскорбленного Самуила воздал Саулу. Прочти, как долго и жестоко страдал несчастный Давид из-за убийства Урии. Известны тысячи и тысячи таких случаев – от Каина и до самой тебя; прочти о них и ты поймешь, что тебя терзает и почему. Ты поймешь, что жертвы сильнее своих палачей и воздаяние их ужасно...

Начни с того, что пойми и осознай… Делай все, что в силах твоих, для своих убиенных детей, твори дела милосердия. И простит тебя Господь – у Него все живы, – и дарует покой. Иди в церковь и спроси, что ты должна делать: священники знают».

В виду опасности сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, владыка Николай возглавил народное «Богомольческое движение», призванное привлечь к церкви простых, зачастую неграмотных крестьян, живущих в отдаленных горных селениях. «Богомольцы» не представляли из себя какой-то особой организации. Это были люди, готовые не только регулярно посещать церковь, но и повседневно жить по канонам Святой Православной веры, по христианским укладам родной страны, увлекая за собой и других.

Вследствие многовековых гонений на Православие во времена турецкого владычества, далеко не в каждом сербском и македонском селении был в то время православный храм. В таких селах Владыка Николай ставил крепких в вере народных старейшин, объединявших крестьян для совместных походов в церковь, а также собиравших их в обычных домах на своеобразные христианские вечера, где читалось Священное Писание , пелись божественные песнопения. Многие из этих песен, положенных на прекрасные народные мелодии, сочинил сам Владыка Николай. В простых, бесхитростных текстах их – едва ли не вся православная догматика.

«Богомольческое движение», распространившееся трудами Владыки по всей Сербии, было настоящим народным религиозным пробуждением.

Многие монастыри, в том числе и Хиландарский монастырь на Святой горе Афон, наполнились послушниками и монахами из числа «богомольцев», которые возродили угасающую монашескую жизнь.

«О, Святый Боже, дай мне в друзья тех, у кого Твое имя врезалось в сердце, а во врагов тех, которые не желают и знать о Тебе. Ибо такие друзья останутся мне друзьями до смерти, а такие враги падут предо мной на колени и покорятся, как только переломятся их мечи».

В те годы в Сербии происходят события, надолго определившие дальнейшую судьбу православного сербского народа. Преобразование Сербского государства в Королевство сербов, хорватов и словенцев (СХС), а затем в Королевство Югославия стало отходом от принципа Православного сербства в угоду наднациональному и внерелигиозному, а по сути бездуховному принципу «югославянства». В дальнейшем эта идеология, возникшая в умах далеких как от веры, так и от многовекового народного духа людей, не прошла испытание жизнью. Югославизм обернулся в XX веке для многострадального сербского народа неисчислимыми скорбями, вполне сопоставимыми со всеми ужасами пятивекового турецкого гнета. И эта трагедия не окончена, она продолжается и по сей день, уже в новом тысячелетии.

Суровую оценку «югославизму», как подлому предательству святынь, истории и интересов православного сербства, дал Владыка Николай позднее. Вот, что, в частности, он напишет по этому поводу:

«Югославия представляла собой для сербского народа величайшее недоразумение, жесточайшие корчи и самое постыдное унижение, какое он когда-либо испытал и пережил в своем прошлом».

Уже в те годы народ православный Сербии, столетия противостоявший натиску ереси «католицизма» и кровавому исламскому террору во имя сохранения чистоты Православия, начал пожинать плоды «югославского» надрелигиозного интернационализма. В 1937 году правительство М. Стоядиновича заключило конкордат с Ватиканом, дававший огромные преимущества католической церкви, которая ставилась таким образом в привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Против циничного соглашения, преследовавшего утилитарные, внешнеполитические цели, выступила Сербская Православная , организовавшая 19 июля грандиозный Крестный ход в Белграде, переросший в кровопролитные столкновения с полицией.

Первым из политических деятелей, открыто поддержавших , стал Димитрий Льотич, выдающийся сербский патриот, бывший близким другом Владыки Николая. Его жизни и деятельности Св. Николай дал в дальнейшем высочайшую оценку, назвав его примером христианского националиста.

Ценой великих жертв (смерть Патриарха-мученика Варнавы, отравленного сторонниками конкордата; кровавые репрессии против рядовых участников протестных выступлений) и благодаря сплоченности сербского общества, преданный анафеме Стоядинович дрогнул и пошел на попятную, преступное соглашение так и не было утверждено...

В это трагическое время мы видим епископа Николая (Велимировича) в первых рядах активных противников конкордата.

При вручении кардинальских отличий нунцию в королевстве Югославия Пелегринетти в декабре 1937 года, папа Пий XI заявил: «Наступит день – мне бы не хотелось это говорить, но я глубоко уверен в этом – наступит день, когда многие пожалеют, что не приняли с открытым сердцем и душой такое величайшее благо, как то, которое посланник Иисуса Христа предлагал их стране». Зловещее пророчество исполнилось через 4 года...

Ватикан страшно отомстил за провал того конкордата. Во время II Мировой войны хорватские католические боевики-усташи, при открытой поддержке католического духовенства Хорватии и по его прямому призыву, совершали над сербами злодеяния, перед которыми меркли и меркнут любые злодеяния, совершенный людьми и бесами. Поголовное истребление сербского народа, сопровождавшееся зверствами настолько неописуемыми, что рука не берется даже их воспроизвести, привело к уничтожению более двух миллионов сербов, оказавшихся на территории Хорватии, получившей из рук Гитлера независимость. «Добрыми католиками» назовет в последствии Ватикан устами папы Пия XI усташеских лидеров, которых и спасет от возмездия, вывезя их из Югославии тайными «крысиными тропами», укрыв и обеспечив средствами в третьих странах.

Но все это ждет многострадальную Сербию в недалеком страшном будущем, а пока, в 1934 году, епископ Николай (Велимирович) назначен владыкой Жичской епархии, где продолжает свои подвижнические труды. Вскоре, по трудам и молитвам Владыки, древние церкви наполнились светом Благодати, которым сияли они некогда, еще во времена пращуров.

Не оставлял он и забот о страждущих и обездоленных. Доныне хорошо известен основанный им в Битоле дом для сирот и детей из беднейших семей «Богдай», или «Дедушкин Богдай», как его еще называли. Для воспитанников «Богдая» Владыка Николай написал такую детскую песенку «Малыши мы битольчане, малыши-сироты, дом наш – он на самом краю, словно в раю, в Богдае, как в раю, в Богдае».

Такие благотворительные дома для детей епископ Николай открыл во многих сербских городах, в предвоенные годы в них жили около 600 детей.

Владыка Николай всегда отчетливо видел взаимосвязь духовного и материального мира. Накануне военных событий в Жичу приехал молодой король Югославии Петар II. Рассказывают, что при встрече он надменно подал пожилому уже Святителю руку, одетую в перчатку. Зайдя в храм, этот восемнадцатилетний юноша ни разу не перекрестился, рассеянно глядел по сторонам, демонстративно позёвывая.

Шесть лет спустя в Лондоне изгнанный король Петар Карагеоргиевич вновь встретился с Владыкой. Когда последний вошёл в комнату, король вскочил и повалился на колени, припав Святителю к ногам.

– Ах, Ваше величество, – со слезами молвил Владыка, – поздно целовать ноги. Уже поздно. Да и не к чему. Это раньше нужно было целовать. И не ноги, а руку. Если бы вы вовремя приложились к образам святым, то ныне не пришлось бы прикладываться к сапогам.

* * *

Нападение гитлеровской Германии на Королевство Югославия стало толчком, выпустившим на свободу всех демонов ненависти к Православию и сербству, которые веками таились и вызревали в иноверческих племенах, составлявших ныне с сербами одно государство.

Безжалостного врага, всей своей сокрушительной мощью вторгшегося в пределы страны, сразу же поддержал внутренний враг: хорваты, фанатично приверженные римскому католицизму, бошняки-муслимане, косовские албанцы-шиптары. Преданная нацменьшинствами, и без того слабая армия небольшого королевства развалилась под ударами непобедимого на тот момент Вермахта. Страна была захвачена врагом, и «братья по югославянству» начали против православного сербства такой безумный по своим масштабам и демонической жестокости террор, что даже немецкие и итальянские генералы возопили о том, что происходящее выходит за грани всякого человеческого разумения.

Но Гитлер, сразу признавший своих в «принадлежащих к европейской культуре» хорватах и всегда искренне симпатизировавший ислама, отдал ненавистных ему сербов буквально на растерзание своим балканским союзникам. На страну опустился ад.

Не забыл дальновидный фюрер и лично Владыку Николая (Велимировича). Его директива по Сербии гласила: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первом ряду – патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича...».

«Отовсюду окружили нас и хотят потопить нас в смерти, ибо желают, чтобы нас не стало. Они смеются над Тобой, разве Ты не слышишь? Они издеваются над нами из-за Тебя, разве Ты не видишь? Они пьяны от запаха крови человеческой и радуются слезам сирот. Вопли мучеников звучат песнями для них, а писк раздавленных детей – сладкая музыка. Когда они выкалывают глаза людям, гиены в ужасе разбегаются, бормоча про себя: мы этого не знаем. Когда они сдирают кожу с живых, волки воют: мы этого не умеем. Когда они отрывают груди у матерей, псы лают: мы этому только теперь у людей учимся. Когда они попирают Твой крещеный народ, дикие вепри хрюкают: ничьи посевы мы так не топчем. Мы скрываем свои слезы от людей, чтобы они не смеялись над нами, и таим свои вздохи, чтобы они не издевались над нами. Однако мы плачем и воздыхаем пред Тобой, ведь Ты все видишь и праведно судишь».

Героический народ Сербии не сидел сложа руки и не ждал милости от тех, кому она не ведома. Не придя в отчаяние от падения государственного механизма королевской Югославии, православные патриоты Сербии начали неравную и трагическую борьбу со всесильным врагом, насмерть встав за свои попираемые святыни и страждущих ближних. В эти страшные дни было поднято древнее знамя четницкой борьбы за Крест Честный и Свободу Золотую, столетиями вдохновлявшее православные народы Балкан на священную борьбу.

Желая полностью разделить участь своих пасомых, Владыка сам явился к оккупантам и сказал:

– Вы стреляете моих чад в Кралево. Теперь я пришел к вам, чтобы вы убили вначале меня, а потом уже моих чад. Тех, кто находится у вас в заложниках.

Владыку арестовали, но расстрелять его не решились, поскольку Димитрий Льотич и Милан Недич предупредили гитлеровцев, что если они казнят человека, которого многие сербы почитают как святого, то от всеобщего восстания доведенных до отчаяния людей уже не удержит ничто.

Известно, что во время своего пребывания под немецким надзором в монастыре, епископ Николай спас от неминуемого расстрела семью евреев, мать и дочь, причем девочку ему пришлось даже перевозить в мешке из-под провизии.

В 1941 г., в монастырь Любостину, где по началу Владыка Николай содержался под арестом, пробрался посланник не сдавшегося оккупантам полковника Дражи Михайловича из Равны Горы – майор Палошевич. Ему Святитель передал послание, где наказывал воеводе Драже организовывать четницкое движение в Боснии и спасать истребляемый народ сербский.

Дража Михайлович, вскоре ставший одним из величайших и ныне наиболее почитаемых героев православной Сербии, с честью пронес это благословение Владыки через все военные годы, ведя героическую, неравную борьбу за веру и народ – вплоть до своего мученического конца.

Подняли древний флаг сопротивления, черный барьяк с символом Смерти и Воскресения – Адамовой Головой и девизом «С верою в Бога – или смерть!» – и другие герои православного народного движения Сербии. И в том числе славный вождь четницкой Динарской дивизии, воевода-священник Момчило Джуич, лично хорошо знавший Владыку.

Как не вспомнить здесь вдохновенные слова сербского святителя прошлого, митрополита Петра Негоша, сказанные им в поэтической форме о борьбе православных христиан против турок и «потурчен», то есть славян-муслиман: «Мир, вставай за Крест, за честь юнатства, Все, кто носит светлое оружье, Все, кто слышит собственное сердце! Мы поганцев имени Христова Окрестим водою или кровью! В Божьем стаде истребим заразу! Да взнесется песня роковая, Алтарь правый на камень кровавый!»

В 1944 г. епископа Велимировича и Патриарха Гавриила Дожича бросили в концлагерь Дахау. Патриарх Гавриил и владыка Николай – единственные европейские церковные иерархи, содержавшиеся в этом лагере смерти.

В своей книге «Земля недостижимая», посвященной узникам нацистских концлагерей, Владыка выводит образ Самого Господа Иисуса Христа в художественном образе бойца православного сербского вооруженного Сопротивления, мученически переносящего допросы и пытки в гитлеровском лагере уничтожения.

Там же Святитель делает интересные и важные выводы о глубинном сходстве воинствующего и гитлеровского нацизма.

«Гестаповец: Ты сравниваешь немцев с турками и думаешь, что этим ты нас унизишь. Между тем, я не считаю это унижением, потому что турки тоже господствующая раса, как и мы, немцы. Различие только в том, что сейчас турки, как господствующая раса, отступают, а немцы, как господствующая раса, наступают.

Спас: Именно поэтому некоторые наблюдатели указывали, что ваша национал-социалистическая партия, отбросив , подхватила знамя Магомета, выпущенное из слабеющих турецких рук. Может быть, ваша партия провозгласит в Германии ислам государственной религией?».

В лагере Владыка пишет книгу «Сквозь тюремную решетку», в которой призывает христиан к покаянию, размышляет о том, за что попустил людям столь страшные бедствия.

Вместе со своим народом в годы войны Владыка Николай пережил страшные мучения, но сохранил его в этих скорбях.

* * *

В это время (и, к сожалению, при помощи советской военной мощи) к власти в так называемой Югославии пришли безбожные коммунисты во главе с сербоненавистником хорватом Иосифом Тито. Честь антифашистской борьбы, начатой православными четниками, была присвоена коммунистическими партизанами; один из лидеров народного освободительного движения воевода Дража Михайлович был судим титовским судом и казнен по сфабрикованным обвинениям. На патриотов обрушились репрессии, на весь православный народ Сербии опустилась долгая темная ночь богоборческого правления, возглавляемого врагами Святой веры и сербства. Все национально-сербское подверглось преследованиям, упразднена была даже «српска чирилица» – православное сербское кириллическое письмо, и повсеместно введена хорватская латиница.

«Когда человек поворачивает свое лицо к Богу, все пути его ведут к Богу. Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели. Когда человек окончательно отрекается от Бога и словом, и сердцем, он уже ничего не способен создать и сделать, что не служило бы к его полному разрушению, и телесному, и душевному. Потому не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире».

Епископ Николай (Велимирович) был объявлен коммунистами врагом и в таких условиях не мог вернуться на Родину, его туда просто не пустили.

После немалых скитаний Владыка поселился в Америке, где продолжил церковную и общественную деятельность, писал, вновь осмысливал судьбы сербства и Православия. Он создает такие жемчужины, как «Жатвы Господни», «Земля недостижимая», «Единый Человеколюбец», «Первый Закон Божий и Райская пирамида"…

Там же он продолжил общение с четниками, оказавшимися, как и он, на чужбине, и в частности с известнейшим из них, священником воеводой Момчило Джуичем.

Святитель Николай видит предназначение своего родного народа в Феодулии, служении Богу. В постоянной борьбе за Крест честный и Свободу золотую.

«Все под знаком Креста и свободы. Под знаком Креста означает зависимость от Бога, под знаком свободы означает независимость от людей. А еще под знаком Креста значит идти за Христом и сражаться за Христа, а под знаком свободы – значит освобождаться от страстей и всякой нравственной гнили. Мы не говорим просто Крест и свобода, но честной Крест и золотая свобода. Итак, не какой-нибудь кривой или же какой-то там преступный крест, но честной крест, что означает исключительно Христов крест; не какая-то там свобода, дешевая, грязная, негодная, но – золотая, иными словами, дорогая, чистая и светлая. (...) Крестовое знамя – сербское знамя. Под ним пали на Косове, под ним завоевали свободу в Восстание».

Народ Сербии, оказавшийся на стыке Православия, и католицизма, несет высочайшую миссию хранения чистоты Православия и жестокого противостояния воинствующему иноверию:

«Борьбу против турок сербы не закончили на Косове. Не закончили ни в Смередеве, ни в Белграде. Нигде никогда не прекратили они ее – от Косова до Оршанца, от Лазаря до Карагеоргия, как не прекращали и от Карагеоргия до Куманова. И после падения Смередева и Белграда борьба продолжалась, страшная и упорная, в течение столетий; она велась из Черногории и Далмации, из Удобины, из Венгрии, из Румынии, из России. Крестоносный серб был везде – и до конца, главным поборником войны против полумесяца».

В последние годы своей жизни Святитель провидел трагические для сербского народа события, которые последуют за падением коммунизма и развалом искусственного и вредного для сербства югославского государственного образования. Он говорил, что Запад и папство не замедлят вновь поддержать вечных врагов его народа и Православия, и уже сейчас необходимо думать не о высокой политике, а о том, как вооружить сербов, чтобы они смогли себя защитить в эти грядущие страшные времена.

Владыка пишет и проповедует до последнего часа своей земной жизни.

Всегда отличаясь большой любовью к русскому народу, он и свой путь в мире сем окончил в русском монастыре святителя Тихона в Пенсильвании. Он отошел ко Господу во время келейной молитвы 18 марта 1956 года. Тело Владыки было перенесено в сербский монастырь святого Саввы в Либетсвилле и там похоронено.

В день его смерти, несмотря на коммунистические гонения, по всей Сербии раздавался колокольный звон.

* * *

Народное почитание его, как святого, которое началось еще при жизни, продолжилось и усилилось после его смерти.

Церковное прославление Святителя Николая Сербского совершилось в монастыре Лелич 18 марта 1987 года.

После того, как коммунистический режим в Югославии ушел в прошлое, Владыка вернулся на родную землю. В 1991 году его святые мощи были перенесены из США в родной Лелич.

Перенос мощей Владыки вылился во всенародное торжество, день переноса был внесен в церковный календарь. Церковь, где хранится эта великая святыня, с каждым годом становится местом все более многолюдного паломничества. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года имя святителя Николая Сербского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви, с празднованием его памяти 20 апреля3 мая (день перенесения мощей).

Православные христиане обращаются за молитвенной помощью к Владыке по всему миру, но особенно в Сербии и России.

Сейчас многие теплохладные полухристиане навязывают Церкви мнение, что бороться со злом надо, потакая ему, вбирая его в себя, с целью «ассимилировать», разбавить. Поэтому, из многочисленных посмертных чудес Святителя Николая Сербского хочется привести одно, которое ясно демонстрирует, что Владыка, который и при земной жизни мечом правды по-библейски отсекал зло от добра, скверну от святости, продолжает делать это, и пребывая с Богом в Царствии Небесном. Вот, что рассказывали по этому поводу исследователю жизни Владыки, Владимиру Радосавлевичу:

«Один парень из Валева, занимавшийся торговлей наркотиками, принёс как-то пожертвование в монастырь Лелич. Долго молился он у раки с мощами св.Владыки, а после достал из кармана солидную сумму и положил её на раку.

Выйдя за монастырские ворота, дилер сунул руку в карман, чтобы достать сигареты. И тут сквозь кости его пролетел ледяной ветер: деньги вновь лежали в кармане. Бегом вернулся он в пустой храм и увидел, что на раке нет никаких денег. Деньги, которые молодой наркоделец нашел у себя в кармане были теми же самыми купюрами.

Это означало лишь одно: святой Владыка не принимает его грязный, хоть и весьма внушительный подарок. Не принимает и ясно говорит о том, что беречь и защищать наркоторговца святой не будет.

Всю дорогу домой, в Валево, парня трясло. А через месяц он вернулся вновь в Лелич и исповедался. Там же в монастыре он обрёл духовного наставника, которого, несомненно, послал покаявшемуся разбойнику именно святой Владыка. Вскоре бывший дилер поехал на Афон, в монастырь Хиландар».

* * *

Тропарь, глас 8

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

Святитель Николай Сербский (Николай Велимирович) - епископ Охридский и Жичский, видный богослов и религиозный философ.

Святитель Николай родился в селе Лелич, близ сербского городка Валево, 5 января 1881 года по новому стилю. После окончания богословско-педагогической школы некоторое время преподавал. В 1904 году уехал продолжать образование в Швейцарию и Англию. Защитил докторскую степень по философии и богословию в Берне. В 1909 году принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. В течение нескольких лет преподавал в Белградской Духовной академии философию, психологию, логику, историю и иностранные языки.

Во время Первой мировой войны читал лекции в Америке и Англии, сбор от которых пошел в помощь соотечественникам, чем оказал поддержку своей родине. В 1919 году хиротонисан в епископа Жичского, а в 1920 - и в Охридского, где он и служил до 1934 года. Затем вернулся в Жичу, в которой находился до 1941 года. В начале Второй мировой войны вместе с патриархом Гавриилом был заточен немцами в монастыре Раковица, затем переведен в Войлицу и наконец в концлагерь Дахау. Пережил страшные мучения. Но Господь сохранил его и после освобождения Николай Велимирович перебрался в Америку, где занимался просветительской и богословской деятельностью.

Отошел ко Господу 18 марта 1956 года в Пенсильвании. Погребен был в Либертсвилле. В 1991 году 12 мая его святые мощи были перенесены в родной Лелич.

Книги (6)

Библейские темы

В предлагаемой читателю книге святитель Николай собрал свои размышления и пастырские наставления христианам, основанные на тех мыслях и образах, которые мы находим в Библии, как в ее Ветхом, так и в Новом Заветах.

Истины духовной жизни он доносит до каждого в простых и понятных примерах, научая тем самым и нас видеть и слышать Бога в самых обыденных окружающих нас предметах, поступках людей, событиях. Оказывается, христианин может получить духовную пользу и от чтения газет - если будет при этом постоянно обращаться мысленно к Священному Писанию и задаваться вопросом о значении описываемого с точки зрения Промысла Божия.

Верую. Вера образованных людей

Название этой небольшой книги выдающегося сербского архипастыря и богослова святителя Николая (Велимировича; 1881-1956) может у кого-то вызвать удивление: «Вера образованных людей».

Однако в действительности, давая такое название своему труду, представляющему собой живое и святоотечески вдохновенное объяснение православного Символа веры, автор желел довести до сознания читателя одну очень важную мысль. Истинно образованным человеком является, по его мнению, не тот, кто богат знаниями, а кто «образован внутренне, всем сердцем, всем существом, кто сообразен образу Божиему, тот кто христоподобен, преображен, обновлен, обожжен». Поэтому, без сомнения, можно сказать, что вера православных христиан на самом деле есть вера образованных людей.

Индийские письма

«Индийские письма» святителя Николая Сербского - еще одна жемчужина из богатейшего литературного наследия, оставленного этим замечательным церковным писателем минувшего столетия, с которым знакомится сегодня российский читатель.

Жанр, выбранный в данном случае святителем, весьма оригинален. Это удивительно глубокая, проникновенная переписка, в которой принимают участие его герои, очень разные люди: индийские брамины и кшатрии, сербские ученые, арабы-мусульмане, монах-святогорец. Объединяет их одно - любовь друг ко другу и искреннее желание найти истину в Боге, спасти свою душу, послужить спасению ближних. И обстоятельства их жизни, и происходящие в ней события, отражающиеся в письмах, - все свидетельствует о том, что обрести как искомую истину, так и спасение можно лишь во Христе. А остальные пути все ведут в никуда, в какой-то страшный тупик, выйти из которого собственными силами уже невозможно.

Молитвы на озере

В книге «Молитвы у озера» владыка Николай раскрывается и как теолог, и как поэт, и как проповедник.

«Молитвы у озера» - это сто псалмов, пропетых человеком двадцатого столетия - столетия идеологизированного, технократического, войнами изуродованного,- и как девственно-чисты эти псалмы! Свойство славянской души ощущать тленность всего мирского и одновременно - открывать во всей природе Бога, всюду видеть гармонию Его, взирать на Творца чрез творение Его - роднит Св.Николая Сербского со многими русскими богословами и писателями. Поэтичность языка «Молитв у озера», способность все чувства свои выражать молитвой, исследователи справедливо уподобляют трудам Св.Симеона Нового Богослова.

(мирское имя — Никола Велимирович) родился на территории Западной Сербии, в селении Лелич, в многодетной крестьянской семье, 23 декабря 1880 года.

Родители Николы, Драгомир и Екатерина, были простыми в общении людьми, глубоко набожными. Дети (всего их было девять), воспитывались во взаимной любви, в духе христианских традиций.

Заботясь о должном образовании Николы, родители отдали его на обучение в школу при обители Челие. Здесь он сумел проявить свои дарования и добиться первых успехов.

Затем он был зачислен в Валевскую гимназию, а окончив её, продолжил образование в Белградской семинарии.

За хорошие достижения в учёбе Никола удостоился стипендии, что позволило ему продолжить обучение в Берне, на Старокатолическом факультете.

Учился он очень охотно, ответственно и прилежно. В возрасте 28 лет сподобился заслужить степень доктора богословия.

Не желая останавливаться на достигнутом, Никола Велимирович поступил в Оксфордский университет, на философский Факультет. Результатом его обучения там стала защита очередного доктората, философского.

Монашеский путь

Когда он вернулся в Отечество, его приняли на работу в Белградскую семинарию. Здесь он занимался преподавательской деятельностью. Благодаря блестящей подготовленности и умению подавать материал в доступной форме, среди студентов пользовался уважением.

Помимо преподавания, Никола Велимирович активно сотрудничал с церковными изданиями: публиковали статьи разной религиозной направленности.

Когда он подвергся тяжёлой болезни — дал обет, что в случае, если выздоровеет, посвятит свою жизнь Богу. Так и произошло: болезнь, неожиданно для окружающих, отступила; а Никола принял монашество и новое имя — Николай. Постриг состоялся в обители Раковиц (Раковица).

В 1910 году отец Николай стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии. При этом он не поставил в известность администрацию, что закончил два видных европейских университета.

Обучаясь в академии, он вёл себя скромно, но его образованность говорила сама за себя. Он не раз вызывал удивление профессорско-преподавательского состава, а на одном из академических вечеров так изумил своей речью собравшихся, что вызвал всеобщее восхищение и восторг.

При этом он обратил на себя внимание архиерея Антония (Вадковского), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. После этого случая владыка выхлопотал для отца Николая пособие, чтобы тот смог отправиться в путешествие по стране. Путешествие помогло ему лучше узнать русский народ. Впоследствии он высказывался о России с теплом и любовью.

По возвращении отца Николая в Сербию грянула Первая Мировая война. Во время войны он не раз посещал места расположений воинских подразделений, как мог укреплял веру сербских бойцов, вдохновлял их на ратные подвиги, исповедовал, причащал Святых Тайн. Кроме того, радея о соотечественниках, он регулярно жертвовал своё жалование на нужды раненых.

Достойно удивления, что после завершения войны отец Николай предрёк воспламенение в будущем очередного крупномасштабного конфликта. Одной из центральных причин этого конфликта он считал удаление европейцев от Бога.

Епископское служение

В 1920 году отец Николай был рукоположен во епископа Охридского. На этом этапе служения он с ещё большей ревностью предавался монашескому деланию, много проповедовал, регулярно участвовал в богослужениях, занимался литературным трудом.

Контролируя вверенное ему духовенство и состояние дел, постоянно перемещался по территории своей епархии, посещал самые дальние приходы. Во время таких путешествий он знакомился с нуждами жителей и по мере возможностей оказывал им надлежащее архиерейское содействие: способствовал восстановлению храмов, разрушенных в результате войны, помогал монастырям, организовывал сиротские дома.

В 1924 год святитель, с благословения начальства, принял во временное управление Американскую епархию (функционировавшую при Сербском Патриархате). Эту миссию он исполнял вплоть до 1926 года.

В связи с охлаждением множества сербов к христианским обязанностям, а также и с целью противодействия нараставшим в стране сектантским настроениям, святитель организовал и лично возглавил движение, направленное на активизацию населения в области церковной деятельности. Это движение получило характерное название «Богомольческое». Вскоре оно охватило собой всю территорию Сербии.

В 1934 году Николай Сербский был возведен на Жичскую кафедру. Здесь, как и в Охридской епархии, он занимался просветительством, упорядочением церковной жизни, регулированием деятельности монастырей.

Много усилий было приложено для восстановления церквей. Особой заслугой святителя было способствование обновлению древней обители «Жича», одного из известнейших центров духовности и православной культуры.

Военные и послевоенные годы

Во время Второй Мировой войны святитель, по распоряжению командования оккупационных войск, был ограничен в свободе. Существуют свидетельства, что в конце 1942 года он пребывал в заточении в обители Войловица. Несмотря на трудности, здесь ему удавалось священнодействовать и работать.

Позднее он оказался вместе с Сербским Патриархом в одном из наиболее страшных концентрационных лагерей: в фашистском Дахау. Всё время пребывания там он спасался молитвой, надеждой и упованием на Божественное Проведение.

В мае 1945 года святитель был освобожден из заключения войсками союзников (американской армией).

К тому времени к власти в Югославии пришли атеисты. Как ни желал Николай Сербский вернуться служить на свою Родину, как ни скорбел об Отечестве, но обстоятельства располагали к другому.

По воле Божьей он оказался в Америке, в статусе эмигранта. Здесь он продолжал проповедовать о Христе, участвовать в богослужениях, заниматься писательской деятельностью.

На своей Родине он был объявлен пособником оккупантов (несмотря на то, что сам претерпел от них много страданий), а его литературные труды были поставлены под жёсткий цензурный запрет.

В последние дни своей жизни Николай Сербский нашёл приют в русском Тихоновском монастыре (штат Пенсильвания). 18 марта 1956 года он почил с молитвой на устах.

Тело святителя было перенесено с почестями в сербскую обитель святого Саввы (штат Иллинойс), а затем захоронено на территории местного кладбища.

Творческое наследие

Святитель Николай Сербский известен как один из наиболее ортодоксальных церковных мыслителей. Список его сочинений достаточно обширен. Среди них большей известностью пользуются: ,

В день перенесения мощей из США в Сербию

В миру Никола Велимирович, родился 23 декабря года в горном селе Лелич в западной Сербии , во крестьянской семье, в которой было девять детей. Он был отдан набожными родителями в школу при монастыре Челие («Келии»).

По окончании гимназии в городе Валево и Белградской духовной семинарии , Никола Велимирович получил стипендию для обучения на Старокатолическом факультете в Берне , где в 28 лет ему была присвоена степень доктора богословия. Тема его доктората была: «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви». Вслед за этим Никола Велимирович блестяще заканчил философский факультет в Оксфорде и защищает свой второй, на этот раз философский, докторат.

Таким образом о. Николай посетил все наиболее известные святые места, ближе узнал русский народ и никогда уже духовно не расставался с Россией. Она сделалась постоянным предметом его размышлений. С тех пор ни одна страна мира не воспринималась им с такой теплотой и родственной любовью, как Россия. В 1920-е годы, уже будучи епископом, он первым в мире заговорил о необходимости почитания памяти царской семьи. За «нерешительностью» и «безволием» последнего русского императора, о которых немало тогда говорилось среди русских эмигрантов в Сербии, он разглядел иные черты характера императора Николая II и иной смысл предреволюционных лет русской истории.

«Долг, которым Россия обязала сербский народ в году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни веки, ни поколения, - писал владыка Николай в году. - Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая ближнего своего.... Русский Царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти. Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что русский Царь с детьми своими и с миллионами собратьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли умолчать пред небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам? Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости..»

По возвращении из России о. Николай начал публиковать свои серьезные литературные труды: «Беседы под горой», «Над грехом и смертью», «Религия Негоша»...

Понимая опасность сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, владыка Николай возглавил так называемое «богомольческое движение» в сербском народе, призванное привлечь к церкви простых, зачастую неграмотных крестьян, живущих в отдаленных горных селах. «Богомольцы» не составляли какой-то особой организации. Это были люди, готовые не только регулярно посещать храм, но и повседневно жить по канонам своей православной веры, по христианским укладам родной страны, увлекая своим примером и других. «Богомольческое» движение, распространившееся стараниями владыки по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением.

Находясь в эмиграции в Америке , владыка продолжал служить и работал над новыми книгами - «Жатвы Господни», «Страна Недоходимия», «Единственный Человеколюбец». Его заботой была и отправка помощи в разрушенную войной Сербию . В это время все его литературные труды на Родине были запрещены и оклеветаны, а сам он, узник фашистского концлагеря, превращен коммунистической пропагандой в «сотрудника оккупантов».

Епископ Николай мирно скончался 18 марта года в русском монастыре святого Тихона в Южном Ханаане (штат Пенсильвания). Смерть застала его за молитвой.

Почитание

Из русского монастыря тело владыки Николая было перенесено в сербский монастырь святого Саввы в Либертвилле (штат Иллинойс, близ Чикаго) и похоронено с почестями на местном кладбище. Последняя воля владыки - быть похороненным на Родине - в то время, по понятным причинам, не могла быть выполнена.

Прославление святителя Николая Сербского, Жичского как местночтимого святого Шабацко-Вальевской епархии совершилось в монастыре Лелич 18 марта Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября года имя святителя Николая было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с празднованием его памяти 20 апреля (день перенесения мощей), как это установлено в Сербской Православной Церкви.

Молитвы

Тропарь, глас 8

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

Кондак, глас 3

Сербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче.

Видео

Документальный фильм "Свт. Николай Сербский" 2005 г.

Сочинения

Собрание сочинений святителя насчитывает пятнадцать томов.

  • Избранные труды на сайте энциклопедии "Азбука": http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/

Литература

  • Биография из книги "Слава и боль Сербии. О сербских новомучениках" . Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2002:

Использованные материалы

  • Прийма Иван Федорович. Слово об авторе // Святой Николай Сербский. Молитвы у озера. СПб.1995. Стр. 3-8
  • Биография на портале Православие.Ru :
  • Журнал № 53 , журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года:
  • Страница блога свящ.