Страхование грузов при перевозке автомобильным транспортом: основные положения. Страхование грузов при перевозке Страховка грузов при перевозке автомобильным транспортом

Компания «Альдетранс» предоставляет услуги по страхованию груза при перевозке. Эта мера является обязательной при международных перевозках и позволяет компенсировать убытки в случае повреждения или утраты груза. Мы предлагаем комплексное транспортное страхование грузов при перевозке авиационным, автомобильным, морским и железнодорожным транспортом, а также окажем содействие по страхованию грузов при транспортировке сразу несколькими видами транспорта (мультимодальные перевозки). Страхованию подлежат любые виды грузов на весь период перевозки, начиная с приёмки на нашем складе и заканчивая выгрузкой получателю в Москве, любом регионе РФ, другой стране.

Особенности

Страхование транспортировки грузов - распространённая мировая практика. Любая перевозка связана с определёнными рисками: ДТП, крушения и затопления. Они способны привести к утрате или повреждению груза, а следовательно - и к серьёзному материальному ущербу. Свести риски к минимуму можно застраховав груз при перевозке. Владельцам грузов доступны следующие виды страхования:

  • с покрытием всех рисков - компенсация выплачивается при наступлении всех страховых рисков, кроме общепринятых исключений;
  • с покрытием рисков частной аварии - компенсация выплачивается, если наступает страховой случай по причине происшествий, указанных в договоре страхования;
  • без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения - компенсация выплачивается при полной утрате груза из-за аварии ТС.

Стоимость услуг

Мера, позволяющая свести к минимуму возможные потери в процессе транспортировки. Сегодня в этом направлении страховщиками применяется два вида защиты рисков, которые, несмотря на сходство в названии, по своей сути различны. Первый вид – страхование непосредственно груза, второй – страхование ответственности за доверенный к транспортировке груз. Основные различия этих услуг мы и рассмотрим.

Страхование груза – разновидность страхования имущества, цель которого – защита интересов владельца груза. Собственник груза выступает страхователем.
Страхование ответственности в свою очередь направлено на защиту прав и интересов перевозчика. Страхователем в этом случае будет лицо, несущее ответственность за сохранность груза на время его транспортировки, то есть перевозчик либо экспедитор.

Что касается грузовладельца, то ему доступны два варианта оформления договора страхования. Он может обратиться в страховую компанию по своему усмотрению, либо в страховую компанию перевозчика. Плюсы и минусы варианта, когда грузовладелец доверяет все заботы о страховании груза перевозчику, уже были рассмотрены нами. Когда страхованием своего груза занимается непосредственно владелец, он может получить возмещение либо у страховой компании, с которой был заключен договор, либо непосредственно от перевозчика (либо страховой компании перевозчика). Страховщик, в свою очередь, после выплаты компенсации по полису страхования имеет право обратиться к перевозчику или его страховой компании за суброгацией.

Подводя итог, хочется сказать следующее: чтобы упорядочить работу в части страхования грузоперевозок, необходимо уточнение и ограничение ответственности перевозчиков разумными рамками. Сейчас ценовой границы она не имеет, следовательно, перевозчик самостоятельно определяет денежное выражение этой самой ответственности. Грузовладельцы в этой ситуации остаются незащищенными, и вынуждены заключать договора страхования на полную стоимость груза. Необходимость страхования ответственности транспортных компаний в части грузоперевозок должна быть признана законодательно.

В процессе следования от поставщика к потребителю, а также между промежуточными звеньями торговой цепи грузы подвержены самым различным рисковым ситуациям, осуществление которых способно привести к их повреждению или даже безвозвратной утрате.

Хотя сегодня все усилия перевозчиков и направлены на обеспечение безопасности транспортируемых объектов, полностью исключать вероятность наступления неблагоприятных событий нельзя. Хорошим подспорьем в защите имущественных интересов в этом случае служит страхование грузов.

Что же собой представляет страхование груза?

Под страхованием грузов понимают разновидность имущественного страхования, основная цель которого - обезопасить интересы владельца перемещаемого объекта от возможных транспортных рисков во время его следования по маршруту от отправителя к получателю. Здесь речь идёт о различных перевозках, в том числе как внутренних, так и международных. Следует обозначить четыре основных их вида, образующие подотрасли транспортного страхования:

  • Автомобильные.
  • Железнодорожные.
  • Воздушные.
  • Водные.

Стоит отметить, что обязательное страхование грузов на сегодняшний день в нашей стране законодательно не предусмотрено. Оно осуществляется сугубо на добровольной основе.

Риски при страховании грузов находятся в полной зависимости от вида транспортного средства, его технического состояния, погодных и общих климатических условий региона, в котором оно будет эксплуатироваться. Несмотря на изобилие возможных неприятных ситуаций, зачастую встречающихся в пути, не все из них могут быть застрахованы. Страховыми могут стать только те риски, вероятность наступления и будущий ущерб от которых могут быть измерены в денежном эквиваленте.

Основные моменты заключения договоров

Лицо, решившее застраховать свой груз, должно обратиться с этой проблемой в соответствующую компанию до момента его отправки в пункт назначения. Договор страхования грузов - основной документ, инициирующий правовые отношения между сторонами и описывающий порядок их взаимодействия. Он также должен содержать в себе определяющие условия, отсутствие которых в содержании отменяет признание его договором имущественного страхования, а именно:

  • Соглашение сторон об определении конкретного имущества или материальных интересов в качестве объекта страхования.
  • Перечень страховых случаев.
  • Величина страховой суммы.
  • Оговоренные сроки действия.

Важным нюансом страхования имущества при транспортировке является установка величины франшизы, которая представляет собой некоторый максимальный уровень материального ущерба. Наличие таковой отменяет обязательства страховщика по договору. Иными словами, если общая стоимость убытков меньше согласованного сторонами показателя, возмещение не выплачивается. Франшиза может быть зафиксирована в виде конкретной суммы денежных средств или в форме процента от общей стоимости страховки. Она также может быть:

  • Условной. Предусматривает возмещение при наличии ущерба выше стоимости франшизы.
  • Безусловной. При наступлении страхового случая выплаты производятся за вычетом её стоимости.

Договор на страхование грузов может предусматривать наличие у страховщика права суброгации - возможности предъявить материальные претензии третьим лицам, в том числе виновным в причинении ущерба. Такое право может быть реализовано им только после осуществления всех причитающихся выплат страхователю. Примером может являться доказанное повреждение или утрата транспортируемого имущества или его части по вине перевозчика.

В период действия договора могут произойти какие-либо существенные события, обеспечивающие изменение степени риска. В таком случае возможен пересмотр его условий. По этой причине страхователь, узнав о произошедшем, обязан в кратчайшие сроки поставить в известность и страховщика.

Общепринятые виды рисков

За все время применения практики страховой защиты перевозимого имущества в мире разработаны и активно используются виды страхования, по каждому из которых может быть заключен соответствующий договор. Это условия, предусматривающие ответственность страховщика за:

  • Все возможные риски. В такой ситуации полис гарантирует защиту имущественных интересов в общей аварии. Она предполагает нанесение ущерба или утрату всего груза или его части по любой причине, кроме случаев присутствия в действиях страхователя злого умысла или небрежности по отношению к перевозимому объекту, наличия у последнего особых характеристик, а также наступления военных рисков и воздействия радиации. Перечень исключений по конкретному договору определяется страховщиком.
  • Частную аварию. Здесь работает обратный принцип: договор описывает рисковые ситуации, наступление которых подлежит страховой защите. Выплаты должны производиться при причинении ущерба или гибели всего имущества или его части в результате наступления оговоренных обстоятельств.
  • Отсутствие ответственности за повреждение, за исключением случаев крушения. Принцип заключения такого договора аналогичен предыдущему варианту. Однако в этом случае полис страхования грузов предполагает возмещение убытков лишь в ситуации абсолютной утраты перевозимого имущества или его части. Обычно таким образом страхуется электронное оборудование, бывшеее в употреблении, поскольку такой подход снимает ответственность страховщика за уже имеющиеся на момент отправки неполадки.

Два последних вида страхования, построенные на перечислении конкретных рисков, менее обширны, чем дорогостоящий первый. В подавляющем большинстве случаев заключение договора осуществляется именно на условиях охвата всех возможных рисков.

Страхование единовременных и периодических перевозок

Сроки действия договоров могут быть различными. В зависимости от этих условий различают разовое и периодическое страхование грузов. Единовременные перевозки - стандартный случай, где договор с периодом действия 30-60 дней с момента зачисления средств на счёт страховщика предусматривает страхование одной конкретной транспортировки.

При страховании периодических поставок один договор (обычно годовой) обеспечивает защиту однородных партий груза. Страхователь в этом случае обязан информировать страховщика об очередной перевозке, а тот, в свою очередь, выдавать индивидуальный страховой полис. Применение такого вида защиты предусматривает наличие особого приложения к договору - бордеро. Оно представляет собой описание всего ряда перевозок с указанием объёмов и особых условий каждой. Страховые премии могут начисляться как в конкретном случае, так и периодически, на протяжении действия договора.

Порядок заключения договора

Определив необходимый перечень рисковых ситуаций, клиенту следует обратиться в компанию, занимающуюся оказанием услуг страховой защиты грузов. Вместе с требованиями, которые касаются условий страхования и предполагаемой страховой суммы, ему необходимо подготовить полную информацию о транспортируемом объекте:

  • Полное наименование.
  • Сведения об упаковке, габаритных размерах и весе.
  • Ключевые атрибуты перевозочных документов: номера и даты.
  • Вид используемого транспортного средства и способ отправки груза.
  • Сведения о количестве партий груза.
  • Наименование пунктов отправления, назначения.
  • Планируемая дата отправления.
  • Иные сведения, имеющие значение при исчислении степени риска.

Справочную информацию и свои предложения страхователю следует предоставить страховщику вместе с заявлением на оказание услуг. Принимающая сторона рассматривает его, в соответствии с предоставленными данными анализирует риски, выставляет свои условия страхования грузов. Подлежащее страхованию имущество также может быть осмотрено и описано, если, по мнению страховщика, это необходимо. Результат процесса - двустороннее подписание договора.

Правила страхования - основа договора

Правила страхования грузов - издаваемый страховщиком документ, служащий базой для заключения любого страхового договора. Он регламентирует общие условия и порядок взаимодействия сторон, может содержать дополнительные моменты страхования. Они будут обязательны для исполнения страхователем в том случае, если такая необходимость прописана в договоре. Содержание «правил» может являться основной частью документа или приложением. Второй вариант предполагает вручение копии бумаги страхователю непосредственно при подписании договора и внесение в него соответствующей записи.

В нашей стране каждая страховая организация разрабатывает собственный вариант этого документа. Правила страхования грузов могут иметь отличия в нюансах, но должны включать обязательные для всех разделы. По этой причине они подлежат обязательному лицензированию в уполномоченном органе - Федеральной службе по финансовым рынкам.

Страхование груза при перевозке: подотрасли

  • Страхование авиаперевозок. Перемещение грузов по воздуху - самый молодой и перспективный из всех способов. Таким образом обычно перевозят грузы небольших размеров. С целью транспортировки более крупных объектов возможно использование чартерных рейсов специализированных бортов. Страховой риск здесь обычно невысокий, поскольку этот вид транспорта считается наиболее безопасным. Превышение максимально допустимой массы груза в данном случае недопустимо, поскольку угрожает безопасности полёта. По этой же причине возможность порчи или утраты груза, перевозимого таким образом, минимальна. Для некоторых видов товаров (например, одежды, компьютерной и иной электронной техники) высок риск хищения, особенно в промежуточных пунктах пребывания во время следования к месту назначения.
  • Страхование морских грузов. Такой вид перевозки связан со множеством рисков, например, повреждением при погрузочно-разгрузочных работах или транспортировке, неблагоприятными погодными условиями. Несмотря на высокую степень риска, в некоторых случаях отправка груза водным транспортом - единственный способ доставки его к месту назначения. Морские перевозки допускают использование полного и частичного страхования транспортируемого имущества. Второй вариант предполагает страховую защиту груза лишь на отдельном участке пути. Размер премии по договору здесь зависит от условий перевозки, длины маршрута, количества промежуточных пунктов и прочего.
  • Страхование железнодорожных перевозок. Повреждение имущества в случае схода вагонов с рельсов или смещения в результате манёвров, а также его порча при нарушении герметичности, хищение - вот основные рисковые ситуации, связанные с перемещением груза таким образом. Точный их набор для конкретного случая страхования определяется с учётом характера груза и транспортного средства.
  • Страхование автомобильных грузов. Этот способ перевозки считается самым высокорисковым. Такое положение дел обосновано наличием большого количества дорожных аварий и противоправных действий со стороны третьих лиц. Размер страховой премии здесь зависит от особенностей маршрута перевозки, типа грузового автотранспортного средства.

Страхование международных перевозок

Глобализация экономических отношений обуславливает рост интенсивности грузоперевозок между различными государствами. Такой вид транспортировки имеет свои опасности, в том числе возможность повреждения и утраты имущества, которая может возникнуть в связи с возникшим недопониманием между представителями разных стран и, как следствие, разбирательствами, спорами и задержками времени доставки. По этой причине во всём мире активно используется международное страхование грузов.

Существует интернациональный свод правил торговли под названием "Инкотермс", который регламентирует в том числе и страховую деятельность в этой области. В роли объекта страхового договора может выступать как экспортируемое, так и импортируемое имущество. В большинстве случаев каждая сторона торговой сделки осуществляет страхование груза при перевозке на своей части маршрута его перемещения, оно обычно происходит по принципу «ответственности за все возможные риски».

Особенности страхования опасных грузов

Страхование опасных грузов ввиду исключительных качеств и свойств перевозимых объектов характеризуется высокими рисками. На территории Российской Федерации действуют особые правила и требования, определяющие нормы безопасности перевозки такого имущества, однако обязательность его страховой защиты на сегодня законодательно не предусмотрена. В качестве объекта могут выступать опасные и особо опасные вещества и предметы.

Отличительной особенностью страхования такого рода перевозок является то, что, кроме классического охвата самого имущества, оно включает также и ответственность страхователя перед окружающей средой и третьими лицами. Объём последней исчисляется в зависимости от максимально возможной величины причинённого вреда. Транспортное страхование грузов этого типа предполагает, что договор может быть заключён на основании следующих видов рисков:

  • Гибель или повреждение грузов.
  • Нанесение вреда здоровью или жизни, а также повреждение и утрата имущества третьих лиц в результате осуществления деятельности по перевозке.
  • Загрязнение окружающей среды.

Страхование ответственности грузов может осуществляться как отдельно на каждую отдельно взятую перевозку, так и на определённое их количество в течение заранее оговоренного периода времени.

Страхование ответственности перевозчиков

В мировой практике страхование ответственности перевозчика грузов - общепризнанная обязательная норма взаимодействия между субъектами бизнеса. В нашей стране сложилась несколько иная ситуация. Такая защита интересов транспортных операторов является добровольной. Также такое решение, как страхование груза, перевозчиком может быть принято и под давлением клиентов. Всё потому, что далеко не все пожелают доверить транспортировку товара исполнителю без полиса страхования ответственности. Действительно, его наличие предоставляет некоторые преимущества для обеих сторон:

  • При наступлении страхового случая по вине перевозчика ему будет гарантировано возмещение причинённого ущерба.
  • Рост доверия к конкретному перевозчику как к реальному партнёру.
  • Услуги по оценке объёма и выяснению причин возникновения страхового случая осуществляются бесплатно для владельца груза.

Порча, пропажа, гибель транспортируемого имущества, а также убытки его владельца, связанные с задержкой или срывом поставки по вине перевозчика - основные причины, вызывающие наступление его ответственности. Также возможно страхование ответственности перевозчика грузов от причинения непреднамеренного вреда.

Наступление страхового случая и осуществление выплат

Если наступление одного или нескольких страховых случаев по ранее заключённому договору на страхование грузов всё же произошло, страхователь должен незамедлительно оповестить об этом страховую компанию. Такое предварительное информирование может быть произведено любым доступным способом: посредством телефонного звонка, факса или электронной почты, причем непременно с обязательным указанием места и времени произошедшего, предполагаемых причин и размера убытка.

Официальным же уведомлением служит письменное заявление о наступлении страхового случая, которое необходимо отправить в адрес страховщика заказным письмом, курьерской доставкой либо по электронной почте. Сроки его представления различны для каждой страховой компании и должны находиться в диапазоне от 24 часов до 5 рабочих дней.

Страхователь обязан приложить все усилия для обеспечения сохранности имущества, являющегося объектом договора, до его осмотра уполномоченным на то представителем страховщика. Он также может перевести пострадавший груз с места происшествия, если это требуется для поддержания должного уровня его безопасности (при условии наличия разрешения на то от другой стороны).

Страховщик вправе потребовать предоставления документов, необходимых для подтверждения факта обоснованности и определения особенностей страхового случая, а именно:

  • Сведения о страхователе (для физических лиц - паспорт или иной, подтверждающий личность документ, для юридических - свидетельство о регистрации и учредительная документация).
  • Свидетельство существования договора страхования (оригинал договора, страховой полис, извещение о начале перевозки, дубликат документа, подтверждающего факт оплаты страховой премии в полном объёме, заявление о выплате страховки).
  • Бумаги, указывающие на наличие имущественного интереса к объекту страхования (комплект договоров купли-продажи, накладные, счета, счета-фактуры и прочая накладная документация).
  • Документы, доказывающие факт перевозки (договор с транспортной компанией, заявка на перевозку, сопроводительная перевозочная документация).
  • Бумаги, удостоверяющие наступление страхового случая (основной - акт об имущественной недостаче, остальной состав зависит от вида перевозок).
  • Документы, обосновывающие размер причинённого ущерба. Это расчёт сумм страховых выплат, заключения экспертов, фотографии и т. п.
  • Документы, подтверждающие реализацию права суброгации (копии претензий к транспортной компании, ответные письма и комментарии).

Заключение

Транспортное страхование грузов предусматривает двухнедельный период со дня получения всех запрошенных документов по страховому случаю для изучения всех обстоятельств дела страховщиком и принятия решения о согласии выплатить возмещение по договору. В эти же сроки последний должен известить страхователя о признании его претензий либо предоставить письменный отказ с развёрнутым перечнем причин. Причитающиеся суммы выплат по договору должны быть перечислены в течение 10 банковских дней, а их получателю направлено извещение о переводе. День снятия средств со счёта страховой компании считается датой выплаты страхового возмещения.

Компания «Независимые страховые консультанты» - это страховой брокер, который сотрудничает с большим числом страховых компаний и имеет значительный опыт в страховании международных грузов, а также грузов на внутренних рейсах. Если вам необходима быстрая и грамотная консультация, если вы хотите найти партнера, который полностью снимет с вас проблему по страхованию грузоперевозок, то вы пришли по адресу.

Страхование грузоперевозок

В настоящий момент международные грузоперевозки стали стандартом даже для небольших компаний. И случается, что в одном рейсе находятся чуть ли не все активы компании. Но даже и для крупного предприятия потеря груза по любой из причин - явление крайне неприятное. Именно поэтому сегодня транспортное страхование грузов приобрело такую актуальность.

От чего вы можете застраховать свой груз?

Каждый вид груза, если страхование является добровольным, а не обязательным, может быть застрахован от самых разных рисков. Целесообразность включения тех или иных видов рисков вы можете просчитать сами, опираясь на здравый смысл и личный опыт. Если же вам необходимы гарантии, то более корректный ответ вам даст страховой брокер. Правила страхования грузов предусматривают обязательное страхование опасных грузов, ответственность грузоперевозчика при перевозке пассажиров. Но в остальном вы практически вольны в выборе программы для страхования.

Кроме того, что вы имеете возможность застраховать полностью или частично свой груз от повреждения или полной гибели, вы можете покрыть и другие понесенные убытки. Например, застраховать списание и утилизацию груза, расходы по его транспортировке, и даже внести в полис риск упущенной выгоды - каждый страховщик предлагает свои условия, но обычно размер возмещения по этому риску не превышает 10% от стоимости груза.

Применяемые риски
  • дорожно-транспортные происшествия;
  • хищения (включающие кражу, грабеж, разбой);
  • завладение грузом путем мошеннических действий третьих лиц;
  • стихийные бедствия;
  • всевозможные повреждения груза (поломка, бой, скол и прочие);
  • пропажа без вести перевозочного средства вместе с грузом;
  • повреждение или утрата груза в результате поломки рефрижераторной установки в результате воздействия как внешних, так и внутренних факторов;
  • риски связанные с проведения погрузочно-разгрузочных работ;
  • риски связанные с промежуточного хранения груза на складах и т.п.

Как определить, справедлива ли назначенная стоимость страховки?

Это как раз тот случай, когда страховой брокер необходим: он поможет вам снизить аппетиты страховой компании, указав на ваши сильные стороны. Ведь, если вы перемещаете груз по неопасному государству, пользуетесь услугами уважаемой транспортной компании, то у вас есть шанс получить некоторую скидку. Кроме того, такую скидку вам может гарантировать и сам страховой брокер.

На стоимость страховки также может повлиять опытность экипажа, ценность груза, то есть, будет ли он представлять особый интерес для «злоумышленников и прочих третьих лиц». Кроме того, при страховании отдельных классов грузов, например, напитков в стеклянной таре, вам не оплатят часть погибшего товара.

Что такое франшиза, как она влияет на стоимость страховки?

Если вы прогнозируете, что часть вашего груза может погибнуть из-за условий перевозки, то вы можете указать в полисе франшизу - часть стоимости груза, обычно от 0,1% до 3%, на которую вы не будете претендовать в случае убытка. При установлении франшизы вы дополнительно экономите на стоимости страхования и сможете избежать не самую простую процедуру сбора документов при урегулировании незначительных убытков. Кроме того, при некоторых видах грузоперевозок и типах грузов на франшизе будет настаивать и сам страховщик.

Хотя франшиза и является некоторым ограничением по получаемой вами страховой сумме, она снижает и тарифы на страхование грузов при перевозке, так что в некоторых случаях этот вариант вполне можно рассмотреть - ваш страховой брокер непременно даст вам такую рекомендацию.

Морское страхование грузов

Морское страхование при перевозке грузов зародилось одним из первых, но и по сей день пользуется огромным спросом. Чаще всего грузы пакуются в контейнеры и страхуются полностью от всех рисков. Однако вы сможете выбрать и оставить лишь необходимые. В основном вам стоит остановиться на выборе договора «на полную гибель» или «на частичное повреждение».

Как и с другими типами страхования, здесь возможно использование франшизы, исключение ненужных рисков, так что морское страхование грузов является вполне стандартным при грузоперевозках.

Страхование опасных грузов

Страхование грузов повышенного класса опасности является обязательным, однако, для того, чтобы правильно определить стоимость страхования и тарифные ставки, необходимо точно знать класс опасности груза, условия его перевозки, упаковки и так далее - выявить все эти нюансы вам поможет ваш страховой брокер. Кроме того, важно знать, что при перевозке таких грузов обязательному страхованию подлежит гражданская ответственность грузоперевозчика, который будет обслуживать данный груз.

Генеральное страхование грузоперевозок

Если ваша фирма регулярно соотносится с различными компаниями, отправляя и принимая грузы по всему свету, то, вероятно, для вас сотрудничество со страховым брокером будет действительно выгодным и удобным. Заключив договор генерального страхования грузоперевозок, вы полностью снимаете с себя все задачи по изучению условий, заполнению и сбору бумаг для расчета стоимости страховых взносов.

Страховой брокер: все вопросы со страхованием грузоперевозок решены

При транспортировке, внутренней или международной, - довольно сложная сфера. Особенно, если учесть, что зачастую приходится быстро принимать решения, чтобы отстоять права клиента. Ведь «Независимые страховые консультанты» не только позволят вам сэкономить на тарифах при страховании грузоперевозок, но и обеспечат точную оценку ущерба, даже если груз находится за границей, сумеют провести переговоры со страховыми компаниями, какое бы число их не участвовало в процессе.

Так, и только так можно получить гарантированные быстрые и адекватные выплаты по наступившим рискам. Самостоятельно общаться со страховыми компаниями бывает сложно даже для очень крупных компаний, содержащих в штате должное число юристов. Так что страховой брокер - это защитник ваших интересов при страховании грузоперевозок.

Страхование грузов, перевозимых автомобильным транспортом позволяет защитить интересы отправителя. Если нет финансовой возможности нанять охрану для сопровождения грузов, оптимальным выходом будет страховка. Компенсация убытков при страховом случае происходит независимо от того, виноват ли перевозчик. Застраховать можно не только сам груз, но и транспортные расходы и даже ожидаемую прибыль при перевозке.

Договор страхования при необходимости заключают на длительный период или разовую отправку. Компания-страховщик возмещает стоимость убытков при наступлении таких страховых случаев, как кража, порча, повреждение либо полная потеря груза. Это поможет учесть все возможные риски. Размер страховой суммы напрямую зависит от вида перевозимых грузов, стоимости и объема.

Обязательное страхование грузов и ответственности перевозчика при перевозке автомобильным транспортом

При перевозке грузов любым автомобильным транспортом применяется . Оно относится к , при котором страховщиком становится владелец груза. Полис может оформляться физическим либо юридическим лицом. Основными целями такого страхования являются:

  • обеспечение защиты грузов;
  • фиксация каждого из страховых случаев (включает контроль их количества);
  • защита интересов владельцев груза;
  • возмещение финансовых потерь при утере груза.

Договор страхования покрывает риски, возникшие из-за возможных опасностей перевозки либо в результате случайности.

Основной целью страхования грузов при перевозке является их гарантированная защита. Также учитываются интересы владельца груза.

Могут быть застрахованными:

  • груз любого вида (пригодный для перевозки автомобильным транспортом);
  • транспортные расходы (до прибытия в место назначения);
  • ожидаемая прибыль (не более, чем 10% от предполагаемой суммы).

Размер страхового тарифа определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Его величина зависит от:

  • вида груза;
  • типа упаковки;
  • длительности перевозки;
  • объем перевозки;
  • стоимости перевозимого имущества;
  • величины франшизы;
  • есть ли сопровождение.

Если владелец груза дополнительно обеспечил сопровождение вооруженной охраны, это также влияет на величину тарифа.

Законодательство

Страхование грузов при транспортировке автомобильным транспортом не является обязательным. Но для многих транспортных компаний наличие полиса является обязательным условием. Правила перевозки грузов автомобилем регламентируется такими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 30.06.03 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
  • Гражданский кодекс РФ.

Также к ним относится Кодекс РФ от 30.12.01 об административных правонарушениях.

Договором страхования регламентируется права и обязанности обеих сторон. Выгодоприобретателем по нему является страховщик.

Виды транспортного страхования

При транспортировке различных грузов автомобилем применяются такие виды страхования:

  • ответственности перевозчика (либо экспедитора);
  • сделок на предмет финансовых рисков;
  • грузов.

Страхование грузов подразумевает максимальную компенсацию причиненного ущерба по каждой партии грузов. Документооборот при оформлении такой страховки не требует сложного оформления.

Выплата компенсации производится в соответствии с заявленной стоимостью груза.

Менее распространенным является . Под ним подразумевается компенсация за утраченную выгоду, связанную с потерей груза. Оформление договора является довольно трудоёмким. Кроме обязательного пакета документов понадобится представить доказательства деятельности транспортной компании за 3 года. Кроме страхования непосредственно груза, возможно застраховать ответственность перевозчика либо экспедитора. Транспортная компания имеет возможность застраховать груз на случай утраты либо повреждения по вине третьих лиц.

Страхование ответственности экспедитора позволит обезопасить себя от рисков, возникающих из-за третьих лиц.

Как застраховать – правила и условия

Страхование грузов, перевозимых с помощью автомобильного транспорта подразумевает оформление таких видов полисов:

  • генеральный договор (оформляется при осуществлении регулярных перевозок);
  • на разовую транспортировку (заявление на страхование применяется при нерегулярных перевозках).

Возмещению подлежат не только убытки, связанные с повреждением либо полной утратой груза. Компенсация выплачивается по расходам на восстановление и ремонт груза, либо проведение экспертизы. Для оформления полиса между страхователем и компанией-страховщиком заключается договор.

При возникновении любых страховых случаев или любых неприятностей в дороге нужно немедленно сообщить страховщику. Представитель страховой компании должен получить информацию о происшествии в течении 3 дней.

Договор

Срок действия договора страхования в каждом конкретном случае определяется индивидуально. Максимально он составляет 1 год, после чего понадобится продление. Существуют такие типы договоров на страхование грузов:

  • с отграниченной ответственностью (не предполагает компенсацию ущерба, причиненного в результате стихийного бедствия);
  • с ответственностью за форс-мажорные события (согласно предполагается компенсация ущерба при любом страховом случае, который привел к потере груза).

Для заключения договора страхователь должен предоставить компании-страховщику такие данные:

  • подробная информация о перевозимом грузе (название, точный вес, габариты);
  • вид транспортного средства;
  • адрес пункта назначения;
  • сумма страховки.

Читайте также о лицах договора страхования .

Дополнительно прилагается полный пакет документов, необходимый для заключения договора

Если груз необходимо отправить срочно, дополнительно к генеральному договору может быть заключено разовое соглашение.

Страховые случаи

Основными страховыми случаями при страховании грузов во время перевозки автомобилем:

  • кража;
  • намеренная порча;
  • гибель груза;
  • разбойное нападение на транспорт;
  • порча груза в результате дорожного происшествия;
  • стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства.

Доказательством произошедшего страхового случая служит только акт о происшествии. Он должен быть составлен в присутствии аварийного комиссара, владельца груза и представителей автоперевозчика.

Подробный перечень случаев, по которым осуществляются выплаты указывается в договоре.

Выплаты

Для получения после наступления аварийной ситуации понадобится представить компании-страховщику такой перечень документов:

  • заявления страхователя и выгодоприобретателя;
  • страховой полис (к нему приложить квитанцию о выплате страховой премии);
  • оригинал договора о перевозке (либо экспедиции);
  • транспортная накладная;
  • путевой лист;
  • претензионные документы (документы на груз, а также подтверждающие размер ущерба).

При необходимости к этому перечню прилагают доверенность на перевозку и акт о произошедшем ДТП. Если в договоре указана стоимость груза, итоговая страховая сумма не может превышать стоимость автомобильного транспорта.

Величина страхового тарифа определяется индивидуально, в зависимости от условий перевозки. Для автомобильного транспорта его величина составляет 0,02 – 0,2%.

Основания для отказа выплат по страховке

Отдельно в договоре оговариваются случаи, когда компенсация не может быть выплачена. К основным причинам относятся:

  • доказанный факт перевозки грузов на неисправном автомобиле;
  • водитель находился в нетрезвом состоянии;
  • доказанное нарушение ПДД.

Страховщик также имеет право отказать в выплате, если информация о происшествии предоставлена несвоевременно.

При похищении груза основанием для выплат может служить только акт, составленный полицией.

Понятие опасных грузов согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке

Особые условия перевозки стоит соблюдать при транспортировке опасных грузов. Этим термином обозначают материалы, вещества либо изделия, могущие создавать угрозу для жизни и здоровья людей. К ним также относят небезопасные отходы производства. Согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов выделяют 9 классов опасных грузов. При определённых обстоятельствах такие грузы служат причиной:

При перевозке опасных грузов применяется маркировка, включающая 4 цифры:

  • класс;
  • подкласс;
  • категория возможной опасности;
  • степень опасности.

При транспортировке опасного груза перевозчик обязан обеспечить упаковку определённой группы. Упаковочные средства делятся на 3 категории:

  • 1 – для особо опасных грузов;
  • 2 – при просто опасном грузе;
  • 3 – для незначительно опасных грузов.

Степень опасности груза обозначается в накладной на перевозимый груз.

Накладная оформляется на государственном языке грузоотправителя. При необходимости, текст дублируется на английском, немецком, французском и других языках.

Видео