Синквейн на тему реформа. Мастер-класс "синквейн по истории"

Родители и учителя озабочены тем, что дети перестали любить чтение. Но важно не только воспитать интерес к книгам, но и научить анализировать прочитанное. Вот почему на уроках литературы особую актуальность приобретают приёмы, нацеленные на развитие критического мышления - например, составление синквейна.

Суть методического приёма

Синквейн (сенкан) в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк». Первоначально короткое рифмованное произведение было своеобразным американским «ответом» японским хокку и танка, придуманным в ХХ веке поэтессой Аделаидой Крэпси. Сенкан строился по определённой слоговой схеме: 2 в первой строке, 4 - во второй, 6 - в третьей, 8 - в четвёртой и 2 в пятой. Всего получалось 22 слога. В педагогике структура синквейна стала не слоговой, а смысловой. Она отражает результат синтеза и анализа той или иной информации, то есть каждая строка отвечает определённым требованиям темы:

  • 1-я - слово-понятие (существительное или местоимение в начальной форме);
  • 2-я - два слова, описывающих качества (прилагательные или причастия в именительном падеже);
  • 3-я - три слова, рассказывающих о действиях, связанных с понятием (глаголы или деепричастия в начальной форме);
  • 4-я - предложение (4–5 слов), отражающее отношение к понятию;
  • 5-я - слово-резюме, которое выражает суть темы.

Синквейн является эффективным инструментом рефлексии, который позволяет развивать в детях следующее:

  • способность кратко выражать суть того или иного вопроса;
  • системное мышление;
  • аналитические способности;
  • уважение к слову.

Кроме того, составление пятистрочных нерифмованных стихотворений расширяет словарный запас учеников и реализует принцип креативного подхода к обучению.

Зачем писать синквейн на уроке литературы

Синквейн может использоваться как при составлении конспекта урока литературы, так и на этапе проверки усвоения знаний

Синквейн является частью технологии критического мышления, основу которой составляют три стадии организации процесса обучения:

  • вызов (актуализация прошлого опыта, например, проверка домашнего задания);
  • осмысление (контакт с новой информацией);
  • размышление (закрепление приобретённых знаний).

Синкан может быть использован на любом из этих этапов. При применении на уроке литературы подобный способ организации информации помогает:

  • изучить образы героев (проанализировать положительные и отрицательные стороны персонажа, мотивы его поступков);
  • уяснить те или иные понятия (синквейн помогает не только дать толкование термину, но и представить конкретный пример);
  • понять точку зрения автора произведения и современников (что такое долг, честь, нравственность и так далее).

Учитель с помощью пятистрочного стихотворения, составленного ребёнком, легко может сделать вывод о качестве усвоения материала, глубине понимания проблемы, степени развития образного мышления и пробелах в знаниях, которые есть у школьника.

Правила, помогающие сделать синквейн (со схемой, планом и примером)

Схема синквейна проста и понятна ученику любого звена

Увлекательное и творческое занятие - составление синквейна - приучает ребят к упорядочиванию своих мыслей. Для того чтобы приём оправдал ожидания педагога, нужно чётко объяснить ученикам, как делается сенкан:

  1. Из проблемы или нового объёма информации выделяется одно главное слово.
  2. К явлению подбираются наиболее подходящие определения. Это могут быть и реально существующие признаки, и ассоциативные (например, пушкинский Онегин - щеголеватый, то есть эта характеристика объективная; кудрявый - по аналогии с автором, который часто называется прообразом персонажа – ассоциативный признак);
  3. Затем находятся слова-действия, описывающие понятие. Желательно, чтобы эти глаголы фактически присутствовали в тексте, когда работа идёт с литературным произведением.
  4. Чтобы охарактеризовать концепт, нужно придумать короткую фразу. Для учащихся начального и среднего звена ею может быть пословица или поговорка, а вот ученикам постарше под силу написать собственное высказывание.
  5. Завершается составление синквейна подбором слова, которое обозначает понятие, синонимичное исходному.

Например, таким может быть самый простой сенкан:

  • КНИГА
  • Интересная, новая
  • Обогащать, учить, отвлекать
  • Чтение - путь в мир образов.
  • Удовольствие

Советы о том, как составлять сенкан на уроке литературы (с образцами)

С помощью синквейна очень удобно давать характеристику образа персонажа

Синквейн может быть использован на уроках в любом классе. Задача учителя состоит в том, чтобы сделать работу посильной для детей разного возраста. Методические рекомендации по составлению нерифмованного пятистрочного стихотворения можно условно разделить на советы для начального, среднего и старшего звена.

1–4 классы

На уроке в начальных классах при составлении сенкана нужно делать следующее:

  • вместе с учениками выделить общее понятие - первую строчку;
  • для второй и третьей строк первое слово подобрать коллективно;
  • дать примеры для четвёртой строчки;
  • в случае затруднений помочь с подбором синонима или позволить выразить суть явления не одним словом, а словосочетанием из двух.

5–9 классы

В среднем звене имеет смысл давать альтернативу для первого слова, так как психологические особенности детей в этом возрасте обуславливают негативное отношение подростков к отсутствию выбора и могут стать причиной того, что дети откажутся выполнять задание из-за его «сложности». Со 2 и 3 строками школьникам лучше поработать самим: подобрать слова этих категорий не так уж трудно, ошибки допустить практически невозможно, а вот самостоятельный выбор повысит авторитет юного поэта в собственных глазах. Гораздо более сложным может оказаться нахождение уместной фразы и синонима исходного концепта. В этом случае отталкиваться нужно от возможностей конкретного ученика: возможно, имеет смысл помочь ребёнку или сделать этот этап составления синквейна групповым.

Во время составления синквейна на уроке в начальных классах учителю рекомендуется помочь ученику, испытывающему трудности

10–11 классы

В старшем звене учитель может ограничиться предложением об использовании сенкана для работы над тем или иным литературным произведением. Все этапы работы школьникам по силам выполнить без посторонней помощи. При этом пятистрочные стихотворения могут быть использованы и для составления конспекта, и для анализа поступка персонажа, и для оценки роли героя в системе всего произведения.

Образцы, помогающие составить синквейн

Стихотворение без рифмы из пяти строк на уроке литературы может касаться разных аспектов изучения курса: и теоретического, и практического. Теория включает знакомство с понятийным аппаратом. Например, малышам нужно узнать, что такое сказка:

  • СКАЗКА
  • Волшебная, бытовая
  • Рассказывать, слушать, читать
  • Сказка - ложь, да в ней намёк
  • История (как вариант - магический рассказ).

Так можно изложить и суть других понятий: стихотворение, быль, рассказ и так далее.

В среднем звене много уроков посвящено знакомству с направлениями литературы. Таким может быть пример синквейна по одному из них:

  • РОМАНТИЗМ
  • Придуманный, сентиментальный, трагический
  • Слагать, страдать, думать
  • Романтизм - это расцвет литературы.
  • Пушкин (в этой строке может быть любое имя писателя-романтика).

Подобным образом можно представить и направления Серебряного века (акмеизм, футуризм), и жанровое своеобразие современной литературы (верлибр, трагифарс).

Младшие школьники могут составлять синквейн коллективно

Что касается изучения конкретных литературных произведений, то это наиболее благодатная почва для использования приёма. К примеру, малыши быстрее запомнят характеристику Карлсона, если на уроке составят синквейн:

  • КАРЛСОН
  • Толстый, добрый, весёлый
  • Шалить, летать, успокаивать
  • Мужчина в расцвете сил.
  • Пропеллер

Изучение персонажей в 5–9 классе строится на сравнении нравственных принципов разных типов личностей. Задача предметника - показать ребятам, что человек представляет собой клубок противоречий, который не вписывается в рамки только положительного или отрицательного набора качеств.

  • ПЕЧОРИН
  • Молодой, ищущий, лишний
  • Служить, любить, умирать
  • Печорин - это образ Лермонтова.
  • Онегин (или Чацкий, представитель плеяды образов «лишнего человека»)

Для старшеклассников не менее интересными являются образы писателей:

  • БУЛГАКОВ
  • Талантливый, больной, иносказательный
  • Иронизировать, бояться, страдать
  • Булгаков - гений своего времени.
  • Мастер

Синквейн на уроке литературы - это не только прекрасный способ заставить учеников думать и анализировать, но и приём, позволяющий раскрыть творческий потенциал подрастающего поколения. К тому же, методические особенности использования сенкана в разных классах позволяют поставить его на первое место среди универсальных способов преподнесения материала.

Мы с вами уже разобрали все важные моменты в теории и практике написания синквейнов, а сегодня я представлю примеры синквейнов моего собственного сочинения. Также чтобы дать вам поучаствовать в написании синквейнов, в конце в комментариях, мы проведем с вами небольшую, но очень развивающую интеллектуальные способности игру по написанию синквейнов.

Лично я пишу синквейны для развития своего мышления и аналитических способностей, да и просто как одну их интересных форм стихотворного творчества и самовыражения. Синквейн это своеобразная игра в слова.

В хорошем синквейне крайне важно суметь найти самые важные характеристики и элементы обсуждаемого слова, сделать правильный вывод и кратко, но емко уметь его сформулировать.

Синквейн это своеобразное искусство умещать большие объемы информации в небольшом сочинении, поэтому его все чаще стали использовать в разнообразных современных образовательных программах. или смотрите в следующем видео, а сейчас представляю вашему вниманию примеры синквейнов написанных когда-то мной, оценивайте насколько хорошо получились мои старания и пишите свои стихи ещё лучше.

Так как я первый раз писал свои синквейны по немного другим правилам и довольно давно, я сначала буду читать синквейн, как я его писал когда-то. А затем вторым вариантом уже будет аналог в более традиционной, так сказать «школьной» обработке.

Ну а вы в итоге сможете выбрать по каким правилам вы хотите писать, и что вам больше нравиться писать саинквейны скорее как поэт или же как мудрый аналитик. Как я уже говорил правила написания синквейнов смотрите отдельно, а сегодня у нас только практика и мы начинаем…

Примеры синквейнов:

Синквейн «месть»

Месть .
Сладка, жестока,
Манит, озлобляет и сжигает.
Того кто близких потерял, и отомстить желает. Пролив на землю чью-то
кровь.

Месть .
Сладка, жестока.
Манит, озлобляет, сжигает.
Кто близких потерял, тот отомстить желает.
Кровь.

Синквейн «Учитель»

Учитель .
Талантливый, умный,
Помогает, наставляет, вдохновляет
быть собой и стать великим, всем кто этого желает…
Гений…

Или

Учитель .
Талантливый, умный.
Помогает, наставляет, вдохновляет.
Учит оставаться собой и идти к большой цели.
Проводник.

Синквейн «Мир»

Мир .
Иллюзорный, прогнивший.

все живое что иллюзии вскрывает.
Матрица.

Мир .
Иллюзорный, прогнивший.
Разлагает, Озлобляет, Убивает
Полон несправедливости и иллюзий.
Матрица.

Синквейн «Ветер»

Ветер.
Ласковый, нежный,
расслабляет, обнимает, ободряет
пчёлок совершать таинственный соития
обряд.

Ветер.
Ласковый, нежный.
Расслабляет, обнимает, охлаждает.
Помогает опылению некоторых растений.
Жизнь.

Синквейн «Проститутка»

Проститутки.
Утонченные, нежные,
успокаивают, поддерживают, дарят
счастье за бесплатно, деньги лишь беря за то, что домой уходят после, проявляя
Понимание!

Проститутки.
Утонченные, нежные.
Успокаивают, поддерживают, радуют.
Продают любовь за деньги, а счастье в подарок.
Продавец.

Синквейн «Сомнения»

Сомнения.
Отупляющие, химерные,
Вводят в оцепенение, одурманивают, сковывают,
не давая сделать ответственный шаг с обрыва в пропасть
Жизнь.

Сомнения.
Отупляющие, иллюзорные.
Вводят в оцепенение, одурманивают, сковывают.
Помогают не попасть в неприятную историю.
Везение.

Синквейн «Бандит»

Гопник
крутой, модный,
курит, пьет, избивает
друзей своих, во имя развлеченья, заодно тренируя их держать
удар!

Бандит.
Крутой, с проблемами.
Курит, пьет, сидит в тюрьме.
В детстве попал в плохую компанию.
Несчастье.

Синквейн «Путана»

Путана.
Роскошная, гордая,
пьянит, завораживает, позволяет
за деньги вытирать об себя ноги, и толкать лицом в
Грязь.

Путана.
Роскошная, гордая.
Пьянит, завораживает, позволяет.
Позволяет бедным и слабым найти дешевую и легкую любовь.
Сострадание.

Синквейн «Пустота»

Пустота…
Темная, мертвая.
Существует, простирается, рождает
все буйство материи и красок величайших вселенных, как из грязи появляется белого лотоса.
Бутон.

Пустота.
Темная, мертвая.
Существует, простирается, рождает.
Содержит всю материю и краски великой вселенной.
Чудо.

Синквейн «Интеллект»

Мозг!
Серый, желеобразный,
бдит, думает, спасает
от торжественного умения случая находить вечно неприятности на твою
Голову. (Или попу)

Интеллект.
Ответственный, заботливый.
Анализирует, думает, считает.
Помогает не попасть в большие неприятности.
Защита.

Синквейн «Блондинка»

Блондинка.
Симпатичная, жизнерадостная,
смешит, радует, доставляет
величайшее из удовольствий мужчинам, позволяя дарить себе свои сердца.
Стерва.

Блондинка.
Симпатичная, жизнерадостная.
Смешит, радует, доставляет удовольствие.
Позволяет дарить себе машины и влюбленные сердца.
Интеллект.

Существуют также синсквейны не только по определенным темам, также синквейны можно поделить и по испытываемым после них эмоциям, на веселые, радостные, злые, философские и т.д.

А для особых гурманов можно попробовать и импровизировать с эмоциями, например, написать добрый и нежный синквейн на противное слово, или злой синквейн, на казалось бы очень позитивное и доброе слово. Примеры синквейнов с перевернутым смыслом…

Синквейн «Карнавал»

Карнавал.
Продажный, пошлый,
Дарит надежду , мечтать заставляет,
увлекая в свой мир, в суету погружает, а после ненужных на смерть оставляет.
Нищета!

Карнавал
Продажный, пошлый.
Дарит надежду , мечтать заставляет.
Увлекает в свой мир, в суету погружает.
Иллюзия.

Пример Философских синквейнов.

Синквейн «Эстетика»

Эстетика .
Мнимая, Надменная.
Учит, Оценивает, Критикует
Как молодого юнца в доме публичном, пьяная
Гейша.

Эстетика.
Красивая, Надменная.
Учит, Оценивает, Критикует.
Позволяет найти недостатки даже у полевого цветка.
Парадокс.

Смешные синквейны.

Синквейн «Рыбалка»

Рыбалка.

Заставляет сидеть и долго думать
что бы я тут делал, если б не бабы и
водка…

Рыбалка.
Удивительная, парадоксальная.
Скучная, задумчивая, ответственная.
Грустно пока не нальют первый стакан водки.
Веселье.

Синквейн игра

Также существует такое понятие как Синквейн игра. Чаще всего скучно писать одному синквейны без какой либо логики и просто в «стол», хочется принять участие в каком ни будь соревновании или просто игре. Самой простой синквейн игрой является синквейн цепочка , есть и другие названия, но суть одна.

Правила синквейн игры

Первый человек пишет свой синквейн на любое слово, а второй человек пишет свой синквейн на то слово, которым закончился синквейн предыдущего, то есть каждый новый синквейн пишется уже о том слове, которым закончился предыдущий синквейн.

Вот собственно и все правила, все очень просто, поэтому предлагаю, немного поиграть , я по традиции начну со своих примеров синквейн игры, а вы пишите свои синквейны в комментариях , позднее мы где ни будь опубликуем в отдельной статье написанные синквейны и отметим самые интересные.

Пример синквейн игры

Шоколад.
Вкусный, сладкий.
Веселит, расслабляет, возбуждает.
Продается на рынке и повышает либидо.
Афродизиак.

Афродизиак.
Заманчивый, возбуждающий.
Манит, активизирует, подогревает кровь.
Заставляет среди ночи отправляться на поиски.
Приключение.

Играйте, экспериментируйте, попробуйте что-то новое для себя, реализовывайтесь творчески и совершенствуйтесь интеллектуально, этого желаю вам я, а также в этом вам поможет участие в синквейн игре. Творческих вам инсайдов и красивых синквейнов. А также хочу представить вашему вниманию и развития творческих и интеллектуальных способностей человека.

Короткое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк называется синквейном. Синквейн бывает разных видов, но наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется «дидактический сиквейн», который большое распространение получил в общеобразовательных учреждениях. Рассмотрим способы составления сиквейна.

Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы

В начале 20 века, американская поэтэсса, Аделаида Крепси, придумала такую форму стихотворения, состоящего из пяти строк, в основе которого лежит подсчет слогов в каждой строчке. Вдохновили ее на это действие японские танка и хайку. Смысловая структура ею придуманного традиционного синквейна имела слоговую структуру 2 — 4 — 6 — 8 — 2, т. е. в первой строке два слога, во второй — три и т.д.) . В итоге, стихотворение состояло из 22 слогов.

Первыми, применение дидактического синквейна, использовали школы в Америке. По сравнению с другими видами синквейна, в основе данного варианта лежала смысловая заданность в каждой строке, а не подсчет слогов.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

  • в первой строке — наличие местоимения или существительного, т. е. одного слова, являющегося темой синквейна;
  • во второй строке — наличие причастия или прилагательного, описывающего свойства слова из первой строки;
  • в третьей строке — наличие деепричастия или глагола, повествующего о действиях слова из первой строки;
  • в четвертой строке предложение должно состоять из четырех слов, с помощью которых происходит выявление личного отношения поэта к теме синквейна;
  • пятая строка состоит из одного слова любой части речи, раскрывающее замысел темы.

Получившееся стихотворение может затрагивать любую тематику.

Дидактический синквейн допускает отступ от правил. К примеру, резюме или главная тема может состоять не из одного слова, а из сочетаний от трех до пяти слов, а в описании действий — использоваться только сказуемые.

Составление синквейна

Для составления секвейнов не требуются литературные таланты или специальные знания. Требуется лишь грамотное освоение формы. В качестве тренировки лучше брать наиболее известную и знакомую автору тему, начиная с простого. К примеру, возьмем тему «мыло».

  • В первой строке — слово «мыло».
  • Во второй строке должно присутствовать два прилагательных, отражающих свойства этого предмета. Какое мыло? По средствам перечисления в уме прилагательных, описывающих, как конкретное мыло (фиалетовое, апельсиновое, жидкое, детское и проч.) , так и в общем (душистое, скользское, пенящееся) , выбираются два подходящих слова. В результате, выбор остановлен на таких словах, как: «клубничное, прозрачное».
  • В третьей строке необходимо описание трех действий главной темы. На данном этапе, школьники затрудняются с выбором слов, поскольку под действиями подразумевается не только действия самого предмета, но и влияние на данный предмет из вне, и влияние его на окружающих. К примеру, помимо того, что мыло может пахнуть и лежать в мыльнице, оно может упасть из рук или выскользнуть, или заставить плакать, а также им можно мыться. В итоге, остановим выбор на таком варианте: «Пузыриться, пахнет, моет».
  • В четвертой строчке, автор должен выразить свое личное отношение к главной теме. У школьников, на данном этапе, также могут возникнуть трудности в подборе слов, поскольку, мыло не может вызывать какого — либо конкретного отношения у тех, кто не кто не является заядлым чистюлей, фанатом данного предмета, или попросту ему не доставляет особого удовольствия процесс мытья. Здесь следует учесть не только личное отношение автора, но и вызов определенных ассоциаций, связанных с главной темой.

К примеру, можно взять такой факт из биографии автора, как разбитие коленки в следствии того, что он когда — то поскользнулся на мыле, или рассказать о самостоятельном приготовлении данного предмета. Независимо от выбранных моментов из жизни, которые взятые за основу написания четвертой строчки, необходимо помнить о том, что мысль должна уложиться в три или пять слов. К примеру, «Руки моют перед едой». Можно также привести пример с пробованием мыла, имеющего приятный запах, на вкус, в результате чего, автора постигло разочарование и досада. В итоге, получится такая строчка: «Вкус противный, сладкий запах».

  • В последней строке должен раскрываться замысел темы, т. е содержаться своего рода резюме, состоящее из одного или двух слов. Другими словами, после прочтения созданного стихотворения, поразмышлять о возникшем образе и попытаться осуществить выражение своих ощущений с помощью одного слова. Также, можно задуматься о значимости данного предмета, как в собственной жизни, так и в общественной, поразмыслить о его главном свойстве. Главное — последняя строка должна быть итогом вышеперечисленного. Например, в четвертой строке говориться о необходимости мытья рук, значит, в пятой строке целесообразней поставить слово «гигиена» или «чистота», в качестве резюме.
  • Если же, в основе четвертой строки лежит воспоминание, связанное с неудачной пробой мыла на вкус, то резюмировать следует словом «обман» или «разочарование».

Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.

Мыло.

Клубничное, прозрачное.

Пузырится, пахнет, моет.

Вкус противный, сладкий запах.

Обман.

Несмотря на то, что такое стихотворение довольно короткое, в нем дети не только способны узнать себя, но и затронули функциональность и свойства этого предмета, при написании занятного пятистрочного стиха.

Тренируясь на простом, можно осуществить переход к более сложному, но хорошо знакомому. Например, можно в качестве основной темы взять слово «класс», «семья» или слова, связанные с любым временем года. Если в качестве синквейна будет выбрано слова «мама», то это будет отличной основой для сочинения стихотворения для праздничной открытки на международный женский день. Кроме того, на общеклассных мероприятиях могут быть использованы такие стихотворения одной тематики.

Статьи по теме:

  • Как правильно ставить ударение в слове…

Учебная программа сегодня разительно отличается от прежних и с каждым годом приобретает все новые особенности. Все эти нововведения порой изумляют родителей современных школьников. Но, если ученики старших классов хотя бы самостоятельно осваивают новые стандарты, то родителям младшеклассников некуда деваться: они привыкают к требованиям вместе со своими детьми, порой осваивая их на практике.

Одним из таких новшеств стало написание синквейнов. Малопонятное слово с французским флером заставило пап и мам активизировать свои литературные способности во время выполнения домашних заданий, но нередко написание синквейнов задают и на уроках в классе. Поэтому, так или иначе, нужно объяснить своему чаду, как писать синквейн, а заодно и самим постичь эту поэтическую форму. К счастью, написание синквейнов – не настолько сложная работа, как может показаться. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это достаточно логичный и потому доступный пониманию и освоению.

Что такое синквейн? Форма и особенности синквейна
Синквейн – это название формы стихотворения, причем (в этом месте легко представить себе облегченный вздох школьников и их родственников) не подразумевающей наличие рифмы. Придумала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, увлеченная японской поэзией танка и хайку. И, видимо, для того, чтобы довершить интернациональность своего детища, назвала литературную форму на французский манер: синквейн, то есть состоящий из пяти элементов. Этими пятью элементами, как не трудно догадаться, являются строки – в синквейне их действительно ровно пять, и каждая несет определенную функцию и смысловую нагрузку. Правда, классический синквейн немного отличается от синквейна дидактического, используемого на уроках развития речи:

  1. Классический синквейн подразумевает строгое соблюдение не только количества строк, но и слогов в них. 22 слога классического синквейна распределяются по строкам по схеме: 2-4-6-8-2. На ее основе поэты создали несколько вариаций, каждая из которых по-своему обыгрывает правила создания синквейна: обратный синквейн, зеркальный синквейн, синквейн-бабочка, корона синквейнов и даже гирлянда синквейнов. Эти литературные игры касаются количества слогов, их сочетания и формы строф, но сохраняют базовый принцип пятистрочия.
  2. Дидактический синквейн придумали американские педагоги, а в конце 1990-х годов он появился и в нашей школьной программе. В отличие от традиционного поэтического произведения, в дидактическом синквейне форма менее важна, чем содержание. Поэтому соблюдение количества слогов и слов в строках не обязательно. Главное, чтобы в пяти строчках умещалось образное описание предмета или явления, темы стихотворения.
Поскольку на школьных занятиях применяется именно второй вид, то есть дидактический синквейн, то на нем и остановимся подробнее. Как правило, на уроках литературы синквейн используют для резюмирования изучения произведения, на уроках словесности – для расширения лексикона и навыков устного выражения мыслей. Для оптимального достижения тих целей допускается вольная трактовка формы синквейна: можно варьировать количество слов, заменять существительные местоимениями, прилагательные – причастиями и наоборот. Опорной схемой, в общем описывающей состав дидактического синквейна, может служить такое описание:
  1. В первой строке одним словом обозначается тема синквейна – это может быть любой предмет/объект/явление, названное одним словом. Можно использовать существительное или местоимение., заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Во второй строке уже в двух словах дается характеристика темы, изложенной в предыдущей строке. Достаточно простого описания фактических свойств предмета, для выражения которых можно использовать прилагательные и/или причастия.
  3. В третьей строке речь идет о тех способностях, которыми обладает объект из первой строки – тех действиях, которые он производит. Используются три слова: глаголы и/или деепричастия, но при необходимости можно использовать и большее количество слов.
  4. В четвертой строке автор выражает уже не объективное восприятие темы, а свое субъективное отношение к ней. В идеале его нужно уместить в четыре слова - самая сложная и самая интересная часть любого синквейна.
  5. В пятой строке пишется снова всего одно слово, подводящее итог - это некий вывод, который делается из всей информации предыдущих четырех строчек и лаконично выражает суть темы, как бы закрывая ее и зацикливая смысл текста.
Таким должен быть идеальный синквейн «на пятерку». Разумеется, никто не сможет написать его с первого раза – даже круглый отличник. Поэтому большинство педагогов разрешают немного отклоняться от базовой схемы, если того потребует творческий порыв ученика и это поможет ему лучше справиться с заданием. Вы, со своей стороны, тоже можете помочь ребенку научиться писать синквейн, потренировавшись дома в спокойной обстановке. Это занятие может оказаться даже увлекательным времяпрепровождением для всей семьи, если подойти к нему не как к обязанности, а как к веселой лингвистической игре.

Правила составления синквена: инструкция
Большинство учителей признаются, что вскоре после первого знакомства с новой формой заданий школьники преодолевают неуверенность перед незнакомыми требованиями и воспринимают синквейны буквально «на ура», получая от их составления не только пользу, но и удовольствие. Для того, чтобы писать синквейн было проще, выберите интересную тему – такую, которая вызывает у ребенка искренний энтузиазм. Можно совместить приятное с полезным и использовать в этом качестве персонаж любимой книжки или мультфильма. О нем ребенку точно известно достаточно, к тому же, не возникнет проблем с собственным отношением к объекту. Со временем, когда основной принцип будет понят, и написание синквейна будет даваться легче, можно будет использовать и другие, заданные учителем, темы. А пока учитесь писать синквейн построчно так:

  1. Строка №1 : Напишите одно слово, которое одновременно станет темой и заголовком произведения. Например: Бэтмен.
  2. Строка №2 : Напишите два слова-характеристики персонажа. Например: Сильный и смелый.
  3. Строка №3 : Напишите три глагола, которые передают деятельность персонажа. Например: Помогает, спасает, борется со злом. Обратите внимание, что здесь вместо третьего глагола использовано словосочетание, которое вполне подходит по смыслу – что и является приоритетным при составлении дидактического синквейна. Поэтому не ограничивайте фантазию ради соблюдения формальности.
  4. Строка №4 : Напишите, какие эмоции и чувства вызывает персонаж. Например: Хочу быть похожим на него. Иногда в качестве четвертой строки бывает удобно использовать устойчивое выражение, фразеологизм. Например, в данном случае подойдет афоризм «Смелость города берет». Скорее всего, учитель по достоинству оценит знание учеником крылатых выражений.
  5. Строка №5 : Напишите одно слово, которой соответствует теме и вашему отношению к ней. Как бы вы охарактеризовали персонажа? Например: Герой.
Итак, получился такой синквейн:

Сильный и смелый.

Помогает, спасает, борется со злом.

Хочу быть похожим на него.

Ну, покажите мне мальчишку, который не увлечется составлением такого текста?! Для девочек можно брать темой синквейна диснеевских принцесс, любимых актрис, сладости и т.п. Главное, чтобы ребенок проявлял собственные творческие способности и находил идеи и слова самостоятельно. При этом синквейн дает возможность развивать и другие сопутствующие навыки: объяснять свои мысли окружающим, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы и работать коллективно. Эти способности могут пригодиться, если поначалу написание синквейна дается ребенку с трудом. Тогда можно в паре со взрослым или другим ребенком попробовать другой путь выполнения задания. Пусть каждый напишет свой синквейн на одну и ту же тему, а затем покажет свое произведение напарнику. Вместе они выберут самые удачные строчки каждого и составят из них новое, общее произведение. В процессе такого творчества расширяется кругозор, происходит обмен идеями и мнениями, что тоже очень важно для развития речи и аналитических способностей у детей. Но только этого не достаточно, чтобы включить новую форму работы в программу обучения. Синквейны приносят гораздо больше пользы всем участникам учебного процесса.

Зачем нужен синквейн?
И литературоведы, и педагоги сходятся в одном: синквейн является проявлением творческого самовыражения и раскрывает не только художественный потенциал писателя и самой темы произведения, но и исподволь дает возможность понять отношение поэта к тому, о чем он пишет. Именно этот аспект и заинтересовал педагогов настолько, что побудил их включить создание синквейнов в школьную программу. Синквейн как обучающий инструмент оказался действительно очень удобным способом и для освоения, и для проверки лингвистических способностей и знаний учеников младших классов. И укоренился в школьной программе благодаря сочетанию таких функций:

  • развитие образного мышления;
  • расширение словарного запаса;
  • приобретение навыка анализа сложной информации;
  • приобретения навыка выявления главного из массы информации;
  • развитие умения формулировать и делать вывод;
  • для учителя оценка словарного запаса и знаний ученика.
И при этом и написание, и чтение синквейна занимает несравнимо меньше времени, чем привычного сочинения. Только представьте, насколько больше синквейнов можно составить и обсудить в течение одного урока, чем даже самых кратких сочинений, содержащих вступление, основную часть и заключение. Таким образом, форма синквейна, созданная более века назад, оказалась очень актуальной для требований сегодняшнего времени. При правильном подходе и умении синквейн в игровой форме развивает и обучает младших школьников, делает уроки не скучными обязанностями, а увлекательной игрой. Поэтому все родители, с опаской относящиеся к школьным нововведениям, могут облегченно вздохнуть и вместе с наследниками включиться в этот творческий процесс. Вот увидите, вскоре ваш ребенок будет с гордостью показывать вам дневник с отличными оценками за синквейн!

В начале 20-ого века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала новую форму стихотворения, состоящего из пяти строк – синквейн. С тех пор прошло много времени, и сегодня появилось множество видов синквейнов, о которых и пойдет речь ниже.

Традиционный

Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.

В качестве примера можно привести произведения Ирины Янаковой:

Бог дал
Вороне сыр,
Польстилась та на лесть
Не надо разевать свой рот
Зазря.

Вчера
Зал опустел,
Когда свои стихи
На сцене с выраженьем ты
Читал.

Обратный

Пятистрочная форма только с обратной последовательностью стихов. То есть, в первой строке – слово или фраза из двух слогов, во второй – из восьми, третьей – из шести и т.д. Структура такова: 2-8-6-4-2.

Пример такого синквейна от Ариэля Дороро:

Прямо
Предстаёт гроза пред нами
Превращая в реку
Автострады
Вектор

Зеркальный

Стихотворная форма из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.

Пример от того же Ариэля Дороро:

Грозен
Грома грохот
Будто в тучах порох
Взорван искрой метеора
Просто
Скоро
Небо станет чёрным морем
Даже жабры эха
Пахнут рыбьим
Смехом

Синквейн-бабочка

Форма стихотворения, состоящая из девяти строк со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2.

И вновь пример от талантливейшего Ариэля Дороро:

В диком
Странном танце
Как протуберанцы
Скачут молнии-скелеты
Это
Видно из пучины Леты
Атлантиды бесы
Вышли шпарить
Мессу

Корона синквейнов

Завершенное стихотворение, состоящее из пяти традиционных синквейнов.

Пример от Алены Тимаковой:

Весь день
Упрямый дождь
Стучит в мое окно.
Какой однообразный блюз.
Курю…

Асфальт
Промок насквозь
И выключают свет
Заплаканные, серые
Дома.

Вчера
Ты позвонил.
Ты был немного пьян
И виновато мне сказал:
“Люблю“…

Шаги.
Открою дверь.
И сердце, словно мяч,
Готово в руки выпрыгнуть
Твои.

Молчи…
Закрой глаза…
Мы будем слушать дождь
И к музыке придумывать
Слова…

Гирлянда синквейнов

Наикрасивейшая вариация, как нам кажется. Состоит из короны синквейнов с добавлением к ней шестого синквейна, у которого первая строчка взята из первого, вторая из второго, третья из третьего синквейна и т.д.

Пример от Юлии Зайцевой:

Полночь.
Сон не идёт.
Открытое окно.
Вглядываясь в звёздную пыль,
Верю,

Что там,
В лунном свете,
Живёт Маленький Принц
И тоже разглядывает
Небо.

Видит:
Там, у окна,-
Одинокая тень.
Крикнет: “Цветок, ты ли это?!“
В ответ

Кивну
И рассмеюсь
Легко и беспечно…
“Как, всё-таки, хорошо, что
Этой

Ночью
Мы встретились!
Я счастлив оттого,
Что ты и впрямь существуешь,
Ты есть…“

Полночь.
В лунном свете
Одинокая тень…
Как всё-таки хорошо, что
Ты есть.

Дидактический

В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.

Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.

Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.

Пятая строка — одно слово-резюме, описывающее суть предмета.

Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно. Например, в четвёртой строчке можно использовать три, пять или шесть слов, а в пятой – два слова.

Пример синквейна на тему «Дом»:

Дом.
Красивый, дорогой.
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
Здание.