Как средства массовой информации влияют на человека. Некоторые аспекты влияния сми на общество

Влияние средств массовой информации на формирование молодежи

Г.Ю. Бохонов

Студент, кафедра «Технология обработки металлов» МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Россия

МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Россия

Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Они настолько прочно обосновались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM - радиостанции. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формирования общества совершенно нового типа - информационного общества. Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их ценностных ориентаций, вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Человек, ранее сам лично не сталкивавшийся с той или иной проблемой, благодаря возможностям средств массовой информации (далее СМИ), смог познакомиться с самыми разнообразными проявлениями общественной жизни, составить о них определённое представление и сформировать к ним определённое отношение.

XX столетие по праву считают веком автомобилей, компьютеров, атомной энергии, освоения космического пространства. Верно и то, что XX век - век радио и телевидения. Несмотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации.

СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей , побуждая их к достижению тех или иных целей. В периоды эволюционного развития структура и функции СМИ, как правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. Однако в переходную эпоху развития общества отдельные структуры СМИ обретают иные темпы жизни, они могут развиваться вне софункционирования друг с другом и обществом в целом, что проявляется в выражении идей и интересов, иногда далеких от общественных потребностей. Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ, - считает немецкий социолог Н. Луман. - С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют.

То, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на личность и, зачастую полностью, формируют общественное мнение, непреложный факт. Мы каждый день получаем из прессы новости и информацию, которая процентов на семьдесят не подлежит проверке. Мы однозначно не всегда можем сказать себе "Да, я там был, это правдивая информация", и поэтому должны просто принимать такие новости на веру, формируя свое мнение из увиденного или услышанного, что, к сожалению, не всегда бывает правдиво. Подрастающее поколение формирует свои мнения и вкусы практически на все сто процентов благодаря журналам, развлекательному телевидению и Интернету; взрослые люди, читающие газеты и считающие просмотр ежедневных телевизионных новостей обязательным, очень большой процент информации, поступившей к ним и переработанной в разговорах с семьей, друзьями или коллегами, постепенно начинают считать собственным мнением. Итог таков - средства массовой информации и коммуникации формируют практически восемьдесят процентов личного и общественного мнения.

Особо сильное воздействие средства массовой информации способны оказать на формирование личности подрастающего поколения.

Молодежь - это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире.

По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации. Сущностной особенностью восприятия ребенка является преобладание эмоционального отношения к объектам действительности при отсутствии глубоких знаний о них. Бессмысленно спорить о пользе и вреде телевидения. Существующее положение в данной сфере педагог изменить не в силах. В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует видеоинформация разбоя. Термин "телевизионное насилие" давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. Существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам ориентирует молодежь к последующей агрессии. Было доказано, что теленасилие может стать причиной возбуждения агрессивного поведения. Давайте вспомним известный фильм Оливера Стоуна "Прирожденные убийцы". После его выхода по миру прокатилась волна грабежей, разбоев, убийств, содеянных молодыми людьми, которые после ареста утверждали, что подражали героям этого фильма.

СМИ являются также источником пошлой информации, порнографии. В телевидении транслируется множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и в газетах, журналах, в сети Интернет - везде. Можно проследить негативное воздействие телевидения на половую жизнь подростков. Ценности, нормы и стереотипы половой жизни, которые транслируют СМИ, очень часто далеки от популяризации моральных устоев здоровых отношений юношей и девушек, ориентируют молодых людей на беспорядочные половые связи. Известный поэт Андрей Дементьев в своем стихотворении «Телекриминал» в этой связи отмечал:

«Пацаны, которым делать нечего,

Для кого безделье - благодать,

Детективы смотрят днем и вечером. Учатся по фильмам...

Убивать»

Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:

СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя "информационный голод"; СМИ повышает общую, в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность;

СМИ задают характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и культурное поведение. В этой связи особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ, поскольку это имеет прямое отношение к пониманию содержательного контекста и механизмов социализации подростков.

В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации, в том числе телевидения, на социализацию школьников актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми, возможной степени вмешательства взрослых профессионалов в процесс освоения детьми окружающего мира по средствам телевизионной информации. В педагогическом опыте уже имеются отдельные попытки их решения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с ними в классе; обсуждение телепередач в классе со всеми и в беседах наедине с учеником; использование телепередач в учебном процессе и т.д.

Можно проследить противоречие в ценностных установках молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям, к созданию семьи и получению достойной работы; с другой стороны, по результатам факторного анализа просматривается четкая ориентация на западные стандарты жизни. Телевидение в данном контексте играет существенную роль в формировании ценностных установок молодых людей. Поскольку молодежь достаточно обособлена в культурном плане от старшего поколения, то телевидение, использующее в своих трансляциях западные передачи и фильмы, успешно продвигает западный образ жизни и восприятие мира.

Сегодня наряду с видеоиграми популярным времяпровождением является компьютерная сеть Интернет. Опыт развития мировых открытых сетей, особенно Интернета, позволяют говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации. В таких сетях пользователь воспринимает себя и воспринимается другими как неотъемлемый компонент единого информационного сообщества.

Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания . Следует, отметит, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающее психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Самыми уязвимыми и незащищенными оказываются наши дети, так они не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Статистика пугает: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить в жизни.

Ребенок может случайно зайти на сайт, где ему в красках распишут, насколько приятны на вкус наркотики, какие чудеса творит с организмом алкоголь или как в домашних условиях из подручных средств изготовить настоящую взрывчатку. Даже на доброжелательных на первый взгляд сетевых ресурсах во всплывающем рекламном окне может показаться фотография обнаженного тела. Об этих деталях должен знать педагог и родители каждого ребенка, чей компьютер подключен к Интернету. По результатам недавнего опроса, современная молодежь рискует посетить нежелательный сайт, скачать нелегальное программное обеспечение или ввязаться в общение с незнакомыми людьми преимущественно при пользовании компьютером дома, а вовсе не в образовательном учреждении, как полагают многие родители. Все дело в том, что ограничения на пользование компьютером в школе гораздо строже домашних запретов родителей. Администрация учебного заведения намного чаще, чем родители, использует программное обеспечение, ограничивающее пользование подростков Интернетом. Поэтому то, что разумно запрещено детям в школе, они с легкостью получают дома ввиду отсутствия внимания со стороны родителей к этому вопросу.

Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе или институте.Но и здесь есть свои недостатки, такие как неточные данные, а также неподходящие для детей и подростков в области информации.

Рассмотрим подробнее, что плохого может приключиться с подростком, если бесконтрольно оставлять его во Всемирной паутине:

Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение всеми этими угрожающими их здоровью вещами.

Встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой риск. Подростки могут войти в такие не желательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы, сетевые "оргии". Эти группы существуют и в реальном мире, но принимать участие в их сборищах подростку намного легче, сидя за компьютером у себя дома.

Вовлечение в азартные игры. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.

Подростки сами могут представлять опасность, начав через Интернет угрожать людям и нарушать закон. Невозможно запретить ребенку выходить в Интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно вести себя в сети.

В настоящее время Интернет представляет собой "мир" параллельный нашему, в котором достаточно много полезного для пользователей, но также в сети очень много отрицательного. Человек, "входящий" в первый раз в сеть обычно получает хорошее впечатление об Интернете. Но первое впечатление обманчиво! И понимаешь это со временем. Чем больше работаешь в Интернете, тем больше видишь в нём не только плюсы, но и минусы. Но, к сожалению не все могут понять и осознать, как Интернет заполняет наше сознание. И отличить то, что хорошо, а то, что плохо, уже не можем.

Полагаю, что педагог, обратившись к проблеме влияния СМИ на молодежь должен изучать способы уменьшения влияния негативного рода информации. Иначе у нашего нового поколения сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно смотреть на их образ жизни. Необходимо, по-моему, ввести цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, на порно-материалы в журналах, газетах, TV и т.д.

Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

Список литературы

1. Борухов Б.Л. Культура зеркал и зеркала культуры // Человек и мир. - Саратов: Изд- во СИМСХ. - 2010. - С.79-32.

2. Браун С. "Мозаика" и "Всемирная паутина" для доступа к Internet: Пер. с англ. -М.: Мир: Малип: СК Пресс, 2009. - 167с.

3. Луман Н. Реальность массмедиа // Отечественные записки. - 4.2000. С.431.

4. Хаптаев Ф.Р. Роль СМИ в социальной работе. [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.spf. bsu.ru. (Дата обращения: 10.08.2013 г.).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sntbul.bmstu.ru/

Дата добавления: 06.05.2014


ВЛИЯНИЕ СМИ НА СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Андреев Кирилл Александрович

cтудент, кафедра философии, Сибирский Государственный Индустриальный Университет, г. Новокузнецк

E-mail: [email protected]

Быкасова Лариса Валентиновна

канд. культурологии, доцент, кафедра философии, Сибирский Государственный Индустриальный Университет, г. Новокузнецк

В данной статье мы рассмотрим проблему влияния СМИ на сознание современной молодежи. На наш взгляд, данная проблема важна, так как поток информации в настоящее время очень разнообразен и противоречив, поэтому молодежи самостоятельно разобраться в нем зачастую бывает очень проблематично. События, произошедшие в России в 90-е годы XX в., и последовавшие за ними экономические реформы, сломали прежнюю систему социально-политического и духовно-нравственного просвещения молодого поколения. Вследствие этого элементы новой демократической системы образования, воспитания и социальной адаптации молодежи находятся в стадии формирования. Особую роль в процессе создания обновленного общественного сознания играют СМИ. Необходимо отметить, что СМИ являются одним из современных социальных факторов, оказывающих воздействие, как на формирование сознания молодежи, так и отчасти его деформацию. СМИ оказывают особое воздействие на психологическое и социальное состояние молодежи, как аудитории с легко внушаемой психикой и неокрепшим самосознанием. В наше время, когда молодежи особенно трудно определить свои жизненные ориентиры, проблему формирования сознания молодежи, ее духовного воспитания необходимо рассматривать как можно чаще. Эта проблема должна волновать общество. Ученые, исследуя влияние СМИ на сознание молодежи, сходятся в одном, что СМИ, воздействуя на общество в целом, воздействует на каждого человека в частности. Общественное сознание, во многом, формируется благодаря СМИ, но при этом и само общественное сознание может регулировать деятельность СМИ.

Общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности под влиянием идеологии и пропаганды, распространяемыми СМИ. Не зря в народе говорят, что СМИ - это «четвертая власть». Кроме пропаганды и других мер воздействия на молодёжь, в частности, и общество в целом, СМИ оказывает влияние на сознание молодежи показом фильмов со сценами насилия. Ученые различают три вида воздействия телевидения на человека или в данном случае на подростка, это: когнитивное проявление - просмотр подростком (зрителем) сцен насилия влияет на восприятие зрителем реального мира, эмоциональное проявление - просмотр сцен насилия вызывает немедленную или долгосрочную эмоциональную реакцию, поведенческое проявление - просмотр сцен насилия влияет на поведение подростка. Различают несколько процессов воздействия поведенческого проявления:

·возбуждение - при просмотре сцен насилия зритель испытывает эмоциональное возбуждение, которое имеет физиологические проявления;

·дизингбиляция - по мере привыкания подростков к сценам насилия, уменьшается сдерживающее действие законов против совершения правонарушений;

·десенсибиляция - при регулярном просмотре сцен насилия люди становятся менее восприимчивыми к жестокости;

·имитация - подростки учатся показанным по телевидению примерам поведения и затем пытаются их повторить;

·катарсис - предположительно дает возможность безопасного выхода агрессивных эмоций посредством просмотра или представления сцен насилия .

Мы предполагаем, что сцены насилия негативно воздействуют на сознание современной молодежи, в результате чего она становятся агрессивной, несдержанной, проявляя девиантные формы поведения. Следует отметить, что не только боевики и фильмы ужасов пагубно воздействуют на сознание молодежи, но и информационные передачи могут оказывать негативное воздействие. Так, например, аналитическим центром института социально-политических исследований РАН было установлено, что такие информационные телепрограммы как «Новости», «Вести», «Сегодня» вызывают у телезрителей чувство тревоги в 60 %, чувство страха - в 49 %, разочарования - в 45 % . На основании социологических опросов был сделан вывод о том, что деятельность СМИ в российском обществе приобрела не только дисфункциональный, но и зачастую деструктивный характер. Ученые выделяют разные варианты влияния СМИ на сознание молодежи. Некоторые считают, что это все происходит только из-за телевидения или других средств информации. Другие предполагают, что существуют некоторые «третьи факторы» такие как, разные социальные слои, неблагополучные семьи или частота просмотров и т. д., которые в совокупности с просмотром телевизора или интернета, делают молодежь безрассудной и агрессивной по отношению к другим людям. В качестве подтверждения можно привести опрос 1565 лондонских мальчиков английский исследователем Уильямом Бельсоном. В ходе которого, он установил, что те мальчики, которые смотрели фильмы со сценами насилия в большом количестве, в последующие месяцы совершили на 50 % больше правонарушений, по сравнению с теми, кто смотрел эти фильмы в умеренном количестве .

Сложно опровергнуть мнение, что именно телевидение во многом оказывает большое влияние на сознание молодежи. Ведь количество преступлений увеличивалось в тех странах, где начинало появляться и развиваться телевидение. В США и Канаде в период распространения телевидения (1957-1974 гг.), количество преступлений возросло в два раза, в частности убийств, по сравнению с предыдущими и последующими годами. Ярчайшим примером может служить Южная Африка, в которой количество убийств увеличилось в два раза именно после появления телевидения в 1975 г. .

Также после просмотров фильмов со сценами насилия, в которых ко всему прочему образ всесильного человека (человека-бога), которому все дозволено, идеализируется, молодые люди стараются повторить приемы, увиденные в кино, им хочется быть похожими на такого «героя». Например, при опросе 208 заключенных каждые 9 из 10 допускали, что они обучились новым криминальным трюкам, смотря телепрограммы. А каждые 4 человека из 10 признались, что пытались совершить преступления, увиденные когда-то на экране телевизора .

Можно привести пример, еще раз, подтверждающий то, что просмотр фильмов со сценами насилия, оказывают негативное влияние на сознание и поведение детей и подростков. В экспериментах группы исследователей под руководством Росса Парка в Соединенных Штатах и Жака Лайенса в Бельгии обитателям ряда детских исправительных заведений были показаны художественные фильмы: одним - «агрессивные», другим - вполне миролюбивые. Результаты подтвердили, что длительная демонстрация насилия приводит к усилению агрессии у зрителей. По сравнению с неделей, предшествовавшей демонстрации кинофильмов, количество драк в коттеджах, где жили мальчики, смотревшие фильмы со сценами насилия, резко возросло .

В среднестатистической семье телевизор обычно работает по семь часов в сутки, и сцены насилия, которые проникают к нам через экраны телевизоров и мониторы наших компьютеров, делают нас менее чувствительными к жестокости, люди становятся «терпимыми», равнодушными к жестокости, которая совершается на улицах, в общественных местах.

Помимо негативного влияния можно говорить о положительном воздействии СМИ, ведь всю полезную информацию мы получаем зачастую из них, даже температуру большинство людей предпочитают смотреть не по термометру в своей квартире, а по прогнозу новостей или в интернете. Также благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, содержащее в себе отношение социальных общностей к различным проблемам, событиям действительности. Нельзя не обойти вниманием то, что на телеэкране стали появляться и положительные, поучающие передачи: они преподносят детям уроки хорошего поведения, доброты, честности, стараются повысить уровень культуры не только молодежь, но и общества в целом. Стали работать детские каналы на ТВ, появился канал «Россия Культура», созданные для повышения общего уровня культуры в стране.

Группа американских исследователей во главе с Сьюзан Хирольд привела статистические данные 108 исследований, в которых сравнивалось воздействие просмотра просоциальных и нейтральных программ. В результате было обнаружено, что «если зритель просматривал просоциальные программы вместо нейтральных, то уровень просоциальности его поведения возрастал (по крайней мере, временно) с 50 % до 74 %, то есть его можно было уже назвать настоящим альтруистом» .

Помимо экранного насилия существуют еще и многочисленные элементы насилия, а иногда и его открытой пропаганды в аудио-произведениях. Известно пагубное влияние агрессивной музыки на сознание человека, которая может пробудить в нем ненависть, злобу, а если учесть, что слуховое восприятие гораздо сильней зрительного, то прослушивание такой музыки становится одним из важнейших факторов, влияющих на сознание человека. В творчестве музыкантов, песни которых молодежь, в большинстве своем, сейчас слушает, присутствуют призывы к убийствам, к употреблению наркотиков, алкоголя, сигарет и т. д. Молодёжь пытается копировать те модели поведения, которые восхваляются в песнях, музыка для них словно проводник в жизнь, заменяет учителя-наставника. Также аудио-насилие страшно в том плане, что единомышленники, слушающие одну и ту же музыку, затем объединяются в группы панков, анархистов, скинхедов, сатанистов, которые зачастую несут в себе антисоциальный, контркультурный характер .

Иногда, возникают попытки, навести порядок в этом вопросе и оградить подростков от просмотра сцен насилия в Интернете и по телевизору при помощи различных ограничений телевизионных каналов, но по каким то различным причинам эти законы не вступают в силу. Так 10 ноября 2004 г. Госдума приняла в первом чтении поправку в ст. 4 Закона о СМИ («Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации»), запрещающую показ в электронных СМИ с 7 до 22 часов сцен насилия и жестокости. Предложили установить запрет на показ по телевидению сцен убийства и насилия в передачах, в художественных и документальных фильмах, а также в новостных программах. В период подготовки поправки ко второму чтению в Думу поступило письмо Президента В.В. Путина, который рекомендовал палате «снять законопроект с дальнейшего рассмотрения» .

В.В. Путин напомнил, что запрет использования СМИ в целях распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, уже содержится в ст. 4 действующего Закона о СМИ. Поэтому соответственно поправка принята не была.

Но существуют и другие методы противостояния, идущему с экранов телевизоров, насилию, одну из главных ролей в данном вопросе играет медиаобразование - направление в педагогике, выступающее за изучение массовой коммуникации: телевидения, Интернета, радио и т. д. Задача медиаобразования заключается в том, чтобы подготовить молодежь к жизни в информационном обществе, научиться воспринимать информацию, выбирать из нее лучшее для себя и осознавать последствия её воздействия на психику .

Подводя итоги можно сказать, что средства массовой информации, показывая агрессивные фильмы и передачи, отрицательно воздействуют как на отдельного человека, так и на общество в целом: повышается уровень преступности, у подростков появляются девиантные или делинквентные формы поведения. Современная молодежь теряет духовность и толерантность. Данная проблема переросла рамки одной страны, проблема стала приобретать глобальный характер.

Мы предполагаем, для того, чтобы способствовать росту самосознания современной молодежи, необходимо тщательно отбирать информацию, увеличить штрафы руководителям ТВ-каналов и ТВ-передач, которые ради рейтинга насаждают культ агрессии и жестокости. Целесообразно увеличить количество детских культурно-воспитательных передач, учебно-просветительских и спортивных каналов, которые органично войдут в повседневную жизнь молодежи.

Список литературы:

1. Брайант Д. Основы воздействия СМИ [Текст] / Д. Брайант. - Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 432 с.

2. Золотов Е.А. Воздействие аудиовизуального насилия на подрастающее поколение России: историко-культурогический аспект [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Zolotov_EA

3. Майерс Д., Изучаем социальную психологию [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/meirs/22.php


Все чаще современные люди именуют телевизор «зомбоящиком». У других СМИ тоже появляются свои нелицеприятные названия. И неспроста, ведь СМИ сегодня — средство для формирования мировоззрения народных масс.

Мировоззрение помогает определить виды путей, которыми человек будет шагать в мире. Сформированное мировоззрение определяет не только то, как человек будет воспринимать окружающую его действительность, но и направление его активности. Для того, чтобы сформировать мировоззрение необходимы три условия, а именно:

  • информация,
  • метафора,
  • личный опыт.

Говоря другими словами, человеку необходимо преподать нужную информацию наиболее простым для него способом с последующим возбуждением в человеке желания на основе полученной ин формации достичь практического знания, то есть получить определенный личный опыт. Именно переживание человеком личного опыта (или внутреннего опыта) является закреплением полученной информации. Это адекватное чувственное состояние на основе полученной информации , преподнесенной с помощью определенных метафор . Личный опыт является своеобразным связующим материалом между двумя величинами: «истина» и «ложь» . И здесь неважно соотносить понятие «истина» с понятием морали «хорошо», а понятие «ложь» с понятием морали «плохо». Здесь всё относительно. «Истина» и «ложь» существуют в конкретном мире одного человека. Они формируют будущие понятия «хорошо» и «плохо», и с уверенностью можно сказать, что мораль и понятия «истина» и «ложь» будут разниться между собой у каждого человека.

Для того чтобы информация глубже проникла в человека, необходимо повторение чувственного состояния , то есть повторение личного или внутреннего опыта. Так, на основе биохимических процессов, происходящих в организме при переживании тех или иных чувств и эмоций, происходит процесс развития вектора мировоззрения человека, то есть процесс направления пути развития человека во внешнем мире.

Дело остается за малым: дать нужную информацию с помощью завуалированных метафор и позволить человеку переживать положительный личный опыт, для того, чтобы человек обрел «истинное» счастье. Так можно легко и незаметно написать нужный жизненный путь практически для каждого конкретного человека.

Средства массовой информации

Ключевое слово в средствах массовой информации – информация . Первое необходимое условие для формирования нужного мировоззрения. Средства массовой информации располагают тремя самыми важными средствами доведения информации до конечного потребителя:

  • написанным словом (газеты, журналы и т.п.),
  • произнесенным словом — звуком (радио),
  • воспроизведенным словом (телевидение).

То есть присутствует и второе условие формирования у человека «необходимых» ему идей и принципов — метафора. Интернет-источники информации делают эти средства ещё более доступными и распространёнными. Третьим условием, как мы выяснили, является личный опыт. И здесь вроде человек остается один на один с собой, ведь кроме него никто не может пережить за него этот внутренний опыт.

Однако нужно вспомнить, что средства массовой информации – это «четвертая» власть . В чем заключается эта власть? Она заключается в способности управлять самими действиями человека — действиями, которые в конечном итоге должны привести к переживанию этим человеком нужного внутреннего опыта. И не нужно применять никаких методик зомбирования, достаточно лишь грамотно, методично и постепенно формировать мировоззрение каждого человека.

К примеру, западный образ жизни говорит о том, что человек должен быть успешен, что он должен быть индивидуален, что он должен стремиться к вершинам. Средства массовой информации начинают нам в различных метафорах преподносить этот стереотип. Нам говорят, что сначала нужно получить хорошее образование, затем работать и набирать опыт, после чего устроиться в хорошую компанию, где нужно занять определенное место, и только добившись этого можно подумать о семье. И почти в любом западном издании ответят вам на ваш вопрос о ранней семье, как о гибели всего вашего будущего. Молодость – это возможность карьерного роста, свободных отношений, множества новых впечатлений. Так преподносят молодость на западе. Таким образом, человек получает информацию, что пока он молод, он должен распределить свою жизнь между двумя «истинами»: работой (карьерой) и отдыхом (развлечениями).

Человек получает эту информацию постоянно через журналы, газеты, сайты, книги, кино, шоу и так далее. Всё это приводит к тому, что он начинает совершать определенные действия, а именно: идет учиться в хорошее учебное заведение, затем стремится устроиться в хорошую компанию, ради чего может работать 20 часов в сутки! Но человек получает нужный личный опыт, который соответствует тому ожиданию, сформировавшемуся у него из полученной информации, и он передает этот опыт из поколения в поколение. Так формируется мировоззрение целых наций. И вот люди (а не один конкретный человек) совершают ряд определенных действий, описанных выше для получения описываемого личного опыта. Поколение за поколением.

А если посмотреть вглубь? Одиночество людей – это
дополнительный доход для производителей бытовой техники, мебели, автомобилей, для арендодателей и так далее. Грубо говоря, два человека не вместе, это как минимум два телевизора, два холодильника, два дивана, две комнаты и так далее. Поздние роды – это огромный плюс для частных клиник (а на западе система медицинского страхования частная), которые получают увеличенные выплаты по медицинским страховкам за сложные роды (а чем старше возраст, тем беременность и роды протекают сложнее).

Приведенный выше пример показал нам, как с помощью СМИ можно создать нужное мировоззрение у большого количества людей. Но СМИ могут не только формировать устойчивое мировоззрение нескольких поколений людей, но и побуждать людей к сиюминутным поступкам, нужным заказчику.

Контролировать чувства!

Человеку присущи чувства, эмоции и желания. И пока он не сможет их контролировать, не поставит свой разум над ними, другой человек или люди могут незаметно для него вложить всё, что им нужно. И инструментом между ними станут СМИ.

Автор не ставил целью осуждение западных ценностей. Любые це нности — результат свободного выбора, и в них вкладывают смысл миллионы людей.

В этой статье лишь говорится о том, что нужно уметь самому выбирать свой путь развития, самому формировать свое мировоззрение, опираясь на природное чутье «истины» и «лжи», которое порождает только незамутненная совесть. Ведь инстинктивно маленький ребенок всегда правильно распределит понятия «добра» и «зла», так как его сознание еще не обработано должным образом. Весьма трудно найти правильную «истину» и разоблачить «ложь», ведь даже в древности, когда люди пользовались только устным словом уже было трудно отличить «правду» от «кривды», но «правда у каждого своя», а «истина всегда одна». Думайте, анализируйте, смотрите сквозь строки, всегда проверяя то, что вам говорят совершенно чужие вам люди .

Антон Тенсин

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Процесс интеграции средств массовой информации в общественное сознание, его важность в современном информационном мире. Сферы, положительные и отрицательные стороны влияния СМИ на общество сегодня. Глобализация СМИ и ее влияние на мировую общественность.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Сущность понятия "средства массовой информации". Условия функционирования массовой коммуникации. Виды периодических изданий. Негативное воздействие СМИ на ребенка. Уровень влияния телевидения на школьников. Интернет и средства массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

    История развития права на свободу слова и печати. Современное состояние, проблемы свободы слова и печати. Перспектива развития, особенности работы средств массовой информации: прессы, телевидения. Цели, средства массовой информации, опыт зарубежных стран.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2009

    Характеристика видов и типов печатных периодических изданий - газет, журналов и альманахов. История изобретения радио, телевидения и интернета как видов средств массовой информации. Сущность и особенности функционирования информационных агентств.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Религиозные средства массовой информации. Специфика мусульманских СМИ. Характерные черты религиозных СМИ. Проблема влияния средств массовой информации на политическое сознание и поведение людей в период избирательных кампаний. Появление новых технологий.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2016

    Теоретическое исследование роли средств массовой информации в социально-политической борьбе. Программа социологического исследования влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения. Политическая манипуляция массовым сознанием.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Массовые коммуникации и средства массовой информации. Наиболее известные информационные агентства. Особенности массовой коммуникации в прессе, радио, телевидении. Общие правила отношений PR-деятельности с СМИ. Работа с прессой, радио и телевидением.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2011

    Усиление отрицательного влияния на детей средств массовой информации (в первую очередь Интернета и телевидения) в последние годы. Результаты анализа современного информационного пространства. Отсутствие у ребенка полного сознания границ реальности.

    Коваленко Антон Олегович

    Очкова Екатерина Александровна

    студенты 2 курса, факультет стандартизации, химии и биотехнологии, ФГБОУ ВПО «МГТУ», РФ, г. Магнитогорск

    Подольская Инна Александровна

    научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры политологии и социологии ФГБОУ ВПО «МГТУ», РФ, г. Магнитогорск

    Е- mail : inna . podolskaya @ inbox . ru

    На сегодняшний день динамика роста объема информации стремительно увеличивается. Информации отводится очень значимое место в современном мире, что не было в традиционном обществе. Привычным делом для большей части населения является просмотр новостей по телевидению, интернету, а также чтение газет и радио.

    СМИ не только извещает нас об изменениях в мире, но также оказывает то или иное влияние на наше сознание, мировосприятие и формирование ценностей. Больше всего под влияние попадает молодое и пожилое поколение, так как молодое поколение более мобильное и восприимчивое к новациям, а пожилое поколение более доверчиво. Современная молодежь не представляет жизни без мобильной связи и интернета, а люди преклонного возраста без телевидения и газет, а ведь все это - часть огромной медийной информационной системы. А всей ли информации от СМИ можно верить?

    Совершенствование технических возможностей СМИ значительно расширило масштабы манипуляции массовым сознанием, которое без труда поддается влиянию . Значительная масса людей не имеет собственного мнения, поскольку не приспособлена к теоретическому мышлению, поэтому в результате любая информация из СМИ воспринимается как «правда» и не ставится под сомнение, чем безгранично пользуется телевидение и информационные интернет-сайты. Нужно отметить, что сегодняшние СМИ утратили воспитательную функцию, а стали больше уделять внимание только функции развлечения. Развлекательные программы, сентиментальные сериалы, жесткий юмор - основной спрос потребителей. Многие телеканалы функционируют под лозунгом «зрителям не нужно то, что пробуждает разум и двигает к новым идеям». Получается, что СМИ во многом контролирует наше мировосприятие и направляет нашу жизнь в примитивное русло.

    Новые технологии в развитии СМИ несут в себе как положительную, так и отрицательную функцию. Благодаря СМИ «раздвигаются стены квартир до границ планеты». СМИ обеспечивает быструю доставку свежих новостей, просвещает нас о происходящих событиях в мире, дает нам предупреждения о чем-либо, а также снимает социальную напряженность.

    Но, мы считаем, что негативного влияния СМИ гораздо больше. Так, например, очень часто мы сталкиваемся с пропагандой на телевидении свободных отношений, что не является нормой во взаимоотношениях между людьми и не ведет к созданию полноценных и прочных семей, а наоборот, разрушает семейные ценности. Не стоит забывать, что семья - это первичная группа, в который мы социализируемся и начинаем осознавать себя полноценной личностью. Разрушение семьи ведет к деградации личности. Популяризация свободных отношений приводит к быстрому росту числа венерических заболеваний.

    Постоянно увеличивается количество фильмов, показывающих агрессию, насилие и жестокость. По времени, отведенному на эфир, криминальная хроника занимает одно из главных мест на телевидении. Ежедневно мы слушаем про трупы, перестрелки, захваты и ограбления с насильственным характером. Ученые доказали, что новости с изобилующей информацией про погибших и трупы действительно пользуются популярностью, причем чем больше смертей, тем больше новость вызывает обсуждение и ажиотаж среди зрителей. Люди сами показывают потребность в криминальных новостях, на чем и играет СМИ, пробуждая в людях злобу, а также чувство катастрофизма. В 2003 году глава МВД Борис Грызлов высказал в эфире телеканала НТВ свое отношение к криминальным передачам: «Чрезмерное насилие на экранах ведет к насилию в жизни. Я не сторонник сокрытия преступлений от общества, безусловно, каждый имеет право знать и понимать реальную ситуацию. Я говорю только об одном - делать насилие зрелищем - не лучший способ зарабатывания денег, когда-нибудь оно может коснуться каждого». Из его слов можно понять, что почти все время в эфире предоставлено криминальным передачам, что увеличивает рейтинг телеканала. По нашему мнению, СМИ стандартизируют взгляды людей и их поведения, вырабатывая тем самым единообразие их реакций

    СМИ - мощный регулятор общества с целью навязывания ему своей позиции. СМИ недаром называют четвертой властью, но, в некотором роде, ее можно назвать и первой властью, ведь именно у СМИ преобладающее влияние над обществом. Некоторые исследователи массовых коммуникаций говорят даже о грядущей эпохе «медиократии» - власти СМИ, которые не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.

    Хотелось бы коснуться еще одного аспекта влияния СМИ на общественное сознание. Долгое время самой популярной новостью остается конфликт на Украине. Начнем с того, что в каждой стране одно и то же событие преподносят гражданам по-разному, вследствие чего может искусственно создаваться и усугубляться конфликт между населением разных стран. С помощью СМИ мы составляем для себя психологический и политический портрет государственного деятеля, партии, государства, страны. За последнее время в США и Европе резко усилились русофобские настроения. В россиянах видят «неотесанных варваров, готовых в любую минуту разрушить все то, что существует на Западе».

    Стоит отметить тот факт, что СМИ не оберут на себя ответственности за ту информацию, которую они распространяют. Получается, что сегодня каждый может публиковать любую информацию, как правдивую, так и лживую. Искажение информации - это нормальное явления для мировых СМИ.

    В последнее время очень много информации поступает в связи с предстоящим празднованием Дня Победы. Многие западные лидеры не стесняясь пересматривают итоги Второй мировой войны. Например, глава МИД Польши Гжегож Схетына заявил, что Освенцим освобождали украинцы, а не советская армия, и День Победы нельзя отмечать в Москве, так как война там и началась. Премьер министр Украины Арсений Яценюк говорит о том, что именно Украина - страна победительница во Второй мировой войне и так далее. Конечно, это вызывает неприязнь у россиян, однако у граждан своих стран - гордость за свое государство.

    СМИ, преподнося политические и экономические новости, пользуются фрагментарным методом распространения информации. Фрагментарная подача информации, дробленая подача информации, придает видимость ее разносторонности, но не дает сформировать целостность картины происходящего. Получается, что это еще один вид манипуляции над гражданами, который затемняет одни события, отвлекая другими событиями. Такая подача информации уменьшает интерес слушателя к событиям экономики и политики, вызывая апатию.

    Приведем несколько примеров исследований. Томский институт информационных технологий в 2006 году провел исследование на тему «Влияние СМИ на молодежь». Получилось, что 27 % студентов среди приоритетных качеств по отношению к СМИ выделяет достоверность, а самым популярным источником информации для 79,1 % студентов является телевидение . Интересное исследование провела Э. Ноэль-Нойман на основе эмпирических данных, доказав, что средства массовой информации формируют предполагаемую «повестку дня», то есть представления индивида о том, «что обсуждают другие» . По данным фонда общественного мнения, 90 % россиян узнают о последних событиях по телевидению, и только 18 % - из сообщений прессы . Известное высказывание Уинстона Черчилля о том, что «кто владеет информацией, тот владеет миром» можно перетрактовать, как «кто владеет СМИ, тот может контролировать людей».

    Исходя из выше сказанного, можно выделить самые основные функции СМИ: информационная, в малой степени образовательная, функция социализации и критики, мобилизационная функция. На наш взгляд СМИ нуждаются в медиаобразовании. По нашему мнению, куда более респектабельно сделать упор на функции просвещения и образования. Главное, чтобы эти функции привлекали общество к науке, развивали грамотность населения и формировали правильные ценности.

    Список литературы:

    1. Жилаеская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007. - 270 с.
    2. Ноэль-Нойман Э. 1996. Общественное мнение. Открытые спирали молчания. М., 1996. - 56 с.
    3. Фонд общественного мнения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://katpop.narod.ru/ (дата обращения 4.04.2015).
    4. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». // Фрейд 3. Избранное. Т. l.L: Academic Press, 1969. - 275 с.

    В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно СМИ. СМИ сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением - наиболее велика.

    Аспекты влияния СМИ многочисленны, представим лишь наиболее распространенные мнения, выделив как положительные, так и отрицательные факторы влияния СМИ. У СМИ огромное количество функций, а, следовательно, и аспектов влияния. К примеру, существуют «прямые», непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

    Положительное влияние СМИ.

    Окружающая нас реальность постоянно и кропотливо систематизируется мозгом: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Нам постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. Сначала это деление примитивно - на приятное и неприятное, но по мере «роста» информация принимает самые различные значения. Зачастую человек, получивший ту или информацию в большом масштабе по какому-либо конкретному объекту, не способен сам определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМИ. СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей как в обществе, так и индивидуально. К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, телевидение, радио, а в последнее время Интернет и реклама. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). Но наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: телевидение, интернет и реклама (это связано с «эффектом присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией, воспринимающей информацию). СМИ через воздействие на общество в целом влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия (в данном контексте мы говорим о положительном влиянии СМИ, хотя это влияние может быть и противоположным). Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение выступает в контрольной, консультативной функции.

    Все большую популярность среди представителей молодежи набирает Интернет, т.к. несет в себе оттенки трех функций - связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса).

    Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет - порожденная этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом.

    Отрицательное влияние СМИ.

    Задача СМИ в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

    Одним из отрицательных воздействий является - пропаганда. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним из отрицательных воздействий на сознание молодежи является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ «подается» информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно «грубым» и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с ассоциациями. Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Это в последствие ведет к формированию стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют сообщение, т.е. особым образом «подводят» информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

    Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды», ориентация на идеальные образцы, у молодежи зачастую благодаря подаче СМИ складывается мнение о невозможности влияния на свое будущее, незаинтересованности властей в будущих кадрах и др. Таким образом, большинство исследователей показывают тесную связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

    Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором, компьютер или за газету или журнал. Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к подавленности, истерии. Возбужденный человек, оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время как под воздействием телевизора, радио и др.факторов, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости.

    Таким образом, человек глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения.

    В зависимости от физического состояния, психика, т.е. душевное состояние человека, находится в возбужденном состоянии или заторможенном состоянии. Чем больше человек изматывается за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система или, говоря другими словами, тормозится возбуждение центров управления психикой.

    В обществе людей нет одинаковых личностей. Каждый человек индивидуален, по-своему существует в обществе, в семье, личной жизни, у него есть свои цели, идеи, принципы и симпатии. Общаясь со всем миром через СМИ, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. К примеру, смотря телевизор, в мышлении человека создается образ идеального человека. У одних это смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других -- политические, общественные деятели, у третьих - знаменитые киноактеры, модельеры, спортсмены и т.п. Своему идеалу человек полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала с экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие (вводя человека в некое гипнотическое состояние).