Что сближает ларису и катерину кабанову. Cочинение «Лариса и Катерина сходства и различия

В лучших пьесах А.Н. Островского наиболее интересными предстают женские характеры, в которых, при всех индивидуальных различиях, ощущается сходство. Катерину Кабанову из драмы «Гроза» и Ларису Огудалову из «Бесприданницы» объединяет их обречённость в среде, из которой они вышли.

В атмосфере лжи и насилия, преобладающей в «Грозе», только Катерина выглядит естественной, но её искренность не нужна окружающим. Подлинная трагедия героини заключается в том, что она безысходно одинока в этом мире. Возвышенной и поэтической душе Катерины, душе-птице, нет места в городе Калинове.

Катерина — натура твёрдая, волевая, решительная и одновременно мягкая, трепетная — погибает не только из-за столкновения с «тёмным царством» самодуров, но и потому, что, дав волю чувству, она нарушила нравственный долг — не столько перед мужем, сколько перед собой. Её требовательность к себе безгранична и не терпит компромиссов. Трагедия Катерины — трагедия совести, драма женщины, которая полюбила, да не смогла жить во лжи, приносить людям и себе страдания.

Лгать и обманывать Катерина не умеет. «Жить на свете да мучиться» она не может. Куда идти? Некуда. Да и от себя не убежишь. Никто не осудил Катерину беспощаднее её самой. Покаяние героини привело её к смерти. А что ей ещё оставалось? Самоубийство стало избавлением от земных мук, которые представлялись для неё страшнее адовых...

«Бесприданница» была опубликована через девятнадцать лет после «Грозы», в 1879 году. Многое изменилось за это время в России. Казалось бы, город Бряхимов ни в чём не сравним с патриархальным Калиновом. Дремотную тишину приволжской провинции теперь нарушают не бурлацкие песни, а пронзительные гудки пароходов.

Невежественных лавочников сменили промышленники и негоцианты, управляющие фирмами и торговыми домами, ездящие в Париж на выставку. Но, увы, в цивилизованном, на первый взгляд, мире царят жестокость, ложь, расчёт, несправедливость. Высшей ценностью здесь являются деньги, а не личность человека.

В мире купли-продажи живёт, любит, страдает прекрасный человек с «горячим сердцем» — Лариса Огудалова. Незаурядность, возвышенный строй души роднят её с Катериной. Лариса не имеет приданого, поэтому Паратов, которого она доверчиво и беззаветно полюбила, не может жениться на ней. Но дело не только в приданом. Паратов в этой пьесе тоже предстаёт предметом торга: промотав своё состояние, он продаётся богатой невесте. Нести ответственность за судьбу другого человека (а именно это предполагает настоящая любовь) он неспособен. Всю жизнь искал Паратов чувств, приносящих ему удовольствие. Он обманывает Ларису, подчиняясь собственной прихоти, не задумываясь о дальнейшей судьбе этой девушки.

Для Карандышева брак с Ларисой необходим как средство самоутверждения, реванш уязвленного самолюбия. Кто он? Мелкий чиновник, обойдённый фортуной. «Я смешной человек», — говорит он сам о себе. Но зачем он, знающий боль оскорблённого достоинства, обижает и унижает Ларису? К ней Карандышева влечёт только желание доказать, что он не хуже Паратова, Кнурова, Вожеватова. И Лариса хорошо понимает это.

«Дружба» Вожеватова, «преданность» Кнурова, «любовь» Паратова и Карандышева — всё оказывается ненастоящим. Перед Ларисой, глубоко чувствующей, мыслящей, но низведённой до положения вещи, брезжит только один выход — смерть. Поэтому развязка «Бесприданницы» закономерна.

Итак, обеих героинь Островского убивают жестокость и пошлость окружающей жизни, отступничество сердечных избранников. И Катерина, и Лариса ищут в жизни любовь, но не находят её. Их уход — протест против общества, в котором нет места искренним чувствам.

Катерина Кабанова и Лариса Огудалова - две женщины, две героини Островского, две трагические судьбы, которые на первый взгляд совершенно непохожи. Что общего у Катерины, изменившей мужу и осудившей себя на смерть женщины, и юной девушки Ларисы, которую убивает жених? Чем схожи «темное царство» Калинова и городок Бряхимов? Разве что несчастная любовь к недостойному избраннику объединяет этих двух женщин, и трагический финал их жизней. В данной главе нашей работы, мы проведем сопоставительный анализ образов Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой, и выявим, что объединяет этих героинь, почему именно они являются ключами к пониманию пафоса всего творчества Островского, в комедиях и драмах которого с одинаковой скорбью описан бездуховный мир, в котором люди редко обретают счастье.

Главные героини двух, пьес Островского внешне, по социальному положению и воспитанию различны: Катерина в «Грозе» - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотичной матери, Лариса в «Бесприданнице» - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, эгоцентричной и жадной женщиной.

Катерина религиозна и романтична одновременно, она «признает религиозно-моральные нормы не потому, что этого хочется автору, а потому, что действует в соответствии с понятиями, воспитанными в ней ее средой», но при этом она наделена внутренней твердостью, стремлением к свободе; выданная замуж без любви за Тихона, она попадает в атмосферу жестокости, которая не дает человеку право на личное счастье, и погибает от недостатка искренней любви. Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодого человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью, и этого небольшого отличия от остальных жителей города Калинова хватает пылкой Катерине, чтобы увидеть в нем свою любовь. Но такая любовь, противоречащая ее внутренним нравственным убеждениям, не приносит ей счастья. Она страдает от того, что ее любовь преступна по отношению к морали, что она не может одновременно быть любимой и быть честной перед самой собой и людьми. Внутренняя борьба, нежелание преступать свои собственные (отнюдь не общественные), законы морали, становится причиной трагического положения героини. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Катерина совершает самоубийство потому, «что чувство человеческого достоинства, выросшее у нее на основе романтических стремлений, оказывается сильнее рабской покорности, которой требуют от Катерины патриархальные формы жизни, уже утерявшие свое содержание».

Иная ситуация в драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса - это не просто ограниченная мещанка - героиня «жестокого романса», это образованная, культурная, мыслящая девушка. Она воспитывалась не в мире, где гармония природы, религиозного сознания и человеческой души дают человеку внутреннюю силу и развивают духовность, как Катерина, а в мире, глее слабого унижают, где выживает сильнейший, где религией становятся деньги, а мерилом нравственности - способность прикрыть свои грехи: недаром, пьеса «Бесприданница» открывается сценой, где два «барина» пьют шампанское из чайных чашек, чтобы соблюсти внешние приличия. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее угнетает бедность и приниженность собственного положения, Лариса не приемлет мир, в котором она живет и любой ценой хочет из него вырваться, но в итоге единственным путем к освобождению становится смерть.

Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса - «чайка» по-гречески, Катерина - «чистая». Лариса - жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает «птиц» - «Ласточку» (пароход) и потом Ларису - «чайку». Катерина - жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это. Стоит отметить, что и Харита, и Марфа (в «Бесприданнице» и в «Грозе») обе Игнатьевны, то есть «незнающие», а в контексте пьес скорее даже «слепые» - ни та, не другая не видят своей вины в гибели дочери и снохи.

Характеры главных героинь во многом схожи. Это натуры, живущие «умом сердца», мечтающие о любви, идеализирующие мир, творящие его заново в своем воображении: обе они наделяют своих возлюбленный несуществующими чертами, обе верят в возможность счастья, и обе гибнут. Каждая из них так или иначе связана с символом птицы: Лариса именем, а Катерина - постоянной мечтой о полете, - а птица является символом духа и души, свободы и мечты.

Но пьеса «Бесприданница» создавалась в иной общественно-политической обстановке, чем «Гроза». Надежды на исправление общества в целом, на «спасение рода человеческого» покинули драматурга, поэтому существенно различаются финалы этих пьес. Если после гибели Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон с вызовом обращается к матери, обвиняя ее в смерти жены, то убийство Ларисы Огудаловой не вызывает подобного резонанса: автор преднамеренно подчеркивает безразличие окружающих; сцена гибели героини озвучена пением цыганского хора.

Однако куда большее значение имеет не сходство ситуаций, а глубокое различие характеров Катерины и Ларисы. Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален: действие «Грозы» разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей во многом революционизирующее влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова - также жительница небольшого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Действие «Бесприданницы» происходит в конце 1870-х годов, когда бурно развивается капитализм, а прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря предпреимчивости Хариты Игнатьевны, водит знакомство с «сильными мира сего», и мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. Воспитанная в духе романного, а точнее даже «романсного» отношения к действительности, Лариса принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника.

Лариса привыкла к веселой жизни волжского «света» - вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть художественные способности -- Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, но при этом глубоко религиозна: в юности ее любимыми занятиями становятся работа и молитва, а в церкви она видит ангелов. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а разочаровавшись в любви и согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых, но это ее желание также основано на романтических представлениях о сельской жизни, как очищении, а в целом она - человек иной среды. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, даже «книжна», хотя и не менее искренна.

Катерина - жительница Калинова, хоть и воспитана в относительной свободе, все же вынуждена выйти замуж за нелюбимого человека, потому что так велит традиция. Ей «все равно, кого любить», потому что ей нужно само ощущение любви, она способна на искренне чувство даже к безвольному Тихону, но тот находится под гнетом матери, которая считает любовь недопустимой в отношениях между мужем и женой, не находит в себе сил на любовь к ней. Катерина ищет понимания, такого же восторженного и светлого восприятия мира, ей чужда светскость, для нее истинным наслаждением может быть и работа, и любование природой, и молитва.

Лариса - мечтательная натура, она живет в придуманном ею самой мире, в котором есть изящная «красивая» любовь, «приправленная» богатством и лоском, но этот мир разрушается, и это делает ее несчастной. Катерина же, живет в реальности, которая на нее давит, и от которой она пробует спрятаться через любовь к Борису. Катерину губит внутренний диссонанс, тогда как Лариса страдает из-за разрушенных иллюзий.

Мечтательность Ларисы делает более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами, чем Катерину, которая наделена упорством и смелостью, и способна к сопротивлению. Катерина в детсве совершает бунт, против мира, несправедливого к ней, Лариса на такой бунт неспособна, сталкиваясь с цинизмом и жестокостью своего избранника, она готова пойти на компромисс со своим внутренним миром, и стать содержанкой, отказаться от этого ее заставляет только тот факт, что право обладания ею разыграли в «орлянку».

Нельзя назвать Катерину бунтаркой, так как она воспитывалась в строгом соответствии с законами «домостроя» (в их изначальном понимании), но она способна на бунт: Кабаниха, извратившая понятие о традиционном семейном патриархальном укладе, становится катализатором этого бунта. Лариса же не может протестовать, стихийной народной силы в ней нет, она - утонченная барышня, героиня романса, которая не способна на решительные действия, на открытый вызов.

Обе героини в финале умирают, но смерть они воспринимают неодинаково: «Катерина и в тяжелом замужестве не утеряла романтических стремлений, которые, питая ее смутные мечты о свободе, вместе с тем заключают наивную, но крепкую религиозно-нравственную убежденность в бессмертии души. Для нее смерть -- не уничтожение личности, но освобождение ее от невыносимого существования. У Ларисы этого нет. Она воплощает в своем характере не конец эпохи семейных авторитетов, а начало эпохи обнаженной власти чистогана. У нее есть добрые и искренние чувства, но нет крепких моральных устоев, нет целеустремленности. Она слаба, полна колебаний и поэтому легко подвержена соблазнам». Катерина видит в смерти возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, стать частью земли, войти в Царствие Небесное (несмотря на грех самоубийства, Катерина верит в свое спасение на небесах, так как самоубийством она карает себя, а не спасается от кары). Ларисе же, в ее решение о самоубийстве не хватает решимости. Она не может представить себе, что после смерти, ей будет лучше, чем при жизни: она до конца сохраняет надежду на земное счастье, ей не за что себя карать, и смерть для нее не кажется единственно возможным выходом, пока она полностью не разочаровывается в окружающих и себе. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она надеется, что ей, как героине романса, поможет умереть какая-то высшая сила: вот голова закружится, и Лариса случайно упадет вниз и уж точно разобьется насмерть, или проболеет долго, простит всех и умрет. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе, и без греха самоубийства. Лариса перед смертью с христианским смирением говорит, что любит всех тех - Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, - кто стал причиной ее гибели; Катерина же не прощает никого, она скорее бросает миру вызов, нежели оставляет его тихо, как Лариса.

В беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, жизнь Катерины невыносима, невозможна, и поэтому она должна закончиться трагически. Протест Катерины против Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости «темного царства». Положение Ларисы более сложное, она теряет веру в возможность любви и счастья, поняв, что она в глазах людей не более, чем красивая вещь, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть, но первое для нее не отличается от второго. Выбрав «блеск золота» она умрет духовно; автор показывает неизбежность ее гибели, заставляя не саму героиню совершить самоубийство, а Карандышева закончить жизнь невесты выстрелом.

У Катерины противоречивый характер: она богобоязненна и мятежна одновременно. Лариса же, не борется с миром денег, она уходит от него в иллюзию любви, и если Катерина - творец, отчаянным последним усилием толкающий все-таки мир к переменам, то Лариса - романтик, судьба которого разбивается о реальность, но не воздействует на нее. Характер Ларисы более целен, но не так силен, как характер Катерины.

Воля Катерины сильнее потому, что она ближе к народному мировосприятию, где для рефлексии нет места, Лариса же героиня романтическая, тонкая, и поэтому более уязвимая. Катерина, совершая самоубийство, показывает силу русского национального женского характера, Лариса - его тонкость, чуткость, слабость. Эти героини - две стороны одной медали - женского характера девятнадцатого века, в котором сочетаются высокая духовная чистота, и жертвенность, сила и слабость, бунтарство и покорность судьбе, решимость и тонкость, стихийный порыв и романтическая утонченность. Именно это позволяет Катерине и Ларисе, женщинам, созданным силой одного автора, стать воплощением женственности, войти в галерею женских образов русской классической литературы. По словам Лотмана: «Смерть героини «Бесприданницы» и Катерины в «Грозе» знаменуют приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта, оно обречено на нравственное оскудение, на торжество пошлости и посредственности».

«Гроза» и «Бесприданница» так похожие сюжетно, создают цельную картину мира, раскрывают идейный пафос всего творчества Островского в целом: на примере своих героинь, драматург показывает, какой силой обладает человек, силой бунта и прощения, и как духовность и нравственность обесцениваются в мире, а их носители умирают либо по собственной воле, как Катерина, либо под гнетом обстоятельств, как Лариса.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Одним из основных мотивов русской литературы является выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Это делает и А. Н. Островский в своих пьесах «Бесприданница» и «Гроза». Лариса и Катерина. Главные героини, на первый взгляд, очень похожи, но, если мы рассмотрим этот вопрос подробнее, то мы найдем не только много общего, но и множество различий.

Итак, сравним Ларису и Катерину. Для начала сравним жанры произведений, в которых они являются главными героинями. «Бесприданница», в отличие от "Грозы«,— это драма, поскольку в ней нет как таковой трагедии Ларисы. Лариса осознает свой грех только перед смертью, а Катерина — намного раньше. Она живет, борется со своим грехом, но все-таки погибает. В этом и выражается трагедия Катерины.

А в чем же сходство Ларисы и Катерины? Вначале их судьбы очень похожи. Ни у Катерины, ни у Ларисы нет счастья в личной жизни, нет любви. Из-за этого Катерина влюбляется в Бориса, хотя, как сказал Добролюбов, Борис — всего лишь вещь из обстановки, окружающей Катерину. А Лариса, в свою очередь, влюбляется в Паратова. Также сближает обеих героинь мотив реки — Волги: они обе убегают на Волгу со своими возлюбленными. Для них обеих река символизирует смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке...

Говоря о мотивах пьес, сближающих главных героинь, нужно не забыть и о мотиве птицы и полета. И Лариса, и Катерина мечтают летать, как птицы. «Лариса» означает «чайка» — птица, умирающая в море. А Катерину можно сравнить с голубем или с лебедем, так как голубь символизирует святой дух, а «Катерина», как известно, означает «чистая». Обе хотят летать, хотят испытать полет души, стать птицами. Но их полет превращается в падение, обе падают вниз, в бездну из-за своего греха. Помните Слова Ларисы: «Я сама!»? Этим она признает свою вину, А Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается. В осозисиии каждой героиней своего греха заключается их основное различие.

Светлые, духовные черты Катерины, наверное, имел в виду Добролюбов, называя ее «лучом света в темном царстве». Но можно поспорить с Добролюбовым. И не потому, что Катерина недостойна этого, вовсе нет. Просто, чтобы быть лучом, нужно светить вечно. А Катерина этого не сделала, она не выдержала испытания, посланного ей Богом, не боролась за свою любовь и умерла. Поэтому Катерину можно назвать всего лишь «свечкой», на которую подул ветер, и она потухла. В отличие от Катерины, Лариса не смогла бы принять на душу такой грех, как самоубийство, ей бы не хватило смелости.

Таким образом, можно сказать, что между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе, и их протест против " темного царства". А главное их различие состоит в выражении этого протеста. Катерина натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.
Похожие сочинения:

Между “Грозой” и “Бесприданницей” двадцать лет. За это время изменилась страна, изменился писатель. Все эти изменения можно проследить на примере пьесы “Гроза” и драмы “Бесприданница”.

Купцы в “Бесприданнице” уже не невежественные и самодурные представители “темного царства”, а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые по-европейски люди.

Главные героини двух пьес А.Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в “Грозе” - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в “Бесприданнице” - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, которая к самодурству, в отличие от свекрови Катерины, не склонна. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра.

Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом. Они обе стремились к свободе, обе получили ее не в этом мире, обе были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, всей своей сущностью показывали протест против “темного царства” (на мой взгляд, общество “Бесприданницы” так же подходит под это определение).

Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие “Грозы” разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей огромное влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова - жительница большого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Волга объединяет героинь, для них обеих река символизирует свободу и смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке. Но здесь же и различия: город Бряхимов не отделен от остального мира, как Калинов, не выключен из исторического времени, он открыт, в него приезжают и уезжают (в “Грозе” река Волга воспринимается, прежде всего, как граница, а в “Бесприданнице” она становится средством связи с миром).

Действие “Бесприданницы” происходит в конце 1870-х годов, на исходе второго десятилетия после освобождения крестьян. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с влиятельными и богатыми людьми. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса в этом не сомневается, надеясь, что и любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского “света” - вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть способности - Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а, согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых. Однако в целом она - человек иной эпохи и среды, чем Катерина. Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня “Грозы”. Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами.

Купцы “Грозы” только становятся буржуазией, это проявляется в том, что традиционные для них патриархальные отношения отживают, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине.

Лариса - тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины, исток которых, прежде всего, кроется воспитании. Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. А силы характера, цельности натуры в ней нет. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в отличие от Катерины. Но она слабая во всех отношениях натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все стало, постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то, противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Душою и телом Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

Суть конфликта в драмах тоже разная. В “Грозе” столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В пьесе очень сильны мотивы несвободы, духоты, подавления, замкнутости пространства. Катерина, привыкшая жить “точно птичка на воле”, мечтающая о полете, не может подчинить себя законам мира, в котором она очутилась после замужества. Положение ее поистине трагично: свободное проявление чувства любовь к Борису приходит в противоречие с ее подлинной религиозностью, внутренней неспособностью жить в грехе. Кульминацией пьесы становится принародное признание Катерины, совершающееся под удары грома приближающейся грозы.

Событием, которое, подобно удару грома, потрясает весь город, становится гибель Катерины. Традиционно она воспринимается зрителями драмы как протест против жестоких законов жизни, как победа героини над давящей ее силой.

В “Бесприданнице” на первый взгляд все наоборот. Лариса не противопоставлена резко окружающим ее героям, ею восхищаются, ее боготворят. Нет и речи ни о каком подавлении и деспотизме. Но в пьесе чрезвычайно силен другой мотив, которого не было в “Грозе”, мотив денег. Именно он формирует конфликт драмы. Лариса бесприданница, и этим определяется ее положение в пьесе. Все окружающие ее персонажи Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев говорят только о деньгах, выгоде, прибыли, купле-продаже. В этом мире чувство человека тоже становится предметом торговли. Это столкновение денежных, материальных интересов с чувствами героини приводит к трагическому финалу.

Да и отношение к смерти у героинь очень разное, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. Катерина в смерти видит здесь возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой: “Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается) всякие...”

Лариса после того, как надежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает: “Лариса. Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят... верная смерть. (Подумав.) Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова и упадешь... Да, это лучше... в беспамятстве, ни боли... ничего не будешь чувствовать! (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватается за решетку, потом с ужасом отбегает.) Ой, ой! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за беседку.) Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! (Садится у стола подле беседки.) Ох, нет... (Сквозь слезы.) Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я, какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко…”.

Здесь авторские ремарки передают смятение главной героини “Бесприданницы”, ее тягу к самоубийству и неспособность его свершить. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей поможет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе - и без греха самоубийства. Да и решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает. Иное дело - Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство - это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с миром природы - птицами, деревьями, и освобождение из земной могилы - дома ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь. Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех - Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, - кто вольно или невольно способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна. Героиня “Грозы” - человек более волевой. Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице Карандышева, своим выстрелом оборвавший Ларисе жизнь.

Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки. По собственной свободной воле она согрешила и сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека - грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.

Авг 05 2014

Раскрытие русского национального характера в женском типе - традиционное решение проблемы в русской . Галерея женских образов: пушкинские Татьяна Ларина и Маша Миронова, лермонтовские Вера и княжна Мери, Матрена Тимофеевна и Дарья из некрасовских поэм - все эти образы воплощают в себе лучшие черты русского национального характера и неизменно вызывают восхищение читателей. Не остался в стороне и А. Н. Островский, показавший в своих пьесах самые разные женские характеры: среди них и купеческая дочь Липочка («Свои люди - сочтемся»), и актриса Елена Ивановна Кручинина («Без вины виноватые»), и две сестры - Полина и Юленька, так по-разному вышедшие замуж и устроившие свою судьбу («Доходное место»). Но особенно яркие характеры героинь представлены в двух драмах. Это купеческая жена Кабанова в драме « » и дочь вдовы Хариты Игнатьевны Огудаловой - из драмы « ».

Конечно, обе героини во многом различны - и по своему происхождению, и по социальному положению, они получили разное воспитание и образование. Катерина родилась в купеческой семье, и ее образование типично для девушки ее круга - умение шить, вышивать золотом, преобладание религиозной литературы, вообще огромное влияние церкви и религии на ее мировоззрение. У как у представительницы другого социального круга образование носит светский характер - чтение романов, пение, игра на разных музыкальных инструментах. Да и положение героинь в обществе, и жизни у них весьма различны: если Катерина - жена купца Тихона Кабанова, из известной и уважаемой в городе семьи, то Лариса, хоть и «хорошей фамилии», но бедная девица на выданье, бесприданница.

Отсюда их образ жизни: Катерину в городе видят только в церкви, в сопровождении свекрови, ее замкнута и скучна, а для Ларисы мать приглашает в дом множество гостей, видя в них возможных женихов, поэтому там всегда музыка и веселье. Но в героинях много и общего: они чисты, искренни, правдивы. Катерина признается Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». Так же не свойственна ложь и Ларисе.

Вожеватов говорит о ней: «Да ведь она простовата. Не глупа, а хитрости нет… вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо», то есть правду. Для героинь имеет огромное значение их внутренний мир, они ярки, талантливы как личности. Катерина уносится душой в мир своих возвышенных грез, в сказочные райские сады с невиданными цветами, где поют ангелы.

Лариса - талантливый музыкант, она чудесно . И конечно же, обе героини испытывают настоятельную потребность любить, это стало органическим, необходимым условием их существования. О том, какая Лариса «чувствительная», как она «чуть не умерла с горя» после отъезда Паратова, рассказывает Вожеватов.

Катерина делится своими мечтами о любви с Варварой, сестрой мужа. Но, как выяснилось, любить-то героиням и некого: мужчины, находящиеся рядом, не способны на глубокое, сильное чувство, достойное либо Ларисы. Тихон, безвольный и слабый, всецело находится под башмаком маменьки и по ее воле унижает Катерину.

Он готов ее пожалеть, но если для этого надо поступиться своими интересами, например взять ее с собой в деловую поездку, то Тихон не считает нужным скрыть свое раздражение: «…Ты еще навязываешься со мной!» Только от домашней обстановки, от враждебности свекрови, непонимания и равнодушия мужа стала искать Катерина любви в другом месте, полюбив Бориса Григорьича, по выражению А. Н. Добролюбова, «на безлюдье».

Борис Григорьич, конечно, тоже не герой, он думал о романе с замужней женщиной как об удовольствии: «погуляем», пока муж в отъезде, - и он вовсе не готов к ответственности за то, что произошло с Катериной, ему даже в голову не пришло, что она не сможет притвориться перед семьей и скрыть свой грех. Так же не герой и Паратов, избранник Ларисы. Внезапно уехав, он год не подает о себе вестей, пренебрегая чувствами Ларисы, для поправления своего материального положения решает выгодно жениться. Но, встретившись с Ларисой, он по-актерски разыгрывает негодование тем, что Лариса выходит замуж за Карандышева: «О женщины!

Ничтожество вам имя!» И добившись ее признания в том, что она еще любит его, Паратов предлагает ей поехать с ним за Волгу, что может скомпрометировать девушку. После этого поступка Лариса должна или совсем не являться домой, или вернуться с Паратовым вместе для благословения матери. Но после этого Паратов объявляет Ларисе, опять же высокопарно и напыщенно, о своей помолвке, о «золотых цепях», которыми он скован на всю жизнь. Таким образом, не видя взаимопонимания, не получив ответа на свою искреннюю, глубокую страсть, и Катерина после измены мужу, и Лариса после предательства Паратова оказываются в ситуации нравственного выбора.

Для Ларисы это либо замужество за нелюбимым Карандышевым, либо позор падшей женщины, содержанки кого-либо из богатых купцов. Для Катерины выбор еще более страшный - неволя в доме свекрови или смерть. Лариса сочинение с аллсоч. ру 2005 еще слишком молода, чтобы быть настолько решительной.

Она мечтала о тихом семейном рае, но мелочный, самовлюбленный Карандышев измучил ее своими придирками и упреками. Выбор Ларисы продиктован прежде всего ее духовным одиночеством: ее не понимают ни мать, ни Карандышев, ни друг детства Вожеватов, разыгрывающий в орлянку-с Кнуровым, кто теперь поедет с Ларисой в Париж. Слово «вещь», оброненное Карандышевым, кажется Ларисе страшным и точным определением своего положения: «Я любви искала и не нашла… А ведь так жить холодно… Я не нашла любви, так буду искать золота».

Ей, совсем еще молодой, неопытной в жизни девушке страшно это открытие, но недостает сил на самоубийство. Поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как «благодеяние». Катерина сильнее, решительнее, она понимает, что ее будущее ничего хорошего ей не принесет и ждать ей уже нечего, что дома тяжелее, чем в могиле. И грех самоубийства уже не может ее остановить, потому что «жить нельзя».

И в том и в другом случае в смерти обеих героинь виновато общество, в котором они находились, окружающие их люди, ставящие власть денег и предрассудки общественной морали выше искренних человеческих взаимоотношений - любви, доброты, нежности, того, что искали и не сумели найти в жизни героини драм А. Н. Островского.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Катерина Кабанова и Лариса Огудалова в драмах А. Н. Островского . Литературные сочинения!